Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Вотинцева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №146 о.в"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вотинцева Татьяна Александровна

Воспитатель МДОУ № 146 о.в.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста».

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.МАКАРЕНКО

В последние годы в системе дошкольного образования произошли

определенные перемены: обновляется содержание образования и

воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем

очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как

бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем

актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на

современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение

ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке

полностью возможно только через включение его в культуру собственного

народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина

начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье

начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют

ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие,

дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки -

это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко,

естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине.

Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к

своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река,

лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в

роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи

взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые

выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют,

регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических

чувств, происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к

родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.

Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной

и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того

чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно

раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

тружеников вносящих вклад в общее дело.

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к

случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта

работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной

деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания,

всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи:

гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к

родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью

общества.

Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально-

экономических, культурных основ развития государства и, в конечном счете, к

его гибели. Этим определяется приоритетность патриотического воспитания.

Меня, как гражданина России, очень волнует нынешний уровень

патриотического сознания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание должно стать одним из центральных

направлений в работе с подрастающим поколением. Возникла реальная

необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым

корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Многогранное

чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются

основы ценностного отношения к окружающему миру. Какая притягательная

сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из

родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с

гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? В этом -

выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как

самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит

родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, необходимо

передать детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических

чувств.

Я занимаю активную позицию в этом вопросе. Любой край, область,

даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои

традиции и свой быт. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и

спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые

прославили свой край трудом, который в каждой местности тоже разный.

Ознакомление дошкольников с историческим, национальным,

географическим, природным своеобразием малой Родины, имеет огромное

значение.

Знакомясь с Родиной ребенок получит много новых знаний об истории

города, о том, что у него есть день рождения и много других дат, по которым

определяют его историю: освобождение от врагов, открытие заводов, фабрик,

узнает о её флоре и фауне, о жизни населения города в прошлом и

настоящем, памятных и любимых местах отдыха, роли человека в развитии и

процветании родных мест и о многом другом. Получит дальнейшее развитие

его эмоционально-чувственная сфера.

Ознакомление с родным городом и его достопримечательностями

поможет ребенку осознавать себя живущим в определенный временной период,

в определенных условиях, и в тоже время приобщиться к богатствам

национальной и мировой культуры.

Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией

В.И.Логиновой, которая предполагает решение такой задачи, как воспитание у

детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе –

задачи формирования духовно – нравственных ценностей. Так же наш

детский сад работает по региональной образовательной программе

воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной

педагогики "Наш дом – Южный Урал», которая содержательно раскрывает

один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного

возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов

региона Южного Урала. Приобщение детей к народной культуре предполагает

развитие у детей эмоционально - действенного отношения, информационно -

интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.

В последнее время нравственно - патриотическому воспитанию хочется

уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики

работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости

исследования темы по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Я

пришла к выводу, что основными причинами являются достаточно низкий

уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания

необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых

участвующих в воспитании ребёнка. Я поставила перед собой следующие

задачи:

1. Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей

интерес к своей родословной.

2.

Расширить у детей интерес к родному городу, знать его

достопримечательности.

3.

Расширить у детей представление о родной стране, президенте

страны, о флаге, гербе, гимне.

4.

Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать

детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.

5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские

народные игры, пословицы, стихи о родине

6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для

общества.

7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому

воспитанию детей.

8.

Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим

событиям в стране и мире.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе

необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок

по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут

свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

• Карту мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных

животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в

которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Воспитывать

у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать

чувство гордости за нашу страну.

• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг

России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения

цветов. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.

• Герб России.

Так же в уголке поместить портрет президента нашей

страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.

• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить

представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной

технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать

любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в

этом уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках

нашего города.

Я считаю, что у детей необходимо воспитывать гордость за

историческое прошлое своей страны, хотя мы живём XXI веке, детям

необходимо это знать, в первую очередь, с целью нравственно -

патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему

миру, любовь к Родине, к её историческому прошлому.

Весь этот материал должен находиться в доступном и удобном для детей

месте. У детей расширяются знания и представления о родной стране,

формируется интерес к малой Родине. Такой материал помогает проводить

индивидуальные беседы, занятия с теми детьми, которые не могут усвоить

знания на занятиях наравне со всеми детьми. Таким образом, рассматривая

весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей

развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность,

любознательность и желание помочь товарищу.

Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по

знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы,

дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов,

использование фольклора, потешек, прибауток, пестушек, пословиц,

поговорок, народных игр. Каждую образовательную деятельность следует

проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети

узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому,

чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми

хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует

расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу

с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет

успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее

время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и

терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма

и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема

просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители

должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые

родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а

некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями, но

просить совета у воспитателей стесняются.

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям

дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в

семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить

ввести в семьях следующие традиции:

Семейные обеды по выходным.

Посадка деревьев.

Украшение Новогодней ёлки.

Посещение музеев.

Фотографироваться с ребёнком на природе.

Празднование дня рождения.

Прогулки по выходным.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения

их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а

также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем.

Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует

вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный

результат в воспитании детей.

Список литературы:

1.Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших

дошкольников / Под редакцией А. М. Виноградовой, М., 1991.

2.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под редакцией Т. И. Бабаевой. – СП Детство-Пресс

2011.

3. «Наш Дом-Южный Урал» Программа воспитания и развития детей

дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Под редакцией Е. С.

Бабуновой – Челябинск «Взгляд» 2007.



В раздел образования