Напоминание

Эффективность работы "школы" псориаза на базе Кожно-венерологического диспансера г.Кузнецка


Автор: Багданова Альфия Хафизовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Кузнецкий филиал "Пензенский областной медицинский колледж"
Населённый пункт: Пензенская область, город Кузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность работы "школы" псориаза на базе Кожно-венерологического диспансера г.Кузнецка
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ «ШКОЛЫ» ПСОРИАЗА НА БАЗЕ КОЖНО-

ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА г. КУЗНЕЦКА
Багданова Альфия Хафизовна преподаватель первой квалификационной категории Кузнецкий филиал ГБОУ СПО»Пензенский областной медицинский колледж» Псориаз является одним из самых распространённых человеческих недугов, с которым может столкнуться каждый человек. Понимание больными того, что с ними происходит – это первый шаг на пути успешного лечения. Только обладая некоторыми знаниями о псориазе и о факторах вызывающих частые обострения, пациент со своим лечащим врачом сможет бороться с этим коварнейшим заболеванием. Арсенал медицинских препаратов для лечения псориаза весьма велик, современные врачи научились справляться с поражениями кожи при псориазе, однако без активного участия пациента в лечебном процессе успех не может быть достигнут. В связи с этим для решения этой сложной задачи пациент должен быть максимально осведомлен обо всем, что касается его заболевания, должен понимать принципы лечения и профилактики. В настоящее время это стало возможно благодаря внедрению в практику обучающих программ "школ" для больных псориазом. Все большее распространение получает концепция, согласно которой для эффективного лечения псориаза ,для поддержания долговременных ремиссий, пациенты должны иметь полный и достоверный спектр знаний по своему заболеванию. Это возможно лишь в том случае, если больные соответствующим образом обучены постоянному контролю над своим заболеванием. Программа обучения создана с целью формирования у больных мотивации к лечению, новых психологических установок и грамотного понимания сути своего заболевания, возможности его терапии и профилактики. Для успешного лечения необходимо четко выполнять все рекомендации врача, самостоятельно не изменять схему лечения, не заниматься самолечением, а обращаться к специалисту. Вследствие большой социальной значимости проблемы псориаза, а именно снижения качества жизни, трудоспособности и др. - во всем мире проводится комплекс мероприятий по его профилактике. Во многих странах существуют различные общества, ассоциации и фонды, осуществляющие помощь больным псориазом. В зависимости от тяжести состояния, локализации и распространённости патологического процесса, характера и степени выраженности функциональных изменений внутренних органов возникает необходимость целенаправленного воздействия на восстановление нарушенных функций. Одной из задач в комплексе реабилитационных мероприятий при псориазе является увеличение "светлых" меж рецидивных интервалов, когда у больного нет высыпаний. Да и больной, выписываясь из стационара, или посетив врача на амбулаторном приёме, нередко обращается с вопросом к врачу: "Доктор, а надолго исчезли высыпания на коже? Что нужно предпринять, чтобы они реже появлялись?". Таким образом, имеется целый ряд различной степени сложности мер, выполнение которых помогут реже обращаться больному к дерматологу, реже
находиться на стационарном лечении, отрываясь от семьи, работы, помогут активно участвовать в жизни общества. Одним из таких методов является создание «школы» псориаза для предотвращения рецидивов заболевания и информирования о своем заболевании. Это заболевание является распространенным дерматозом и зачастую имеет тяжелое течение. Огромное количество людей страдает этой кожной болезнью, испытывая ограниченность в выборе профессии и трудоустройстве, планировании своего отдыха, подборе одежды. Наличие косметических значимых высыпаний на открытых участках кожного покрова, дезадаптирует больных псориазом в социальном плане и резко снижает качество жизни. Целью работы явилось создание «школы» псориаза и исследовать эффективность работы «школы» псориаза на базе кожно-венерологического диспансера г.Кузнецка тем самым увеличить информированность пациентов о своём заболевании. Был проведён статистический анализ заболеваемости псориазом у пациентов на базе кожно-венерологического диспансера г. Кузнецка. На основании анкетирования была изучена потребность в создании «школы» больных псориазом. Исследование показало, воздействие всех симптомов псориаза негативно влияют на качество жизни пациентов. Приводит к дискомфорту и проблемам в общении, проблемам трудоустройства и взаимоотношения в семье и с друзьями. Задача школы, состоит в том, чтобы сформировать у пациента потребность соблюдения и выполнения всех рекомендаций. В такой ситуации групповое личностно-ориентированное профилактическое консультирование в Школе здоровья является практически единственным способом достижения поставленной цели Основной целью «школы» псориаза стало повышение информированности пациента относительно его заболевания и факторов риска его развития и прогрессирования. Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья. Формирование рационального и активного отношения к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; Обучение навыкам и умению по самоконтролю за состоянием здоровья, анализу причин и факторов, влияющих на индивидуальное здоровье. Формирование навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска рекомендации по правильному питанию, физической активности, отказа от вредных привычек, рекомендации по уходу за кожей. Была определена тематика занятий, разработано методическое пособие по «школе», и проведено ряд занятий, состоящих из 10 уроков на каждый из которых разработано подробное методическое пособие, содержащие тему, цель, план и ход урока. Каждое занятие сопровождалось презентацией, демонстрацией книг и журналов для больных псориазом. Занятия были проведены с пациентами кожно- венерологического диспансера, затрагивались такие темы ,как «Что надо знать пациенту о псориазе?», «Факторы риска развития псориаза», «Строение и функции кожи, изменения в коже при поражении псориазом», «Уход за кожей и рекомендации по одежде», «Питание при псориазе», «Вред алкоголя и курения при псориазе», «Спорт в жизни больного с псориазом», «Стресс как причина заболевания», «Климатотерапия и курортотерапия», «Меры профилактики заболевания».
Проанализирована эффективность работы «школы» псориаза на основании проведения занятий по разработанным темам и заключительного анкетирования пациентов посещающих «школу». Кроме устранения факторов риска многие из посещающих занятия пациентов, узнали о профилактических методах климатотерапии и курортотерапии. Отметили для себя многое о занятиях спортом при своём заболевание, рекомендациях по выбору одежды, ограничения и рекомендации по здоровому питанию, учли советы по уходу за кожей. Открыли для себя новые меры профилактики своего заболевания и изъявили большое желание в посещении «школы» псориаза, для информирования о новых методах профилактики и лечения псориаза. Мы продолжили работу «школы» псориаза и в период с 2012 по декабрь 2015 г, в «школе» состояло уже 80 человек. Были внесены дополнения в программу «школы»: разработаны индивидуальные занятия для больных с псориатическим артритом, касающиеся урока № 9 «Климатотерапия и курортотерапия»; дополнения к урокам № 4«Уход за кожей и рекомендации по одежде» и №5 «Питание при псориазе» Так же нами было исследовано качество жизни пациентов, посещающих «школу» псориаза. Для исследования мониторинга качества жизни пациентов, посещающих «школу» псориаза в период с 2013 по декабрь 2015 года, нами была разработана анонимная анкета, состоящая из двух частей. В первой части анкеты пациенты отвечали на вопросы по качеству жизни до посещения «школы». Вторая часть анкеты касалась соблюдения рекомендаций, данных на уроках, снижения симптомов заболевания, увеличения периодов ремиссии и улучшения качества жизни после посещения занятий. Из проведённого анкетирования было видно, что работа школы приводит к пониманию пациентами того, что с соблюдением наших рекомендаций с диагнозом можно жить обычной жизнью. Работать, дружить, жить полноценной жизнью. Не бояться дискомфорта при рукопожатии и объятиях, не бояться косметических дефектов ,считать себя полноценным членом общества. Пациенты посещающие «школу» псориаза в период с 2012 по настоящее время, научились соблюдать все рекомендации: ухаживать за кожей правильно питаться, устранили вредные привычки, воспользовались санаторно- курортным лечение, занимаются спортом, по другому научились реагировать на стрессовые ситуации. Научились жить с пониманием того, что соблюдая все рекомендации данные на уроках «школы» можно достигнуть единства души и тела. Проведенное исследование показало, что создание школы псориаза, повышает эффективность лечения больных, приводя к клиническому улучшению, и что очень важно, повышает качество жизни тяжелой по прогнозу категории больных. Представленная образовательная программа школы является одним из возможных способов оптимизации лечения больных псориазом, улучшая качество медицинской помощи. В данном случае это связано с деятельностью студентов медицинского колледжа. Полученные знания смогут позволить больным избавиться от многих эстетических, психологических и социальных проблем, связанных с псориазом, помогут лучше ориентироваться в способах предупреждения болезни и, в конечном итоге, обеспечить полноценную и активную жизнь.


В раздел образования