Напоминание

"Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"


Автор: Долбина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.А.К.Просоедова
Населённый пункт: Ставропольский край, город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась

роль

образования

в

жизни

каждого

человека.

В

условиях

стремительно

возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть

определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться

к

новым

условиям

жизни:

ориентироваться

в

различных

ситуациях;

анализировать, критически оценивать и находить пути решения возникающих

проблем;

ставить

перед

собой

цели

и

достигать

их;

организовывать

собственную

деятельность;

владеть

средствами

коммуникации;

добывать

информацию и пользоваться ею.

Определений понятий «компетентность» и «компетенция» несколько.

Мне кажется, что Иванов Д.А. четко и ясно отметил:

«компетентность» обозначает характеристику человека;

«компетенция» характеризует то, чем человек обладает.

В перечне ключевых компетенций хотела бы выделить 4 компетенции:

Социальную;

Коммуникативную;

Информационную;

Учебно-познавательную.

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации

полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания

заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:

• адаптироваться к новым условиям жизни,

• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,

• анализировать ситуацию,

• адекватно изменять свою деятельность,

• уметь владеть средствами коммуникации,

• добывать информацию и эффективно использовать ее.

Этому школа должна учить с самых первых шагов, как только ребенок

переступил порог школы.

Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в

учебном процессе и во внеклассной деятельности, наиболее эффективным

является использование их во внеклассной работе т.к.:

• ребенок более раскован, раскрепощен;

• учитель может использовать различные формы деятельности.

Реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе

обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся

ключевыми.

Ценностно-смысловая компетенция.

Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию

самоопределения.

Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение

учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им

в ситуации самоопределения. Лучше всего для реализации данной

компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает

в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно

предметной логики, а не материала из школьного курса.

Общекультурная компетенция.

Подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями

непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо

внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от

основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря

которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные

компетенции.

Например: «Известно, что ученики 2-го класса должны спать 10 часов в

сутки. Сколько в этом случае часов они будут бодрствовать?»

Таким образом, работая над данной задачей, ребенок невольно усваивает

общепринятые гигиенические нормы.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность

учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект

процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о

самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в

части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование

учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников

способности к самообразованию.

Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых

трудностей, так как для ее становления способствуют различные

практические приемы организации работы учеников.

Одним из способов реализации данной компетенции является проведение

проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки

зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы

ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно

умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит

сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении

заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку,

тем проще перестроиться ученику под новые требования.

«Тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся

количественной оценке, статистической обработке и сравнительному

анализу». Применительно к технологии тестирования это означает

использование для проверки знаний совокупности стандартизированных

заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг

оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных

ответов.

Информационная компетенция.

В своей сути заключает процесс освоения учеником современных

информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как

всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с

информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать

уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к

реализации себя в социуме. Для детей с нарушением речи это вдвойне важно.

Информационная компетенция может быть реализована не ранее чем в 3-4

классах. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «Найти

любую информацию о древнегреческом ученом Пифагоре». Далее работа на

уроке, посвященном Пифагору, будет строиться на основании того материала,

который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей

урока будет не изучение личности Пифагора, а становление

(совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.

Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с

газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки.

Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку.

Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику.

Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и

интеллектуальные.

Коммуникативная компетенция.

Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации.

Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел

истолковать для них материал. То есть создание коммуникационных приемов

на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе

обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных

коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия,

групповая работа, работа в паре и др.). Данные приемы активно

используются в современной начальной школе и им посвящено множество

исследований.

Социально-трудовая компетенция.

Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными

знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать

непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в

начальной школе на уроках математики дети научаются считать, вычислять,

измерять и так далее. Необходимы постоянные закрепления,

усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями. Этому

способствует работа по блокам-предписаниям, которая направлена на

организацию самостоятельной работы.

Работа по блокам – предписаниям.

Работа по рабочей тетради.

Проверь работу по ключу.

Работа в парах.

Если затрудняешься, то используй подсказку.

Компетенция личного самосовершенствования.

Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами

деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной

жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о

собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности

жизнедеятельности. То есть, как и в случае с общекультурной компетенцией

необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию,

которая может потребоваться ему в дальнейшей жизни. Но отличие этих двух

компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в

социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на

совершенствование личностью социума.

Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область

человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без

конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств,

развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное

математическое образование способствует:

- овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в

современном мире, в информационных и компьютерных технологиях,

подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- приобретению навыков логического мышления, а так же развитию

воображения и интуиции (пространственные представления, возможность

предвидеть результат);

- формированию мировоззрения (понимание математики и действительности,

знакомство с методом математики, его отличие от методов естественных и

гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения

научных и прикладных задач);

- обогащение запаса историко-научных знаний, которые должны входить в

интеллектуальный багаж каждого современного человека (знакомство с

основными историческими вехами возникновения и развития

математической науки, судьбами великих открытий, именами людей,

творивших науку).

Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета

прописаны в стандарте образования по математике, где определены

следующие цели:

• ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор

пути передвижения и др.)

• сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, ширине,

массе, вместимости.

• определение времени по часам (в часах и минутах)

• решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка,

измерение, взвешивание и др.)

• оценка размеров предметов «на глаз»

• самостоятельная конструкторская деятельность (с учетом возможностей

применения разных геометрических фигур).

Анализ данных целей показывает, что в образовательный стандарт по

математике в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в

требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые

могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.

Литература

1. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный

подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-

методическое пособие. - М.: Академия АПК и ПРО, 2008.

2. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных

понятий, терминов и подходов. Учебно-методическое пособие.- М.: Академия

АПК и ПРО, 2008.

3. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведение. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.



В раздел образования