Напоминание

Педагогический ринг "Уроки этикета и вежливости"


Автор: Рябинина Татьяна Дмитриевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 67 "Поляночка"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: сценарий деловой игры к педсовету
Тема: Педагогический ринг "Уроки этикета и вежливости"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий деловой игры «Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»

к педсовету на тему: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного

возраста».

Автор:

Рябинина

Татьяна

Дмитриевна

старший

воспитатель

муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 67 «Поляночка» г. Калуги

Данный

материал

рекомендован

заместителям

заведующих

по

ВОР

и

старшим

воспитателям для работы с педагогами по воспитанию у детей культуры поведения.

Педагогический ринг «Уроки этикета и вежливости»

Цель: Уточнение и систематизация знаний педагогов по воспитанию у детей культуры

поведения, формированию нравственной основы личности.

Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно

было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в

наследство нашим детям, как воспитаем их.

Первый раунд – «Мозговой штурм»

Ведущий: Приглашаю поиграть:

На вопросы отвечать,

Что-то вспомнить, повторить

По душам поговорить!

1 . С

какого

возраста

необходимо

прививать

нравственность

ребенку? (Воспитание

нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему –

это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружелюбного отношения к

миру).

2.Что требует особого внимания в обучении детей этикету со стороны родителей?

(личный пример)

3.Что способствует образованию у ребенка твердых нравственных привычек, помогает

становлению

взаимоотношений

со

сверстниками,

воспитанию

организованного

поведения? (Правила)

4. Назовите правила,

с которыми дети вашей группы хорошо знакомы.

5. Какие

основные способы педагогического воздействия на детей?

а.) Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во

время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и

проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

б.) Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно

взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания

ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

в.) Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед

выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

г.) Поощрение:

проводится

различными

способами,

активизирует

дошкольников

к

обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

1

д.) Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому

страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка

направлено на возникновение желания поступать хорошо.

е.) Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим

ребенку.

Им

могут

быть

воспитатель,

родитель,

знакомый

взрослый

или

ребенок,

литературный (сказочный) герой.

ё.)

Разнообразие словесных

методов:

помогает

более

осознанному

изучению

поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.

Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих

правил.

ж.) Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему

следует поступить в той или иной ситуации.

з.) Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее

разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может

высказать

свое

мнение.

Знание

возможностей

детей

для

ведения

беседы,

их

взглядов,

убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

6.Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

(раскройте их значение)

Вежливость

- она

украшает

человека,

делает

его

привлекательным,

вызывает

у

окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как

вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей

должна

основываться

на

искренности,

доброжелательности,

уважении

к

окружающим.

Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не

доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство

своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность,

внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому

себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к

окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений.

Ребенок,

испытывающий

радость

от

общения

со

сверстниками,

с

готовностью

уступит

игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность

естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям.

Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

7.Что такое - навык?( автоматизированное действие)

8. Что такое - привычка? (потребность поступать определённым образом)

9. Назовите задачи воспитания по формированию речевого этикета.

(формировать у ребёнка культуру речи;

учить его чётко и ясно произносить слова;

правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

2

вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

не перебивать говорящих;

внимательно выслушивать указания старших;

говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

спокойно и скромно держать себя во время разговора;

не вульгаризировать речь словами- сорниками)

Игровая пауза

Игра «Ты мне нравишься»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между людьми.

Ход. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе ведущего

игроки садятся в общий круг.

Ведущий. Давайте вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас

между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить свои добрые

мысли и чувства, которые он испытывает к своим коллегам. Итак, 1 игрок обматывает два

раза свободный конец нити вокруг своей ладони и катит клубок в

сторону одного из

играющих, сопровождая своё движение словами: «Лена (Маша)! Ты мне нравишься, потому

что…Тот в свою очередь, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-

менее натянутой и передаёт

клубок следующему, произнося добрые слова. Последний

играющий, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, выразив

слова благодарности за сказанные ему добрые слова

Второй раунд игра «Оцени ситуацию».

Ведущий: предлагает игру «Оцени ситуацию».

зачитывает ситуации, воспитатели определяют какие чувства вызывает данная ситуация

у ребёнка, какие качества характера может формировать.

1.Взрослый: « Такой большой, а не умеешь!»

(Снижает самооценку ребёнка, вызывает чувство неуверенности в себе).

2.Взрослый: «Ходишь, как медведь!»

(Учит обзываться, вызывает чувство обиды, комплекс неполноценности.)

3.Взрослый: « Ты ешь, как поросёнок!»

( Учит других обзываться, другие смеются - чувство унижения).

4.Взрослый: « Я сейчас выйду, а Костя мне потом всё расскажет».

(Чувство страха перед наказанием, учит ябедничать, как поступить по- другому?).

5.

« Ребёнок баловался – упал, плачет». Взрослый: «Ну что, добаловался?»

(Дети молчат, воспитание равнодушия, у ребёнка чувство обиды, неприязни).

6. Дети дерутся. Взрослый: «Всё, сели оба!»

(Несправедливое наказание, чувство обиды, Неприязнь).

3

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя.

Его

внешний

облик,

поступки

и

суждения,

вежливость,

спокойный

тон

разговора,

справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный

пример для подражания.

Ведущий: мы дали ответы на заданные вопросы, остановимся и еще раз вспомним

методы

формирования

культуры

поведения

на

разных

возрастных

этапах

развития

дошкольника из опыта вашей работы.

(педагогам предлагается представить свой опыт работы)

Третий раунд Аукцион: «Коротко о своём!

Правила: все

участники

педагогического

совета

готовят

короткое

выступление

(рекомендации, советы, игры и др.) из своего опыта, соответственно возрастному этапу своей

группы. Могут представлять как используемый в собственной практике опыт известных

психологов и педагогов, так и собственный опыт (методы, приёмы, разработки и системы в

планировании,

собственные

рекомендации,

идеи).

Коротко

о

своём!

Материалы

представлений

обсуждаются

и

выделяются

всем

педагогическим

советом

по

ходу

выступлений, распределяют по наибольшему количеству мнений каждому участнику.

Ведущий: А сейчас, я приглашаю вас на «Аукцион», вы заслушаете рекомендации из

опыта педагогов, затем необходимо оценить- отдать свой голос за любой, представляющий

ценность для вас, материал. Также вы имеете право высказать своё мнение о понравившейся

работе, методической разработке. Наилучший опыт предоставляется в метод кабинет для

использования в работе всех педагогов.

Игровая пауза

Игра «Тонущий корабль»

Цель: развитие сплоченности в коллективе сверстников, чувство товарищества

Ход. Для проведения игры понадобятся обручи - «шлюпки», которые раскладываются на

полу в хаотичном порядке. Ведущий предлагает отправиться всем в путешествие на корабле.

Под музыку играющие передвигаются между обручами. По окончанию музыки ведущий

объявляет,

что

корабль,

на

котором

все

плыли,

тонет.

Шлюпки

могут

вместить

любое

количество человек. Главная задача команды: спасти каждого, не дать ни одному человеку

утонуть (все должны, по окончанию музыки, находится внутри обруча). После каждого

повтора игры, убирается один или несколько обручей. В конце игры остаётся только одна

(две) шлюпки для всех играющих, которым необходимо проявить изобретательность, чтобы

спасти товарищей.

Подведение итогов.

Изготовление «Дерева добрых слов»

На магнитной доске нарисованный ствол и ветки дерева. Педагогам раздаются листочки,

на которых они пишут вежливые слова и обороты. Затем листочки прикладывают на ветки

дерева.

Вежливые слова и обороты

(«спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны», «мне очень приятно», «извините за

беспокойство», «благодарю вас», «добрый вечер», «спокойной ночи», «будьте добры»…)

4



В раздел образования