Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Порошина Ольга Авенировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №120"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект

«Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий

Актуальность проекта:

В

современных

условиях

проблема

экологического

воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период

дошкольного

детства

происходит

становление

человеческой

личности,

формирование

начал

экологической

культуры.

Поэтому

очень

важно

разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,

научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана неслучайно. Птицы окружают

нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года

доступной

пищи

для

оставшихся

зимовать

птиц

становится

значительно

меньше, но из-за холодов потребность в ней возрастает. Иногда естественный

корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут

пережить зиму и погибают. Люди могут помочь птицам пережить зимние

трудности.

Задача

педагогов

и

родителей

заключается

в

том,

чтобы

расширить

представления

детей

о

зимующих

птицах,

об

их

повадках

и

проблемах в зимнее время. Но, главное, - пробудить в детях сострадание к

тем, кто нуждается в нашей помощи, желание помочь.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного

отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с

которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться

к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о

живой и неживой природе.

Экологическое

воспитание

дошкольников

необходимо

проводить

в

процессе

интеграции

разнообразных

видов

детской

деятельности:

непосредственно

организованной

деятельности,

наблюдений,

экскурсий,

дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы,

выполнения

творческих

работ,

презентаций,

те ат ра лизованных

представлений,

знакомства

с

фольклором,

просмотра

видеофильмов

и

телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение

при этом отводится работе с родителями воспитанников, которые принимают

активное

участие

в

подготовке

и

проведении

мероприятий

проекта,

пополняют развивающую среду группы.

Цель экологического проекта:

Формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих

птицах, о правилах поведения в природе.

Задачи:

1.Познакомить детей с особенностями жизни птиц зимой.

2.Продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к

миру природы.

3.Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение

к миру природы.

4.Учить сравнивать разных птиц, выделять общее и различия в поведении,

добывании пищи.

5.Расширить

представления

детей

об

окружающем

мире,

познакомить

с

творчеством поэтов и писателей, пишущих о природе.

6.Повысить

уровень

информированности

родителей

по

теме

проекта,

активизировать их позицию в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

Участники проекта:

Дети старшей группы №3 (5-6 лет), педагоги группы, специалисты детского

сада, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта:

С 21.03.2016 по 08.04.2016

Авторы проекта:

Порошина О.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Овчинникова И.В. воспитатель МАДОУ «Детский сад№ 120» г. Перми

Тип проекта:

-по доминирующему методу – продуктивный

-по характеру содержания – ребенок+общество+природа

-по характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения до

получения результатов

-по характеру контактов – внутри одной возрастной группы и в контакте с

семьей

-по количеству участников – групповой

-по продолжительности – краткосрочный

Образ конечного результата:

Результат

Критерии

У детей расширились

представления

Дети владеют информацией. Отражают

имеющиеся знания в продуктивной и речевой

деятельности

Дети овладели способами

получения информации

При возникновении вопросов познавательного

характера, дети обращаются за помощью к

книгам, совместно с родителями пользуются

Интернетом

Активизировалась позиция

родителей

Большинство родителей приняли участие в

проекте: совместно с детьми подготовили

презентации, изготовили атрибуты для

сюжетно-ролевых игр, разучивали стихи к

конкурсам

Возможные риски и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Отсутствие информации

по теме проекта

-Исследование Интернет-ресурсов

-Обращение за помощью к родителям

воспитанников

Нежелание родителей

принимать участие в

проекте

-Яркая презентация проекта

-оформления выставки детского творчества по

теме проекта

-Постоянная информированность родителей о

ходе реализации проекта

Отсутствие знаний у детей

и родителей о способах

-Консультации для родителей

-Беседы с детьми о том, где можно найти

получения информации

интересующую информацию

Отсутствие желания у

детей принимать участие в

проекте

-Различные способы мотивации

Способы и средства для достижения результата:

Для

достижения

результата

проекта

разработан

план

совместных

мероприятий с детьми и родителями. Использованы разнообразные формы

работы

и

методические

приемы:

интеллектуальные

конкурсы,

чтение

художественной

литературы,

продуктивная

деятельность,

самостоятельная

деятельность детей с дидактическим материалом.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Информационное:

объявления,

индивидуальные

приглашения,

план

мероприятий на информационном стенде.

-Организационное:

распределение

обязанностей

между

участниками

проекта, консультации с родителями, беседы с детьми, подбор необходимых

информационных материалов, музыкальное сопровождение и т.д.

-Кадровое:

каждый

участник

активно

вовлечен

в

проект

(готовит

презентацию, изготавливает кормушку, участвует в развлечении, конкурсах,

викторинах).

-Научно-методическое:

подбор

литературы

познавательного

характера,

энциклопедий,

составление

сценариев

развлечений

и

непосредственно

организованной

деятельности,

подбор

иллюстраций,

демонстрационного

материала, составление презентаций.

-Материально-техническое: ноутбук, экран, проектор, групповое помещение,

музыкальный зал, фотоаппарат.

-Нормативно-правовое: проект разработан в соответствии с Образовательной

программой МАДОУ «Детский сад №120» и требованиями СанПин.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах

(внешний вид птиц, образ жизни, приспособленность к жизни в зимнее

время).

2.Вызвать желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.

3.Обогатить словарный запас детей.

4.Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

5.Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение

выслушивать друг друга, приходить на выручку.

6.Научить выполнять поделки из различного материала, в различных

техниках.

7.Приобщить к совместной деятельности родителей.

Реализация проекта осуществлялась в три этапа.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

-Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

-Перспективное планирование проекта.

-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

-Чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций.

-Изготовление кормушек для птиц (организация конкурса кормушек,

подведение итогов, награждение).

Второй этап – основной (практический).

1 неделя

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни

зимующих птиц.

2.Воспитывать доброе отношение к соседям по планете.

Ден

ь

Тема и цель

«Занимательного дела»

Содержание совместной деятельности

1

Беседа «Что мы знаем о

зимующих птицах»

Цель: Обобщить знания

детей о зимующих

птицах

-Дидактическая игра «Кто как дом строит»

-Разучивание стихотворения «Кормушки»

-Подвижная игра «Собачки и воробьи»

-Раскраски с зимующими птицами

-Наблюдения за зимующими птицами

2

Аппликация «Пряники

для птиц»

Цель: Учить выполнять

аппликации из

природных материалов

-Дидактическая игра: «Каких птиц на

кормушке зимой не увидишь?»

-Чтение сказки В.Бианки «Чей нос лучше?»

-Рассматривание зимующих птиц в книгах и

тематических альбомах

-Наблюдение за вороной

-Физкультурная минутка «Вороны»

3

Конструирование

«Сова» (оригами)

Цель: Продолжать

знакомить с техникой

оригами

-Отгадывание загадок про зимующих птиц

-Дидактическая игра «Четвертый лишний»

-Разучивание потешки про сову

-Подвижная игра «Совушка»

-Наблюдение за птицами из окна группы

4

Аппликация «Снегирь»

Цель: Продолжать

учить вырезать круги из

квадратов, составлять

из них композиции

-Составление памятки «Чем подкармливать

птиц»

-Дидактическое упражнение «Птицы из

геометрических фигур»

-Пальчиковая игра «Кормушка»

-Наблюдение за голубями

5

Лепка (коллективная)

«Сороки»

Цель: Учить лепить

птицу из отдельных

деталей, соединять их

различными способами

-Чтение рассказа Е.Чарушина «Сорока»

-Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

-Рассматривание птичьих следов на снегу

-Дидактическая игра «Меню птичьей

столовой»

-Исследовательская деятельность

«Обследование птичьего пера»

-разучивание песенок про птиц

-Наблюдения за сорокой

Взаимодействие с родителями:

1.Составление презентации о зимующих птицах в электронном или печатном

варианте.

2.Наблюдение за птицами по дороге в детский сад.

2 неделя.

Задачи:

1.Пополнить развивающую среду по теме проекта.

2.Принять участие в презентации «Зимующие птицы».

3.Учить заботиться о птицах.

Ден

ь

Тема и цель

«Занимательного дела»

Содержание совместной деятельности

1

Социальная акция

«Подарим кормушки

птицам Черняевского

леса»

Цель: Воспитывать

доброжелательное

отношение к птицам

-Заготовка корма для птиц

-Знакомство с народными приметами про

птиц

-Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

-Наблюдение за воробьями

-Разучивание стихотворения С.Маршака

«Где обеда,воробей?»

-Подвижная игра «Бездомный воробей»

-Чтение стихов и рассказов о воробьях

2

Конструирование

«Птички-невелички»

Цель: Учить детей

конструировать из

бумаги

-Чтение рассказов Н.Сладкова про птиц

-Дидактическая игра «Большой –

маленький»

-Подвижная игра «Птички и кошка»

-Разучивание стихотворения Н.Яшина

«Покормите птиц зимой»

3

Рисование «Синица»

Цель: Учить рисовать

птиц, используя

нетрадиционные

техники

-Оформление картотеки стихов, загадок про

птиц

-Дидактическая игра «Зимующие и

перелетные птицы»

-Подвижная игра «Птицы в гнездышках»

-Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин

календарь»

-Наблюдения за синицами

4

Презентация детских

работ «Зимующие

птицы»

Цель: Формировать

-Составление алгоритма описательного

рассказа о птицах

-Дидактическая игра «Птицы» (лото)

-Подвижная игра «Воробышки и

навыки публичных

выступлений,

расширять знания о

птицах

автомобиль»

-Пальчиковая игра «Птичья столовая»

5

«Международный день

птиц»

Лепка «Жаворонки»

Цель: Учить детей

лепить птиц из

соленого теста

-Изготовление листовок «Помогите птицам»

-Сбор корма для птиц

-Оформление плаката «Зимующие птицы»

-Дидактическая игра «Зоопарк»

-Подвижная игра «Воробьишки»

Взаимодействие с родителями:

1.Консультация в родительский уголок «Покормите птиц зимой»

2.Участие в презентации о зимующих птицах

3.Участие в акции «Подарим кормушки птицам Черняевского леса»

4.Сбор корма для птиц

Третий этап – заключительный.

3 неделя.

Задачи:

1.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

2.Поддерживать желание детей принимать участие в различных конкурсах.

Ден

ь

Тема и цель

«Занимательного дела»

Содержание совместной деятельности

1

Развитие речи

«Зимующие птицы»

Цель: Учить составлять

описательный рассказ,

развивать

индивидуальные

способности детей в

творческой речевой

деятельности

-Составление описательных загадок про

птиц

-Дидактическая игра «Отгадай по

описанию»

-Подвижная игра «Птички и кошка»

-Чтение рассказов Л.Воронковой про птиц

-Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»

-Рисование птиц при помощи трафаретов

2

Викторина «Птицы»

Цель: Расширить

представления детей о

-Ведение дневника наблюдений за птицами

на кормушке

-дидактическое упражнение «Составление

птицах, активизировать

познавательный

интерес

птиц из палочек Кюизенера»

-Пальчиковая игра «Птичья столовая»

-Разучивание песенок про птиц

3

Развлечение

«Зимующие птицы»

Цель: Способствовать

проявлению творчества

детей в разных сферах

деятельности

-Слушание народных песен, закличек про

птиц

-Народная игра «Селезень»

-Игра на внимание «Прилетели птицы»

-Экологическая сценка «Доживем до весны»

-Музыкальная игра «Птичья зарядка»

4

Конкурс стихов про

птиц

Цель: Активизировать

желание детей

принимать участие в

различных конкурсах

-Оформление конкурса рисунков про птиц

-Просмотр видеофильма «Зимующие

птицы»

Дидактическая игра «Кого не стало»

-Подвижная игра «Перелет птиц»

-Дидактическое упражнение «Угадай, чей

голосок»

5

Подведение итогов

проекта.

Награждение

участников.

Оформление результатов проекта

Взаимодействие с родителями:

1.Участие в обогащении развивающей среды по теме «Птицы»

2.Участие в викторине для родителей

Результаты реализации проекта:

1.Сформировались система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение

к природе, интерес и любовь к родному краю.

2.Дети научились выполнять творческие работы в различных техниках и из

различных материалов.

3.Обогатилась развивающая среда.

4.Родители стали активнее принимать участие в жизни группы и детского

сада.

Дальнейшие перспективы:

1.Продолжить сбор информации по теме проекта с учетом возраста детей.

2.Продолжить знакомство детей с птицами: перелетными, экзотическими.

3.Продолжить привлекать родителей к активному участию в делах группы.

Литература:

1.С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», М., 2003

2.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С-Пб, 2004

3.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2007

4.Т.А.Шорыгина «Птицы. Кто они?», М., Гном,2000

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., «Цветной

мир»,2013



В раздел образования