Автор: Долбина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им.А.К.Просоедова
Населённый пункт: Ставропольский край, город Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась
роль
образования
в
жизни
каждого
человека.
В
условиях
стремительно
возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть
определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться
к
новым
условиям
жизни:
ориентироваться
в
различных
ситуациях;
анализировать, критически оценивать и находить пути решения возникающих
проблем;
ставить
перед
собой
цели
и
достигать
их;
организовывать
собственную
деятельность;
владеть
средствами
коммуникации;
добывать
информацию и пользоваться ею.
Определений понятий «компетентность» и «компетенция» несколько.
Мне кажется, что Иванов Д.А. четко и ясно отметил:
«компетентность» обозначает характеристику человека;
«компетенция» характеризует то, чем человек обладает.
В перечне ключевых компетенций хотела бы выделить 4 компетенции:
Социальную;
Коммуникативную;
Информационную;
Учебно-познавательную.
Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации
полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания
заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:
• адаптироваться к новым условиям жизни,
• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,
• анализировать ситуацию,
• адекватно изменять свою деятельность,
• уметь владеть средствами коммуникации,
• добывать информацию и эффективно использовать ее.
Этому школа должна учить с самых первых шагов, как только ребенок
переступил порог школы.
Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в
учебном процессе и во внеклассной деятельности, наиболее эффективным
является использование их во внеклассной работе т.к.:
• ребенок более раскован, раскрепощен;
• учитель может использовать различные формы деятельности.
Реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе
обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся
ключевыми.
Ценностно-смысловая компетенция.
Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию
самоопределения.
Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение
учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им
в ситуации самоопределения. Лучше всего для реализации данной
компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает
в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно
предметной логики, а не материала из школьного курса.
Общекультурная компетенция.
Подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями
непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо
внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от
основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря
которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные
компетенции.
Например: «Известно, что ученики 2-го класса должны спать 10 часов в
сутки. Сколько в этом случае часов они будут бодрствовать?»
Таким образом, работая над данной задачей, ребенок невольно усваивает
общепринятые гигиенические нормы.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность
учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект
процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о
самообучении. Соответственно реализация компетентностного подхода в
части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование
учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников
способности к самообразованию.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых
трудностей, так как для ее становления способствуют различные
практические приемы организации работы учеников.
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение
проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки
зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы
ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно
умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит
сдавать единый государственный экзамен в форме теста.
Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении
заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку,
тем проще перестроиться ученику под новые требования.
«Тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся
количественной оценке, статистической обработке и сравнительному
анализу». Применительно к технологии тестирования это означает
использование для проверки знаний совокупности стандартизированных
заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг
оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких однозначных
ответов.
Информационная компетенция.
В своей сути заключает процесс освоения учеником современных
информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как
всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с
информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать
уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к
реализации себя в социуме. Для детей с нарушением речи это вдвойне важно.
Информационная компетенция может быть реализована не ранее чем в 3-4
классах. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «Найти
любую информацию о древнегреческом ученом Пифагоре». Далее работа на
уроке, посвященном Пифагору, будет строиться на основании того материала,
который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной задачей
урока будет не изучение личности Пифагора, а становление
(совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.
Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с
газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки.
Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку.
Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику.
Необходимо учитывать его возможности, как физические, так и
интеллектуальные.
Коммуникативная компетенция.
Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации.
Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел
истолковать для них материал. То есть создание коммуникационных приемов
на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе
обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных
коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия,
групповая работа, работа в паре и др.). Данные приемы активно
используются в современной начальной школе и им посвящено множество
исследований.
Социально-трудовая компетенция.
Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными
знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать
непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в
начальной школе на уроках математики дети научаются считать, вычислять,
измерять и так далее. Необходимы постоянные закрепления,
усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями. Этому
способствует работа по блокам-предписаниям, которая направлена на
организацию самостоятельной работы.
Работа по блокам – предписаниям.
Работа по рабочей тетради.
Проверь работу по ключу.
Работа в парах.
Если затрудняешься, то используй подсказку.
Компетенция личного самосовершенствования.
Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами
деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной
жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности
жизнедеятельности. То есть, как и в случае с общекультурной компетенцией
необходимо на подсознательном уровне сообщать ученику информацию,
которая может потребоваться ему в дальнейшей жизни. Но отличие этих двух
компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в
социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на
совершенствование личностью социума.
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область
человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без
конкретных математических знаний, так и без интеллектуальных качеств,
развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное
математическое образование способствует:
- овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в
современном мире, в информационных и компьютерных технологиях,
подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- приобретению навыков логического мышления, а так же развитию
воображения и интуиции (пространственные представления, возможность
предвидеть результат);
- формированию мировоззрения (понимание математики и действительности,
знакомство с методом математики, его отличие от методов естественных и
гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения
научных и прикладных задач);
- обогащение запаса историко-научных знаний, которые должны входить в
интеллектуальный багаж каждого современного человека (знакомство с
основными историческими вехами возникновения и развития
математической науки, судьбами великих открытий, именами людей,
творивших науку).
Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета
прописаны в стандарте образования по математике, где определены
следующие цели:
• ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор
пути передвижения и др.)
• сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, ширине,
массе, вместимости.
• определение времени по часам (в часах и минутах)
• решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка,
измерение, взвешивание и др.)
• оценка размеров предметов «на глаз»
• самостоятельная конструкторская деятельность (с учетом возможностей
применения разных геометрических фигур).
Анализ данных целей показывает, что в образовательный стандарт по
математике в начальной школе уже заложен компетентностный подход: в
требования к умениям и навыкам заложены универсальные умения, которые
могут понадобиться ребёнку в его обыденной настоящей и будущей жизни.
Литература
1. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный
подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-
методическое пособие. - М.: Академия АПК и ПРО, 2008.
2. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании: краткое содержание основных
понятий, терминов и подходов. Учебно-методическое пособие.- М.: Академия
АПК и ПРО, 2008.
3. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведение. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.