Автор: Окунева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №26 "Алёнушка"
Населённый пункт: пос.Константиновский Ярославской области
Наименование материала: Конспект занятия с использованием ИКТ
Тема: "Листик.Листопад,кто же в этом виноват?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия (по подгруппам) в подготовительной к школе
группе(в рамках кружковой работы)
Автор Окунева Людмила Викторовна, воспитатель высшей категории
Тема «Листик. Листопад, кто же в этом виноват?»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об основном осеннем явлении в природе.
Задачи:
1.
Образовательные
- обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе;
-побуждать детей устанавливать причинно- следственные связи с помощью
исследовательской и экспериментальной деятельности;
-продолжать формировать умения и навыки работы с ножницами, красками,
фломастерами и цветными карандашами при оформлении коллективных
творческих работ.
2. Развивающие
- уточнить и расширить словарный запас по теме, совершенствовать
грамматический строй речи через согласование слов существительных с
числительными, продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать логическое мышление через игры «Закончи предложение», «Скажи по
другому»;
- развивать интонационную и мимическую выразительность речи, общую
моторику;
3. Воспитательные
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе.
Материалы и оборудование
Ноутбук, проигрыватель, проектор;
обучающий мультфильм «Почему желтеют листья?», мультфильм «Листик. Листопад».
Раздаточный материал: листья деревьев (красные, зелёные, жёлтые);
цветные и простые карандаши, краски с кисточками, фломастеры (по выбору
детей),ножницы;
лабораторные стаканчики с водой, лупы, салфетки, пинцеты, трубочки для коктейля;
ватман
Ход мероприятия.
Звучит спокойная, осенняя музыка («Осенний вальс»),ребёнок читает
стихотворение А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор..»
Воспитатель спрашивает детей о настроении, о том ,чьи они стихи услышали, почему они
сегодня звучат. Дети отвечают, что стихи об осени, осень очень грустная пора, так как мы
видим как угасает день, опадают листья, идёт дождь, холодно!
Стук в дверь, входит старый друг детей Старичок-Лесовичок (далее С.-Л.)
Здоровается с детьми и просит их взглянуть в окно, обращает внимание детей на
красоту,какой никогда не увидишь даже летом, отчего так красиво?
Дети: листья стали разноцветными.
С.-Л.:а какие ещё приметы осени вы ,ребята ,знаете?
Предлагаю сыграть в игру «Осенние приметы», нам нужен мяч.
С.-Л.: молодцы, все приметы назвали.
Сюрпризный момент –Фрагмент из мультфильма «Листик .Листопад» и весёлая песенка с
вопросом :кто же виноват в этом явлении?
С.-Л-дети ,хотите разобраться в этом вопросе, я вам помогу. Предлагаю разделиться на две
группы (по 8 человек),одна группа отправляется в творческую мастерскую (к младшему
воспитателю),а вторая группа отправляется в творческую лабораторию .
Воспитатель объясняет суть задания в творческой мастерской.
Ставится задача для детей : выбрать способ сохранить «осеннюю» красоту природы и
«одеть» дерево.
Для работы вам могут понадобиться:ватман с эскизом голого дерева, «осенние» листья
разной формы (бумажные),простые карандаши, ножницы, альбомные листы белой бумаги,
краски, кисточки, пластилин, цветные карандаши (по выбору)
Работа продолжается под присмотром мл. воспитателя.
Воспитатель вместе с детьми второй группы слушают «сказки из леса» Старичка-
Лесовичка, беседуют о чудесах в жизни растений (особенности падения листьев,
укладывания листочков под деревьями и т.д.).
С.-Л. приглашает детей провести некоторые лабораторные исследования с листьями.
С.-Л-предлагает детям рассмотреть опавшие листья (на выбор):зелёные, красные, жёлтые;
кленовые, берёзовые, осиновые, дубовые, листья вяза, шиповника ; узнать и назвать
деревья с которых они упали.
Воспитатель: лист состоит их листовой пластинки и черешка, которым лист прикреплён к
дереву, рассмотрите черешки, найдите уплотнённое место, попробуйте расщепить его,
очень трудно. Здесь скопились ненужные для дерева вещества, вредные. Лист опал и
вредные вещества вместе с ним.
Листовая пластинка вся «прошита» жилками, они твёрдые сейчас, а летом по ним
передвигалась вода и давала жизнь дереву, это главные транспортные пути .
С.-Л.:-сосчитайте сколько жилок имеют разные листовые пластинки.
Дети- пять ,шесть, много.
С.-Л.: -Потрите пальцами листья разного цвета, что вы почувствовали?
Дети-запах и влагу.
С.-Л-в каких листьях больше влаги?
Дети-в зелёных и пахнут они полем, травой.
С.-Л.:-правильно, в зелёных листочках еще остались «живые» клеточки.
Дети: а желтые и красные листья почти ничем не пахнут.
С.-Л,:-а хотите получить «живую» и «мёртвую» воду?
Дети: хотим!
С.-Л.: предлагаю поставить эксперимент.
Эксперимент: три стакана с чистой водой, в первый стакан дети складывают все зелёные
листья, во второй стакан складывают все жёлтые листья, в третий стакан складывают все
красные листья. Помешиваем листья в воде ,оставляем стаканы с листьями до
завтрашнего дня. Высказываем предположения что произойдет.
С.-Л,:-задаю вам задание ,подумайте вместе с мамами :какой цвет должен быть у «живой»
воды?
Игра-пауза
«Листопад»
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие
«листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
С.-Л. : Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки
едва шевелятся.
Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы:
“АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние
листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их
на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их
на коврик и приседают)
Воспитатель: приглашает оценить творческую работу детей первой группы и поменяться
местами. Работа протекает в таком же порядке только уже с детьми второй подгруппы.
По окончании работы обеих подгрупп С.-Л.-предлагает посмотреть обучающий
мультфильм «Почему желтеют листья?» и сделать вывод ,кто же виноват в этом явлении
природы.
К эксперименту дети и воспитатель возвращаются на следующий день, догадываются, что
«живая» вода –зелёного цвета.
Рефлексия.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Самое красивое время года……(осень)
Листопад это……. (явление природы)
С листьями опадают…. (вредные вещества)
Цвет «живой» воды….. (зеленый)
В листопаде виновата…… (осень, природа)
Приложения