Напоминание

"Оценивание сформированности УУД в соответствии с ФГОС"


Автор: Долгова Наталья Борисовна
Должность: учитель физкультуры, педагог дополнителного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Подстепки, ГБОУ ООШ С.В.Санчелеево
Населённый пункт: Сттавропольский район
Наименование материала: статья
Тема: "Оценивание сформированности УУД в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема работы: «Оценивание сформированности УУД на уроках физической

культуры по гимнастике в 6 классе»

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Утверждение

в

2010

г.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

(далее

ФГОС

ООО)

и

его

последующая реализация в пилотных образовательных организациях общего

образования определило совершенно новые задачи, стоящие перед школьным

образованием в целом, и перед основным общим образованием, в частности.

Реализация ФГОС с целью развития личности обучающихся обеспечивается,

прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее

УУД),

которые

выступают

инвариантной

основой

образовательного

и

воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД выступает как

способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта.

УУД

создают

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться

[25, с. 66].

Переход

на

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

требует

внесения

значительных

изменений

во

всю

систему

основного

образования.

Безусловно,

такой

её

компонент,

как

контрольно-оценочная

деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом

оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные

(самоопределение,

моральная

ориентация,

смыслообразование),

3

метапредметные

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные)

и

предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную

особенность

-

в

центре

внимания

должно

быть

применение

знаний

в

стандартной

и

нестандартной

ситуациях,

овладение

определёнными

способами действия. Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать

достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия

знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-

новому

использовать

отметки

и

уровни

достижений,

как

фиксировать

результаты.

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью учителей основной

школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения

в условиях ФГОС.

Проблема заключается

в

противоречии

между

необходимостью

оценки

достижения планируемых результатов обучения школьников, как отражения

требований

ФГОС

и

недостаточной

разработанностью

методического

подхода к оценке образовательных результатов учащихся в аспекте ФГОС.

Цель: выявление

особенностей

оценивания

достижения

планируемых

результатов обучения.

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую

литературу по проблеме.

2.Разработать педагогический инструментарий оценки планируемых

результатов в условиях ФГОС ООО.

4

3.Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для

их самосовершенствования средствами физической культуры.

4.Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации,

освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже

изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности,

нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной

деятельности.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель

сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с

недостаточным развитием у обучающихся УУД, нежелание слушать

задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде,

группе.Учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом

двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями

. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники

игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к

снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по

формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя

качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной

практикой и Стандартами второго поколения.

Противоречие:

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том,

что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в

процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД,

уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме

можно применять на уроках физической культуры.

В

результате

возникает

противоречие

между потребностью

в обеспечении

у ч е б н о го

п р о ц е с с а

с

у ч е т ом

м е т а п р е д м е т н ы х

р е з у л ь т а т о в

5

и недостаточностью

разработанностью

содержания

и

методики

формирования УУД на уроках физической культуры.

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных

действий по физической культуре.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных

блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальными

компетенциями

учащихся

по

физической

культуре

являются:

-

умения

организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

и

использовать средства для достижения её цели;

-

умения

активно

включаться

в

коллективную

д е я т е л ь н о с т ь ,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в

процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по

физической культуре:

-

активно

включаться

в

общение

и

взаимодействие

со

сверстниками

на

принципах

уважения

и

доброжелательности,

взаимопомощи

и

сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

6

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними

общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия

обеспечивают

возможность

управления

деятельностью

посредством

постановки

целей,

планирования,

контроля,

коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учётом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,

товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что

ещё

нужно

усвоить,

осознание

качества

и

уровня

усвоения;

оценка

результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению

препятствий.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные

действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

7

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих

задач

с

использованием

общедоступных

школе

инструментов

ИКТ

и

источников информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости

от

цели;

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанных текстов различных жанров;

-

определение

основной

и

второстепенной

информации;

свободная

ориентация

и

восприятие

текстов

художественного,

н аучн ого,

публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная

оценка языка средств массовой информации;

-

постановка

и

формулирование

проблемы,

самостоятельное

создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

Логические универсальные действия:

-

анализ

объектов

с

целью

выделения

признаков

(существенных,

несущественных);

-

синтез

составление

целого

из

частей,

в

том

числе

самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

8

-

установление

причинно-следственных

связей,

представление

цепочек

объектов и явлений;

-

построение

логической

цепочки

рассуждений,

анализ

истинности

утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

-

самостоятельное

создание

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт

позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и

-

сверстниками

определение

цели,

функций

участников,

способов

взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения

и его реализация;

-

управление

поведением

партнёра

контроль,

коррекция,

оценка

его

действий;

-

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

9

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

средств коммуникации.

1.1

Формирование

УУД

в

процессе

обучения

различным

видам

двигательной деятельности на уроках гимнастики.

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен

обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования

материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке

и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно,

для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей

направленности образовательного процесса и одновременно с этим успешно

решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо

разработать методику и выявить методы и приёмы, при помощи которых

можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без

ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

1.

Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок

необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их

ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся

(там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые

материалы, а сами решали двигательную задачу.

2.

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята

могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их

образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в

схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из

словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания

учащимися фотографий, рисунков, схем.

10

3.

Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения

двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует

уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а

также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном

действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить

двигательное действие), нахождению обучающимися последующее

выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе

углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по

выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий

для концентрации внимания на пространственных, временных или

динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе

совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники

двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;

самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения

упражнения и использование известных способов его выполнения.

4.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный

материал по физической культуре имеет различный потенциал в

формировании УУД. Таблица 1

Таблица 1

Формируемые УУД

Предметные действия

Личностные

универсальные действия

1. Составление

и

выполнение

комплексов

упражнений на развитие двигательных качеств.

2. Подвижные игры с выбором водящего, водящих.

Регулятивные действия

1. Выполнение

комплексов

упражнений

по

составленным схемам.

2. Судейство

по

правилам

гимнастики

и

акробатики

Коммуникативные

действия

1. Работа

на

уроке

в

группах,

парах

при

выполнении

или

при

разучивании

нового

материала.

11

2. Соревнования по гимнастике

Познавательные действия.

1. Составление

комплекса

упражнений

на

формирование, например правильной осанки.

2. Составление режима дня.

1.2.Проектирование образовательно-воспитательной программы общего

образования в 6 классе.

Проектирование

образовательно-воспитательной

программы

должно

быть

согласовано

с

программой

развития

универсальных

учебных

действий.

Универсальные

учебные

действия,

их

свойства

и

качества

определяют

эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний,

формирование

умений,

образа

мира

и

основных

видов

компетенций

учащегося, в том числе социальной и личностной.

Организующие

команды

и

приемы: построение

в

шеренгу

и

колонну;

размыкание и смыкание на месте, строевой шаг, перестроение по два в

шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом,

по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, стойка на лопатках,

мост из положения стоя.

Прикладные - гимнастические упражнения: подъем переворотом в упор,

вис лежа, вис присев. Сед ноги врозь (брусья), лазанье по канату в три

приема, опорный прыжок ноги врозь.

Подвижные игры на гимнастике с основами акробатики.Игровые задания

с

использованием

строевых

упражнений,

заданий

на

координацию

движений : «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка»,

«Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони

мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай,

12

чей голос», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики»,

«Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки

мячей

по

кругу»,

«Догонялки

на

марше»,

«Альпинисты»,

эстафеты

«Веревочка

под

ногами»,

«Эстафета

с

обручами»).

Акробатические

упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на

пятках,

с

наклоном,

углом);

группировка

из

положения

лежа

и

раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа

с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком.

Раздел программы гимнастика с основами акробатики ориентирован на

формирование

и

развитие

следующих

видов

универсальных

учебных

действий (УУД).

Личностные

- мотивационная основа на занятия гимнастикой; учебно-

познавательный

интерес

к

занятиям

гимнастикой

с

основами акробатики.

Регулятивные

-умения

принимать

и

сохранять

учебную

задачу,

направленную на формирование и развитие двигательных

качеств (гибкости);

- планировать свои действия при выполнении комплексов

упражнений

с

предметами

и

без

и

условиями

их

реализации;

учитывать

правило

в

планировании

и

контроле

способа

решения;

адекватно

воспринимать

оценку

учителя;

оценивать

правильность

выполнения

двигательных действий.

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных действий; - активно

включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике

с

элементами

акробатики;

-

выражать

творческое

13

отношение к выполнению комплексов общеразвивающих

упражнений.

Коммуникативные -

уметь

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном обсуждении акробатических комбинаций

Планируемые результаты реализации раздела гимнастика с основами

акробатики в 6 классе:

- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной

познавательной деятельности;

-

развитие

самостоятельности

при

выполнении

гимнастических

упражнений;

-

формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Ученик научится:

способам

и

особенностям

движений

и

передвижений

человека;

выполнять

дыхательные

упражнения

при

выполнении

физических

упражнений;

терминологии разучиваемых упражнений их функционального смысла

и

направленности

воздействия

на

организм;

способам

простейшего

контроля,

за

деятельностью

систем

дыхания

и

кровообращения

при

выполнении гимнастических упражнений;

правилам

выполнения

общих

и

индивидуальных

основ

личной

гигиены, использования закаливающих процедур, профилактики осанки

и

поддержания

достойного

внешнего

вида;

технике

выполнения

акробатических упражнений;

14

соблюдать технику безопасности при выполнении заданий

Ученик получит возможность научиться:

- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики,

физических

упражнений,

комплексы

направленные

на

развитие

координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

- вести

дневник

самонаблюдения

за

физическим

развитием

и

физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по

внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных

сокращений;

- организовывать

и

проводить

самостоятельные

формы

занятий,

закаливающие

процедуры

по

индивидуальным

планам;

уметь

взаимодействовать

с

одноклассниками

и

сверстниками

в

процессе

занятий физической культуры.

15

Глава 2. Разработка

оценивания сформированности предметных

результатов

Проверка и оценка качества выполнения гимнастических упражнений на

уроках

гимнастики

помогают

учителю

выяснить,

насколько

эффективно

проходит

обучение

двигательным

действиям,

а

для

учащихся

служат

дополнительным стимулом к повышению интереса к занятиям. В процессе

обучения

гимнастическому

упражнению

можно

проверить

и

оценить

качество

усвоения

отдельных

элементов

(фаз),

подводящих

упражнений

(текущий

контроль).

Можно

проверять

также

знание

гимнасти ческой

терминологии;

умение

помогать

и

страховать;

умение

определять

и

исправлять

ошибки

у

товарища;

знание

основных

компонентов

техники

двигательного

действия.

По

мере

освоения

гимнастического

упражнения

проверяется и оценивается умение выполнять упражнение в целом (итоговый

контроль).

Выполнять

гимнастические

упражнения

необходимо

легко,

с

учетом

гимнастического

стиля

исполнения.

При

этом

оцениваются

не

только

гимнастический элемент или комбинация, но и подход к снаряду и отход от

него.

Оценка

качества

выполнения

гимнастических

упражнений

осуществляется

исходя

из

допущенных

ошибок,

предусмотренных

правилами соревнований для массовых разрядов категории «Б». Ошибки по

степени

их

значимости

дифференцируют

на

мелкие,

средние,

грубые

и

ошибки невыполнения.

Мелкие ошибки это - несущественное отклонение от исполнения например,

недостаточно оттянутые носки или незначительное (до 30) разведение или

сгибание ног, незначительная потеря равновесия при приземлении.

Средние ошибки -

это значительное отклонение от безукоризненного

исполнения (разведение ног, сгибание рук или туловища от 30 до 60° от

16

требуемого

положения;

значительные

колебательные

движения

при

приземлении, приземление на широко разведенные ноги, выпад, большой

прыжок,

несколько

шагов

или

прыжков,

касание

пола

одной

или

двумя

руками). За средние ошибки снимается 0,3 балла.

Грубые

ошибки -

это

такое

искажение

упражнения,

которое

граничит

с

невыполнением (отклонение от требуемого положения более 60°, а также

пробежка при выполнении приземления, падение после приземления, явно

выраженная

опора

о

пол

одной

или

двумя

руками).

За

грубые

ошибки

производится сбавка 0,5 балла в каждом случае.

При ошибке невыполнения отклонение от эталонного исполнения настолько

велико, что становится невозможным определить, какой элемент получился,

или при выполнении комбинации ученик пропустил упражнение. В таких

случаях данный элемент не оценивается.

На уроках гимнастики оценка за выполнение гимнастических упражнений

выводится

в

зависимости

от

значимости

и

числа

допущенных

ошибок.

Оценка «5» ставится за упражнение, выполненное легко, четко, уверенно, без

допуска средних и грубых ошибок; «4» — за упражнение, исполненное с

допуском средних ошибок; «3» — за упражнение с допуском грубой ошибки,

но

с

сохранением

основного

звена

двигательного

навыка;

«2»

за

невыполнение упражнения.

Для

проведения

итогового

контроля

обычно

используются

контрольные

уроки,

которые

чаще

всего

проводятся

в

конце

прохождения

раздела

гимнастики в виде соревнований.

Примерные упражнения для оценивания в 6 классе:

– два кувырка вперед слитно;

17

– кувырок назад;

– стойка на лопатках;

– из стойки на лопатках перекат вперед в упор присев;

– гимнастический «мост» из положения лежа.

Козел в ширину. Высота – 95–100 см. Прыжок ноги врозь зачетный вариант

Козел

в

ширину.

Высота

95–100

см.

Наскок

в

упор

присев.

Соскок

прогнувшись облегченный вариант

2.1 Типовые задания для оценивания сформированности УУД по

гимнастике в 6 классе

Личностное самоопределение

Задание: найти командира. Самоанализ.

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной

рефлексии,

направленной

на

осознание

подростками

своих

мотивов,

потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

Возраст: 10-13 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством

учителя физкультуры на уроке физической культуры.

Построение в шеренгу, делится на 4 группы (отделения): 2 группы мальчиков,

2

группы

девочек.

Учитель

предлагает

отделениям

выбрать

командира

отделения, предварительно определив желающих в каждом отделении стать

командиром, и объяснив его права и обязанности.

Каждое

отделение

решает,

через

открытое

или

тайное

голосование,

кто

достоин быть командиром. Затем, класс строится в шеренгу по отделениям во

главе

с

командиром,

и

в

соревновательной

форме

проводятся

строевые

18

упражнения: равняйсь, смирно, повороты, перестроения, передвижение по

залу.

В конце урока проводится опрос о полезности выбора командира и личных

ощущений

(интереса):

«Мог

бы

ты

стать

командиром

и

нести

груз

ответственности?»

Смыслообразование. Мотивация

Задание: Мост из положения лежа

Цель: установление обучающимися связи между результатом учения и тем,

что побуждает к деятельности

Возраст: 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура

Тема: гимнастика с элементами акробатики

Форма выполнения задания: индивидуальная и в парах

Материалы: гимнастические маты

Учащимся рассказывается и показывается правильные исходные положения

работы для растягивания мышц спины и правильное выполнение элемента.

Также

через

рисунок,

фотографию

закрепляется

образное

понимание

выполнения упражнения. Подчеркивается важность правильного выполнения

этого упражнения для составления акробатической комбинации. Учащимся

предлагается попробовать выполнить упражнение со страховкой и потом без

нее.

После

этого

подводится

итог:

кто

с

большей

амплитудой

выполнял

упражнения на гибкость, тот с легкостью встал на мост.

Регулятивные задания

Задание: критерии оценки.

Цель: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Возраст 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

19

Учащимся

предлагается

оценить

выполнение

усваиваемых

физических

упражнений (прием и отбивание волейбольного мяча), используя критерии

оценки, принятые вместе с учителем.

В зависимости от количества отбиваний, количества ошибок, сделанных в

этом

упражнении,

ставится

оценка.

Для

выполнения

этого

движения

на

оценку дается 3 попытки.

Такое оценивание по критериям дает возможность объективно оценивать

усваиваемый учебный материал и спросить учащихся, согласны ли они с тем,

что отметка информирует нас о том, что еще не усвоено, к чему следует

приложить усилия.

Формирование познавательных УУД

Задание: получение и использование информации, ее фиксация и реализация.

Цель: использовать полученную информацию для решения учебных задач.

Возраст 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

На уроке физкультуры дается информация о проведении разминки (зарядки):

количество упражнений, последовательность, качество показа и выполнение

отделением (группой).

Учитель проводит разминку с учащимися, обращая внимание на подбор

упражнений в зависимости от задачи урока, рассказывая о её значении.

На

последующих

уроках

физкультуры

учащиеся

поочередно

проводят

разминку

с

отделением

самостоятельно,

начиная

с

командира

отделения,

которого

оценивают

все

члены

группы

по

тем

критериям,

которые

разрабатывались ранее. За оригинальные упражнения прибавляется 1 балл к

оценке.

На

последующих

уроках

разминку

проводят

те,

кого

назначит

командир

отделения.

20

Оценка является показателем подготовки, усвоения и реализации полученной

информации.

Формирование коммуникативных УУД

Задание: общее мнение.

Цель:

формирование

коммуникативных

действий,

связанных

с

умением

слушать и слышать собеседника.

Возраст 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Игра «Кто первый?», играет отделение против отделения. Предлагается на

основании знаний и умений, опыта разработать комплекс упражнений для

развития гибкости. Предлагается на выбор 4 комплекса упражнений, выбрать

подходящий. По результатам игры проводится обсуждение, что получилось, а

что нет и почему.

Задание: создание команды победителей.

Цель: объединить учащихся для решения единой цели: Победа.

Возраст 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Предлагается провести ряд эстафет и соревнований среди отделений. Задача

усложняется сложными для выполнения учебными действиями:

1.

коллективными – всем отделениям одновременно,

2.

по одному,

3.

в парах с мячом, скакалкой, обручами.

Инструкция:

организоваться

командам

для

эффективного

выполнения

упражнений.

21

В

конце

урока

отмечается

лучшее

отделение

по

организации,

взаимопониманию, сочувствию при неудачных действиях.

Формирование

УУД:

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте

усвоения

разных

учебных

предметов.

Проектирование

образовательно-

воспитательной программы основного образования должно быть согласно с

программой развития УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и

качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности

усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов

компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной [4].

При подборе заданий для организации деятельности на уроке следует

учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию

учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие

особенности учащихся класса. Рассмотрим формулировки заданий по ФГОС

с УУД в 6 классе по разделу гимнастики.

Для развития познавательных УУД

Задание 1.Карточка с названиями элементов акробатики (кувырок вперед,

кувырок назад, стойка на голове) в одной части, в другой составить схему

выполнения элемента.

Задание 2.

Понимать

команды

по физической культуре

понимание,

знание терминологии. Выполни:

Ноги

на

ширине

плеч,

руки

на

поясе.

Совершать

поочерёдные

наклоны

вправо и влево.

Выполнить приседание, затем прыжок вверх с поднятыми руками.

Задание: критерии оценки.

22

Цель: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Возраст 10-15 лет.

Учебная дисциплина: физическая культура. Раздел гимнастика

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Учащимся

предлагается

оценить

выполнение

усваиваемых

физических

упражнений (два кувырка слитно, стойка на лопатках), используя критерии

оценки, принятые вместе с учителем.

В зависимости от количества выполнения, количества ошибок, сделанных в

этом

упражнении,

ставится

оценка.

Для

выполнения

этого

движения

на

оценку дается 3 попытки.

Такое оценивание по критериям дает возможность объективно оценивать

усваиваемый учебный материал.

Вывод.

При оценивании сформированности УУД на уроках физкультуры по

гимнастике

учитывается

состояние

здоровья

детей,

умение

слушать

и

слышать учителя, стремление принимать решать учебную задачу, умение

контролировать

свои

действия.

Универсальные

учебные

действия,

их

свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в

частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных

видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

При оценивании в большей мере учитывать не столько высокий исходный

уровень (что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных

задатках), сколько индивидуальные темпы продвижения обучающегося в

развитии своих двигательных способностей, поощрять его стремление к

самосовершенствованию, к углублению знаний и ведению здорового образа

жизни.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель

реализует

не

только

собственно

оценочную,

но

и

стимулирующую

и

23

воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития

физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент)

и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические

и

физиологические

особенности).

При

этом

учителю

необходимо

быть

максимально

тактичным,

внимательным,

не

унижать

человеческое

достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии

интереса к физической культуре

.

Мотивирующее оценивание обеспечивает

организацию учебного процесса на основе сотрудничества, базирующегося

на доверии между учителем и учеником в совместном достижении целей и

решении

задач

обучения,

что

стимулирует

внутреннюю

мотивацию

обучающихся,

основанную

на

интересе

к

изучению

предмета.

А

также

предоставляет

возможность

получения

достоверной

информации

об

актуальном уровне владения предметным материалом обучающимся всем

заинтересованным сторонам: учителю, самому ученику, родителям.

24

Ссылки на источники

1.

Екимова

М.

М.

Игровые

технологии

как

средство

формирования

универсальных

учебных

действий

на

уроках

физической

культуры

[Текст] / М. М. Екимова, В. А. Копылова // Актуальные задачи педагогики:

материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 111-113.

2.

Баранов А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в

процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю.

Зайцева // Физическая культура. – 2006. - №5. – С. 15-18.

3.

Федеральные государственные стандарты общего образования второго

поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.

4.

Программа

курсов

повышения

квалификации

«Система

работы

образовательных

учреждений

по

развитию

универсальных

учебных

действий

в

условиях

реализации

Федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2,

5, 6, 7, 8

5.Федеральный государственный образовательный стандарт (п. 3)

основного общего образования 2010. № 1897

6.Глинская Н.В. Процесс оценивания как инструмент управления качеством

результатов при реализации требований ФГОС. [Электронный ресурс] URL

sibac/13413 (дата обращения 16.08.2014)

7.Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в

процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю.

Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

25

8.Примерные программы основного общего образования. Физическая

культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.

9.Федеральные государственные стандарты общего образования второго

поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.

10.

klyazmogorodetsckaja-sosh.narod

uud.doc

11.

rae

forum2011/137/1070

12.Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от

действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.

13.Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.:

Вита-Пресс, 2012.

14.Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А.

Г.

Асмолов,

Г.

В.

Бурменская,

И.

А.Володарская

и

др.;

Под

ред.

А.

Г.

Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

26

Приложения

Устанавливать закономерность (Познавательные УУД).

Распредели по порядку упражнения для утренней зарядки в правильной

последовательности

1.

упражнения для туловища

2.

упражнения для мышц живота и ног

3.

Потягивание

4.

упражнение для мышц ног

5.

упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

6.

упражнения для мышц ног и рук;

7.

упражнения на расслабление

Сопоставлять информацию разного вида (Познавательные УУД)

Найди рисунки, которые подходят к описанию.

Упражнение для мышц живота и ног. Сидя, ноги вперёд, руки – упор

сзади. Разводить и сводить прямые ноги. Носки оттянуты. Голову не

опускать. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Рисунок 1

27

Рисунок 2

Читать схемы и выполнить последовательность физических действий

(Познавательные УУД: умение работать со схемами и моделями, чертежами и

т. д.)

28

Определи и выполни двигательные действия (Познавательные УУД:

умение работать со схемами и моделями, чертежами и т. д.)

29

30



В раздел образования