Напоминание

"Азбука в стихах и картинках"


Автор: Яковлева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11 "Родничок"
Населённый пункт: город Красновишерск
Наименование материала: Проектная задача
Тема: "Азбука в стихах и картинках"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение № 11 «Родничок»

Проектная задача по теме

«Азбука в стихах и картинках»

Работу выполняла:

Яковлева Любовь Алексеевна

г. Красновишерск, 2017

Урок чтения в 1 классе в форме проектной задачи

Яковлева Любовь Алексеевна

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения № 11 «Родничок»

Тема урока: «Азбука в стихах и картинках»

Предмет: чтение

Класс, четверть: 1 полугодие

Форма проведения: проектная задача

Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «Азбука в стихах и картинках»

Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.

Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий

в

условиях

решения

творческих

практических

задач,

изготовить

иллюстрированное

пособие «Азбука в стихах и картинках»

Задачи:

1) формировать положительную учебную мотивацию;

2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с

целью решения поставленных учебных задач;

3)

формировать

потребность

применять

имеющиеся

знания

и

умения

в

процессе

выполнения практических задач;

4) учить адекватно оценивать свою деятельность.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

В течение первого полугодия дети первого класса знакомились с алфавитом.

1.

Ознакомление детей с системой букв (звуков)

2.

Обучение звуковому анализу слова

3.

Чтение и осознанное понимание текста

4.

Подбор слов на заданную букву

5.

Иллюстрация букв алфавита

6.

Умение выбирать оптимальный вариант решения

7.

Работа с разными видами информации

Планируемый педагогический результат:

1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного

материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях.

2. Освоение навыков совместной работы в малой группе.

3. Создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.

Критерии оценки сформированности УУД:

1. Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.

2. Умение применять полученные знания для решения практической задачи.

3. Умение взаимодействовать в малой группе.

4. Презентация результатов работы.

Способ

оценивания

результатов

работы: педагогическое

наблюдение

за

работой

учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп.

Замысел проектной задачи:

Детям

1

класса

предлагается

изготовить

для

воспитанников

детского

сада

подготовительной

группы

книжку «Азбука

в

стихах

и

картинках»,

которая

поможет

дошкольникам быстро запомнить буквы, научиться читать, самостоятельно составлять

слова из букв алфавита.

Дети делятся на несколько групп по 5-6 человек. Каждой группе выдается задание. Работа

выполняется поэтапно:

1.

Распределение работы в группе

2.

Рассматривание

предложенных

материалов:

отбор

материалов,

которые

необходимы для выполнения задания

3.

Оформление странички своей буквы

4.

Представление результата работы.

Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированное

пособие,

состоящее

из

отдельных

листов

формата

А4.

Каждая

страница – информация об одной из букв алфавита. Информация может включать: «образ»

буквы (печатный, красочный); предметный коллаж с данной буквы в начале слова с

помощью

рисунков

или

аппликации;

стихи

и

загадки,

пословицы

и

поговорки,

в

содержании которых использована буква; рисунки, поясняющие тексты. Отдельные листы,

подготовленные группами, затем объединяются в книжку. Удобнее использовать папку с

файлами.

Ход урока

1. Постановка задачи (мотивационный этап).

Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.

«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже

сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться читать быстро и

правильно,

как

вы.

Помогите

нам

быстрее

запомнить

все

буквы.

Будущие

первоклассники».

- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?

Дети: высказывают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).

Принимается решение.

Учитель:

Чтобы

помочь

нашим

друзьям,

нам

предстоит

сегодня

выполнить

непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все буквы, умеете подбирать

слова

на

каждую

букву,

загадывать

и

отгадывать

загадки.

Поэтому

мы

сделаем

подарок будущим первоклассникам.

Определение учебной задачи урока.

Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих

первоклассников.

Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в

группах. Каждая группа сегодня будет делать одну или две странички (зависит от

количества групп) нашей книжки. Повторим правила работы в группе.

Дети: повторяют правила работы в группе.

Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка буквы» в нашей

книжке.

Дети:

предлагают

разные

варианты;

выбирают

формат

страницы,

обсуждают

варианты оформления.

2. Решение проектной задачи.

Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.

Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и

имя исполнителя.

1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранной буквы) –

2) Иллюстрирование буквы (рисунок, аппликация) –

3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданной буквой –

4) Выбор пословиц и поговорок с заданными буквами –

5) Представление работы группы –

Комментарий к заданию 1.

Первое

задание

это

распределение

работы

внутри

группы.

Учитель

дает

необходимые

разъяснения

по

выполнению

работы;

поясняет,

что

в

случае

возникающих

затруднений

к

выполнению

работы

может

подключиться

другой

участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом

дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности

каждого участника или стихийно, без существенных оснований.

Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из

них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о

распределении работы.

Комментарий к заданию 2.

Каждой группе учащихся выдается:

1) лист формата А4;

2) шаблоны букв;

3) пенал с набором мелких предметов, тесьмы (10 шт);

4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте букву;

5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте букву;

6) ножницы, клей, карандаши, фломастеры.

В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы

данной группы (содержит другие буквы). Учащиеся должны выбрать тот материал,

который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как

происходит отбор материала.

Задание

3. Разложите

выбранные

материалы

на

странице.

Приклейте

их

в

соответствующих

местах.

Чтобы

ваша

страничка

была

яркой,

красочной,

запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у

вас получилось.

Комментарий к заданию 3.

Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным

способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть

листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом

задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся

могут обратиться за помощью и к учителю.

3. Представление результатов работы. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том,

что у вас получилось.

Д е т и : представляют

результат

работы

своей

группы

«Страничку

буквы»,

рассказывают, какую информацию о букве они использовали.

Комментарий:

Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети

привыкали

к

публичному

выступлению

и

защите

своей

работы.

Если

не

хватит

времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и

обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.

Учитель: Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое.

Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.

Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что

удобнее расположить странички в порядке следования букв по алфавиту

Комментарий:

Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все

группы

объединяются

для

создания

общего

«продукта»,

в

который

вложен

труд

каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление

своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное

удовлетворение всем участникам.

Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас

карточка,

на

которой

две

линеечки.

С

помощью

первой

оцените

свою

работу,

насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью

второй

линеечки

оцените

работу

своей

группы.

Насколько

дружно

и

слаженно

работала ваша группа.

Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей

работы и работы группы в целом.

Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья

будут рады такому подарку. Спасибо за работу!

Использованная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к

мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. –

М., Просвещение, 2010.

4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных

действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов,

2012.



В раздел образования