Автор: Мовчанюк Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 31"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Проверочная работа за 4 класс по русскому языку
Раздел: начальное образование
Проверочная работа по теме «Грамматические категории имен и глаголов»
Русский язык 4 класс Дата: _____________ Фамилия, имя___________________________________________________
Комментарии:
Уважаемый четвероклассник! В данной проверочной работе можешь выбрать и выполнить не менее двух заданий в каждом
блоке. Желаю тебе успехов!
Умения
Оценка
Задания
Умение 1.
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
/1
/5
/9
Блок 1.
1.А. Отметь
R
определения и грамматические значения выделенного слова в высказывании:
Первого января я нашел под елкой подарок, о котором давно мечтал.
Часть речи
Падеж
Род
Число
Одушевленность
Лицо
5
существительное
5
прилагательное
5
глагол
5
предлог
5
другая ЧР
5
нет
5
И.
5
В.
5
Р.
5
другой
5
муж.
5
жен.
5
ср.
5
общий
5
нет
5
ед.
5
мн.
5
неисчисляемое
5
одуш.
5
неодуш.
5
нет
5
1-е
5
2-е
5
3-е
5
нет
1.Б. В каждой группе слов обведи лишнее и объясни свой выбор:
а) окно, метро, кино, радио __________________________________________________________________________
б) ученица, сладкоежка, девочка, скрипачка ____________________________________________________________
в) лыжи, санки, коньки, валенки ______________________________________________________________________
г) сестра, морковка, папа, братишка, кровать _________________________________________________________
д) паровозик, юла, кукла, мячик, скакалка, погремушка __________________________________________________
1.В. Разгадай чайнворд.
1
2
4
3
9
8
5
7
6
1.
Сущ. 1-го скл. общего рода, обозначает неопрятного, неаккуратного человека.
2. Сущ. женского рода с орфограммой-нарушителем в окончании, синоним вы-
ражения «вооруженные силы» в Род. падеже. 3. Сущ. Имя в форме Твор. падежа
ед. числа. 4. Сущ. мужского рода 2-го скл., образованное с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса от существительного медведь. 5. Сущ.
мужского рода 2-го скл., с суффиксом –щик, обозначающее профессию и об-
разованное от слова камень. 6. Сущ. женского рода 1-го скл., являющееся
названием домашней птицы, в Дат. падеже ед. числа. 7. Сущ. женского рода 3-го
скл., являющееся названием породы хвойных деревьев, в Дат. падеже мн. числа.
8. Сущ. мужского рода 2-го скл., обозначающее сооружение для переезда и
перехода через реку, в Род. падеже мн. числа. 9. Одно из десяти разносклоняе-
мых сущ. среднего рода (оканчивающихся на –мя), в Род. падеже множествен-
ного числа.
Умение 2.
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
Блок 2.
2.А. Найди в высказывании слово, соответствующее данной Грамматической Характеристике.
Допиши это слово и его начальную форму в характеристику.
Трудолюбивая пчелка собирает целебный мед с цветов душистого жасмина.
2.Б. Прочитай шуточные стишки, обрати внимание на выделенные слова, а затем выполни задание.
Я – учитель всей страны.
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.
Эта девочка умна.
Всё запомнила она.
Я люблю её одну
Эту девочку умну.
Этот мальчик так умён.
Всё на свете знает он.
И услышит вся страна
Про мальчонку, про умна.
Отметь свойства кратких прилагательных, которыми они отличаются от полных:
5
не изменяются по родам;
5
не изменяются по числам;
5
не изменяются по падежам.
2.В. Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Мозаика». Вместо цветных стеклышек в этой игре
предложены прилагательные. Вот сколько их и все такие разные:
А дальше – сказка, в которой прилагательных вовсе нет, а есть пропуски, которые ты можешь заполнить ка-
кими угодно прилагательными (из мозаики). Постарайся, чтобы было смешно. Например, так: «На пуши-
стой фиолетовой планете…», или так: «На квадратной бархатной планете…». Потом сравним, у кого какая
сказка получилась… Строгое правило: каждое прилагательное можно использовать только один раз!
- имя прилагательное
1. нач. ф. -_________________________________________
2. в форме Ед. числа, Р. падежа, Муж. р._______________
__________________________________________________
________________________________________________
Прилагательные
для
мозаики
:
голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый,
лысый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый,
холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, стеклянный, бумажный,
оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной,
красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый,
худой, зубастый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, ушастый, летучий,
кривой, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый,
багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый,
малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
На
__________________
__________________
планете
жили
__________________ __________________ человечки. У них были __________________
глаза,
__________________
волосы,
__________________
уши.
Зато
очень
__________________
характер.
Домики
у
человечков
были
__________________,
с
__________________ крышами. Возле каждого домика сидела __________________ со-
бачка. Собачки на этой __________________ планете были вместо кур, потому что
__________________
домики
охраняли
__________________
дракончики
и
__________________ страусы. Они сидели на __________________ веревочках и рыча-
ли. На __________________ __________________ деревьях пели __________________
песни
__________________
мухи.
В
__________________
лесах
водились
__________________
слонята,
__________________
цыплята,
__________________
ёжики
и
__________________
ящерицы.
А
на
__________________
черепахах
__________________ человечки ездили в гости.
Правитель __________________ планете был человеком __________________ и
__________________, он жил в __________________ дворце с __________________ окна -
ми и __________________ дверями. У него были __________________ слуги. А еще у
правителя
была
дочь.
Она
была
__________________,
__________________,
__________________ и __________________. И он ее очень любил за это.
/10
Умение 3.
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
________________
/7
/10
/ 20
Блок 3.
3.А. Определи падежи имён существительных и прилагательных.
Яркий луч солнца пробился в щель ставня. Бушевал всю ночь снежный буран. В густом лесу
водится разная лесная дичь. Дремлет чуткий камыш. Горькие слёзы льёт плакса. Тёмные тучи об-
ложили небо. Помчались по дорогам снежные вихри.
3.Б. Выпиши из высказывания ВСЕ имена существительные и прилагательные. Сделай их морфологиче-
ский разбор.
Из смолы древних хвойных деревьев образуется драгоценный янтарь.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3.В Вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их род и падеж. Выдели окон-
чания.
Зимний лес.
Хорошо в __________________________ лесу. Деревья стоят в _____________________инее.
Всё засыпано _________________________________снегом. Всё сияет _________________ све-
том. Особенно хороши ___________________________ели в __________________________ уборе.
В _____________ ___________________ воздухе звонко отдаётся каждый звук. Деревья осве-
щены ______________________________ солнцем. Но вот солнце спряталось. На
_________________ небе зажглись _____________________________ звёздочки.