Автор: Рябинина Татьяна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 67 "Поляночка"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: сценарий деловой игры к педсовету
Тема: Педагогический ринг "Уроки этикета и вежливости"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий деловой игры «Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»
к педсовету на тему: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста».
Автор:
Рябинина
Татьяна
Дмитриевна
старший
воспитатель
муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 67 «Поляночка» г. Калуги
Данный
материал
рекомендован
заместителям
заведующих
по
ВОР
и
старшим
воспитателям для работы с педагогами по воспитанию у детей культуры поведения.
Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»
Цель: Уточнение и систематизация знаний педагогов по воспитанию у детей культуры
поведения, формированию нравственной основы личности.
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно
было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в
наследство нашим детям, как воспитаем их.
Первый раунд – «Мозговой штурм»
Ведущий: Приглашаю поиграть:
На вопросы отвечать,
Что-то вспомнить, повторить
По душам поговорить!
1 . С
какого
возраста
необходимо
прививать
нравственность
ребенку? (Воспитание
нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему –
это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружелюбного отношения к
миру).
2.Что требует особого внимания в обучении детей этикету со стороны родителей?
(личный пример)
3.Что способствует образованию у ребенка твердых нравственных привычек, помогает
становлению
взаимоотношений
со
сверстниками,
воспитанию
организованного
поведения? (Правила)
4. Назовите правила,
с которыми дети вашей группы хорошо знакомы.
5. Какие
основные способы педагогического воздействия на детей?
а.) Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во
время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и
проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
б.) Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно
взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания
ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
в.) Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед
выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
г.) Поощрение:
проводится
различными
способами,
активизирует
дошкольников
к
обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
1
д.) Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому
страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка
направлено на возникновение желания поступать хорошо.
е.) Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим
ребенку.
Им
могут
быть
воспитатель,
родитель,
знакомый
взрослый
или
ребенок,
литературный (сказочный) герой.
ё.)
Разнообразие словесных
методов:
помогает
более
осознанному
изучению
поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.
Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих
правил.
ж.) Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему
следует поступить в той или иной ситуации.
з.) Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее
разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может
высказать
свое
мнение.
Знание
возможностей
детей
для
ведения
беседы,
их
взглядов,
убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
6.Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
(раскройте их значение)
Вежливость
- она
украшает
человека,
делает
его
привлекательным,
вызывает
у
окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей
должна
основываться
на
искренности,
доброжелательности,
уважении
к
окружающим.
Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не
доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство
своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,
внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.
Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому
себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к
окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений.
Ребенок,
испытывающий
радость
от
общения
со
сверстниками,
с
готовностью
уступит
игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность
естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям.
Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
7.Что такое - навык?( автоматизированное действие)
8. Что такое - привычка? (потребность поступать определённым образом)
9. Назовите задачи воспитания по формированию речевого этикета.
(формировать у ребёнка культуру речи;
учить его чётко и ясно произносить слова;
правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
2
вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
не перебивать говорящих;
внимательно выслушивать указания старших;
говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
спокойно и скромно держать себя во время разговора;
не вульгаризировать речь словами- сорниками)
Игровая пауза
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между людьми.
Ход. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе ведущего
игроки садятся в общий круг.
Ведущий. Давайте вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас
между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые
мысли и чувства, которые он испытывает к своим коллегам. Итак, 1 игрок обматывает два
раза свободный конец нити вокруг своей ладони и катит клубок в
сторону одного из
играющих, сопровождая своё движение словами: «Лена (Маша)! Ты мне нравишься, потому
что…Тот в свою очередь, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-
менее натянутой и передаёт
клубок следующему, произнося добрые слова. Последний
играющий, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, выразив
слова благодарности за сказанные ему добрые слова
Второй раунд – игра «Оцени ситуацию».
Ведущий: предлагает игру «Оцени ситуацию».
зачитывает ситуации, воспитатели определяют какие чувства вызывает данная ситуация
у ребёнка, какие качества характера может формировать.
1.Взрослый: « Такой большой, а не умеешь!»
(Снижает самооценку ребёнка, вызывает чувство неуверенности в себе).
2.Взрослый: «Ходишь, как медведь!»
(Учит обзываться, вызывает чувство обиды, комплекс неполноценности.)
3.Взрослый: « Ты ешь, как поросёнок!»
( Учит других обзываться, другие смеются - чувство унижения).
4.Взрослый: « Я сейчас выйду, а Костя мне потом всё расскажет».
(Чувство страха перед наказанием, учит ябедничать, как поступить по- другому?).
5.
« Ребёнок баловался – упал, плачет». Взрослый: «Ну что, добаловался?»
(Дети молчат, воспитание равнодушия, у ребёнка чувство обиды, неприязни).
6. Дети дерутся. Взрослый: «Всё, сели оба!»
(Несправедливое наказание, чувство обиды, Неприязнь).
3
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя.
Его
внешний
облик,
поступки
и
суждения,
вежливость,
спокойный
тон
разговора,
справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный
пример для подражания.
Ведущий: мы дали ответы на заданные вопросы, остановимся и еще раз вспомним
методы
формирования
культуры
поведения
на
разных
возрастных
этапах
развития
дошкольника из опыта вашей работы.
(педагогам предлагается представить свой опыт работы)
Третий раунд Аукцион: «Коротко о своём!
Правила: все
участники
педагогического
совета
готовят
короткое
выступление
(рекомендации, советы, игры и др.) из своего опыта, соответственно возрастному этапу своей
группы. Могут представлять как используемый в собственной практике опыт известных
психологов и педагогов, так и собственный опыт (методы, приёмы, разработки и системы в
планировании,
собственные
рекомендации,
идеи).
Коротко
о
своём!
Материалы
представлений
обсуждаются
и
выделяются
всем
педагогическим
советом
по
ходу
выступлений, распределяют по наибольшему количеству мнений каждому участнику.
Ведущий: А сейчас, я приглашаю вас на «Аукцион», вы заслушаете рекомендации из
опыта педагогов, затем необходимо оценить- отдать свой голос за любой, представляющий
ценность для вас, материал. Также вы имеете право высказать своё мнение о понравившейся
работе, методической разработке. Наилучший опыт предоставляется в метод кабинет для
использования в работе всех педагогов.
Игровая пауза
Игра «Тонущий корабль»
Цель: развитие сплоченности в коллективе сверстников, чувство товарищества
Ход. Для проведения игры понадобятся обручи - «шлюпки», которые раскладываются на
полу в хаотичном порядке. Ведущий предлагает отправиться всем в путешествие на корабле.
Под музыку играющие передвигаются между обручами. По окончанию музыки ведущий
объявляет,
что
корабль,
на
котором
все
плыли,
тонет.
Шлюпки
могут
вместить
любое
количество человек. Главная задача команды: спасти каждого, не дать ни одному человеку
утонуть (все должны, по окончанию музыки, находится внутри обруча). После каждого
повтора игры, убирается один или несколько обручей. В конце игры остаётся только одна
(две) шлюпки для всех играющих, которым необходимо проявить изобретательность, чтобы
спасти товарищей.
Подведение итогов.
Изготовление «Дерева добрых слов»
На магнитной доске нарисованный ствол и ветки дерева. Педагогам раздаются листочки,
на которых они пишут вежливые слова и обороты. Затем листочки прикладывают на ветки
дерева.
Вежливые слова и обороты
(«спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны», «мне очень приятно», «извините за
беспокойство», «благодарю вас», «добрый вечер», «спокойной ночи», «будьте добры»…)
4