Автор: Преснякова Наталия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1512
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Логоритмика"
Раздел: дошкольное образование
Программа дополнительного образования
для детей 4-7 лет
"Логоритмика"
Логоритмика - это одна из форм активной терапии, целью которой является
преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с
речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие
движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-
развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений.
Первое - развитие, воспитание и коррекция невербальных процессов у детей с речевыми
нарушениями (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного
тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы.
Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и
речи, фонематического слуха, дикции и др.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями,
играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической
ритмики представляют целостную систему постепенно усложняющихся ритмических,
логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе
самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми
нарушениями. Содержание и реабилитационная направленность логопедической ритмики
определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребенка, состоянием его
двигательной и речедвигательной функции. Раскованность и непринужденность,
формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают
положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Введение элементов народоведения в коррекционно-образовательный процесс для
детей дошкольного возраста с нарушением речи позволяет пробудить их интерес к
содержанию занятий, процессу обучения в целом. Использование такого богатейшего
источника, как фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, считалки и др.), в
котором чудесным образом сочетаются слово и ритм, повышает эффективность работы и
способствует обогащению и расширению словаря; формирует и совершенствует
грамматический строй речи; развивает фонетико-фонематическую систему языка; связную
речь и речевое общение; формирует эмоционально-целостное отношение к познанию
прошлого; воспитывает бережное отношение к народным традициям, русской культуре.
Цель: преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности,
связанные с неречевыми функциями психологического развития посредством сочетания
слова и движения. При этом такие занятия помогают не только совершенствовать речь, но
и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а
также активному моторному и сенсорному развитию.
Для достижения поставленной цели в процессе работы решаются следующие
задачи:
- формирование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в
пространстве;
- развитие дыхания, слухового и зрительного внимания, памяти, мимики;
- развитие темпо-ритмических и мелодико- интонационных характеристик речи;
- развитие фонематического восприятия;
- координация речи и движения;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития:
*развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
*развитие артикуляционной моторики;
- умению расслабляться, снять напряжение;
- формирование необходимых знаний, развитие устной речи путем накопления,
обогащения и активизации словаря, уточнение значения слов и представлений;
- воспитание коммуникативных навыков, чувства коллективизма, решительности,
уверенности в себе.
Ожидаемые результаты:
- уметь выполнять движения вместе со словами;
- научиться правильному речевому и физиологическому дыханию;
- правильно выполнять артикуляцию звуков и слоговых рядов;
- уметь пользоваться интонационно-выразительными средствами русского языка;
- ориентироваться в пространстве, двигаться согласно заданному направлению.
Модифицированная программа "Логоритмика с элементами народоведения" базируется на
основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- программа и методические рекомендации "Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием" Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина;
- программа "Подготовка к школе детей с недостатками речи" Г.А.Каше;
- "Система коррекционной работы" Н.В.Нищева.
по логоритмике:
- "Логопедическая ритмика" Г.А.Волкова.
по оздоровлению детей:
- "Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей" М.Н.Щетинин;
- "Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи"
Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова.
Непосредственная образовательная деятельность включает в себя:
1. Приветствие.
2. Вводная ходьба иди ориентирование в пространстве.
3. Релаксационные упражнения.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Голосоведение.
6. Мимическая и артикуляционная гимнастика.
7. Речевые игры, чистоговорки.
8. Танец по показу.
9. Ритмические упражнения.
10. Пальчиковые игры и сказки.
11. Театральные этюды на базе русских народных сказок.
12. Релаксационные упражнения.
13. Прощание.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
(средний дошкольный возраст 4-5 лет)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц,
неделя
лексико-грамматическая тема
название занятия
количество
занятий
октябрь
1
Огород. Овощи.
«Спор овощей»
2
2
Сад. Фрукты.
«Фруктовое лукошко»
2
3
Осенний лес. Грибы.
«Прогулка в осенний лес»
2
4
Детский сад. Игры и игрушки.
«Городок игрушек»
2
ноябрь
1
Одежда.
«Моя кукла»
2
2
Обувь.
«Чей шнурочек?»
2
3
Квартира. Мебель.
«Три медведя»
2
4
Кухня. Посуда.
«Белочка ждет гостей»
2
5
Зима.
«В гостях у Снеговика»
1
декабрь
1
Зима.
«В гостях у Снеговика»
1
2
Зимующие птицы.
«Приключения воробья»
2
3
Комнатные растения.
«Цветок-огонек»
2
4
Зимние забавы.
«Елочный хоровод»
2
5
Новый год.
«Новогодние забавы»
1
январь
2
Продукты питания.
«Как звери варили компот»
2
3
Домашние птицы.
«Петушок и его друзья»
2
4
Домашние животные.
«Котенок по имени Гав»
2
5
Дикие животные
«Приключения детей и зверей
в зимнем лесу»
1
февраль
1
Дикие животные
«Приключения детей и зверей
в зимнем лесу»
1
2
Человек. Части тела.
«Расти, коса, до пояса»
2
3
Части тела.
«Глазки, носик – всем
нужны»
2
4
Семья
«Родной дом»
2
5
Профессии.
«У Незнайки в гостях»
1
март
1
Профессии.
«У Незнайки в гостях»
1
2
Мамин праздник.
«Красная шапочка и ее
друзья»
2
3
Транспорт.
«Едем, летим или плывем?»
2
4
Весна.
«Мы за солнышком идем»
2
5
Домашние животные весной.
«Мы не можем друг без
друга»
2
апрель
1
Дикие животные весной.
«Заюшкина избушка»
2
2
Птицы прилетели.
«Птичий базар»
2
3
Цветы.
«Дождь играет в прятки»
2
4
Насекомые.
«Честное гусеничное»
2
май
1
Наш город
«Путешествие на воздушном
1
шаре»
2
Моя улица.
«По дороге к дому»
1
3
Правила дорожного движения.
«Ох и Ах идут гулять»
2
4
Лето
«Девочка чумазая»
2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия № 1, 2. «Спор овощей»
Закреплять знания детей об овощах.
Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
Занятия № 3, 4. «Фруктовое лукошко»
Закрепить знания по теме «Сад. Фрукты»
Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
Воспитывать у детей любовь к труду, уважение к традициям народа.
Занятия № 5, 6. «Прогулка в осенний лес»
Закрепить знания детей о деревьях и грибах в дидактической игре.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
Занятия № 7, 8. «Городок игрушек»
Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки.
Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения
танцев в соответствии с характером музыки.
Занятия № 9, 10. «Моя кукла»
Закрепить знания детей о многообразии одежды.
Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Развивать слуховое внимание.
Занятия № 11, 12. «Чей шнурочек?»
Закреплять знания детей об обуви.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу
до конца.
Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний
согласный звук в словах.
Совершенствовать технику ходьбы приставным шагом.
Занятия № 13, 14. «Три медведя»
Закрепить обобщающее понятие «мебель», названия предметов мебели.
Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при
произнесении этого звука.
Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
Развивать мимику детей и пантомимику.
Воспитывать правильное речевое дыхание.
Занятия № 15, 16. «Белочка ждет гостей»
Закрепить обобщающее понятие «посуда», названия предметов посуды.
Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
Развивать общую и мелкую моторику.
Занятия № 17, 18. «В гостях у Снеговика»
Закреплять знания детей о зиме, ее приметах.
Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков
[АУО], [ИУО], [УОИ].
Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
Развивать мимику детей и пантомимику.
Занятия № 19, 20. «Приключения воробья»
Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
Формировать правильное речевое дыхание.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
Занятия № 21, 22. «Цветок-огонек»
Закрепить знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание
музицировать на музыкальных инструментах.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Занятия № 23, 24. «Елочный хоровод»
Систематизировать знания детей о различных зимних играх и забавах.
Уточнить артикуляцию звуков [М – М’] и закрепить их чистое произношение в речевых
играх.
Развивать общую моторику детей в подвижных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских
музыкальных инструментах.
Занятие №25. «Новогодние забавы»
Расширить знания детей об истории праздника.
Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в
соответствии с характером музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
Занятия № 26, 27. «Как звери варили компот»
Закрепить знания детей по теме «Продукты питания».
Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования
правильной осанки.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Занятия № 28, 29. «Петушок и его друзья»
Закрепить знания детей по теме «Домашние птицы».
Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с
помощью пальчиковых сказок.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Занятия № 30, 31. « Котенок по имени Гав»
Закрепить знания детей по теме «Домашние животные».
Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру
при помощи специальных упражнений.
Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием
чистоговорок.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Занятия № 32, 33. «Приключения детей и зверей в зимнем лесу»
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных
звуков.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в
заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и
оздоровительных упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием
чистоговорок.
Занятия № 34, 35. «Расти, коса, до пояса»
Расширить знания детей о частях тела.
Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции
гласных [А], [У], [И], [О].
Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального
произведения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие,
растяжение и вращение кистей рук.
Воспитывать навыки здорового образа жизни.
Занятия № 36, 37. «Глазки, носик – всем нужны»
Расширить знания детей о частях головы.
Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии,
последовательности простейших танцевальных движений.
Воспитывать навыки здорового образа жизни.
Занятия № 38, 39. «Родной дом»
Расширить знания детей по теме «Семья».
Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные
слоги.
Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении
танцевальных движений.
Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии,
последовательности простейших танцевальных движений.
Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
Занятия № 40, 41. «У Незнайки в гостях»
Закрепить знания детей о профессиях.
Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких
мышечных группах пальцев и кистей рук.
Формирование длительного плавного ротового выдоха.
Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Занятия № 42, 43. «Красная шапочка и ее друзья»
Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных
играх.
Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на
музыкальные произведения.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к
окружающему миру, самому себе.
Занятия № 44, 45. «Едим, летим или плывем?»
Систематизировать знания детей о транспрорте.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в речевой игре «Поезд».
Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических
распевках и песнях.
Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие,
растяжение и вращение кистей рук.
Занятия № 46, 47. «Мы за солнышком идем»
Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных
играх.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
Занятия № 48, 49. «Мы не можем друг без друга»
Закрепить знания детей о домашних животных.
Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных
звуков.
Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
Занятия № 50, 51. «Заюшкина избушка»
Закрепить знания детей о диких животных.
Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с
музыкой.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
Занятия № 52, 53. «Птичий базар»
Систематизировать у детей знания о перелетных птицах.
Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных
комплексах упражнений.
Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Занятия № 54, 55. «Дождь играет в прятки»
Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый
год».
Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.
Занятия № 56, 57. «Честное гусеничное»
Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
Занятие № 58. «Путешествие на воздушном шаре»
Расширить знания детей о родном городе.
Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных
упражнений.
Занятие № 59. «По дороге к дому»
Дать детям знания о правилах безопасности на улице, во дворе.
Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах,
логопедических распевках.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со
сменой музыкального материала.
Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.
Занятия № 60, 61. «Ох и Ах идут гулять»
Дать знания о правилах дорожного движения.
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных
играх.
Развивать слуховое внимание и память.
Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игровых сказок.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со
сменой музыкального материала.
Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.
Занятия № 62, 63. «Здравствуй, лето!»
Закрепить знания детей о временах года, их особенностях.
Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим
звуком.
Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в
логопедических распевках.
Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким
обитателям.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
(старший дошкольный возраст 5-7 лет)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц,
неделя
лексико-грамматическая тема
название занятия
количество
занятий
октябрь
1
Осень
«Путешествие в осенний лес»
2
2
Овощи - фрукты.
«Во саду ли, в огороде …»
2
3
Хлеб.
«Хлеб - всему голова»
2
4
Перелетные птицы.
«Лягушка-путешественница»
2
ноябрь
1
Осенние одежда, обувь.
«Маша-растеряша»
2
2
Домашние животные и их
детеныши.
«Поездка в Простоквашино»
2
3
Дикие животные и их
детеныши.
«Верное средство»
2
4
Посуда.
«Как у бабушки Федоры»
2
5
Продукты питания.
«Наше меню»
1
декабрь
1
Продукты питания.
«Наше меню»
1
2
Зима. Приметы зимы.
«Фея Зима»
2
3
Зимующие птицы.
«Птицы у кормушки»
2
4
Игрушки.
«Волшебное кольцо»
2
5
Новый год.
«Новогодняя сказка»
1
январь
2
Зимние забавы.
«Два Мороза»
2
3
Транспорт. Виды транспорта.
«Паровозик из Ромашково»
2
4
Профессии.
«Откуда берутся вещи»
2
5
Животные жарких стран.
«Полосы и пятнышки»
1
февраль
1
Животные жарких стран.
«Полосы и пятнышки»
1
2
Обитатели морей и океанов.
«Друзья-дельфины»
2
3
Спорт.
«Спортсмены»
2
4
День защитника Отечества.
«Три богатыря»
2
5
Семья.
«Что всего дороже»
1
март
1
Семья
«Что всего дороже»
1
2
Мамин праздник.
«Мамины помощники»
2
3
Комнатные растения.
«Зеленый уголок»
2
4
Весна.
«О чем плачет сосулька»
2
5
Наш город.
«Путешествие по городу»
2
апрель
1
Жилища людей.
«Строим дом»
2
2
Космос.
«Будем космонавтами»
2
3
Птицы прилетели.
«С ветром наперегонки»
2
4
Первоцветы.
«Песенка весенних минут»
2
май
1
Правила дорожного движения
«Мы по улице идем»
1
2
Насекомые.
«Приключения Муравьишки»
1
3
Времена года.
«Четыре желания»
2
4
Лето
«Дед Мороз и лето»
2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия № 1, 2. «Путешествие в осенний лес»
Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений,
песен, динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
Занятия № 3,4. «Во саду ли, в огороде …»
Закрепить знания об овощах и фруктах.
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
Развивать память, умение размышлять, анализировать.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
Занятия № 5, 6. «Хлеб всему голова»
Дать представление о том, из чего пекут хлеб.
Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и
множественного числа.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
Занятия № 7, 8. «Лягушка-путешественница»
Закреплять знания детей о перелетных птицах.
Закреплять артикуляции звуков [А - У] в звуковых играх.
Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с
помощью фонопедических упражнений.
Занятия № 9, 10. «Сказка о Маше-растеряше»
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с
помощью фонопедических упражнений.
Занятия № 11, 12. «Поездка в Простоквашино»
Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы,
распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».
Занятия № 13, 14. «Верное средство»
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова,
удерживать дыхание до конца фразы.
Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять
направления направо, налево.
Занятия № 15, 16. «Как у бабушки Федоры»
Закреплять знания детей о классификации посуды.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие
дидактических игр.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова,
удерживать дыхание до конца фразы.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
Воспитывать у детей уважение к труду.
Занятия № 17, 18. «Наше меню»
Закрепить знания детей о разнообразии продуктов питания.
Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать
ловкость, зрительное внимание.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту.
Занятия № 19, 20. «Фея Зима»
Вспомнить с детьми о приметах зимы.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки
длительно и коротко.
Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу
выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Занятия № 21, 22. «Птицы у кормушки»
Закрепить знания детей о зимующих птицах.
Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты,
слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Занятия № 23, 24. «Волшебное кольцо»
Закрепить знания детей о разнообразии игрушек и материалов, из которых их изготовляют.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Воспитывать в детях бережливость.
Занятие № 25. «Новогодняя сказка»
Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
Занятия № 26, 27. «Два Мороза»
Закрепить знания детей по теме «Зимние забавы».
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных
упражнений.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Занятия № 28, 29. «Паровозик из Ромашково»
Систематизировать знания детей о видах транспорта.
Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.
Занятия № 30, 31. «Откуда берутся вещи»
Закрепить знания о профессиях.
Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Занятия № 32, 33. «Полосы и пятнышки»
Дать детям представление о животных жарких стран.
Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных
упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное
музыкальное произведение.
Занятия № 34, 35. «Друзья-дельфины»
Дать детям представление об обитателях морей и океанов.
Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен,
стихотворений, танцев.
Занятия № 36, 37. «Спортсмены»
Дать детям представление о многообразии видов спорта.
Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в
соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий
спортсменов в различных видах спорта).
Занятия № 38, 39. «Три богатыря»
Закрепить знания детей о военных профессиях.
Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен,
стихотворений, танцев.
Воспитывать в детях любовь к Родине.
Занятия № 40, 41. «Что всего дороже»
Дать детям знания по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и
логопедических распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов,
мимики и пантомимики.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.
Занятия № 42, 43. «Мамины помощники»
Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и
читоговорках.
Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию
и воображение.
Развивать коммуникативные способности детей.
Занятия № 44, 45. «Зеленый уголок»
Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и
читоговорках.
Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию
и воображение.
Занятия № 46, 47. «О чем плачет сосулька»
Закрепить знания детей о приметах весны.
Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и
чистоговорках, дыхательных упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных
инструментах.
Занятия № 48, 49. «Путешествие по городу».
Закреплять знания детей о родном городе.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного
числа.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство
ритма.
Занятия № 50, 51. «Строим дом».
Закреплять знания детей по теме «Какие бывают дома».
словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных
упражнений.
Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
Занятия № 52, 53. «Будем космонавтами»
Закрепить знания детей по теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и
логопедических распевках.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных
инструментах.
Занятия № 54, 55. «С ветром наперегонки»
Закрепить знания детей о перелетных птицах.
Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных
упражнениях.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных
инструментах.
Занятия № 56, 57. «Песенка весенних минут»
Закреплять знания детей о первоцветах.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в дыхательных играх.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного
числа.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
Занятие № 58. «Мы по улице идем»
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Закрепить умение дифференцировать [З - Ж] в слоговых рядах.
Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
Развивать координацию движений под музыку.
Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
Занятие № 59. «Приключения Муравьишки»
Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – Л’] в чистоговорках и потешках.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Занятия № 60, 61. «Четыре желания»
Систематизировать знания детей о временах года.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ч] в логопедических распевках,
скороговорках.
Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
Развивать чувство ритма, метра, такта.
Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение
наслаждаться красотой родного края.
Занятия № 62, 63. «Дед Мороз и лето»
Закреплять знания детей о приметах лета.
Закреплять умение детей согласовывать числительные и имена существительные.
Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
Развивать координацию движений под музыку.