Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС."


Автор: Захар Валентина Валерьяновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС."
Раздел: полное образование





Назад




Формирование

универсальных

учебных

действий

в

образовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

м о ж н о

и

п р и т у п и т ь

е г о

п р и р о д н ы е

т в о р ч е с к и е

с п о с о б н о с т и

« р а з у ч и т ь »

д у м а т ь

с а м о с т о я т е л ь н о .

А. Дистервег.

Основой для разработки понятия УУД служит деятельностный подход,

базирующийся на положениях научной

школы Л.

С.

Выготского, А.

Н.

Леонтьева, Д.

Б.

Эльконина,П.

Я.

Гальперина,

В.

В.

Давыдова

.

В данном подходе наиболее полно раскрыты основные

психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования

картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся

В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, развитие

личностных качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны

родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий

процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться

формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные

учебные действия в современном обществе?

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия,

открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных

предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая

осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и

операциональных характеристик.

Функции УУД включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения,

- ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации

на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного

усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой

предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование

психологических способностей учащегося. В широком смысле слова

«универсальные учебные действия» означают саморазвитие и

самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения

информации.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Остановимся более подробно на регулятивных УУД.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия,

открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных

предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая

осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и

операциональных характеристик.

Функции УУД включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения,

- ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы

их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации

на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного

усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой

предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование

психологических способностей учащегося. В широком смысле слова

«универсальные учебные действия» означают саморазвитие и

самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения

информации.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Остановимся более подробно на регулятивных УУД.

По словарю Ушакова значение слова РЕГУЛЯТИВНЫЙ -

регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий

порядок, планомерность во что-нибудь.

Что бы быть успешным в современном обществе человек должен обладать

регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать

свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития

ситуации. Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи

помогают в решении жизненных проблем.

Например, многие родители нанимают репетиторов, тратят время и средства

для улучшения успеваемости своих детей. Но если бы ребята сами умели

организовывать свою учебную деятельность, то смогли бы самостоятельно

справиться со своими проблемами.

Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами

у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник

должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить

уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи

и прочее.

Сегодня всю нужную информацию можно найти в интернете и наша задача

научить учащихся правильно использовать найденную информацию. Умение

учиться является необходимым условием для адаптации в обществе, в профессии.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной

деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению

препятствий.

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность

к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём

сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. Таким

образом, система полностью отказывается от старой программы обучения.

Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием

обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных

учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа

УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий

учителям формировать требуемые навыки. Наряду с приобретением стандартных

навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для

ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных

технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно

применять.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,

регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих

развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках

нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте

второго поколения основы формирования универсальных учебных действий

подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать

молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное

развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль

учителя в этом нельзя переоценить.



В раздел образования