Напоминание

"Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов на уроках в начальной школе" (из опыта работы).


Автор: Ананьева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Усть - Хоперская СШ
Населённый пункт: станица Усть - Хоперская Серафимовичского района Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов на уроках в начальной школе" (из опыта работы).
Раздел: начальное образование





Назад




Статья: «Тестирование как одна из форм технологии

оценивания планируемых результатов

на уроках в начальной школе»

(из опыта работы).

Ананьева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Усть-Хоперской СШ

Серафимовичского района Волгоградской области

Ключевые

слова: оценочный

инструментарий,

критерии,

мотивация,

планируемые

результаты.

Аннотация: статья посвящена вопросу тестирования младших школьников как одной из

технологий оценивания планируемых результатов. В статье представлена методическая

разработка поэтапной работы составления тестов на основе уже изученной темы по

окружающему миру во 2 классе «Вода».

Реализация ФГОС НОО поставила перед учителями школы приоритетную задачу,

заключающуюся

в изменении имеющихся традиционных подходов

к оцениванию

достижений учеников, а также расширении оценочного инструментария.

Закон «Об образовании в РФ» делегирует школе ответственность за организацию

и проведение оценивания в классе. В компетенцию образовательного учреждения входит

осуществление

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его уставом[1].

Реализуемый в школах стандарт предлагает внедрить в практику работы новую

систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

- оценивание есть непрерывный процесс;

-

оценивание

может

быть

только

критериальным.

Критериями

здесь

выступают

планируемые результаты;

- формирование навыков самооценки у учащихся [2].

Значительно расширились формы учебных работ, которые могут свидетельствовать

о результатах учебной деятельности. В их число входит тестирование. [3] Замечу, что

составление тестов представляет собой индивидуальную, творческую работу учащегося,

которая помогает выявить кроме знаний, подготовленность и мотивацию ребенка. Для

того, чтобы самостоятельно

составить вопросы по теме, ученик должен выполнить

множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой

темы, составить высказывание в форме вопроса, спрогнозировать ответ. Мотивационная

составляющая определяет, задаёт ли ребенок вопрос, ответ на который он уже знает, или

он хочет получить дополнительную информацию, которой он пока сам не владеет.

Существенно

повышает

ценность

то,

что

данная

форма

работы

способствует

тесному общению одноклассников между собой.

Рассмотрим на примере урока окружающего мира во 2 классе составление тестов.

Тема урока «Вода»

Задача. Использовать методику для того, чтобы:

- актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках

- систематизировать знания учащихся;

- повысить их интерес к работе в целом

Урок начинаю с инструкции. Мотивирую детей на составление вопросов. Для этого

предлагаю вспомнить информацию о воде. Далее предлагаю составить два вопроса по

теме «Вода». Один вопрос надо составить так, чтобы на него можно было ответить «да -

нет». Второй вопрос должен быть открытым. Затем уточняю у детей, что такое открытый

вопрос и фиксирую на доске ответы детей. Повторяю еще раз задание и предлагаю детям

приступить к работе. В ходе работы над составлением вопросов обращаю внимание на то,

что ответы писать не надо. Подчеркиваю, что каждый составляет те вопросы, ответы на

которые

он

хочет

получить.

По

завершению

работы

над

составлением

вопросов

предлагаю учащимся, сидящим по двое за партой обменяться листочками с вопросами и

ответить друг другу на заданные вопросы. На этой стадии, как показывает мой опыт, у

детей могут возникнуть затруднения. Например, нередко дети затрудняются прочитать,

что написано на листочке. Тогда я предлагаю уточнить это у соседа по парте - автора

вопросов. В классе в такой момент бывает шумно, но все дети заняты делом.

После того как вопросы составлены я предлагаю детям послушать, какие вопросы были

придуманы.

Для этого каждый по очереди выходит с листочком своего соседа, читает

вопрос, проверяет, в правильной ли форме он был задан, а затем отвечает на вопрос.

Остальные дети следят и, если у них есть такой же вопрос, отмечают его – повторно мы

вопрос не читаем.

Приведу некоторые вопросы в той форме, в которой их зачитывали дети.

- Вода может быть в твердом состоянии?

- Докажи, что вода – это жизнь.

- Вода всегда в жидком состоянии?

- Как происходит круговорот воды в природе?

Когда вопросы закончены,

я возвращаю детей к теме урока и вместе с ними делаю

выводы.

Использование

данной

методики

позволяет

интересно

и

эффективно

организовывать урок.

На рассмотренном уроке решалось несколько педагогических задач, основными из

которых были:

- актуализация знаний по пройденной теме;

- систематизация знаний учащихся;

- повышение учебной мотивации.

Дополнительно решались, на мой взгляд, и другие важные задачи: дети учились

грамотно задавать вопросы, формулировать их

в правильной форме, слушать своих

товарищей.

В заключении сделаю выводы, которые были получены в результате работы по

данной методике:

- материал, по которому будут составляться тесты должен быть понятен, изучен ребенком;

- важно четко сформулировать

инструкцию по составлению вопросов и желательно

зафиксировать на доске требования к вопросам;

- по ходу выполнения задания нужно наблюдать за тем, что делают дети, анализировать

их работу и корректировать их ситуацию в соответствии с тем, как ученики справляются

поставленной задачей;

- работа с тестами эффективна на этапе закрепления материала, когда тема уже изучена. В

качестве домашнего задания можно предложить ученикам составить тест по какой-либо

теме. Удачно сформулированные вопросы впоследствии используются в проверочной

работе по данной теме, а неудачные служат материалом для критической оценки. Можно

предложить учащимся письменно или устно объяснить, почему некоторые из вопросов

были признаны не очень удачными;

- существует определенный риск при составлении тестов учащимися. Затруднения могут

возникнуть, если тема недостаточно усвоена учениками или была сложной, тогда вопросы

оказываются поверхностными и не стимулируют детей к осмыслению информации.

-чтобы процедура составления тестов стала эффективным педагогическим инструментом,

учитель должен уметь слушать и анализировать то, что говорят дети, обобщать все

услышанное.

Список литературы

1.

Закон № 273 «Об образовании в РФ»

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.

3.

Пинская М.А. Новые формы оценивания. М., Просвещение, 2016



В раздел образования