Автор: Порошина Ольга Авенировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №120"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект
«Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий
Актуальность проекта:
В
современных
условиях
проблема
экологического
воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного
детства
происходит
становление
человеческой
личности,
формирование
начал
экологической
культуры.
Поэтому
очень
важно
разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,
научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана неслучайно. Птицы окружают
нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной
пищи
для
оставшихся
зимовать
птиц
становится
значительно
меньше, но из-за холодов потребность в ней возрастает. Иногда естественный
корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают. Люди могут помочь птицам пережить зимние
трудности.
Задача
педагогов
и
родителей
заключается
в
том,
чтобы
расширить
представления
детей
о
зимующих
птицах,
об
их
повадках
и
проблемах в зимнее время. Но, главное, - пробудить в детях сострадание к
тем, кто нуждается в нашей помощи, желание помочь.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с
которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться
к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о
живой и неживой природе.
Экологическое
воспитание
дошкольников
необходимо
проводить
в
процессе
интеграции
разнообразных
видов
детской
деятельности:
непосредственно
организованной
деятельности,
наблюдений,
экскурсий,
дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы,
выполнения
творческих
работ,
презентаций,
те ат ра лизованных
представлений,
знакомства
с
фольклором,
просмотра
видеофильмов
и
телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение
при этом отводится работе с родителями воспитанников, которые принимают
активное
участие
в
подготовке
и
проведении
мероприятий
проекта,
пополняют развивающую среду группы.
Цель экологического проекта:
Формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих
птицах, о правилах поведения в природе.
Задачи:
1.Познакомить детей с особенностями жизни птиц зимой.
2.Продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к
миру природы.
3.Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение
к миру природы.
4.Учить сравнивать разных птиц, выделять общее и различия в поведении,
добывании пищи.
5.Расширить
представления
детей
об
окружающем
мире,
познакомить
с
творчеством поэтов и писателей, пишущих о природе.
6.Повысить
уровень
информированности
родителей
по
теме
проекта,
активизировать их позицию в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
Участники проекта:
Дети старшей группы №3 (5-6 лет), педагоги группы, специалисты детского
сада, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта:
С 21.03.2016 по 08.04.2016
Авторы проекта:
Порошина О.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми
Овчинникова И.В. воспитатель МАДОУ «Детский сад№ 120» г. Перми
Тип проекта:
-по доминирующему методу – продуктивный
-по характеру содержания – ребенок+общество+природа
-по характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения до
получения результатов
-по характеру контактов – внутри одной возрастной группы и в контакте с
семьей
-по количеству участников – групповой
-по продолжительности – краткосрочный
Образ конечного результата:
Результат
Критерии
У детей расширились
представления
Дети владеют информацией. Отражают
имеющиеся знания в продуктивной и речевой
деятельности
Дети овладели способами
получения информации
При возникновении вопросов познавательного
характера, дети обращаются за помощью к
книгам, совместно с родителями пользуются
Интернетом
Активизировалась позиция
родителей
Большинство родителей приняли участие в
проекте: совместно с детьми подготовили
презентации, изготовили атрибуты для
сюжетно-ролевых игр, разучивали стихи к
конкурсам
Возможные риски и пути их преодоления
Риски
Пути преодоления
Отсутствие информации
по теме проекта
-Исследование Интернет-ресурсов
-Обращение за помощью к родителям
воспитанников
Нежелание родителей
принимать участие в
проекте
-Яркая презентация проекта
-оформления выставки детского творчества по
теме проекта
-Постоянная информированность родителей о
ходе реализации проекта
Отсутствие знаний у детей
и родителей о способах
-Консультации для родителей
-Беседы с детьми о том, где можно найти
получения информации
интересующую информацию
Отсутствие желания у
детей принимать участие в
проекте
-Различные способы мотивации
Способы и средства для достижения результата:
Для
достижения
результата
проекта
разработан
план
совместных
мероприятий с детьми и родителями. Использованы разнообразные формы
работы
и
методические
приемы:
интеллектуальные
конкурсы,
чтение
художественной
литературы,
продуктивная
деятельность,
самостоятельная
деятельность детей с дидактическим материалом.
Ресурсное обеспечение проекта:
-Информационное:
объявления,
индивидуальные
приглашения,
план
мероприятий на информационном стенде.
-Организационное:
распределение
обязанностей
между
участниками
проекта, консультации с родителями, беседы с детьми, подбор необходимых
информационных материалов, музыкальное сопровождение и т.д.
-Кадровое:
каждый
участник
активно
вовлечен
в
проект
(готовит
презентацию, изготавливает кормушку, участвует в развлечении, конкурсах,
викторинах).
-Научно-методическое:
подбор
литературы
познавательного
характера,
энциклопедий,
составление
сценариев
развлечений
и
непосредственно
организованной
деятельности,
подбор
иллюстраций,
демонстрационного
материала, составление презентаций.
-Материально-техническое: ноутбук, экран, проектор, групповое помещение,
музыкальный зал, фотоаппарат.
-Нормативно-правовое: проект разработан в соответствии с Образовательной
программой МАДОУ «Детский сад №120» и требованиями СанПин.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1.Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
(внешний вид птиц, образ жизни, приспособленность к жизни в зимнее
время).
2.Вызвать желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
3.Обогатить словарный запас детей.
4.Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
5.Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение
выслушивать друг друга, приходить на выручку.
6.Научить выполнять поделки из различного материала, в различных
техниках.
7.Приобщить к совместной деятельности родителей.
Реализация проекта осуществлялась в три этапа.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный.
-Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
-Чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций.
-Изготовление кормушек для птиц (организация конкурса кормушек,
подведение итогов, награждение).
Второй этап – основной (практический).
1 неделя
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни
зимующих птиц.
2.Воспитывать доброе отношение к соседям по планете.
Ден
ь
Тема и цель
«Занимательного дела»
Содержание совместной деятельности
1
Беседа «Что мы знаем о
зимующих птицах»
Цель: Обобщить знания
детей о зимующих
птицах
-Дидактическая игра «Кто как дом строит»
-Разучивание стихотворения «Кормушки»
-Подвижная игра «Собачки и воробьи»
-Раскраски с зимующими птицами
-Наблюдения за зимующими птицами
2
Аппликация «Пряники
для птиц»
Цель: Учить выполнять
аппликации из
природных материалов
-Дидактическая игра: «Каких птиц на
кормушке зимой не увидишь?»
-Чтение сказки В.Бианки «Чей нос лучше?»
-Рассматривание зимующих птиц в книгах и
тематических альбомах
-Наблюдение за вороной
-Физкультурная минутка «Вороны»
3
Конструирование
«Сова» (оригами)
Цель: Продолжать
знакомить с техникой
оригами
-Отгадывание загадок про зимующих птиц
-Дидактическая игра «Четвертый лишний»
-Разучивание потешки про сову
-Подвижная игра «Совушка»
-Наблюдение за птицами из окна группы
4
Аппликация «Снегирь»
Цель: Продолжать
учить вырезать круги из
квадратов, составлять
из них композиции
-Составление памятки «Чем подкармливать
птиц»
-Дидактическое упражнение «Птицы из
геометрических фигур»
-Пальчиковая игра «Кормушка»
-Наблюдение за голубями
5
Лепка (коллективная)
«Сороки»
Цель: Учить лепить
птицу из отдельных
деталей, соединять их
различными способами
-Чтение рассказа Е.Чарушина «Сорока»
-Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»
-Рассматривание птичьих следов на снегу
-Дидактическая игра «Меню птичьей
столовой»
-Исследовательская деятельность
«Обследование птичьего пера»
-разучивание песенок про птиц
-Наблюдения за сорокой
Взаимодействие с родителями:
1.Составление презентации о зимующих птицах в электронном или печатном
варианте.
2.Наблюдение за птицами по дороге в детский сад.
2 неделя.
Задачи:
1.Пополнить развивающую среду по теме проекта.
2.Принять участие в презентации «Зимующие птицы».
3.Учить заботиться о птицах.
Ден
ь
Тема и цель
«Занимательного дела»
Содержание совместной деятельности
1
Социальная акция
«Подарим кормушки
птицам Черняевского
леса»
Цель: Воспитывать
доброжелательное
отношение к птицам
-Заготовка корма для птиц
-Знакомство с народными приметами про
птиц
-Дидактическая игра «Сосчитай птиц»
-Наблюдение за воробьями
-Разучивание стихотворения С.Маршака
«Где обеда,воробей?»
-Подвижная игра «Бездомный воробей»
-Чтение стихов и рассказов о воробьях
2
Конструирование
«Птички-невелички»
Цель: Учить детей
конструировать из
бумаги
-Чтение рассказов Н.Сладкова про птиц
-Дидактическая игра «Большой –
маленький»
-Подвижная игра «Птички и кошка»
-Разучивание стихотворения Н.Яшина
«Покормите птиц зимой»
3
Рисование «Синица»
Цель: Учить рисовать
птиц, используя
нетрадиционные
техники
-Оформление картотеки стихов, загадок про
птиц
-Дидактическая игра «Зимующие и
перелетные птицы»
-Подвижная игра «Птицы в гнездышках»
-Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин
календарь»
-Наблюдения за синицами
4
Презентация детских
работ «Зимующие
птицы»
Цель: Формировать
-Составление алгоритма описательного
рассказа о птицах
-Дидактическая игра «Птицы» (лото)
-Подвижная игра «Воробышки и
навыки публичных
выступлений,
расширять знания о
птицах
автомобиль»
-Пальчиковая игра «Птичья столовая»
5
«Международный день
птиц»
Лепка «Жаворонки»
Цель: Учить детей
лепить птиц из
соленого теста
-Изготовление листовок «Помогите птицам»
-Сбор корма для птиц
-Оформление плаката «Зимующие птицы»
-Дидактическая игра «Зоопарк»
-Подвижная игра «Воробьишки»
Взаимодействие с родителями:
1.Консультация в родительский уголок «Покормите птиц зимой»
2.Участие в презентации о зимующих птицах
3.Участие в акции «Подарим кормушки птицам Черняевского леса»
4.Сбор корма для птиц
Третий этап – заключительный.
3 неделя.
Задачи:
1.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
2.Поддерживать желание детей принимать участие в различных конкурсах.
Ден
ь
Тема и цель
«Занимательного дела»
Содержание совместной деятельности
1
Развитие речи
«Зимующие птицы»
Цель: Учить составлять
описательный рассказ,
развивать
индивидуальные
способности детей в
творческой речевой
деятельности
-Составление описательных загадок про
птиц
-Дидактическая игра «Отгадай по
описанию»
-Подвижная игра «Птички и кошка»
-Чтение рассказов Л.Воронковой про птиц
-Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»
-Рисование птиц при помощи трафаретов
2
Викторина «Птицы»
Цель: Расширить
представления детей о
-Ведение дневника наблюдений за птицами
на кормушке
-дидактическое упражнение «Составление
птицах, активизировать
познавательный
интерес
птиц из палочек Кюизенера»
-Пальчиковая игра «Птичья столовая»
-Разучивание песенок про птиц
3
Развлечение
«Зимующие птицы»
Цель: Способствовать
проявлению творчества
детей в разных сферах
деятельности
-Слушание народных песен, закличек про
птиц
-Народная игра «Селезень»
-Игра на внимание «Прилетели птицы»
-Экологическая сценка «Доживем до весны»
-Музыкальная игра «Птичья зарядка»
4
Конкурс стихов про
птиц
Цель: Активизировать
желание детей
принимать участие в
различных конкурсах
-Оформление конкурса рисунков про птиц
-Просмотр видеофильма «Зимующие
птицы»
Дидактическая игра «Кого не стало»
-Подвижная игра «Перелет птиц»
-Дидактическое упражнение «Угадай, чей
голосок»
5
Подведение итогов
проекта.
Награждение
участников.
Оформление результатов проекта
Взаимодействие с родителями:
1.Участие в обогащении развивающей среды по теме «Птицы»
2.Участие в викторине для родителей
Результаты реализации проекта:
1.Сформировались система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение
к природе, интерес и любовь к родному краю.
2.Дети научились выполнять творческие работы в различных техниках и из
различных материалов.
3.Обогатилась развивающая среда.
4.Родители стали активнее принимать участие в жизни группы и детского
сада.
Дальнейшие перспективы:
1.Продолжить сбор информации по теме проекта с учетом возраста детей.
2.Продолжить знакомство детей с птицами: перелетными, экзотическими.
3.Продолжить привлекать родителей к активному участию в делах группы.
Литература:
1.С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», М., 2003
2.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С-Пб, 2004
3.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2007
4.Т.А.Шорыгина «Птицы. Кто они?», М., Гном,2000
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., «Цветной
мир»,2013