Автор: Журавлева Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №198
Населённый пункт: Самарская область,город Тольятти
Наименование материала: методическая разработка "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО"
Тема: "Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО"
Раздел: дошкольное образование
НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации работников образования
на основе Именного образовательного чека
«РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО»
срок обучения 15.06.2015 по 22.06.2015г.
тема: «Методическое обеспечение реализации федерального
государственного образовательного стандарта в практической
деятельности педагога ДОО»
(в рамках календарно-тематического планирования тематического блока «Безопасность»,
тема дня «Правила дорожного движения» в старшей группе)
Выполнили:
Журавлева Л.Б., воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С №198 «
Вишенка»
Дата защиты методической разработки _____________
Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных
результатов программы:
Результат
1.
Планирует
воспитательно-образовательную
работу
с
детьми
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
основной
образовательной
программой
дошкольного образования (ООП ДО) в ДОО.
Результат
2. Планирует непосредственно образовательную деятельность с детьми
дошкольного возраста.
Тольятти-2015
Календарно-тематическое планирование
Группа старшая
Тематический блок «Безопасность»
Тема недели: «Если дома ты один» (февраль 1 неделя)
Тема дня (понедельник) «Опасные ситуации дома: огонь»
Тема дня (вторник) «Опасные ситуации дома: лекарства»
Тема дня (среда) «Опасные ситуации дома: мелкие предметы»
Тема дня (четверг) «Опасные ситуации дома: электричество»
Тема дня (пятница) «Встреча с незнакомцем»
Тема недели: ««Правила движения достойны уважения»»
(февраль 2 неделя)
Тема дня (понедельник) «Виды транспорта»
Тема дня (вторник) «Правила дорожного движения»
Тема дня (среда) «Дорожные знаки»
Тема дня (четверг) «Специальный транспорт»
Тема дня (пятница) «Правила безопасного поведения на улице»
2
Совместная деятельность педагога и детей
Условия для
самостоятельной
деятельности детей
(организация развивающей
предметно-
пространственной среды)
Взаимодействие
(сотрудничество)
с родителями
ООД
Образовательная деятельность
в режимных моментах
ООД 1
Вид деятельности:, познавательная.
ОО «Познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Тема: «Юные инспектора дорожного
движения»
Цель ОД: закрплять у детей знание
понятий пешеходный переход, въезд
запрещен, автобусная остановка,
медицинский пункт, дорожные работы);
Продолжать развивать умение детей
ориентироваться в пространстве;
Продолжать воспитывать у детей культуру
поведения на улице, развивая потребность
в соблюдении правил дорожного
движения.
Ход ООД
1. Почтальон приносит конверт, в котором
находятся сюжетные картинки.
Рассматривание сюжетных картинок
(сказочные персонажи нарушают правила
дорожного движения), беседа по их
содержанию.
Цель: закрепить у детей знания правил
дорожного движения, формировать
умения находить нарушения ПДД на
Утро
Беседа: «Я отличник – пешеход»
Цель: закрепить у детей о правилах
дорожного движения (сигнал светофора,
пешеходный пешеход).
Д/и «Дорога к бабушке»
Цель: развивать внимание, память,
наблюдательность, у детей
способствовать повышению уровня
дорожной грамотности.
Д/И «Часы»
Цель: обучить умению различать
дорожные знаки, закрепить знание детей
о запрещающих и предупреждающих
знаках, развитие внимания.
Прогулка 1, 2
Наблюдение за работой сотрудника
инспектора ДПС.
Цель: уточнить знания детей о работе
сотрудников ДПС.
Актуальная среда:
Сюжетные картинки на тему:
«ПДД».
Актуальная среда:
Схема маршрутов дороги к
бабушке.
Актуальная среда:
Сигнальные карточки с
изображением запрещающих
и предупреждающих знаках.
Внесение альбома с
иллюстрациями о
профессиях.
Предложить родителям
изготовить схему
маршрут – дорога к
бабушке.
Цель: приобщать
родителей к выполнению
заданий вместе с детьми.
Привлечение родителей к
изготовлению материала
к д/и «Часы».
Цель: приобщить
родителей и детей к
совместной деятельности
в ходе которой закрепить
знания о видах дорожных
знаков.
Привлечь родителей по
изготовлению атрибутов
к с/р ДПС.
3
картинках и комментировать их.
3. Д/и «Говорящий руль»
Цель: Закрепить у детей знания
дорожных знаков, формировать умение
двигаться согласно с их значениями
(поворот направо, поворот налево,
осторожно: переход (зебра), проезд
запрещен).
4.Отгадывание загадок о светофоре, о
зебре
Цель: развивать у детей образное
мышление, память.
Цель: продолжать формировать у детей
конструктивные способности, работать
ножницами, клеем.
7. Словесная игра «Можно - нельзя»
Цель: продолжать формировать у детей
культуру поведения на улице.
8. Посылка от сказочных персонажей с
красивыми значками «Юный инспектор
дорожного движения»
Цель: вызвать эмоциональный отклик,
формировать у детей желание соблюдать
ПДД и использовать свои знания в
повседневной жизни.
П/И Кубик
Цель: изучение дорожных знаков
,
развитие внимания, развитие
поведение.
С/Р игра «Водитель»
Цель: понимание важности соблюдения
правил дорожного движения в
обстановке, приближённой к реальным
условиям.
Д/И «Крокодил»
Цель: закрепление знаний о ПДД,
развитие описательной речи, развитие
словарного запаса.
Вечер
Настольная игра «Вертушка».
Цель: закрепление знаний правил
дорожного движения, обучение умению
отвечать на вопросы, развитие речи.
Заучивание стихотворение И. Лешкевича
«Светофор».
Цель: закрепить знание о значениях
Актуальная среда:
Внесение маршрутных карт
города Тольятти.
Актуальная среда:
Внесение в книжный уголок
произведение И. Лешкевича
«Светофор».
Привлечь родителей
изготовление макетов на
тему: «Улица нашего
города».
4
ООД 2
Вид деятельности: Двигательная
деятельность, позвательно-игровая,
коммуникативная, восприятие
художественной литературы.
ОО «Познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно- эстетическое
развитие»
Физкультурный досуг
Тема: «Красный, Желтый, зеленый»
Цель ООД:
Закрепить знания детей о ПДД;
Продолжать учить детей различать
дорожные знаки, развивать зрительную
память, внимание;
Формировать у детей умение
самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной
жизни;
Создать у детей радостное, веселое
настроение.
Ход ОД
сигналов светофора.
С/Р игра «Светофор»
Цель: способствовать развитию реакции
на цвет светофора, вниманию и
закреплению правил дорожного
движения.
Д/И игра «Собери знак»
Цель: закрепить знания детей
о дорожных знаках и
ПДД; развивать логическое
мышление, внимательность; воспитывать
культуру безопасного поведения детей
на дороге и в общественных местах.
Актуальная среда:
Совместное творчество:
изготовление д/и «Собери
знак».
5
1. Организационный момент, выбор жюри,
приветствие команд.
Цель: вызвать интерес и настроить детей
на соревнование
2. Конкурс «Дорожные знаки»
Цель: закрепить у детей умение
отгадывать загадки
3. Конкурс «Собери знак»
Цель: закрепить у детей знания дорожных
знаков, развивать зрительную память,
внимание.
4. Конкурс «Сигнал светофора»
Цель: закрепить у детей знания значений
сигналов светофора, умение действовать
согласно тексту.
5. Конкурс «Это правда или нет»
Цель: развивать внимание, умение
выполнять действия в соответствии с
ответом: да - хлопают в ладоши, нет-
качают головой.
6. Итоги. Награждение.
ООД 3
Вид деятельности: продуктивный
ОО «Художественно-эстетическое
развитие.»
Форма: интегрированное
Тема: «Рисуем улицы нашего города»
Цель ОД: продолжать знакомить детей с
6
правилами передвижения пешеходов по
улицам города. Формировать
представления детей о понятиях
«пешеходный переход», «зебра»,
«проезжая часть», «тротуар». Закрепить
умения у детей изображать разные виды
транспорта, передавать особенности
дорожной обстановки.
Ход ОД
1. Организационный момент.
Приглашение детей на экскурсию по
игрушечному городу.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей
о правилах поведения на улицах города.
2. Беседа с детьми о ПДД.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей
о правилах дорожного движения.
3. Д/И «Назови виды транспорта»
Цель: Формировать представления у
детей о различных видах транспортных
средств.
4. Беседа о пассажирском виде транспорта
(автобус)
Цель: Уточнить знания детей о
пассажирском виде транспорта, правилах
поведения пассажиров в автобусе и во
время ожидания на остановочном
павильоне.
5. Чтение стихотворения о пешеходном
переходе.
Цель: Познакомить детей с
7
художественным творчеством о ПДД
И.Лешкевича.
6. Д/И «Сигналы светофора»
Цель: Закрепить знания у детей о
значениях сигналов светофора.
7. Рисование детьми улиц города, видов
транспорта такими, какими они их
увидели.
Цель: Закрепить знания и умения
изображать на рисунке свои впечатления,
продолжать формировать навыки
изобразительной деятельности, развивать
у детей художественное творчество.
8. Коллективный смотр рисунков детей.
Цель: Формировать умение объективно
рассматривать, обсуждать полученные
работы детей.
8
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ООД)
по теме «Правила дорожного движения»
Возрастная группа: старшая группа
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
Определите реализуемые детьми виды деятельности, конкретизируйте их
разновидности (укажите в скобках).
Раздатка 1: Коммуникативная , конструктивная, познавательно-игровая,
двигательная, восприятие художественной литературы).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
Укажите
дидактические
единицы
как
краткую
формулировку
области
познания
–
те
представления,
которые
вы
формируете
у
детей,
и
которые
реализуется детьми в предлагаемых заданиях (виде и содержании деятельности).
Раздатка .
Интегрированная форма:
Коммуникативно - конструктивная, познавательно-
игровая, двигательная, восприятие художественной литературы
Раздатка 3
Задания для совместной деятельности детей:
1 .
Закреплять
правила
дорожного
движения,
учить
применять
знания,
полученные ранее в практической деятельности.
2. Активизировать мышления детей посредством:
-
развития
способности
к
определению
задач
на
основе
поставленной
проблемы,
- развития у детей способности к созданию задуманного продукта,
- совершенствования уровня накопленных практических навыков (создание
макета улицы, дополнение его деталями).
3. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои
действия и действия других
.
9
4. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Раздатка 2
Образовательные задачи.
Раздатка
2
Задание
(действие и его
содержание)
Способ
предъявления задания
Способ презентации
детьми
результатов
выполнения задания
1. Рассмотрите
сюжетные картинки,
проанализируйте их
содержание и
расскажите как можно
помочь сказочным
героям.
Почтальон приносит
конверт
Рассматривание и
обсуждение сюжетных
картинок
2. Расскажите, какие
виды транспорта вы
знаете. Перечислите,
какой транспорт
относится к воздушному
виду (наземному,
водному).
Демонстрация
предметных картинок с
разными видами
транспорта
д/и«Виды транспорта».
Рассказы детей о
способе выполнения
3. Отправляйтесь в
путешествие и
двигайтесь,
ориентируясь на знаки
дорожного движения.
Показ руля и дорожных
знаков
П/и «Говорящий руль»
3. Отправляйтесь в
путешествие и
двигайтесь,
ориентируясь на знаки
дорожного движения.
Показ руля и дорожных
знаков
П/и «Говорящий руль»
4.Расскажите,
что
вы
з н а е т е
о
с л у ж б а х ,
которые
приходят
нам
на помощь.
Демонстрация
игрушечных спец.
Д/и«Поставь
правильно»
5.Выберите игрушечную
машинку и поставьте ее
под
соответствующий
номер телефона.
Машин и карточки с
номерами телефонов.
10
.6.Изготовьте из бумаги
р а з л и ч н ы е
в и д ы
т р а н с п о р т а
и
расскажите о нем.
Демонстрация макета
дорожного полотна.
Конструктивная
деятельность:
изготовление
детьми
р а з н ы х
в и д о в
транспорта и рассказы о
них.
7.Отгадайте загадки.
Педагог загадывает
загадки и после
правильных ответов
детей демонстрирует
картинки с «зеброй»,
светофором.
Д е т и
о т г а д ы в а ю т
загадки.
8.Послушайте
вопросы
и
о т в е т ьт е
н а
н и х
«можно
–
нельзя»
так
поступать.
Педагог задает вопросы.
9 . П о л у ч и т е
в
з н а к
б л а г о д а р н о с т и
з а
помощь значки «Юный
инспектор
дорожного
движения».
Педагог, от лица
сказочных героев,
благодарит детей и
вручает значки.
Д е т и
о т в е ч а ю т
и
аргументируют
свои
ответы.
Дети благодарят за
значки сказочных героев
и высказывают им свои
пожелания.
Продолжать расширять представления детей о видах транспорта (наземный,
водный, воздушный).
Закреплять представления детей о дорожных знаках.
Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб (скорая помощь-03,
полиция 02, пожарная 01).
Продолжать развивать культуру поведения на улице, формировать потребность в
соблюдении ПДД.
Развивать умение выслушивать ответы других детей.
Воспитывать дружелюбие, умение общаться с детьми, чувство взаимопомощи и
сопереживания.
Продолжать
формировать
у
детей
конструктивные
способности,
работать
ножницами и клеем.
Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности.
11
Материалы и оборудование.
Раздатка 2
1. Стимульный материал:
– – письмо, в котором находятся сюжетные картинки;
- значки «Юный инспектор дорожного движения»
2. Материалы для деятельности детей:
– ножницы,
– клей, кисти,
- цветная бумага, картон,
- макет «Дорожное полотно»,
– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки),
– тексты (загадки).
3. Дидактический материал:
– сюжетные картинки «Сказочные персонажи нарушили правила дорожного
движения»;
- карточки с номерами телефонов специальных служб;
- предметные картинки: «Виды транспорта»;
- карточки с номерами телефонов специальных служб;
- игрушечные машинки (скорая помощь, пожарная, полицейская);
- мольберт
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Раздатка 2
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-
целевой
Предлагает детям рассмотреть
сюжетные картинки. Спрашивает
детей, хотят ли они помочь
сказочным персонажам, знают ли
как это сделать?
Дети рассматривают
картинки, отвечают на
вопросы.
Содержательно
-
деятельностны
й
1. Педагог предлагает
отправиться на место
происшествия. Педагог сообщает
о том, что для того чтобы помочь
сказочным героям, нужно знать
виды транспорта, ПДД, культуру
поведения на улице и предлагает
детям поиграть сегодня в
инспекторов дорожного
движения.
Дети садятся за столы,
отвечают на вопросы,
разбирают картинки с
изображением различных
видов транспорта и
помещают их на три
поля: голубое (небо),
коричневое (земля), синее
(вода) (Д/и «Виды
транспорта»).
12
2.Педагог предлагает поиграть
в игру «Говорящий руль».
3. Рассказ воспитателя о видах
специального транспорта и с их
номерами (демонстрирует
карточки с номерами телефонов).
Предлагает игру «Поставь
правильно».
4. Педагог читает загадки о
светофоре, о зебре
5. Педагог обращает внимание
детей на макет дорожного
полотна, на котором не хватает
транспорта и предлагает
изготовить его из бумаги.
6. Воспитатель предлагает
поиграть в словесную игру
«Можно - нельзя» (о культуре
поведения на улице).
Дети имитируют
движение автобуса по
городу, передвигаясь друг
за другом от стульчика к
стульчику, на которых
закреплены дорожные
знаки.
3 ребенка выбирают
игрушечную машинку
(скорую помощь,
пожарную, полицейскую)
и ставят их под
соответствующие номера
телефонов, которые
размещены на мольберте.
Остальные дети
оценивают правильность
выполнения задания и
объяснить.
Отгадывание загадок о
светофоре, о зебре и
рассказывают о их
значимости.
Конструктивная
деятельность
(изготовление из бумаги
разных видов
транспорта). Рассказы
детей о своих поделках.
Дети отвечают на
вопросы воспитателя.
13
Оценочно-
рефлексивный
Педагог оценивает работу
детей на занятии, благодарит за
помощь сказочным героям и
сообщает, что в благодарность
они передали для ребят красивые
значки «Юный инспектор
дорожного движения».
Дети получают значки и
благодарят сказочных
героев.
Методы и приемы:
Раздатка 2
1.
Методы
стимулирования
и
мотивации
деятельности
детей,
их
интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция).
–появление персонажа - почтальона (в исполнении взрослого),
- вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей). Вопросы для
беседы:
1.Кого вы видите на картинках?
2.Что с ними произошло?
3. Хотите ли вы помочь?
4. Знаете ли вы как помочь?
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических,
символических объектов, показ способа действия, наблюдение),
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
– практические (упражнение, поручение),
–
наглядно-практические
(
конструирование,
оказание
дозированной
помощи: с опорой на алгоритм).
3.
Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом,
карта самопроверки и т. п.),
– рефлексия деятельности.
14
15