Напоминание

"Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста".


Автор: Островская Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт Островской Русудан Игоревны, учителя-логопеда

МБДОУ № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской.

«Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по

профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у

детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится

на

кончиках

его

пальцев».

Формирование

словесной

речи

ребенка

начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Развитие

пальцевой

моторики

как

бы

подготавливает

почву

для

последующего формирования устной и письменной речи. Развитием мелких

мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с 6

месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные

их возрасту.

Мы

часто

замечаем,

что

у

значительного

большинства

детей

пальчики

м а л о п о д в и ж н ы ,

д в и ж е н и я

и х

о т л и ч а ю т с я

н е т о ч н о с т ь ю

и

несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут

кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать

шапку,

зашнуровать

ботинки.

Недостаточность

развития

двигательного

анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более

обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не

только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста.

Уже

младенцу

можно

массировать

пальчики,

воздействуя

тем

самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию

мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью

подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в

головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев

рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя

тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние

зоны, отвечающие за речь.

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы

формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или

иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В

ходе

физкультминуток

детям

предлагается

как

бы

«конструировать»

из

пальцев

различные

предметы

и

объекты.

Такая

необычная

игровая

деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный

настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей

быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной

умелости

предполагает

известную

степень

зрелости

структур

головного

мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем

случае нельзя ребёнка заставлять.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики

и

координации

движений

руки

должна

стать

важной

частью

подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого

развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития

«тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно,

чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку,

владел зрительно-моторной координацией.

Целью данной

работы

является

раскрытие

актуальности

использования

различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой

моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи

в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями

старшего

дошкольного

возраста,

показать

значимость

использования

предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

Укрепление психологической базы ребенка.

Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.

Развитие переключаемости с одного движения на другое.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие сенсорно — перцептивной сферы.

Предупредить

возможное

появление

дисграфии

путем

развития

мелкой

моторики.

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной

деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

Побуждать

интерес

к

логопедическим

занятиям;

воспитывать

у

детей

активность на занятии.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических

игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может

использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители

дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей

готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр

и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с

активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать

не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое

мышление,

творческие

способности.

Предлагаемые

задания

постепенно

усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по

замыслу. Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то,

что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия

и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом

доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не

только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой

моторики

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

а

впоследствии,

в

школьном возрасте, с появлением дисграфии.

В

реализации

педагогического

опыта

преимущественно

проводятся

индивидуально-подгрупповые формы работы.

Представленный опыт работы, дал устойчивые положительные результаты в

коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей

старшего дошкольного возраста.

Итоговая

диагностика,

проведенная

в

конце

учебного

года,

доказывает

эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию

пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной

речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного

возраста. У детей:

-

формируется

положительная

мотивация

к

обучению,

познавательная

и

речевая активность;

- развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие,

внимание, память, воображение;

- у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы

внутренней готовности к овладению процессом письма;

- развивается мышечная активность;

- развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений,

повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы

позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой

моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения,

расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из

пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам, работающим с ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми

и добрыми, помогайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая

из них трагедии, то есть просто научитесь его понимать!



В раздел образования