Автор: Вотинцева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №146 о.в"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Вотинцева Татьяна Александровна
Воспитатель МДОУ № 146 о.в.
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста».
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.МАКАРЕНКО
В последние годы в системе дошкольного образования произошли
определенные перемены: обновляется содержание образования и
воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем
очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как
бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем
актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на
современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение
ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке
полностью возможно только через включение его в культуру собственного
народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют
ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие,
дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки -
это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко,
естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к
своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река,
лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в
роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи
взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые
выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют,
регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических
чувств, происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к
родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.
Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной
и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того
чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно
раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников вносящих вклад в общее дело.
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к
случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта
работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной
деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.
Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания,
всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи:
гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к
родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью
общества.
Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально-
экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к
его гибели. Этим определяется приоритетность патриотического воспитания.
Меня, как гражданина России, очень волнует нынешний уровень
патриотического сознания подрастающего поколения
Патриотическое воспитание должно стать одним из центральных
направлений в работе с подрастающим поколением. Возникла реальная
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым
корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Многогранное
чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру. Какая притягательная
сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из
родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с
гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? В этом -
выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как
самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит
родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, необходимо
передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических
чувств.
Я занимаю активную позицию в этом вопросе. Любой край, область,
даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и
спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые
прославили свой край трудом, который в каждой местности тоже разный.
Ознакомление дошкольников с историческим, национальным,
географическим, природным своеобразием малой Родины, имеет огромное
значение.
Знакомясь с Родиной ребенок получит много новых знаний об истории
города, о том, что у него есть день рождения и много других дат, по которым
определяют его историю: освобождение от врагов, открытие заводов, фабрик,
узнает о её флоре и фауне, о жизни населения города в прошлом и
настоящем, памятных и любимых местах отдыха, роли человека в развитии и
процветании родных мест и о многом другом. Получит дальнейшее развитие
его эмоционально-чувственная сфера.
Ознакомление с родным городом и его достопримечательностями
поможет ребенку осознавать себя живущим в определенный временной период,
в определенных условиях, и в тоже время приобщиться к богатствам
национальной и мировой культуры.
Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией
В.И.Логиновой, которая предполагает решение такой задачи, как воспитание у
детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе –
задачи формирования духовно – нравственных ценностей. Так же наш
детский сад работает по региональной образовательной программе
воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной
педагогики "Наш дом – Южный Урал», которая содержательно раскрывает
один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного
возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов
региона Южного Урала. Приобщение детей к народной культуре предполагает
развитие у детей эмоционально - действенного отношения, информационно -
интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.
В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется
уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики
работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости
исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Я
пришла к выводу, что основными причинами являются достаточно низкий
уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания
необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых
участвующих в воспитании ребёнка. Я поставила перед собой следующие
задачи:
1. Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей
интерес к своей родословной.
2.
Расширить у детей интерес к родному городу, знать его
достопримечательности.
3.
Расширить у детей представление о родной стране, президенте
страны, о флаге, гербе, гимне.
4.
Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать
детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские
народные игры, пословицы, стихи о родине
6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для
общества.
7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому
воспитанию детей.
8.
Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим
событиям в стране и мире.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе
необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок
по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут
свободно, самостоятельно рассматривать пособия:
• Карту мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных
животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в
которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Воспитывать
у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать
чувство гордости за нашу страну.
• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг
России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения
цветов. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.
• Герб России.
Так же в уголке поместить портрет президента нашей
страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.
• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить
представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной
технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать
любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в
этом уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках
нашего города.
Я считаю, что у детей необходимо воспитывать гордость за
историческое прошлое своей страны, хотя мы живём XXI веке, детям
необходимо это знать, в первую очередь, с целью нравственно -
патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему
миру, любовь к Родине, к её историческому прошлому.
Весь этот материал должен находиться в доступном и удобном для детей
месте. У детей расширяются знания и представления о родной стране,
формируется интерес к малой Родине. Такой материал помогает проводить
индивидуальные беседы, занятия с теми детьми, которые не могут усвоить
знания на занятиях наравне со всеми детьми. Таким образом, рассматривая
весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей
развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность,
любознательность и желание помочь товарищу.
Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по
знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы,
дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов,
использование фольклора, потешек, прибауток, пестушек, пословиц,
поговорок, народных игр. Каждую образовательную деятельность следует
проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети
узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому,
чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми
хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует
расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу
с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет
успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее
время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и
терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма
и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема
просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители
должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые
родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а
некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но
просить совета у воспитателей стесняются.
Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям
дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в
семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить
ввести в семьях следующие традиции:
•
Семейные обеды по выходным.
•
Посадка деревьев.
•
Украшение Новогодней ёлки.
•
Посещение музеев.
•
Фотографироваться с ребёнком на природе.
•
Празднование дня рождения.
•
Прогулки по выходным.
Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения
их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а
также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем.
Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует
вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный
результат в воспитании детей.
Список литературы:
1.Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших
дошкольников / Под редакцией А. М. Виноградовой, М., 1991.
2.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под редакцией Т. И. Бабаевой. – СП Детство-Пресс
2011.
3. «Наш Дом-Южный Урал» Программа воспитания и развития детей
дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Под редакцией Е. С.
Бабуновой – Челябинск «Взгляд» 2007.