Автор: Яковлева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11 "Родничок"
Населённый пункт: город Красновишерск
Наименование материала: Проектная задача
Тема: "Азбука в стихах и картинках"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 11 «Родничок»
Проектная задача по теме
«Азбука в стихах и картинках»
Работу выполняла:
Яковлева Любовь Алексеевна
г. Красновишерск, 2017
Урок чтения в 1 классе в форме проектной задачи
Яковлева Любовь Алексеевна
воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения № 11 «Родничок»
Тема урока: «Азбука в стихах и картинках»
Предмет: чтение
Класс, четверть: 1 полугодие
Форма проведения: проектная задача
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «Азбука в стихах и картинках»
Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий
в
условиях
решения
творческих
практических
задач,
изготовить
иллюстрированное
пособие «Азбука в стихах и картинках»
Задачи:
1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с
целью решения поставленных учебных задач;
3)
формировать
потребность
применять
имеющиеся
знания
и
умения
в
процессе
выполнения практических задач;
4) учить адекватно оценивать свою деятельность.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
В течение первого полугодия дети первого класса знакомились с алфавитом.
1.
Ознакомление детей с системой букв (звуков)
2.
Обучение звуковому анализу слова
3.
Чтение и осознанное понимание текста
4.
Подбор слов на заданную букву
5.
Иллюстрация букв алфавита
6.
Умение выбирать оптимальный вариант решения
7.
Работа с разными видами информации
Планируемый педагогический результат:
1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного
материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях.
2. Освоение навыков совместной работы в малой группе.
3. Создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.
Критерии оценки сформированности УУД:
1. Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.
2. Умение применять полученные знания для решения практической задачи.
3. Умение взаимодействовать в малой группе.
4. Презентация результатов работы.
Способ
оценивания
результатов
работы: педагогическое
наблюдение
за
работой
учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп.
Замысел проектной задачи:
Детям
1
класса
предлагается
изготовить
для
воспитанников
детского
сада
подготовительной
группы
книжку «Азбука
в
стихах
и
картинках»,
которая
поможет
дошкольникам быстро запомнить буквы, научиться читать, самостоятельно составлять
слова из букв алфавита.
Дети делятся на несколько групп по 5-6 человек. Каждой группе выдается задание. Работа
выполняется поэтапно:
1.
Распределение работы в группе
2.
Рассматривание
предложенных
материалов:
отбор
материалов,
которые
необходимы для выполнения задания
3.
Оформление странички своей буквы
4.
Представление результата работы.
Результат, который должны получить дети:
Иллюстрированное
пособие,
состоящее
из
отдельных
листов
формата
А4.
Каждая
страница – информация об одной из букв алфавита. Информация может включать: «образ»
буквы (печатный, красочный); предметный коллаж с данной буквы в начале слова с
помощью
рисунков
или
аппликации;
стихи
и
загадки,
пословицы
и
поговорки,
в
содержании которых использована буква; рисунки, поясняющие тексты. Отдельные листы,
подготовленные группами, затем объединяются в книжку. Удобнее использовать папку с
файлами.
Ход урока
1. Постановка задачи (мотивационный этап).
Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.
«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже
сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться читать быстро и
правильно,
как
вы.
Помогите
нам
быстрее
запомнить
все
буквы.
Будущие
первоклассники».
- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?
Дети: высказывают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).
Принимается решение.
Учитель:
Чтобы
помочь
нашим
друзьям,
нам
предстоит
сегодня
выполнить
непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все буквы, умеете подбирать
слова
на
каждую
букву,
загадывать
и
отгадывать
загадки.
Поэтому
мы
сделаем
подарок будущим первоклассникам.
Определение учебной задачи урока.
Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих
первоклассников.
Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в
группах. Каждая группа сегодня будет делать одну или две странички (зависит от
количества групп) нашей книжки. Повторим правила работы в группе.
Дети: повторяют правила работы в группе.
Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка буквы» в нашей
книжке.
Дети:
предлагают
разные
варианты;
выбирают
формат
страницы,
обсуждают
варианты оформления.
2. Решение проектной задачи.
Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и
имя исполнителя.
1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранной буквы) –
2) Иллюстрирование буквы (рисунок, аппликация) –
3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданной буквой –
4) Выбор пословиц и поговорок с заданными буквами –
5) Представление работы группы –
Комментарий к заданию 1.
Первое
задание
–
это
распределение
работы
внутри
группы.
Учитель
дает
необходимые
разъяснения
по
выполнению
работы;
поясняет,
что
в
случае
возникающих
затруднений
к
выполнению
работы
может
подключиться
другой
участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом
дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности
каждого участника или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из
них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о
распределении работы.
Комментарий к заданию 2.
Каждой группе учащихся выдается:
1) лист формата А4;
2) шаблоны букв;
3) пенал с набором мелких предметов, тесьмы (10 шт);
4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте букву;
5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте букву;
6) ножницы, клей, карандаши, фломастеры.
В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы
данной группы (содержит другие буквы). Учащиеся должны выбрать тот материал,
который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как
происходит отбор материала.
Задание
3. Разложите
выбранные
материалы
на
странице.
Приклейте
их
в
соответствующих
местах.
Чтобы
ваша
страничка
была
яркой,
красочной,
запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у
вас получилось.
Комментарий к заданию 3.
Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным
способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть
листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом
задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся
могут обратиться за помощью и к учителю.
3. Представление результатов работы. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том,
что у вас получилось.
Д е т и : представляют
результат
работы
своей
группы
–
«Страничку
буквы»,
рассказывают, какую информацию о букве они использовали.
Комментарий:
Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети
привыкали
к
публичному
выступлению
и
защите
своей
работы.
Если
не
хватит
времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и
обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.
Учитель: Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое.
Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.
Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что
удобнее расположить странички в порядке следования букв по алфавиту
Комментарий:
Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все
группы
объединяются
для
создания
общего
«продукта»,
в
который
вложен
труд
каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление
своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное
удовлетворение всем участникам.
Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас
карточка,
на
которой
две
линеечки.
С
помощью
первой
оцените
свою
работу,
насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью
второй
линеечки
оцените
работу
своей
группы.
Насколько
дружно
и
слаженно
работала ваша группа.
Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей
работы и работы группы в целом.
Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья
будут рады такому подарку. Спасибо за работу!
Использованная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к
мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.
3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. –
М., Просвещение, 2010.
4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных
действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов,
2012.