Автор: Боева Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №3 имени К.А.Москаленко"
Населённый пункт: г. Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами по системе развивающего обучения Л.В.Занкова."
Раздел: начальное образование
МБОУ «Лицей №3 им.К.А.Москаленко»
Учитель: Боева Ирина Анатольевна
Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными
способами.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения складывать
однозначные числа с переходом через десяток разными способами; записать
таблицу состава числа 12
Задачи:
1.
Образовательные:
учить складывать однозначные числа с переходом через десяток
разными способами;
формировать навык практической деятельности при сложении
однозначных чисел с переходом через десяток;
повторить состав числа 10.
2.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный
выбор;
развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание,
грамотную математическую речь;
развивать познавательную активность, потребность в знаниях,
формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3.
Воспитательные:
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
воспитывать целеустремлённость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебник: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика 1 класс
Методы обучения: репродуктивный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная
деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и
индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация, наглядность для решения
обучающих задач, практическая деятельность
Ход урока:
1. Организационный момент.
Форма: классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение
положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности
учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный
настрой на урок.
- Улыбнуться друг другу, учителю, гостям.
- Что ждете от сегодняшнего урока?
- Чему хотите научиться?
- Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, светофор, «веер» с
цифрами, палочки, резинки, линейки, справочник.
- Если все готовы, то давайте начнём урок!
2.Актуализация знаний учащихся.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный
счет).
Цель: развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.
Метод обучения: проблемное изложение.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям
других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе
заданных критериев;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль
своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной
и письменной речи;
- познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме,
выделять признаки математических объектов и классифицировать их;
- коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей;
контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
- Прежде , чем мы назовем тему нашего урока, давайте выполним задание
первого слайда презентации .
Слайд №1
Математичесий диктант
Сумма чисел 10 и 2.
4 увеличить на 3.
Разность чисел 9 и 4.
Уменьшить 10 на 1.
На сколько 5 больше 2?
- Внимательно прочитайте задания, запишите числа в тетрадь.
Между числами пропускайте 1 клеточку.
Проверка.
-Проверим, какие числа вы записали.
12, 7, 5, 9, 3
- Какое число лишнее? Почему?
- Что вы о нём можете сказать? (оно двузначное, в нём 1 десяток, 2 единицы)
3. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
- Что вы можете сказать об остальных числах этого ряда?
(Они однозначные). Кто-то может сказать, что если сложить 7и 5, то будет 12, 8 и
4, будет 2. Если дети это заметят, тогда учитель спрашивает: «Как вы думаете, чем
мы займемся на уроке? Какова тема нашего урока?» Если дети не заметят этого, то
учитель помогает им наводящими вопросами:
- Из каких однозначных чисел можно получить число 12?
- Как вы думаете, чем мы займёмся на уроке?
Если дети точно не смогут сформулировать цель, то учитель говорит:
- Давайте, во время урока, вы будете думать, а в конце скажете, что же было
самым главным на этом уроке.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Цель: познакомить детей с различными способами сложения однозначных чисел
и приведение к самому удобному способу: переходу через 10. .
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос
мотивирующего характера.
УУД:
- личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную
ориентацию на оценку результатов собственной работы;
- регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых
действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять
первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной
деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в
сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- познавательные: создавать условия для проявления аналитических
способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации каждого
способа сложениячисел; выявлять существенные признаки математических
объектов для формулирования обобщенных выводов; развивать действие
кодирования информации (перевод словесного изложения действия в знаково-
цифровой).
учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;
- коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь
выразить свою точку зрения.
1) – Как ты посчитал, что 7 и 5, будет 12? Или 9 и 3, будет 12?
(Ученик сообщает свой способ вычислений)
- А вы, ребята, хотите научиться находить значения этих сумм разными
способами?
- Подумайте, как ещё можно посчитать?
(Дети сообщают свои способы. Рассмотреть способы учеников подробно. Если
они не предлагают своих способов, то учитель предлагает выполнить задание 2-
го слайда ).
Слайд №2
2) -Объясните, как на каждом рисунке нашли значение суммы 9 + 3
(Дети объясняют, что на первом рисунке выполняли «пересчитывание», на втором
– «присчитывание» с помощью натурального ряда чисел, а на третьем –
использовали понятие «десяток»)
-Ребята, рассмотрите новую запись:
9 + 3 = 9 + (1 + 2) = (9 + 1) + 2= 10 + 2 = 12.
-Как вы думаете, к какому способу она подходит?
Почему? Обоснуйте свой ответ.
(Дети берут палочки, резинки. Они выполняют объяснения, работая с палочками,
связывая их в пучок).
-С каким новым способом вы познакомились? В чем его смысл? Какие
складывали числа?( однозначные )
-А получили? ( двузначные, т.е. перешли через десяток или через разряд )
5. Первичная проверка понимания.
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся
осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых
учителем.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы
мотивирующего характера.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям
других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять
учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый
контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять
несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать
характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
1) Составление таблицы состава числа 12
- Запишем в тетрадь только сумму и её значение:
9 + 3 = 12
- Какая сумма будет следующей в таблице состава числа 12?
8 + 4
- Давайте найдем её значение, используя любой из представленных способов,
какой вам будет удобно. (выслушивается мнение 2-3 учеников)
Слайд №3
- Давайте теперь используем третий способ. Запишите сумму и значение суммы
в тетрадь.
- Какая сумма будет следующей?
7 + 5
- Найдите её значение любым удобным для вас способом. Кто может найти сам?
Кому нужна помощь? Проверим правильность выполнения задания третьим
способом.
-Заменим суммой удобных слагаемых…
- Получилось выражение…
- Удобнее…
(Можно использовать алгоритм работы одного из учеников). Запишите cумму и её
значение в тетрадь.
- Следующая сумма в таблице?
6 + 6
(Дети повторяют алгоритм сами. Учитель помогает выполнить тем ученикам,
которые сами не справляются).
- Какая следующая сумма?
5 + 7
(Кто-то из учеников скажет, что её писать не надо, потому что выполняется
переместительный закон сложения). То же самое дети скажут и об остальных
примерах таблицы.
- Итак, ребята, получившийся столбик нужно поместить в справочник и
постепенно выучить наизусть. Какой способ нахождения значений сумм вам
понравился больше всего?
6. Динамическая пауза.
- А теперь – гимнастика для глаз.
Слайд № 4
7. Первичное закрепление.
Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: коллективная форма работы.
Работа по решению задач: самостоятельная форма работы (индивидуальная).
Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.
Вид деятельности: конструктивная.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям
других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять
учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый
контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять
несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать
характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения
Слайд №5
1) Задание в учебнике с.98 №255
Прочитайте задание.
-Читаем задание а).
-Что перед нами?( задача)
-Как узнали?( есть условие и вопрос)
-Прочитайте условие.
-Что известно? (5 и 7 птенцов вылупились)
-А теперь вопрос.(сколько яиц было?)
-Можем сразу решить задачу?
-Запишем сумму и найдем ее значение.
(Дети – самостоятельно. Проверка)
Такая же работа с другой задачей.
- Отлично, чем вы пользовались для нахождения значения суммы?
(таблицей сложения на 12)
- Вот видите, как важно знать таблицу, ведь мы будем постоянно использовать её
для вычислений.
8. Динамическая пауза.
9. Закрепление ранее изученного материала.
Cлайд № 6
Работа в парах.
Формирование способности к аналитической деятельности и выражению ее
результатов в устной речи.
1) – Сейчас вы будете работать парами.
- Выполните задание с.99 № 256, посоветовавшись друг с другом.
- Что нужно сделать?
-Монетами какого достоинства мы воспользуемся для покупки газеты?
2) Проверка выполнения.
- Давайте все варианты запишем в тетради.
-А как ещё можно набрать 11 рублей?( 11= 5+5+2+2+2)
Слайд №7
Работа в группах( по командам)
- Выполните сложение, дополнив первое слагаемое до 10-ти.
-Рассуждайте по плану:
-Заменим суммой удобных слагаемых…
- Получилось выражение…
- Удобнее…
Задание для каждой группы записано на карточке
-1 группа 6+5=6+(4+1)=
-2 группа 8+3=8+(2+1)=
-3 группа 9+4=9+(1+3)=
-4 группа 7+7=7+(3+4)=
Проверка
- Что помогло решить выражения? (Знание таблицы сложения со значением 10)
11. Итог урока.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
1) – Теперь
вы уже точно сможете назвать тему нашего урока.
(Состав числа 12)
Слайд №8
- А как мы составляли таблицу?
(Мы находили значения сумм разными способами)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
-Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?
- Что мы будем делать на следующем уроке?
(Составлять таблицу сложения на 13)
- Как вы думаете, можем ли мы воспользоваться изученными сегодня способами
нахождения сумм?
Cлайд № 9
- Молодцы вы все хорошо поработали и, я думаю, что вы поняли, как вам
необходимо знать таблицу сложения числа 12. Урок окончен.