Автор: Сафронова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 19
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ датский сад №19.
Методическое пособие.
Тема: Игровые технологии математического развития детей дошкольного
возраста.
Воспитатель: Сафронова Н.В.
Новокузнецк, 2017г.
Содержание:
1.
Введение…………………………………………………………………...3
2.
Игра, как основной метод обучения…………………………………...4
3.
Процесс формирования элементарных математических
представлений, игровые технологии…………………………………..5
4.
Заключение………………………………………………………………11
5.
Используемая литература……………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Усвоение математических знаний на различных этапах школьного
обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из
причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе
усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления
дошкольников к усвоению этих знаний.
Проблемами развития мышления на основе опыта лежат идеи
отечественных и зарубежных педагогов – психологов:
Л.С. Выготского.П.П. Блонского, П.П.Гольперина, С.Л. Рубинштейна, В.В.
Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А.Менчинской,Д.Б. Эльконина,А.В.
Запорожца,
М. Монтессори.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
Вопрос о том, с чего и как начать подготовку детей дошкольного возраста к
изучению математики (или пред математическую подготовку) не может
решаться в настоящее время так, как решался 100 или даже 50 лет тому назад.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться
формированием представлений о числах и простейших геометрических
фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в
простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения
самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для
подготовки их к усвоению математических знаний является формирование
логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и
измерять, но и рассуждать.
1.Игра, как основной метод обучения детей дошкольного возраста.
Когда речь идет об обучении дошкольников, то, конечно, имеется в виду не
прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к
усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти
операции и отношения посредством практических действий, приводящих к
ним.
Таким образом, пред математическая подготовка детей представляется
состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е.
подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам
рассуждений, и собственно пред математической, состоящей в формировании
элементарных математических представлений. Отметим, что логическая
подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая
познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих
специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх
(наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и
повторения знаний) функции формирования новых знаний, представлений и
способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о
необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей
обучение через игру.
Игра для них — труд, учеба, серьезная форма воспитания. Иногда
спрашивают, когда играть с детьми, до или после занятия, не подозревая
даже, что можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе
игры, играя с ними.
В обучении детей 4—6 лет игра рассматривается не просто как один из
методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в
дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам
обучения. Для детей 4—6 лет игра является ведущим видом деятельности: в
ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и
развивается.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых
маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с
игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не
перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к
игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что
изучается, т. е в интерес к математике.
2. Процесс формирования элементарных математических
представлений, игровые технологии
Разработка и выбор технологий зависит от того, что подлежит освоению, и
в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка- это
содержание, активность познавательных действий, распознание ребенком
связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это
освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость и т.д.)
Игровые технологии:
- логические и математические игры;
- образовательные ситуации (развивающие, игровые);
- проблемные ситуации, вопросы;
- экспериментирование, исследовательская деятельность;
- творческие задачи, вопросы и ситуации.
Процесс формирования элементарных математических представлений
осуществляется под руководством педагога, в результате систематически
проводимой работы на НОД и вне ее, направленной на ознакомление детей с
количественными, пространственными и временными отношениями с
помощью разнообразных средств. своеобразными орудиями труда педагога и
инструментами познавательной деятельности детей.
В практике работы используются следующие средства формирования
элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых
раскрывается сущность работы по формированию элементарных
математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются
примерные конспекты занятий;
— сборной дидактических игр и упражнений для формирования
количественных, пространственных и временных представлений у
дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению
математики в школе в условиях семьи.
При формировании элементарных математических представлений
средства обучения выполняют разнообразные функции:
— реализуют принцип наглядности;
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для
малышей форме;
— помогают детям овладевать способами действий, необходимыми для
возникновения элементарных математических представлений;.
— способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия
свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и
обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального
к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную
деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них
желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением,
простейшими способами вычисления и т. д.;
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей
на занятиях по математике и вне их;
— расширяют возможности педагога в решении образовательных,
воспитательных и развивающих задач;
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Таким образом, средства обучения выполняют важные функции :в
деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных
математических представлений. Они постоянно изменяются, новые
конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики
пред математической подготовки детей.
Основным средством обучения является наглядно дидактический
материала для занятий. В него входит следующее: объекты окружающей
среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки,
посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без
них, нарисованные на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры,
карточки, таблицы, модели.
При формировании элементарных математических представлений на
занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения.
С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании
отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами
применяется опосредованная система дидактических материалов.
Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для
детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со
старшими дошкольниками используются наглядные пособия, моделирующие
математические понятия.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных
особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного
на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на
определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми
фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
Для каждой возрастной группы должен использоваться свой комплект
наглядного материала. Наглядный дидактический материал соответствует
возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям:
научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим,
экономическим и т. д.
Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для
повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах
обучения.
Обычно используется наглядный материал двух видов: крупный,
(демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный),
которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со
всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:
первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,
вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность
детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.
Эти функции являются основными, но не единственными и строго
фиксированными.
Учитываются размеры пособий: раздаточный материал должен быть
таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не
мешать друг другу во время работы.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы
развития элементарных математических представлений
в процессе специально организованных упражнений во время НОД . С этой
целью используются:
— пособия для обучения детей счету;
— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и
геометрических фигур;
— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные
комплекты пособий должны соответствовать основным разделам
программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.
Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются
педагогом , привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из
окружающей среды.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:
— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с
детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и
материалами;
— разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами;
обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.
П. Никитиным; шашки, шахматы;
— занимательный математический материал: головоломки, геометрические
мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на
трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов
(например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и
нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
— отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки),
палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется
на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины
и многое другое.
— книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и
рассматривания иллюстраций.
Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной
познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в
основном в часы игр, но могут применяться и на НОД
Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий,
ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в
отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать
требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.
Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая
индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп
развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности,
особенности.
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста
элементарных математических представлений являются занимательные игры,
упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал
чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и
воспитательному влиянию.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками
могут использоваться самые простые его виды:
— геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур
требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного
образца или по замыслу;
— «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор»,
«Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из
Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций,
открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,
способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.
Занимательный математический материал является средством
комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется
умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок
занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное
воображение, логическое мышление, целенаправленность и
целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы
действия для решения практических и познавательных задач — все это,
вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других
учебных предметов в школе.
В программе "Детство" основными показателями интеллектуального
развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных
процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети,
испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым
свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии
(особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного
развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило,
дают хороший результат.
Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень
эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:
Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы
Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета,
учить подбирать предметы одинакового цвета
Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память
Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы
геометрических фигур, формировать представление о символическом
изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать
геометрические фигуры по цвету и форме.
Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать
геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.
Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер
предметов; формировать представление о символическом изображении
предметов.
Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление;
упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету,
величине, форме.
Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить
читать кодовое обозначение логических блоков.
Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений
сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью
символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие
усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же
разряд могут перейти и сами «отстающие» дети. Важно вовремя осуществить
необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать
детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но
выполнимым.
Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, педагог
должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого с учётом его
достижений на данный момент развития. Необходимо иметь:
Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям
права выбора
Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых
детей)
Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой,
обновляемой – дети любят новое
Соблюдение принципа неожиданности и необычности.
Заключение
Организованная в русле игровых технологий работа по математическому
развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию
их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним
требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и
стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с
детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста».
«Просвещение» 1989г.
2.
Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для
педагогов». – М.: Просвещение, 2006.
3.
Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит.
Изд. Центр «Владос»
4.
Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7
лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г.