Автор: Мугтасимова Фанзия Марселевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Красногорский детский сад "Аленушка"
Населённый пункт: РТ, г. Мамадыш
Наименование материала: проект
Тема: "Мы изучаем ПДД"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красногорский детский сад “Аленушка”
Мамадышского муниципального района
г. Мамадыш, 2016 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красногорский детский сад “Аленушка”
Мамамдышского муниципального района
г. Мамадыш, 2016 год
Составитель: Мугтасимова Фанзия Марселевна – воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Красногорский детский сад “Аленушка” Мамамдышского муниципального района РТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
От автора………………………………………………………………………….6
Цели и задачи подготовки дошкольников к безопасному поведению
на дорогах……………………………………………………………………..….7
Информация для воспитателей………………………………………………….8
Для вас, родители………………………………………………………………..10
Конспект образовательной деятельности «Знаки, регламентирующие
движение пешеходов на перекрестке»……………..…………………………..16
Конспект образовательной деятельности «В гостях
у Красной шапочки» ……………….………………………………………...…19
Конспект образовательной деятельности
«Уроки смешариков» (презентация)…………………………………..………..21
Родительское собрание на тему: «Путешествие в страну дорожных
знаков»……….
…………………………………………………………………...23Сценарий
семейной познавательно-игровой программы
«Юный пешеход» (презентация)…...………………….……………………….26
Дидактик уеннар (на татарском, презентация).................................................33
Хәрәкәтле уеннар................................................................................................36
Литература ……………………………………………………………………....44
Приложение……………………………………………………………………...45
Введение
Каждый из нас знает, что с каждым днем увеличивается количество транспортных
средств, повышается их скоростные характеристики, вырастает интенсивность движения
на
дорогах,
множется
количество
ДТП
связанных
с
гибелью
детей,
поэтому
очень
актуальна
проблема
обучения
ПДД.
Поэтому
применительно
к
детям
дошкольного
возраста
обязанности
пешеходов
и
пассажиров
должны
быть
изложены
доступно
и
понятно.
У
детей
дошкольного
возраста
непроизвольное
запоминание
эффективнее
произвольного.
Вместо
увеличения
объема
знаний
следует
обращать
внимание
на
точность образов и понятий, которыми они пользуюся. Дети уже способны к некоторым
обобщениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории.
Например: автомобиль, автобус и.т.п. можно определить ождним понятием – транспорт.
При этом следует иметь в виду, что могут объединить своими словами. Выводы делаются
не на основе логических аргументов, а путем соотношения суждения с воспринимаемыми
сведениями.
В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и перехода в образование
новых
технологий,
у
восптателей
появилась
вожможность
в
использовании
мультимедийных средств, для использования их на занятиях и более успешного решения
поставленных задач.
От автора
Прежде чем воспитывать других,
будь воспитанным сам.
Мы живем в красивом городе Мамадыш, где из года в год стремительно растет число
транспорта.
Приходится довольно часто наблюдать
аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы,
среди которых есть и дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное
отношение к автомобилю. С одной стороны они боятся этих громадных рычащих машин,
проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы
перебежать
перед
машиной
дорогу,
не
понимая,
что
моментально
остановиться
или
свернуть в сторону водитель просто не в состоянии.
Наш детский сад «Аленушка» активно работает над проблемой обучения детей
безопасному поведению на дорогах в течение многих лет, целенаправленно ведя работу по
обучению и предупреждению детского – транспортного травматизма. Поэтому главной
задачей передо мной стало – научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в
общественном транспорте.
Главная цель в моей работе – формирование основ безопасного поведения, как на
дорогах, так и в транспорте.
Системную работу по обучению правилам дорожного движения мы взрослые должны
начинать с детьми с трех летнего возраста по принципу от простого к сложному,
акцентируя свое внимание на следующих задачах:
1.
Дать
детям
необходимый
минимум
доступных
им
знаний
правил
дорожного
движения,
дорожных
знаков
(три
света
светофора,
пешеходный
переход
–
наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде)
2.
Обучая
правилам
дорожного
движения,
следует,
учитывать
индивидуальные
возможности
детей,
использовать
такие
формы
обучения,
как
беседа,
занятие,
развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и.т.п.
В 3
–
4 года учим детей различать грузовые и легковые автомобили,
называть части машин, формируем умение определять красный, зеленый,
желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учим
ориентироватҗся в пространстве (понятие далеко, близко, вверху)
В 4 – 5 лет знакомим детей с улицей, дорогой, тротуаром; учим в игровых
ситуациях
правильно
входить
в
транспорт
и
выходить
из
него;
особое
внимание
уделяем
инлевидуальной
работе:
рассматриванию
каритинок,
обыгрыванию игрушек.
В
более
старшем
возрасте
дети
знакомятся
со
светофором,
с
его
назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками.
Хочется надеяться, что совместная работа с родителями поможет
организовать обучение по правилам дорожного движения правильно, а
детям – в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и
безопасно.
Цели и задачи подготовки дошкольников
к безопасному поведению на дорогах
Основные
задачи
обучения
детей
ПДД
–
знакомить
с
правилами
этического
и
безопасного поведения на дороге и в транспорте, научить различать и понимать, что
означают некоторые дорожные знаки, обсуждать различные опасные ситуации, научить их
необходимым
мерам
предосторожности.
Среди
задач
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной
безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах
- одна из важнейших.
Главная цель в обучении и воспитании детей для каждого педагога - формирование
самостоятельного, творческого типа мышления, обеспечивающего ребенку возможность
правильно оценивать дорожную ситуацию и не стать причиной или, более того, жертвой
дорожного пришествия.
Реализации целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможно
только в том случае, если учебно -
воспитательный процесс будет обеспечен всеми
необходимыми для этого учебно – методическими, дидактическими и материально –
техническими условиями.
Информация для воспитателей
Несколько правил которые должен знать воспитатель о ПДД
Каждый
воспитатель
должен
хорошо
знать
правила
дорожного
движения,
чтобы
со
знанием
дела
вести
воспитательную
работу
с
детьми
и
родителями,
обеспечить
собственную безопасность.
1.
Пешеходам разрешается ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2.
Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю
дороги, навстречу движению, чтобы видеть движующийся транспорт и вовремя
отойти в сторону
3.
Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с
обозначенными линиями или указателем “пешеходный переход”
4.
Прежде чем сойти на проежую часть при двустороннем движении, необходимо
убедиться в полной безопасности
5.
Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из –
за транспорта на проезхжую часть
6.
Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда(дети
идут
взявшись
за
руки).
Впереди
и
позади
колонны
должны
находиться
сопровождающие с красными флажками.
Сначало проверь себя
(блиц вопросы для воспитателей)
1. Что означает термин «проезжая часть» ?
a) – расстояние между зданиями, включая тротуары;
b)
–
часть
дороги,
предназначенная
для
движения
всех
участников дорожного движения;
c)
–
элемент
дороги,
предназначенный
для
движения
безрельсовых транспортных средств.
2. Кого называют «водителем»?
a) – лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
b) – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
c) – лицо, ведущее велосипед.
3. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
a) – никак;
b) – оштрафовать;
c) – посадить в тюрьму.
4. Где разрешается кататься на санках или лыжах?
a) – по дороге, предназначенной для пешеходов;
b) – по правой стороне проезжей части;
c) – в специально отведенных местах.
5. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
a) – на перекрестке по линии тротуаров или обочины;
b) – в любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в
обе стороны;
c) – во всех вышеперечисленных случаях.
6. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
a) – всегда, если это безопасно;
b) – если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога
хорошо просматривается в обе стороны;
c) – в произвольном месте переходить дорогу нельзя.
7. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора
на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
a) – продолжить переход;
b) – вернуться обратно на тротуар;
c)
–
дойти
до
середины
проезжей
части
и
ожидать
там
зеленого
сигнала
светофора.
8. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
a) – нет, не разрешен;
b) – да, разрешен;
c) – разрешен, если нет автомашин.
Для вас родители
Консультация для родителей
«Правила безопасности для детей.
безопасность на дорогах»
1.
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги -
направо.
2.
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются
специальным знаком
« Пешеходный переход»
3.
Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
4.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю
навстречу машинам.
5.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай,
можешь
им
напомнить,
что
эти
транспортные
средства
опасно
обходить
как
спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему
перейти улицу.
6.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
7.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
8.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей
части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для
осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство
может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
-
неоднократно
показывайте
ребенку,
как
транспортное
средство
останавливается
у
перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе
посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор,
приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на
тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной
линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку
каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за
авто-, мототранспортными средствами;
-
не
торопитесь
переходить
дорогу,
если
на
другой
стороне
вы
увидели
друзей,
родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев
вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора
дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может
выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки:
ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении;
особую
опасность
представляет
передняя
дверь,
так
как
можно
попасть
под
колеса
транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него:
стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть
рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при
столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и
удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Родителям о Правилах Дорожного Движения
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил
дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада
нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком
неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский
сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при
этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками
безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной
фразе: "Будь осторожен на дороге", она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге
надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в
детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных
местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может
гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с
ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что
посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон
нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить
дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы.
здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему
перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал
светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале,
потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают
скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный
переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и
убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Часто
ребята
оказываются
под
колёсами
транспорта,
когда,
выйдя
из
автобуса
или
троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в
данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому
что
оно
большое
и
из-за
него
ничего
не
видно.
Надо
подождать
пока
автобус
или
троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы,
стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от
них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним
маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности,
которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо
обратиться
к
помощи
взрослых.
Дайте
возможность
ребёнку
пройти
этот
маршрут
самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с
ним все его действия.
Советы родителям
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ ПОПАДАТЬ В ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНЫЕ
«ЛОВУШКИ»
ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ - СТОЯЩАЯ МАШИНА.
Почему? Да потому что, заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход,
уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрыть собой идущую,
мешает вовремя заметить опасность.
Нельзя
выходить
на
дорогу
из-за
стоящих
машин.
В
крайнем
случае,
нужно
осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только
тогда переходить улицу.
Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящим у края проезжей части машинами и
обратите
внимание
малыша
на
тот
момент,
когда
из-за
стоящей
машины
внезапно
появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, стоящий на остановке автобус тоже
мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
НЕ ОБХОДИТЕ СТОЯЩИЙ АВТОБУС НИ СПЕРЕДИ,
НИ СЗАДИ!
Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собой участок
дороги, по которому в тот момент, когда вы решили перейти, может проезжать автомобиль.
Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности.
Надо подождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как
можно дальше.
УМЕЙТЕ ПРЕДВИДЕТЬ СКРЫТУЮ ОПАСНОСТЬ!
Из-за какого-нибудь препятствия (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты и др.),
мешающего видеть дорогу целиком, может неожиданно выехать машина.
Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где ничего не помешает вам
осмотреть ее. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что
опасности нет, и только тогда переходить улицу.
МАШИНА ПРИБЛИЖАЕТСЯ МЕДЛЕННО. И ВСЕ ЖЕ - НАДО ПРОПУСТИТЬ
ЕЕ!
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на
скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
И У СВЕТОФОРА МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ОПАСНОСТЬ!
Дети
часто
рассуждают
так:
«Машины
еще
стоят,
водители
меня
ви дят
и
пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на
переход может выехать автомобиль, который был не виден
за стоящими машинами и шофер, который не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал
светофора для пешеходов - нужно остановиться.
Сегодня на улицах городов мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители нарушают
правила дорожного движения: мчатся на непозволительно высокой скорости, игнорируют
сигналы
светофора
и
знаки
перехода.
Поэтому
недостаточно
научить
детей
ориентироваться только на зеленый сигнал светофора. Переходя улицу, ребенок должен не
только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
«ПУСТЫННУЮ» УЛИЦУ ДЕТИ ЧАСТО ПЕРЕБЕГАЮТ НЕ ГЛЯДЯ.
На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на
дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль.
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на
ней нет машин, приостанавливаться, осматриваться, прислушиваться - и только тогда
переходить улицу.
НА УЛИЦЕ УМЕЙТЕ КРЕПКО ДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА ЗА РУКУ!
Находясь рядом с взрослыми, ребенок полагается на них и либо вовсе не наблюдает
за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого учитывает.
Дети, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук
взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля. Возле перехода вы
должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.
Анкета для родителей
1. Если вам приходится идти пешком, то вы с ребенком:
а) переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке, ориентируясь на, зеленый
сигнал светофора:
б) переходите дорогу по пешеходной дорожке, если пет машин и не смотря на
сигналы светофора;
в) переходите дорогу там, где вам кажется удобным
2. Знает ли Ваш ребенок основные дорожные знаки:
а) да, мой ребенок знает основные дорожные знаки, может их назвать,
рассказать для чего они нужны, применяет в жизни правила дорожного движения;
б) я в этом не уверен. Знания моего ребенка недостаточны и случайны. Ребенок
ошибается в названии знаков;
в)
ребенок
не
знает
значения
знаков,
не
знает
как
себя
вести
на
улице
и
в
транспорте.
3. Считаете ли Вы, что усилия педагогов ДОУ по ознакомлению детей с правилами
безопасного поведения на улице:
а) будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
б) будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
в) не эффективны, гак как научить безопасному поведению на улице могут только
родители
4. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного
движения?
а) ежедневно;
б) иногда;
в) не говорим на эту тему.
5 .
С о б л ю д а е т е
л и
В ы
с а м и
П р а в и л а
д о р о ж н о г о
д в и ж е н и я ?
а) всегда соблюдаю;
б) не всегда;
в) не соблюдаю.
6. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
а) всегда соблюдаю;
б) иногда бывает, если спешим.
в) не обращаем внимания ни на сигналы светофора, ни машины.
7. Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?
а) никак не реагирует;
б) говорит о том, что мы идем неправильно;
в) требует, чтобы мы шли правильно
а) – 1 б. б) – 2 б. в) – 3 б.
0 – 7 – высокий уровень знаний
7 – 14 – средний уровень знаний
14 – 21 - низкий уровень знаний
Конспект образовательной деятельности
Знаки, регламентирующие
движение пешеходов на перекрестке
Программное содержание
Продолжать знакомить детей со знаками, регламентирующими движения пешеходов на
перекрестках.
Учить
различать
виды
пешеходных
переходов,
закреплять
правила
поведения
на
перекрестках, обозначенных дорожными знаками.
Учить воспроизводить название знака в словах и изображать их на рисунке.
Познакомить детей с сигналами регулировщика, учить воспроизводить их в игре.
Содействовать
развитию
внимания,
памяти,
воображения,
умение
анализировать
дорожную ситуацию, обосновывать свое суждение.
Воспитывать желание соблюдать правило безопасного поведения на дорогах.
Методические
приемы:
проблемные
вопросы,
наглядность,
игровые
ситуации,
художественное слово, работа с картой-схемой.
Словарная работа: надземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход,
перекресток; тротуар, проезжая часть, светофор, пешеход, наземный переход, водитель.
Оборудование к занятию.
демонстрационный
материал:
фуражка
милиционера,
свисток,
жезл,
магнитола, кружки красного, зеленого, желтого цвета, макеты дорожных знаков,
презентация, использование компьютера.
раздаточный материал: разрезные знаки разных видов перехода.
Предварительная работа: экскурсия на перекрестках, рассматривание иллюстраций,
беседы, наблюдения за пешеходами, чтение художественной литературы.
Анализ содержания
1. Компонентный анализ
а) понятийный
новые
Регулировщик
опорные
надземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход,
перекресток; тротуар, проезжая часть, светофор, пешеход, наземный
переход, водитель, дорожные знаки.
б) приемы работы
новые
анализ дорожной ситуации на картинках.
опорные
дидактические игры, художественное слово
2 . Технико-технологический анализ
фуражка милиционера;
свисток;
карточки;
слайды.
3. Организационно-экономический анализ:
соблюдение техники безопасности; дети сидят на стульях полукругом.
4. Логический анализ:
проблемные вопросы на перекрестке (умение мыслить, отгадывать загадки, решать
задания);
просмотр
мультимедийной
презентации
(умение
анализировать,
обобщать,
сравнивать).
5. Психологический анализ:
дети
с
высокой
активностью
самостоятельно
отвечают
на
вопросы;
дети
с
малой
активностью отвечают с помощью наводящих вопросов.
6. Воспитательный анализ: воспитывать желание соблюдать ПДД.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с Дядей Степой. И учили
отрывок из стихотворения о нем. А кто его нам расскажет?
«Дядя Степа - милиционер»
Ребенок 1:
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.
Что давно когда-то жил он
У заставы Ильича.
И что прозвище носил он:
Дядя Степа – Каланча.
Ребенок 2:
Дядю Степу уважают
Все, от взрослых до ребят,
Встретят — взглядом провожают
И с улыбкой говорят:
— Да-а! Людей такого роста
Встретить запросто не просто!
Да-а! Такому молодцу
Форма новая к лицу!
Если встанет на посту,
Все увидят за версту!
Воспитатель: Спасибо, ребята. А вы помните автора этого стихотворения? (Ответ детей).
Правильно, Сергей Михалков. Вот его фотография . В детстве он мечтал стать знаменитым
писателем. И когда он вырос, его мечта осуществилась. Первое стихотворение, которое
напечатали в газете, называлось «Дорога». А стихотворение «Дядя Степа» сделало его
знаменитым. Его герой был очень похож на него самого, он был такой же высокий,
справедливый и любил детей. А сегодня я приглашаю вас в путешествие на нашу улицу.
(дети поднимаются и собираются в колонну по двое)
(вдруг раздается свисток, появляется Дядя Степа)
Дядя Степа: Здравствуйте, ребята! Куда это вы собрались?
Воспитатель: Мы хотим познакомиться с нашей улицей.
-
Дядя Степа: На улице много всего интересного, но она таит в себе и опасность.
Когда вы выходите на улицу, то сразу же становитесь участниками дорожного
движения. А кем мы сейчас являемся на дороге? (пешеходы)
-
По какой части улице ходят пешеходы? (тротуар)
-
А ездят автомобили? (проезжая часть)
-
А если нет тротуара, где надо ходить пешеходу? (по обочине).
-
Какие бывают светофоры? (пешеходные и для водителей).
-
Что такое перекресток? (пересечение двух дорог)
-
А кто главный помощник на дороге? Правильно, светофор.
Дядя Степа: А давайте поиграем в знакомую вам игру «Светофор» и повторим его
сигналы.
Показывает красный кружок – дети стоят, зеленый – шагают,
желтый – хлопают в ладоши (под музыку)
Дядя Степа:
Молодцы! Ребята, ответе мне на такой вопрос. Если вдруг сломается
светофор, кто нам поможет перейти улицу? (регулировщик)
Воспитатель: Молодцы!
Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой!
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали?
Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ –
Через улицу идет.
Ребята, смотрите, какими сигналами постовой регулирует движение на дороге.
Слайд с регулировщиком. Показывает и рассказывает.
Дядя Степа: Я знаю очень интересную игру, она называется «Регулировщик». Поиграем,
ребята? Давайте выстроимся в две шеренги лицом друг к другу. Это будут наши команды.
Выберете себе капитана, которому я дам жезл. По моему сигналу вам надо передать жезл
по рукам своему соседу. При этом, когда я буду давать команду «Красный сигнал» – у кого
оказался в этот момент в руках жезл, делает шаг вперед и демонстрирует «Красный
сигнал», если ответ у вас правильный, то продолжаете играть, а в зачет команда получает
очко. Не справились – делаете шаг назад.
(Дети садятся на пол произвольно)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Очень нужен он в пути
Где дорогу перейти.
Он расскажет, что и как,
Звать его дорожный знак.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие знаки дружат с пешеходом, переходящим
дорогу?
Вдоль по «зебре» пешеход
По полосочкам идет.
Значит, здесь - любому ясно
Пешеходный переход.
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Пусть транспорт мчит
Со всех сторон,
Не знаем мы забот:
Для нас с тобой сооружен
Надземный переход.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Какой вид перехода отсутствует на экране? А
теперь посмотрите, у меня есть знаки, но только они разрезаны. Надо собрать их и назвать
правильно. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Лишний знак». Молодцы!
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии что вам понравилось больше всего? Что нового
вы
узнали
для
себя?
Что
нам
помогает
перейти
дорогу
на
перекрестке?
(светофор,
регулировщик и дорожные знаки).
Дядя Степа: Ребята, вы действительно знаете правила дорожного движения. Я желаю вам
всегда доброй дороги! И я хочу подарить вам книгу С.В. Михалкова «Дядя Степа». А
теперь мне пора. До свидания, ребята.
Дети: До свидания, Дядя Степа.
Конспект образовательной деятельности
«В гостях у Красной шапочки»
Программное
содержание:
Продолжать
воспитывать
у
детей
культуру
поведения
на
улице. Учить не нарушать правила дорожного движения, иначе случиться непоправимое.
Закрепить
знания
о
знаках
дорожного
движения:
железнодорожный
переезд
со
шлагбаумом, животные на дороге, въезд запрещен. Уметь подробно описать знак и его
назначение. Закрепить представление о светофоре и его сигналах.
Обогащение и активизация словаря: шлагбаум, железнодорожный переезд.
Материалы: цветные восковые карандаши, белый лист бумаги.
Ход занятия
Волк:
Куда ты, девочка, спешишь?
И почему теперь молчишь?
Что там, в корзиночке твоей?
Мой завтрак, видно, дай скорей!
Красная шапочка:
Иду я к бабушке своей
Она болеет, плохо ей,
Несу я маслица горшок
И очень сладкий пирожок.
Волк:
Зубов и так нет у меня,
Неси все бабушке, дитя,
А где же бабушка живет?
Красная шапочка:
А там, за лесом, поворот.
Потом идти лесной дорогой,
От мельницы еще немного.
Волк:
Знаешь что, и я пойду,
Бабушку твою найду.
Покороче нужен путь…
А! добегу как – нибудь!
(Волк
видит
знак
«Железнодорожный
переезд
со
шлагбаумом»,
переезд
закрывается
шлагбаумом)
Волк:
Что за палка, вдруг, свалилась?
Искры сыплются из глаз
Все вокруг, вдруг, закружило
Шишка… Разозлюсь сейчас.
Что за знак стоит
Кто мне объяснит?
(дети отвечают, а Волк идет дальше, видит знак «Животные на дороге»)
Волк:
Уходи скорей, прошу,
Или больно укушу.
Что знак стоит,
Кто мне объяснит?
(дети отвечают, а Волк идет дальше. Впереди видит знак «Въезд запрещен»)
Волк:
Вот и все и добежал я
Здравствуй, бабушка моя!
(падает в канаву)
Волк:
Что за знак подвел меня?
Выбил зуб последний я
Воспитатель:
Ну, вот ребят за свои коварные мысли и не за незнания дорожных знаков Волк попал в
ловушку.
А вы знаете, дорожные знаки и что они означают?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну тогда я предлагаю вам зарисовать эти знаки.
(дети начинают рисовать знакомые знаки. После зарисовки воспитатель просит нескольким
детям объяснить, что за знак они зарисовали)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста на этот знак. Как он называется?
В
красном
треугольнике
на
белом
поле
нарисован
забор.
(«железнодорожный
переезд со шлагбаумом»)
А
этот
знак,
красный
треугольник
по
белому
полю
бежит
лось
называется…..
(«Животные на дороге»)
На красном круге белый прямоугольник, этот знак знает каждый. Он называется….
Правильно («Въезд запрещен»)
Воспитатель:
А сейчас я вам загадаю загадку, а вы скажите, что это:
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой
Как посмотрит глазом красным
Остановятся все сразу (светофор)
Игра «Сигналы светофора»
Воспитатель:
(После игры остаются на местах и отвечают на вопрос воспитателя) ребята, а какие вы
знаете виды светофоров? (ответы детей)
Дети, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Что вам особенно запомнилось?
Что понравилось на занятии?
Воспитатель:
Чтоб не волновались каждый день родители.
Чтоб спокойно ездили водители.
Мы должны знать и строго соблюдать правила дорожного движения.
Конспект образовательной деятельности
«Уроки смешариков »
Программное содержание: Продолжать учить воспитывать у детей культуру поведения на
улице. Учить различать виды пешеходных переходов, закреплять правила поведения на
перекрестках, обозначенных дорожными знаками. Познакомить и дать представление о
светофоре и его сигналах.
Обогащение
и
активизация
словаря:
подземный
переход
и
надземный
пешеходный
переход, двухсекционные светофоры
Материалы: знаки разрезанные на
кусочки для проведения игры Собери картинку»,
беджики
Ход занятия.
В
музыкальном
зале
(на
полу
-
разметка
перекрестка,
пешеходный
переход,
знак
пешеходного перехода, светофор, на заднем плане - дорожные знаки). Дети входят в зал,
здороваются с персонажами и гостями.
Воспитатель: Вот ребята мы и пришли с вами в «Лесную школу». Сегодня занятия по
ПДД для вас приготовили ваши любимые герои.
Лося: Ребята недавно в нашей школе прошли Уроки дорожного мастерства. Мои ученики
узнали много нового и теперь хотят поделиться своими знаниями с вами. Давайте я
представлю ваших учителей: Крош, Нюша, Ежик. Первый урок проведет Крош, а мы не
будем вам мешать.
Лосяш, Нюша, Ежиу уходят.
Крош: Я проведу у вас первый урок. А о чем он будет, вы узнаете из загадки:
Я глазищами моргаю,
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (ответ детей).
Правильно – это светофор. Расскажите мне, что вы знаете о светофоре.
Дети: Мы знаем двухсекционные светофоры – они предназначены для пешеходов. Когда
зажигается красный свет, мы видим на нем фигуру человека, который стоит. Это значит: на
красный свет пешеходы стоят. Когда зажигается зеленый, светофор нам показывает, что
можно идти. Такой светофор подает два сигнала световой и звуковой. Звуковой сигнал
помогает
пешеходам,
которые
не
могут
увидеть
световой
сигнал
-
для
незрячих
пешеходов.
Крош: Светофоры бывают еще трехсекционные – для водителей.
Вот он. Светофор
помогает пешеходам и водителям двигаться по дороге. У него три сигнала КРАСНЫЙ –
запрещает, ЖЕЛТЫЙ – просит подождать, ЗЕЛЕНЫЙ – разрешает.
А теперь давайте
проверим ваши знания в игре «СВЕТОФОРИК».
Поделимся на команды: те ребята, у которых красные бейджики, будут в одной команде, а
те, у кого зеленые бейджики, будут в другой команде. Первая команда будет пересекать
перекресток
в одном направлении, а вторая в другом. Помните, что вам необходимо
следить за сигналами светофора. Молодцы у вас все получилось!
Заходит Нюша.
Нюша: Я проведу второй урок. Ребята расскажите, где и как можно переходить дорогу?
Дети: Дорогу нужно переходить на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу.
Пешеходный
переход
наносится
на
дороге
белой
краской,
чтобы
его
было
видно
и
пешеходам и водителям днем и ночью.
Нюша: Правильно, молодцы! Вы все знаете.
Ребята посмотрите есть еще подземный
переход и надземный ими пользуются для перехода через оживленную автостраду. Они
обозначаются вот такими знаками. Ребята
чтобы проверить ваши знания я вам предлагаю посмотреть на мою интерактивную доску.
Вы должны мне ответить, правильно дети переходят улицу или нет. Молодцы, справились
с заданием.
Ежик: Следующий урок мой. Отгадайте и мою загадку:
По обочине дороги
Как солдатики, стоят
И мы строго выполняем
Все, что нам они велят.
Правильно это дорожные знаки. Я колючий и люблю все угловатое. Посмотрите, я принес
вам предупреждающие знаки.
Знак «дети» ставится перед школами, детским садом и предупреждает водителя о том, что
дети могут выбежать на дорогу.
Знак «пешеходный переход» предупреждает водителей, что впереди участок дороги, где
пешеходы переходят дорогу.
Ежик: Все эти знаки вписаны в красные треугольники. Они предупреждают водителей об
опасностях, к которым они должны быть готовы. А сейчас чтобы проверить ваши знания я
вам дам задание:
нужно собрать из кусочков правильный знак и назвать его;
а вам нужно найти, какой знак здесь лишний.
Молодцы ребята справились.
Заходит Лосяш и интересуется у детей, о чем их знакомили его ученики.
Лосяш: Ну, ребята, как вам уроки моих учеников? Они вам понравились? Что нового вы
узнали на уроке у КРОША? (ответы детей) А с чем вас познакомила НЮША?(ответы
детей) С какими новыми знаками познакомил вас ЕЖИК?(ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам, уважаемый Лосяш, за помощь, нам было интересно. Ваши
уроки нам очень помогут. До свидание!
Родительское собрание на тему
«Путешествие в страну дорожных знаков
Программное содержание: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД -
самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. Ознакомить родителей с
некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному
усвоению ПДД.
Предварительная подготовка к собранию: домашнее задание придумать девиз, название
команды, придумать знак.
Материалы: запрещающие и информационные знаки, игра «Собери картинку».
Ход занятия.
Звучит музыка. Входят участники игры. Занимают места. Влетает Карлсон, облетает
зал, останавливается в центре.
Карлсон: Привет, друзья!
Ведущий: Добрый день, Карлсон!
Родители и дети: Здравствуйте!
Карлсон: Я гулял по крыше и услышал музыку. Вот и решил опуститься, посмотреть, чем
вы занимаетесь.
Ведущий: А у нас сегодня игра «Путешествие в страну дорожных знаков».
Карлсон:Я тоже очень люблю играть. А что это за страна?
Ведущий:В этой стране может побывать каждый, кто знает дорожные знаки.
Путешествие наше не случайно.
В нем дорожных знаков тайна
Время даром не теряй,
Все как есть запоминай.
Карлсон: Дорожных знаков я не знаю. Ведь родился я на крыше, где гуляют даже мыши.
Ведущий: Не грусти, Карлсон. Сейчас участники нашей игры тебя познакомят с
дорожными знаками.
Давайте познакомимся с участниками сегодняшней игры. Домашним заданием было
придумать название и девиз команды, а также представить дорожный знак, которого, по
мнению команды, не хватает на наших дорогах.
Представление первой команды. Представление второй команды.
Ведущий: Вот наше жюри: заведующая детским садом, методист нашего сада, член
родительского комитета.
Итак, путешествие в страну дорожных знаков начинается.
Карлсон: А на чем участники отправятся в путешествие?
Ведущий: Это будет первым заданием участников.
Каждой команде дается конверт, в котором лежит машина в разобранном виде, нужно
собрать машину и назвать марку.
(Звучит музыка. Проводится конкурс).
Ведущий: Рассаживаемся в свои машины и поехали. А чтобы не было скучно в пути,
загадаю вам загадки. Чья команда быстрее и правильно отгадает, та получает балл.
1)По полоскам черно – белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас в командах знает,
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход
…
Дети и родители: Пешеходный переход.
2)Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно.
Без него не попадете
Ни в автобус, ни в трамвай!
Значит вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай.
Дети и родители: Место остановки автобуса или троллейбуса.
3)Вот разинутая пасть
Рот зубастый просто страсть!
Только странно, в эту пасть
Все стараются попасть!
Что за зубы, что за рот?
То …
Дети и родители: подземный переход.
4)У кого велосипед –
Говорят: «Проблемы нет»
Сел, педалями крути,
Где захочешь – там кати!
Все непросто – все не так –
Езди там, где этот знак.
Круг окрашен в синий цвет,
А в кругу - велосипед!
Дети и родители: велосипедная дорожка.
5)Стой! Когда шлагбаум
Опустили низко –
Это означает:
Поезд где-то близко,
А когда шлагбаум
Подняли до верха,
Значит все в порядке,
Разрешают ехать.
Дети и родители: железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Ведущий: Молодцы! Едем дальше. Проезжаем остановку «Рассуждалки».
Карлсон: Подождите, подождите, остановитесь. Мишка просит помощи, он не может
попасть домой. Давайте ему поможем!
Ведущий: Вам нужно отметить на карте стрелочками Мишкин путь.
(Команды ищут путь.)
Ведущий: Молодцы! Справились с заданием.
Карлсон: Посмотрите, кто-то испортил знаки. Сейчас случится беда!
Ведущий: Нам нужно срочно расставить правильные знаки на дороге.
(Команды расставляют знаки)
Ведущий: Замечательно!
Ведущий: Мы с вами долго ехали – устали, давайте выйдем и поиграем . Посмотрите на
столе лежат знаки. Одна команда родителей выбирает знаки запрещающие, вторая команда
– информационные и передают детям. А они, оббежав препятствия, вывешивают знаки на
стенд. Чья команда быстрее, та и победила.
Ведущий: Поедем дальше?
Дети и родители: Едем.
Ведущий: А сейчас вам такое задание. Детям нужно из элементов дорожного знака
составить знак, а родителям назвать его и рассказать о нем.
(Проводится конкурс)
Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к конечной остановке «Всезнайка».
Ведущий: Ты Карлсон все запомнил?
Карлсон: Мне было очень интересно путешествовать с вами. Теперь я знаю все знаки и
даже сочинил об этом стихотворение.
Детям знать положено
Правила дорожные.
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
Ведущий: Подведем итоги нашего путешествия.
Подведение итогов. Награждение.
Сценарий семейной
познавательно-игровой программы «Юный пешеход»
Цели:
-
закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
-
способствовать обобщению знаний родителей об особенностях обучения детей
правилам безопасного поведения на дорогах города, в городском транспорте;
-
формировать
готовность
родителей
к
сотрудничеству
с
педагогами
по
развитию у детей навыков безопасного поведения на улице.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Осторожно, пешеход!»; плакаты – «В детстве
не научишься, всю жизнь намучишься», «Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит»;
Таблица
с
дорожными
знаками;
картинки
с
изображением
автомобилей;
набор
геометрических фигур.
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на очень важную для всех тему: как
обеспечить
безопасность
–
свою
и
своих
детей
–
на
дорогах
города.
А
сейчас
поприветствуем участников игровой программы «Юный пешеход».
Под звуки песни «Шофер» (С. Железнова и Е.Железновой) входят родители и дети.
Участвуют две команды: детей «Дружная семейка» и родителей «Знатоки». Ведущий
представляет жюри.
Игра проводится в форме круговой эстафеты. Каждая команда должна пройти пять этапов:
1-й
–
«Азбука
пешехода»,
2-й
–
«Перекресток
загадок»,
3-й
–
«Автомульти»,
4-й
–
«Говорящие знаки», 5-й – «Чудо на колесах».
На 1-м этапе «Азбука пешехода» каждой команде задается по пять вопросов с вариантами
ответов. Нужно выбрать правильный ответ.
Вопросы и ответы команде «Дружная семейка».
Какие машины могут ехать на красный свет светофора?
1.
Папина и мамина.
2.
Пожарная, милицейская, «Скорая помощь».
3.
Все машины не могут.
Для чего регулировщику нужен жезл?
1.
Приветствовать знакомых.
2.
отгонять мух.
3.
регулировать движение.
Только на какой свет можно переходить дорогу?
1.
Красный.
2.
Мигающий.
3.
Зеленый.
Сколько колес у автомобиля?
1.
Два.
2.
четыре.
3.
Пять (одно запасное).
Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
1.
Обойти автобус спереди.
2.
Пролезть под автобусом.
3.
Обойти автобус сзади.
Вопросы и ответы команде «Знатоки»
Пешеход – это:
1.
человек, производящий работу на дороге.
2.
человек идущий по тротуару.
3.
человек находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на
ней работу.
Какие
из
перечисленных
ситуаций
могут
стать
причинами
дорожно-транспортных
происшествий?
1.
Переход дороги в не установленном месте.
2.
Игра на проезжей части дороги.
Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
1.
По левому краю дороги навстречу движущемуся транспорту.
2.
По правому краю дороги по направлению движения транспорта.
3.
Посередине дороги.
Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя
дорогу?
1.Переходить под прямым углом.
2. Не останавливаться на дороге без надобности.
3. Не есть мороженого.
Опасно ли ходить по краю тротуара?
1.Не опасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.
2. Не опасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.
4.
Опасно, так как можно быть задетым близко идущим к тротуару транспортом.
На 2-м этапе «Перекресток загадок» участникам команд предлагается отгадать загадки
по дорожной тематике. Начинает команда «Дружная семейка», затем команда «Знатоки»
и так по очереди.
Для этого коня езда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется.
(Автомобиль.)
Две пары ног на мостовой
И две руки над головой.
(Троллейбус.)
Ясным утром вдоль дороги
на траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …(велосипед.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Я работаю один. (Комбайн.)
Мы машины нужные,
На помощь нас зови.
У нас на дверце боковой
Написано – 03.
(«Скорая помощь».)
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей. (Метро)
Мы машины нужные.
И если вдруг беда,
У нас на дверце боковой
Написано – 02. (Милиция.)
Однорукий великан
Поднял руку к облакам,
Занимается трудом,
Помогает строить дом. (Подъемный кран.)
Мы машины нужные,
Пожар мы победим.
Если пламя вспыхнет,
Звоните – 01. (Пожарная машина.)
Бывает ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина.)
Проводится музыкальная пуза, во время которой дети исполняют частушки.
Тротуар – моя дорога,
Пешеходов мало ль много,
Но держаться все должны
Только правой стороны.
Бьют по шайбе игроки,
Хоть во всю гудят гудки.
Чем закончится игра –
Скоро скажут доктора.
Из ворот на самокате
Глупый Мишка лихо катит.
Есть на лбу у Мишки шишка –
Самоката нет у мишки.
Перебегала курица,
Где попало улицу.
А теперь ходить ей тяжко,
Еле тащится бедняжка!
Ой, ты Ваня! Ой, ты Ваня!
Посмотри на светофор.
Все ты Ваня перепутал
И на красный свет пошел.
На проезжей части, дети,
Не играйте в самом деле.
Бегать можно без оглядке
Во дворе и на площадке.
Всем, кому даны колеса,
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
На 3-м этапе «Автомульти» участникам предлагается ответить на вопросы по
мультфильмам и сказкам, в которых упоминается транспортные средства. Отвечают
команды по очереди.
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)
Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Двухколесный велосипед.)
Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).
Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету.)
На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре самолете.)
Какой личный транспорт у Бабы-Яги? (Ступа.)
На чем летал Барон Мюнхаузен? (На ядре.)
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (На повозке.)
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный? (На поезде.)
На 4-м этапе «Говорящие знаки» участникам предлагается отгадать загадки о дорожных
знаках и показать их на плакате.
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Там где знак…(пешеходный переход.)
А под этим знаком
Ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде. (движение на велосипеде запрещено.)
Если нужно вызвать маму,
Позвонить Гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам! (Телефон.)
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!».
(осторожно дети)
Загадки команде «Знатоки»
Тормози скорей, шофер!
Можно врезаться в забор!
Кто нам путь загородил
И дорогу перекрыл?
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом.)
видно строить будут дом –
кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен.)
Белый круг с каемкой красной-
Значить ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено).
Не шумите, музыканты,
Даже если вы – таланты.
Здесь сигналить не годится
Рядом школа иль больница. (Звуковой сигнал запрещен.)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом ил стадион. (Дорожные работы.)
На
5-м
этапе
«Чудо
на
колесах
команде»
«Дружная
семейка»
дают
картинки
с
изображением
автомобилей.
Их
нужно
рассортировать
на
специальные
машины,
дорожные,
сельскохозяйственные,
пассажирские.
Команде
«Знатоки»
предлагается
собрать из отдельных геометрических фигур фантастический автомобиль и рассказать о
нем. В заключение подводятся итоги и вручаются призы.
Ведущий. Наша игра закончилась. Я хочу, чтобы вы всегда помнили: правила дорожного
движения – закон дорог.
На улице будьте
Внимательны, дети,
Твердо запомните
Правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда
Дидактик уеннар.
“Светофорны җый. ”
Максат: Балаларны төсләрне аера белергә өйрәтүне дәвам иттерү, күрә белү сәлатен
үстерү, игътибарлылык тәрбияләү.
Уен барышы: Балаларга картоннан светофор макеты бирелә. Төрле төстәге түгәрәкләр
( кызыл, сары, яшел, зәңгәр). Алар үзләре кирәкле төсне сайлап светофорны төзергә
тиешләр.
“Нәрсә артык. ”
Максат: Балаларны транспорт төрләрен аера белергә өйрәтү, транспорт төрләренә
кызыксыну тәрбияләү.
Уен барышы: Рәсемдә танспорт төрләре бирелгән. Балалар транспортны мөстәкыйль
рәвештә төрләргә аера белергә һәм артык булган төрне аерып алырга тиешләр.
“Кызыл, сары һәм яшел. ”
Максат: Балаларда игътибарлыкны, тизлекне арттыру. Тәрбияченең биремнәрен дөрес һәм
төгәл үтәргә өйрәтү.
Уен барышы: Кызыл төс иң өскә урнашкан, шуның өчен кулларыгызны өскә күтәрегез,
сары ут уртага урнашкан, кулларыгызны алга сузыгыз. Яшел сигнал аска урнашкан һәм
без кулларны аска сузабыз.
“Транспортның төрләре. ”
Максат: Балаларны транспорт төрләрен аеруга һәм төркемнәргә дөрес итеп (автомобиль
транспорты, су транспорты, тимер юл транспорты, һава транспорты) өйрәтү.
Хәрәкәтле уеннар.
“Төсле машиналар. ”
Максат: Балаларга төсләрне аера белергә өйрәтүне дәвам иттерү, бер – берсенә
комачауламыйча йөрергә өйрәтү, игътибарлылык, күрә белү сәләте һәм уенга
кызыксынучанлык тәрбияләү.
Уен барышы: Балалар бүлмәнең бер кырыена басалар, алар “ машиналар. ”
Аларның һәрберсенә төсле рульләр бирелә, тәрбияче кулында флакчыклар ( кызыл, сары,
яшел). Сигнал буенча барлык балаларда бүлмә буйлап хәрәкәтләнергә тотыналар.
Тәрбиячеләр кызыл төстәге флакчыкны күтәрсә, кызыл руль тоткан бала ( машина)
гаражларына кайталар. Шундый ук тәртиптә бөтен төсләр дә кабатлана, уен шулай дәвам
итә.
“Кошлар һәм автомобиль. ”
Максат:Балаларда үз – ара дус – тату мөнәсәбәт тәрбияләү.
Уен барышы: Балалар “кошлар” булып бүлмә буйлап очып йөриләр.
Кошлар килделәр
Очтылар, очтылар ( балалар очалар)
Канатларын җилпеделәр.
Алар шулай очтылар,
Канатларын кактылар ( чүгәләп утыралар)
Җирдән бөртек таптылар ( төзләренә тукыйлар).
Тәрбияче кулына уенчык машина ала да һәм әйтә:” Балалар игътибар! Юлдан машина
килә, тизрәк качыгыз!” һәм качалар – балалар “ояларына” кайталар. Һәм шулай дәвам итә.
“Трамвай. ”
Максат: Балаларның юл йөрү кагыйдәләре турындагы белемнәрен баету.
Уен барышы: Балалар җитәкләшеп, бер – бер артлы басалар. Очлары бәйләнгән озын
бауны икенче куллары белән тотып, бау эчендә калалар. Тәрбияче бүлмәнең бер
почмагында кулына өч флагчык ( сары, кызыл, яшел) тотып басып тора. Яшел флагчыкны
күтәргәндә, балалар йөгерә башлыйлар трмавай кузгала. Сары флагчык күтәрелгәч
акрынаялар. Кызыл флагчыкка туктыйлар һәм яшел флагчык күтәрелгәнен көтеп торалар.
“Авыл хуҗалыгы машиналары. ”
Максат: Балаларның авыл хуҗалыгы техникасы төрләре турында мәгълүмәтләрен
киңәйтү. Юл кагыйдәләренә буйсынырга өйрәтү, сөйләм телен үстерү.
Уен барышы: Балаларга “ трактор”, “Чәчкеч”, “Комбайн”, “Сабан” сүзләре язылган
табличкалар таратыла. Алар бу сүзләрне укыйлар, сигнал булуга һәркем үзенә туры килгән
техника янына килә. Йөгерми, ә итәгатьле генә итеп тыныч кына барып баса. “Җыелырга”
дигән команда булгач, нәкъ шулай ук итеп тәрбияче янына килеп басалар.
“Кыр эшләре”
Максат: Авыл хуҗалыгы эшләре һәм авыл хуҗалыгы техникалары белән таныштыру.
Уен барышы: Балаларга “сөрү”, “чәчү” , “дым каплау”, “тырмалау”, “ уру”, “сугу” сүзләре
язылган табличкалар өләшелә һәм сигнал буенча авыл хуҗалыгы эшләренең чиратлап
төзелергә тәкъдим ителә.
“ Нинди яшелчәләр һәм җимешләр светофорның төсләренә охшаганнар, аларны
әйтеп күрсәт. ”
Максат: Светофорның кисәтү һәм рөхсәт итү сигналлары турында балаларның белемнәрен
ныгыту.
Уен барышы: Уен туп белән башкарыла. Тәрбияче балаларга сорау бирә. Кемгә тупны ата,
шуңа сорау бирә, бала тупны ала һәм җавап бирә. Уен шулай дәвам итә. Җавап булса
тупны башка балага ата.
“Светофор”
Уен барышы: Тәрбияче кулына моделен ала. Алда сары түгәрәк янса, балалар бер урында
атлап торалар. Яшел ут кабынса, алга баралар. Кызыл ут янса туктап калалар. Ялгышкан
балалар уеннан чыгарыла.
Максат: Транспортта үз – үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту.
“Йоклама. ”
Максат: Игътибарлылыкны арттыру.
Уен барышы: Балалар түгәрәк ясап кулга кул тотынышып, бер – бер артлы баралар. Алып
баручы “ Тукта” дигән сигналы булгач, туктап, дүрт тапкыр кул чабалар һәм 180 градуска
борылып, икенче якка хәрәкәт итә башлыйлар. Юнәлеш һәр сигналдан соң үзгәрә. Әгәр дә
бала буталса һәм ялгышса, ул уеннан чыга. Уен түгәрәктә 2 -3 бала калгач туктатыла. Алар
җиңүче булып таныла.
“ Хикәя төзе.”
Максат: Рәсем һәм билгеләр белән хикәя төзергә өйрәтү.Билгеләренң төрләрен искә
төшерү, бер – береңне игътибар белән тыңларга өйрәтү.
“Кызыл, сары, яшел.”
Максат:Светофорның төсләрен ныгыту.Хәрефләрне өйрәнүне дәвам итү һәм кабатлау.Күрә
белү сәләтен үстерү.
“Билгене әйт.”
Максат: Юлда йөрү кагыйдәләрен билгеләр ярдәмендә ныгыту. Мөстәкыйль рәвештә
балалар бер – берсенең белемнәрен тикшерү.”Велосипедта йөрү тоела”һәм “Юл
билгеләре”, “Җир асты юлы” дигән билгеләрне ныгыту.
“ Очкыч”.
Балалар очкычка охшатып кулларын җәяләр, бүлмә буенча “ очып йөриләр”.
“У – у – у – у” дигән авазлар чыгаралар
. Тәрбияченең “очкычлар утырды” дигән сүзенә кулларын җәйгән хәлдә чүгәләп
утыралар. Уен берничәтапкыр кабатлана.
“Паровоз”.
Алга таба барабыз:
Тик – так – так!
Тик – так – так!
Гөрләп чаба паровоз:
Юл тап – тап.
Юл тап – тап.
Ак төтен артта кала:
Пух – пах – пух!
Пух – пах –пух!
Вагоннар җырлап чаба:
Ах – ах –ух!
Ах – ах – ух!
Сыбызгы яңгырап китә:
Ту – ту – ту!
Ту – ту –ту!
Тавышы еракка җитә:
Уу – уу – уу!
Уу – уу – уу!
Бик күп җирләрне үттек:
Чың – чың – чың!
Чың – чың – чың!
Станциягә җиттек:
Дың – дың – дың!
Дың – дың – дың!
Зур паровоз уфылдый:
Пуф – пуф – пуф!
Пуф – пуф – пуф!
Бүген нинди ардым ди:
Уф – уф – уф!
Уф – уф – уф!
“Поезд”
Бу уен ч – ш авазларын дөрес әйтү максаты белән оештырыла.
Балалар “поезд” булып тезеләләр. Тәрбияче балаларга:
Поезд кузгалып китәр алдыннан пар чыгара – ш-ш-ш. . .
“Товар поезды” әкрен бара: чу – чу – чу. . .
Чөнки ул станциягә җитә һәм башкалар.
Балалар кабатлыйлар:
Чу – чу –чу. . .
“Кызыл – яшел. ”
Максат: Балаларның игътибарлыгын арттыру. Төсләрне өйрәтүне дәвам итү.
Уен барышы:Балалар, без бүген сезнең белән әбигә кунакка барабыз. Мин сүзләргә һәм
кул хәрәкәтләренә җик игътибарлы булыгыз. Тәрбияче яшел төс күрсәтә, балалар
атлыйлар. Кызыл төс күрсәтә,балалар басып торалар.
Уен берничә тапкыр кабатлана.
“Күрсәтегез, балалар. ”
Күрсәтегез, балалар,
Атлар ничек чабалар?
Менә шулай, менә шулай,
Атлар шулай чабалар.
Күрсәтегез, балалар,
Агачлар ничек үсә?
Менә шулай, менә шулай,
Агачлар шулай үсә.
“Светофор”
Максат: Балаларның светофор турындагы белемнәрен ныгыту.Аларның
игътибарлыкларын, үзлекләреннән уйлап эшләү. Сәләтен үзгәртү.
Уен барышы:Уен башында светофорның төсләре искә төшерелә.Тәрбияче кулында
светофор рәсеме, ә балаларда - төсле түгәрәкләр.Светофорда тәрбияче күрсәткән
түгәрәккә карап, балалар шул төстәге түгәрәкне күтәрәләр һәм төскә туры килгән
хәрәкәтләр башкарсалар:кызыл төскә туктый, сары төскә - бер аякны алга куеп
әзерләнәләр, яшел төскә атлап китәләр.
“ Рәсемнәрне төзеп бетер.”
Максат: Шәһәр транспортларының төрләрен ныгыту.Игътибарлыкны
үстерү.Характерлы билгеләр буенча рәсемне дөрес итеп җыярга өйрәтү.
“Транспорт төрләренә караган рәсемнәрне тап.”
Максат: Бирелгән рәсемнәрдән балалар транспорт төрләрен аерып күрсәтергә
тиешләр.Транспорт төрләрен кабатлау.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Методические материалы к занятиям по правилам дорожного движения в
дошкольном образовательном учреждении «Нам на улице не страшно» Казань.
2009г. Ред. Коллегия И.Л. Шайдуллин, И.В. Маркелова, Е.Н. Веприкова;
2.
К.П. Нефедова «Транспорт. Какой он?» Пособие для воспитателей, гувернеров,
родителей - 2е издание, испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006; 64с-
(Знакомство с окружающим миром и развитие речи);
3.
А.П. Алексеев Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М.:
Издательство «Эксмо», 2008-112с;
4.
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения. Занимательные материалы. /
Волгоград: ИТД «Корифей» -96с, 2008г.;
5.
Е.А. Козловская, С.А. Козловский Дорожная безопасность: обучение и
воспитание младшего школьника. – Москва.; «Издательский Дом Третий Рим»,
2002г;
6.
Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей Чудо - всюду Мир вещей и машин.-
Ярославль.: «Академия развития», «Академия и К», 1998г.
7.
Әхлак нигезе – матур гадәт ( Гаиләдә һәм балалар бакчасында әдәп - әхлак
тәрбияләү) : Методик кулланма/ К.В Закирова, Р.Ә Кадыйрова. – Казан:
Мәгариф, 2004. – 383б.
8.
3.Дорожная Азбука ГВДД г.Казани Советского района.
9.
Зеленый огонек – 98 №1 ФБДД ОГИБДД УВД г.Казани , - 1999 – 63б.
10. Иң татлы тел – туган тел: Балалар бакчасында сөйләм үстерү буенча
методик кулланма/ М.Ф.Кашапова. – Казан: Мәгариф,2004. – 447б.
11. Интернет челтәре.
12. Правила дорожного движения Р.Ф. Москва,2001 – 59б.
13. Учебная пособия.Обучение детей дошкшльног возраста правилам безопасного
поведения на дорогах. Под редакции Р.И Миннеханова, И.А. Халиуллин.- Казан,
1995 – 167б.
14. Учебный план и рограммы обучения детей правилам безопасного поведения на
дорогах в дошкольных образовательных учреждениях.Под редакции Р.Н.
Миннеханова, И.А. Халиуллин. – Казан, 1995 – 32б.
15. Юл фәне әлифбасы./ Р.Н. Миннеханов, И.А. Хәлиуллин. Казан: “Элодея”, 1998. –
64б.
ФОТОМАТЕРИАЛЫ