Напоминание

"Предметно - развивающая среда ДОО, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования."


Автор: Ваганова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 31 "Ладушки"
Населённый пункт: село Раменки Егорьевский район Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Предметно - развивающая среда ДОО, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно - развивающая среда ДОО, как условие

реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Выполнила: воспитатель первой

категории

Ваганова Галина Владимировна.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………..………………………………………3

Глава 1. Научно-методические подходы к проектированию

предметно-развивающей среды дошкольной организации .....................5

1.1.Характеристика предметно-пространственной развивающей

среды дошкольной организации…………………………………………..….5

1.2.Требования к проектированию предметно-пространственной

развивающей среды дошкольной организации на современном э

тапе (в соответствии ФГОС ДОО)…………………………………………..….11

1.3.Влияние предметно-пространственной развивающей среды на

развитие детей дошкольного возраста ……………………….……………….18

Глава 2. Системаработы по созданию и обогащению развивающей

предметно-пространственной образовательной среды…………..…..……21

2.1 Анализ особенностей предметно-развивающей среды в ДОО………..….21

2.2. Основные проблемы в организации предметно-развивающей

среды…………………………….……………………………….……………….26

Заключение……………………….……………………………………….…….28

Список литературы…………………………………………….………………31

1

1.

Введение

После

утверждения

нового

закона

«Об

образовании»

в

системе

дошкольного образования произошли перемены – дошкольное образование

стало

значиться

как

первая

ступень

образования.

А

с

принятием

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС),

вся

дошкольная образовательная система претерпела большие изменения.

В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-

развивающая

среда

считается

одной

из

основных

положений

успешного

образования. А создание предметно-развивающей среды, соответствующей

требованиям ФГОС, является базисной задачей дошкольной организации.

Актуальность

проблемы

в

том,

что

предметно-развивающая

среда

должна побуждать дошкольников к активному поведению в различных видах

деятельности, развивать способности.

Предметно-развивающая

среда

дошкольной

организации

одна

из

важных составляющих в развитии детей-дошкольников. Деятельность детей

зависит от правильного построения предметно-игровой среды

.

Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения,

то есть то, что дошкольники видят вокруг себя, являются важным условием

эмоционального

воспитания.

Окружение

дошкольников

формирует

их

настроение, определяет отношение к окружающему. Все находящиеся в ДОО

(группе, участке) предметы, убранства, оборудования нужно подбирать так,

чтобы они представляли собой единое целое, гармонично сочетались по

цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. То есть, всё, что

окружает

детей

организуется

так,

чтобы

развить

как

умственные

способности, так и органы чувств и главное обеспечить ребенку должный

психологический комфорт.

Создание

такой

предметно-развивающей

среды

в

дошкольном

образовательном учреждении не такое простое дело, как кажется на первый

взгляд. Зачастую воспитатели не имеют в достаточной мере знаний, навыков

по

данной

теме.

Не

хватает

материальных

ресурсов

для

того,

чтобы

приобрести необходимые игровые и расходные материалы. Это побуждает к

2

необходимости

разрабатывания

такого

метода

для

создания

предметно-

развивающей среды, который не требует коренных изменений, но построен

на базе уже имеющейся развивающей среды.

Объект

исследования: предметно-развивающая

среда

дошкольной

образовательной организации (ДОО).

Предмет исследования: проецирование предметно-развивающей среды

дошкольных организаций в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.

Ц е л ь

и с с л е д о в а н и я : провести

исследование

особенностей

проецирования предметно-развивающей среды в ДОО.

Задачи исследования:

1.

Провести

теоретический

анализ

литературы

отечественных

и

зарубежных

авторов

по

проблеме

проецирования

предметно-

развивающей среды в ДОО.

2.

Проанализировать существующую предметно-развивающую среду в

ДОО

3.

Спроектировать

предметно-развивающую

среду

в

соответствии

с

ФГОС ДОО.

4.

Разработать

рекомендации

по

проецированию

предметно-

развивающей среды ДОО.

Гипотеза исследования: проецирование предметно-развивающей среды

будет

способствовать

успешному

созданию

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

которая

окажет

благоприятное

воздействие

на

развитие детей-дошкольников.

ГЛАВА 1. Научно-методические подходы к проектированию предметно-

пространственной развивающей среды дошкольной организации

1.1

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды

дошкольной организации

3

Среда как многокомпонентное явление выступает предметом изучения

философов,

педагогов,

психологов

и

других

специалистов.

Исследования

предметно-развивающей

среды

продолжаются

в

течение

длительного

периода.

В

дошкольном

образовании,

как

правило,

используется

термин

«развивающаяся среда».

Предметно-развивающая среда понимается как единство социальных и

объективных средств создания условий для различных видов деятельности

детей.

Предметно-пространственная

развивающая

среда

-

среда,

насыщенная

различными

играми,

игрушками,

инструментами,

оборудованием

и

материалами

для

организации

самостоятельной

творческой

деятельности

детей.

Предметно-пространственная

развивающая

среда

-

это

система

материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая

содержание их духовного и физического развития.

В

исследованиях

В.А.

Ясвинская

образовательная

среда

«способна

предоставить

ряд

возможностей

для

саморазвития

всех

субъектов

образовательного процесса». «Предметно-развивающая среда» - это система

материальных

объектов

деятельности

детей,

содержание

их

духовного

и

физического развития, а также единство социальных и объективных средств.

С точки зрения психологического аспекта, по мнению Л.С. Выготского, П.Я.

Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занковой, А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и

др., предметно-развивающаяся среда - это образовательное пространство, в

котором осуществляется обучение навыкам развития.

В

работах

В.А.

Ясвинская

образовательная

среда

-

это

та,

которая

«способна предоставить ряд возможностей для саморазвития всех субъектов

образовательного процесса».

Об образовательных возможностях развивающей среды для детей писали

Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер P.P.

Блонский.

После

реформирования

системы

образования,

в

том

числе

ее

дошкольного

образования,

экологический

подход,

его

разработка

и

спецификация

в

дошкольной

образовательной

организации

приобретает

4

особое

значение,

так

как

образовательная

предметно-пространственная

развивающая среда - это неотъемлемое основное условие преодоления этих

противоречий.

Бесспорно,

что

на

развитие

личности

ребенка,

его

когнитивную

обучаемость

влияют

многие

обстоятельства

-

спонтанные

и

специально

организованные, естественные и социальные. Наряду с другими факторами

личностного

развития

ученые

и

педагоги

проводят

различие

между

окружающей средой и окружаемой средой, в которых находятся дети, и через

которые они реализует себя как личность, показывая свою независимость

через взаимодействие с ней (Л.П.Буева, Г.С.Костюк, Л.И.Новикова , В. А.

Петровский).

В

отечественной

и

зарубежной

педагогике

и

психологии

различных

временных периодов «среда» рассматривается как один из общих факторов,

влияющих на процесс и результаты человеческого развития (П. П. Блонский,

Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Френе и

другие).

Педагогические

характеристики

образовательной

среды

в

разных

организациях представлены в большом ряде исследовательских работ (Г. А.

Ковалев, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.).

Структурная составляющая образовательной среды, ученые определяют

объективную

среду.

Для

обозначения

окружающей

среды,

максимально

стимулирующей

развитие

личности,

был

введен

термин

«развивающаяся

среда» (Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский, О.А. Радионова и др.). Последнее

затрагивает все аспекты личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и

требует от него работы мышления и воображения, то есть становится для

ребенка средой развития, с которой он вступает в эффективные отношения.

Предметно-развивающая

среда

является

неотъемлемой

частью

развивающейся

среды

дошкольного

детства.

Современный

философский

взгляд на предметно-развивающуюся среду понимается как совокупность

объектов,

которая

является

визуально

воспринимаемой

формой

существования культуры. Тема отражает опыт, знания, вкусы, способности и

5

потребности многих поколений. Через предметы дети узнают себя, свою

индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в объектах культуры,

в образе отношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

В. В. Давыдов).

Динамика его развития, формирование качественно новых психических

образований

зависит

от

того,

как

ребенок

находится

в

связи

со

средой,

принимая во внимание изменения, происходящие в нем и в окружающей

среде.

Образовательный

возможности

среды

многограннны.

К

этим

возможностям

относятся

условия

жизни

ребенка

(В.С.

Библер),

формирование

отношений

к

базовым

ценностям,

усвоение

социального

опыта, развитие жизненных качеств (Л.П. Буева, Н.В. Гусев); это также

способ

преобразования

внешних

отношений

во

внутреннюю

структуру

личности

(А.

В.

Мудрик),

удовлетворение

потребностей

субъекта,

в

частности, потребность в деятельности.

Основные

идеи

построения

развивающей

среды

в

ДОО

изложены

в

«Концепции

построения

среды

разработки

в

ДОО»,

под

ред.

В.А.

Петровского (1993). В этом труде были разработаны основные положения

«Концепции дошкольного образования» (1989 г.) для организации условий

жизни

детей

в

детском

саду,

сформулированы

принципы

построения

предметной среды:

- расстояние, позиция при взаимодействии - ориентация на организацию

пространства для общения между взрослыми

и детьми «с глазу на глаз»,

установление оптимальных контактов с детьми;

активности,

Независимость, креативность - способность проявлять и формировать

эти качества у детей и взрослых, участвуя в создании их объективной

среды;

создание

игровой

среды,

которая

предоставляет

ребенку

возможность развиваться физически;

стабильности

динамичности,

где

можно

предположить

создание

условий для изменения и созидания предметно-развивающей среды в

соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости

6

от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения,

образовательной программы;

комплексирования

и

гибкого

зонирования,

позволяющий

детям

заниматься синхронно разными видами деятельности, не мешая друг

другу;

эмоциогенности

среды,

индивидуальной

комфортности

и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

эстетической

организации

среды,

сочетания

привычных

и

неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и

комфортно, но и красиво);

открытости

закрытости,

т.

е.

готовности

среды

к

изменению,

корректированию,

развитию

(реализуется

в

нескольких

аспектах:

открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

половых и возрастных различий, таких как возможность девочек и

мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в

обществе эталонами мужественности и женственности.

Авторы

Концепции

предопределяют

предметно-пространственную

развивающую среду как организованное жизненное пространство, которое

должно

обеспечить

социальное

и

культурное

образование

дошкольника,

удовлетворять потребности фактического и непосредственного творческого

развития детей, развития их способностей. Один из главных требований для

окружающей

среды

считается

учет

особенностей

развития

всех

видов

деятельно сти

детей.

Предмет

должен

быть

и н ф о рмат и в н ы м ,

удовлетворяющим

потребность

ребенка

в

трансформации

новизны,

экспериментировании.

Среда

должна

быть

средством

реализации

творческих

гипотез.

Окружающая среда дошкольника, его активные знания, учеба зависят от

подготовленности

и

компетентности

взрослого

человека.

Дошкольник

и

взрослый действуют вместе, и им должно быть комфортно в этой предметной

среде.

Функциональный

комфорт

предметной

среды

обеспечивается

психофизическим благополучием.

7

Директор

Института

психолого-педагогических

проблем

детства

Российской академии образования, профессор, кандидат педагогических наук

Татьяна

Волосовец

определяет

и

классифицирует

характеристики

компонентов

развивающегося

предметно-пространственного

окружения,

которые необходимо учитывать при планировании.

К первой категории относятся характеристики, связанные, в общем, с уже

с л ож и в ш е й с я

с р ед о й :

н а с ы щ е н н о с т ь ,

т р а н с ф о р м и р у е м о с т ь ,

полифункциональность, доступность, безопасность.

Во вторую категорию входят категории, которые могут быть отнесены к

каждому из ее компонентов, например, к каждой отдельной игрушке. Такие,

как

деятельность

ребенка,

образовательные

области,

уровень

развития

ребенка.

К третьей категории относятся характеристики, которые проявляются под

влиянием той или иной программы.

В Законе об образовании Российской Федерации главной деятельностью

детей

является

игра.

Таким

образом,

предметно-развивающую

среду

необходимо

заполнить

игровым

оборудованием,

которое

соответствует

возрастным потребностям дошкольника.

Но не всегда возможно правильно заполнить окружающую среду. Новые

игрушки

в

очень

большом

количестве

усугубляет

проблемы

психолого-

педагогической

и

социальной

экспертизы

игрушек,

а

также

научно-

методическое

обеспечение

игровых

продуктов.

Даже

если

внешний

вид

игрушек имеет свою долгую историю, вопрос о влиянии игрушек на психику

ребенка становится предметом специального изучения только в конце XIX -

начале XX в. Именно тогда в российской и зарубежной науке были написаны

статьи, в которых описано влияние игрушек и предметов, заменяющих их на

психическое развитие детей в различные периоды его жизни.

При выборе игрушек учитывается не только их красота и санитарно-

гигиенические

свойства,

но

и

возможный

психологический

эффект

для

развития детей.

8

Игрушки

должны

вызывать

у

детей

доброжелательное

отношение

к

другим ребятам в группе, к людям, животным. Игрушка также не должна

вызывать ранний сексуальный интерес у ребенка.

При

проектировании

предметно-развивающей

среды

необходимо

учитывать все вышеперечисленное, но для характеристики развивающейся

предметно-пространственной

среды

на

современном

этапе

необходимо

проанализировать

требования

федерального

го суд а р с т в е н н о го

образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к

окружающей среде.

1.2.Требования

к

проектированию

предметно-пространственной

развивающей среды дошкольной организации на современном этапе (в

соответствии ФГОС ДОО)

Согласно дошкольному образованию ФГОС, содержание образовательной

программы

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации

и

способностей дошкольников в различных видах деятельности и включает в

себя

следующие

структурные

единицы,

представляющие

определенные

области развития и образования дошкольников:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Виды деятельности детей в каждой образовательной области могут быть

реализованы

на

основе

потенциала

развивающегося

предметно-

пространственного окружения ДОО с соответствующим наполнением.

Предметно-пространственная

среда

(дошкольная

группа,

участок)

должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых

в образовательном процессе ДОО;

9

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые

для него условия;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательный процесс.

Эта среда представляет собой коллекцию предметов, игрушек, материалов,

понятных и интересных для детей, без которых невозможно осуществлять

конкретные виды деятельности детей.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на площадке) должны обеспечивать:

- игровая, познавательная, исследовательская и творческая деятельность

всех категорий учащихся, экспериментирование с доступными для детей

материалами (в том числе с песком и водой);

-

двигательная

активность,

в

том

числе

развитие

больших

и

мелких

моторных навыков, участие в мобильных играх и соревнованиях;

-

эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

объектно-

пространственной средой;

- возможность детского самовыражения.

Заполнение среды нужно выбрать так, чтобы обеспечить возможность

решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в

том числе на интегративной основе. Также в стандарте говорится, что среда

пространственно-пространственного

развития

должна

быть

переменной,

насыщенной, многофункциональной.

Насыщенно сть

среды

должна

соответ ствовать

в о з р а с т н ы м

характеристикам детей и соответствовать особенностям программы.

Но

при

организации

пространства

важно

не

перенасыщать

его

громоздкими предметами мебели, яркими цветами мебели, также необходимо

учитывать важность развития пространства в реализации образовательных

областей.

Стандарт

определяет

конкретное

содержание

каждой

образовательной области. В детском саду необходимо создать оптимальную

многофункциональную среду, которая бы предоставляла возможность для

организации различных игр с воспитанниками, а также для моделирования

игровой

среды

в

соответствии

с

игровой

ситуацией.

Игрушки

должны

выбираться

с

учетом

возрастных

особенностей

детей,

пола,

интересов

10

каждого

ребенка,

иметь

высокий

художественный

уровень,

отражать

гуманистические ценности и идеалы.

Полифункциональность

подразумевает

разнообразное

использование

различных

компонентов

предметной

среды,

к

примеру,

детской

мебели,

матов, мягких модулей, экранов в ДОО (в группе), полифункциональных

изделий, в том числе натуральных материалов, пригодных для использования

в различных типах Детские мероприятия (в том числе, как замены в детской

игре).

Также

полифункциональность

игрушек

вы

можете

использовать

в

соответствии с концепцией ребенка, сюжет игры в разных функциях. Таким

образом,

игрушка

способствует

развитию

творчества,

воображения,

символической символической функции мышления.

Изменчивость

окружающей

среды

предполагает

присутствие

в

ООД

(группе) различных пространств (для игры, проектирования, уединения и т.

Д.), А также различные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые

обеспечивают

свободный

выбор

детей,

периодическую

замену

Игровые

материалы,

появление

новых

предметов,

которые

стимулируют

игровую,

моторную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Изменчивость

развивающейся

среды

дошкольной

образовательной

организации

определяется

особенностями

ее

деятельности

в

целом

и

дошкольного

уровня,

в

частности,

характеристик

детского

контингента

(продиктованного их возрастом, полом, индивидуальными типологическими

характеристиками, Предпочтения, возможности).

Реализация

принципа

изменчивости

может

быть

выражена

через

непрерывность,

установление

такой

связи

между

пространствами,

когда

«новое, заменяя старое, сохраняет некоторые его элементы». В дошкольном

образовании это выражается в том, что среда в разных группах должна, с

одной стороны, иметь свое содержание и пространственную организацию из-

за специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой - Постепенно

дополняется

новыми

элементами,

обеспечивающими

зону

ближайшего

развития и последовательности образования и обучения.

11

Доступность

окружающей

среды

подразумевает

доступность

для

учеников, в том числе детей с ОВЗ и детьми-инвалидами, всех помещений

ДОО, где осуществляется учебный процесс, свободный доступ учащихся, в

том числе детей с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими Организацию

(

группа),

игры,

игрушки,

материалы,

пособия,

обеспечивающие

все

основные виды деятельности детей.

Безопасность

предметно-пространственной

среды

предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям для обеспечения надежности и

безопасности их использования.

Важными

положениями

дошкольного

образования

ФГОС

являются

обеспечение

эмоционального

благополучия

дошкольников,

уделяя

особое

внимание

гуманистическому

взаимодействию

с

учетом

индивидуальных

потребностей детей. Одним из требований к образовательной среде является

психологическая безопасность.

Психологическая

безопасность

окружающей

среды

обеспечивается

формированием положительной, доброжелательной среды, в которой ребенок

чувствует себя уверенно, спокойно и не испытывает враждебного влияния.

Предметно-развивающая

среда

и

игровая

среда

в

каждой

возрастной

группе

детского

сада

в

соответствии

с

ФГОС

ДОО

должны

иметь

отличительные особенности, а именно:

• для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство,

чтобы удовлетворить потребность в активном движении;

• для детей четвертого года жизни - это богатый центр сюжетно-ролевых

игр с атрибутами оружия;

• для детей пятого года жизни необходимо учитывать их потребность

играть со сверстниками и особенность уединения;

• для детей шестого и седьмого годов жизни важно предлагать детям игры,

которые развивают восприятие, память, внимание и т. Д.

Следует

отметить,

что

с

учетом

взросления

(развития)

детей

предметно-развивающая и игровая среда определяется педагогом с учетом

интересов детей в раннем возрасте, в средней группе организует педагог

вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения

своих интересов.

12

Задача для воспитателя состоит в том, как организовать все это в

ограниченном пространстве групповой комнаты, потому что между типом

культурной практики и материалом не существует взаимно однозначного

соответствия.

Многие

материалы

являются

полифункциональными

-

их

можно

использовать

для

игр,

а

также

для

продуктивной

работы

и

для

исследовательской деятельности.

По характеру действия в пространстве условно можно разделить на три

функциональных пространства:

1 . «Спокойное»

функциональное пространство

-

пространство для

спокойной деятельности детей.

2 . «Активное»

функциональное пространство

- пространство

для

деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных

игровых построек и т.п.

3.

«Рабочее»

функциональное

пространство

-пространство

для

художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.

Пространства, в зависимости от конкретных задач на данный момент,

должны обладать способностью варьироваться по объему - «сжиматься и

расширяться», иметь подвижные, легко трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», так что

каждая зона, если необходимо, могла бы вместить всех желающих. Это очень

важно в аспекте групповой динамики - склонности дошкольников к участию

в текущих интересах своих сверстников и вступлению в их деятельность.

В

соответствии

с

возрастными

характеристиками

вы

можете

определить приблизительный список игровых ракурсов:

«Первая младшая группа»

Спокойное пространство: книжный центр.

«Активное»

пространство:

уголок

ряженья спортивный

центр

музыкальный центр.

Рабочее пространство:

ручного труда и ИЗО центр

природы центр

экспериментирования сенсорный центр.

«Вторая младшая группа»

Спокойное пространство: книжный центр.

13

«Активное»

пространство:

уголок

ряженья спортивный

центр

музыкальный центр.

Рабочее

пространство:

центр творчества центр

природы центр

экспериментирования.

«Средняя группа»

Спокойное пространство: книжный центр.

«Активное» пространство:

центр

театрализации спортивный центр

музыкальный центр уголок дежурств.

Рабочее пространство: центр ручного труда и ИЗО центр природы

центр экспериментирования.

« Старшая группа»

Спокойное пространство: книжный центр.

«Активная» пространство: центр

театрализации спортивный центр

уголок дежурств музыкальный центр.

Рабочее пространство:

центр ручного труда и ИЗО центр природы

центр экспериментирования.

«Подготовительная к школе группа»

Спокойное пространство: книжный уголок библиотека.

«Активное» пространство: центр театрализации спортивный центр

уголок дежурств музыкальный центр.

Рабочее пространство: центр ручного труда и ИЗО центр природы

центр экспериментирования.

Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДОО создает

благоприятные

условия

для

дошкольника

и

активизирует

переход

дошкольного

образования

на

новый

высокий

уровень

организации

деятельности в целом.

Хотя ФГОС ДОО, является не столько «стандартом развития», сколько

попыткой определить саморазвитие как «норму жизни» для детей и взрослых

в дошкольном учреждении.

14

1.3.Влияние предметно-пространственной развивающей среды на

развитие детей дошкольного возраста

Сегодня

большое

внимание

уделяется

созданию

предметно-

пространственной

среды

в

современном

ДОО.

Воспитатели

стремятся

использовать

новаторские

подходы

и

принципы

построения

предметно-

игрового пространства, потому что группа детского сада для многих детей

является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском

саду дети играют, рисуют, лепят, едят, спят, общаются со сверстниками и

взрослыми.

Доказано, что показатели интеллектуального и личностного развития

ребенка,

уровень

его

воспитания,

готовность

к

школе,

эмоциональное

состояние во многом зависят от того, насколько комфортно в этой группе

организована предметно-развивающая среда.

Формируя предметно-развивающую среду в дошкольной организации

(групповой комнате), необходимо учитывать все нюансы влияния среды на

развитие ребенка от цветового оформления помещения до выбора игрового

оборудования (игрушек). При регистрации группового номера необходимо

помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое благополучие

ребенка,

поэтому

необходимо,

чтобы

цветовой

дизайн

определялся

в

15

соответствии

с

законами

восприятия

цвета,

принимая

во

внимание

цели

помещения, условий занятий в детском возрасте.

В

оформлении

детского

интерьера

нам

нужно

не

разнообразие,

а

тональное разнообразие цвета и фактуры с преобладанием одной ведущей

цветовой гаммы.

Следует помнить, что изменение цветовых ощущений оказывает либо

стимулирующее,

либо

угнетающее

действие.

Необходимо,

чтобы

цвет

в

интерьере

ДОО

не

выполнял

тревожную

роль,

а

помогал

детям

найти

нужную комнату или зону в комнате.

Наиболее

существенное

влияние

предметно-развивающей

среды

оказывает на здоровье дошкольников как физическое, так и психологическое.

Поэтому

необходимо

создать

такую

предметно-пространственную

среду,

которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья учеников.

В

ряде

нормативных

документов,

регулирующих

деятельность

дошкольных организаций, предписаны требования к сохранению и развитию

здоровья учащихся. Таким образом, в Федеральном законе «Об образовании»

говорится,

что

образовательная

организация

обязана

создавать

условия,

гарантирующие защиту и укрепление здоровья детей, а в Типовом положении

об

ООД

в

пункте

5

указывается,

что

основные

Задачами

дошкольных

учреждений

являются

защита

жизни

и

укрепление

физического

и

психического здоровья детей.

Одним из ключевых условий создания предметно-пространственной

среды является создание чувства уверенности среди воспитанников во время

их пребывания в дошкольной организации, безопасности, как физической,

так

и

психологической.

Это

улучшает

качество

жизни

дошкольников,

обеспечивает целостность социального и личностного развития.

Категория

«безопасность»

является

интегративной.

В

ее

сферу

включена

категория

«психологическая

безопасность»

(И.А.

Баева),

как

важная

составляющая.

Психологическая

безопасность

образовательного

процесса

рассматривается

как

составляющая

успешной

организации

образовательной деятельности.

16

Социальные

отношения

как

компонент

образовательной

среды

основаны

на

следующих

способах

взаимодействия:

сотрудничество,

признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и эмпатия. В условиях

такой

системы

социальных

отношений

ребенок

испытывает

чувство

психологической безопасности, принятие своей индивидуальности, веру в

справедливый мир.

Во

взаимодействии

с

социальными

взрослыми

психологический

комфорт

и

эмоциональное

благополучие

достигаются

в

образовательной

среде, характеризующейся:

- отсутствие необоснованных запретов;

-

продуманная,

согласованная

система

требований

и

правил

взаимодействия;

- отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

- возможность выбора деятельности.

Предметно-развивающая

среда

должна

служить

интересам

и

потребностям ребенка, обогащать развитие конкретных видов деятельности,

обеспечивать

зону

для

непосредственного

развития

ребенка,

поощрять

сознательный выбор, продвигать и реализовывать собственные инициативы,

принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, И

формировать личные качества дошкольников и их жизненный опыт. Развитие

предметной

среды

детства

представляет

собой

систему

условий,

обеспечивающих полное развитие деятельности и личности ребенка.

17

2.

Система

работы

по

созданию

и

обогащению

развивающей

предметно-пространственной образовательной среды

2.1 Анализ особенностей предметно-развивающей среды в ДОУ

В нашем дошкольном учреждении, создавая развивающуюся среду, мы

стараемся организовать групповую комнату с учетом характеристик детей,

посещающих группу. Создавая предметно-развивающую среду группы, очень

важно,

чтобы

окружающая

среда

была

удобной

и

эстетичной.

Красота

формирует ребенка. Поэтому нужно обращать большое внимание на эстетику

уголков. Их дизайн должен быть привлекательным для детей и побуждать их

к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо учить детей

поддерживать

порядок

в

уголке

и

развивать

заботливое

отношение

к

игрушкам.

Мы пытались организовать среду, чтобы у ребенка был независимый

выбор: с кем, где, как, что играть. Детский сад реализует образовательную

программу «От рождения до школы», поэтому создание среды в соответствии

с

содержанием

этой

программы

требует

ориентации

на

концепцию

целостного

развития

дошкольного

ребенка

как

субъекта

детской

деятельности.

Групповой

номер

старшей

группы

представляет

собой

комнату

прямоугольной формы, по периметру которой расположена мебель, детские

столы для занятий, настольные игры.

Все групповое пространство распределяется по центрам, доступным

для детей: игрушки, дидактические материалы, игры. Дети знают, где взять

бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для

игр-драматизации.

Основными

элементами

развивающейся

среды

в

детском

саду

являются природно-экологические объекты, игровые площадки и спортивные

площадки,

их

оборудование,

художественные

студии

и

студии,

где

осуществляется

познавательная

деятельность

детей:

наборы

игрушек,

18

пособия;

аудиовизуальные

и

информационные

средства

обучения

и

воспитания.

Расположение

мебели

и

игрового

оборудования

соответствует

требованиям

правил

безопасности,

санитарно-гигиеническим

нормам,

физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям

свободно передвигаться. Предметно-развивающая среда в ДОО соответствует

художественным

и

эстетическим

требованиям.

Пространство

помещений

трансформируется в различные «уголки» и «центры», которые удовлетворяют

потребности

ребенка

в

развитии

познавательной

коммуникации

и

деятельности.

Зона двигательной активности.

Необходимость в движении является важной задачей в организации

предметно-развивающейся среды. Для этой цели в группе выделено большое

пространство, есть различное оборудование: ворота, мячи, обручи, кубики,

платки, красочные флаги, ленты и т.д. Дети могут свободно играть с кеглями,

мячами, обручами и скакалками.

В

«зоне

двигательной

активности»

есть

«дорожка

здоровья»,

массажные коврики, мячи, гимнастические палочки, обручи, метательные

мячи,

кольца,

атрибуты

для

бега,

а

также

атрибуты,

необходимые

для

утренней гимнастики.

Музыка и театр.

Дети в восторге от нашего музыкального и театрального центра. Есть

музыкальные

инструменты,

которые

доставляют

детям

много

радостных

минут,

различные

музыкальные

дидактические

игры.

Кроме

того,

у

них

развивается фонематический слух и чувство ритма.

Мы

стараемся

познакомить

детей

с

театром

разного

типа,

чтобы

каждый ребенок мог выбрать театр, который ему ближе и удобнее. Здесь у

нас есть настольный театр, пальчиковый театр. Встреча с куклой помогает

детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Также в нашей группе есть уголок для детского творчества.

Уголок

творчества

снабжен

необходимым

материалом

для

продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы,

кисти,

краски,

карандаши,

маркеры,

разноцветные

мелки,

пластилин,

19

дощечки, которые используются для рисования мелками, баночки для воды и

т. д.).

Уголок природы.

В нашей группе есть уголок природы с различными видами растений,

развлекательные экологические игры.

Уголок природы содержит календарь природы, материалы для опытной

деятельности,

дидактические

игры,

рисунки

и

иллюстрации

о

природе,

поделки

из

натурального

материала.

Материалы

в

детском

саду

и

их

правильная

организация

способствуют

формированию

бережного

и

уважительного

отношения

к

природе

у

детей,

развитию

экологического

воспитания и экологического сознания.

Уголок природы знакомит детей с имеющимися явлениями природы,

они

учатся

по

фотографиям

и

игрушкам

домашних

животных

и

их

детёнышей, различают овощи и фрукты. Резюмируя результаты наблюдений

за

природными

объектами,

дети

учатся

при

наблюдении

за

календарём

погоды.

Художественный уголок.

Поскольку развитие активной речи является главной задачей развития

детей, у нас есть художественный уголок. Детям нравится, когда мы читаем

книги с ними и просматриваем иллюстрации. У нас есть много книг по

программе, имеются портреты писателей и поэтов.

В соответствии с требованиями ФГОС мы обеспечили зоны развития

гендерными особенностями.

Также в группе есть зона для познавательной деятельности детей, где

представлены игры для развития восприятия, внимания, памяти и мышления.

В игре дети могут играть индивидуально.

Педагогический

коллектив

создает

эмоционально-благоприятную

ситуацию в группе детей, которая направлена на проявление творческих

способностей

ребенка,

организует

предметную

среду

для

обогащения

и

развития игровых целей; обеспечивает надлежащее управление сюжетно-

ролевой игрой детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Мы работаем над созданием игровой среды, стимулирующей детей к

игре:

20

1. обогащаем предметную среду внедрением игрушек и материалов, которые

известны детям, часто их обновляем:

- для художественной деятельности - книги, литературные игры, викторины,

рассказы

(изображающие

станцию,

улицы

города,

парки,

скверы,

леса,

деревни),

портреты

писателей

и

поэтов,

также

можно

добавить

бумагу,

коробки, клей, ножницы для создания самодельных игрушек;

- театрально-игровые мероприятия - театральные игрушки, костюмы, маски

животных и птиц, персонажи пальчикового театра и других театральных

атрибутов;

- для продуктивной деятельности детей в дополнение к существующему

оборудованию

мы

предлагаем

материалы

и

наборы

цветных

маркеров

и

карандашей, чтобы дети могли в любое время изобразить то, что им может

понадобиться в игре, а также предложить глину;

- для музыкальной деятельности - добавляем музыкальные инструменты,

различные музыкальные дидактические игры.

Мы

также

используем

стимулирующее

влияние

взрослого

на

игру

детей. Фон для такого влияния - это отношения между взрослым и детьми,

чтобы ребенок не чувствовал стеснения, проявлял творческую активность,

тем самым поддерживая закрытых, застенчивых детей. Для этого существует

ряд методов, которые активируют творческий потенциал ребенка:

1. Метод совместной сюжетной линии, с целью разработки общего

сюжета для ребенка. Это можно сделать в совместной «игре для взрослых»,

которая должна проходить в чисто словесной форме. Создание игры позволит

экспериментатору,

являясь

партнером

детей,

ненавязчиво

и

легко

стимулировать

их

к

объединению

и

координации

различных

сюжетных

событий; изобретение и разворачивание общего сюжета не маскируется для

детей объективными и ролевыми действиями, а открыто, как в «чистой»

форме.

Наиболее

удобными

для

такого

«расшатывания»

являются

рассказывания сказок, например: «Иван-царевич и серый волк».

2. Способ мотивации детей к проявлению инициативы: постановка

проблемных ситуаций. Ситуации могут быть следующие: предложить сказку,

распределить роли, подобрать атрибуты и т. Д.

21

3.

Используем

эмоциональную

оценку.

При

использовании

эмоциональной оценки мы учитываем индивидуальные особенности каждого

ребенка, чтобы не смущать детей, используя вербальные методы, такие как

«Какой

ты

молодец!

Как

все

получилось!».

По

поводу

некоторых

детей

необходимо использовать одобрение, выражающее его мимикой, жестами,

также пользуемся невербальные средства (например, улыбка, жест, гладящий

по плечу или по голове). Эмоциональная оценка ряда детей должна быть

выражена

путем

принятия

их

интересной

идеи

для

продолжения

игры,

например: «Молодец, мы определенно должны использовать это в нашей

сказке».

В нашем саду хорошо оборудована музыкальная и гимнастический зал,

где

ученики

с

интересом

и

интересом

проводят

различные

игровые

и

развлекательные мероприятия.

2.2. Основные проблемы в организации субъектно-развивающей среды

На основе анализа современных разработок и исследований выделим

ряд проблем, которые присутствуют в организации предметно-развивающей

среды в ДОО:

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентацией на

рекомендации

60-80-х

годов

прошлого

века)

или

формального

(девиз

«Куплено

-

красиво

оформлено

-

расставлено»)

подхода

к

определению

способов организации пространства, его наполненность, подбор игровых и

учебных материалов. Окружающая среда воспринимается как своего рода

фон педагогического процесса.

2. Некоторая спонтанность (иногда однонаправленность) в выборе игровых и

учебных

пособий,

материалов,

что

обусловлено

объективными

и

субъективными причинами (недостаточное финансирование, отсутствие ряда

22

качественных и разнообразных материалов, личные предпочтения и запросы

воспитателей, организация банка пособий для одного наиболее знакомого или

предпочтительного

направления

(например,

художественная

деятельность,

местная история и т. д.)).

3.

Недооценка

необходимости

использования

различных

материалов

и

преимуществ

продуманной

и

подходящей

комбинации),

что

может

привести к обнищанию детского опыта. Это проявляется в использовании

преимущественно

одного

типа

материала

(печатных

наглядных

пособий,

ограниченного

набора

предметов

народных

промыслов,

«устаревших»

игрушек, дидактических игр-пособий, сделанных во время работы) или в

ряде случаев в условиях перенасыщения (заполнение большим количеством

монотонных материалов).

4. Неразумность и нерациональная организация, создающая среду не как

целостное

пространство,

а

как

механическую

сумму

зон

и

уголков,

дезорганизующих детей, приводит к увеличению тревожности и увеличению

признаков усталости.

5. Жесткое зонирование пространства, статический характер окружающей

среды, что вызывает снижение интереса дошкольников к его развитию.

6. Нарушение эстетической гармонии в дизайне, использование большого

количества

эстетически

несовместимых

предметов,

бесцветное

цветовое

решение, яркие, не гармоничные цветовые доминанты, что не способствует

формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости

от такого рода среды.

7. Непонимание изменений в пространстве современного ребенка. Появление

новых

игрушек

и

руководств

(конструктор

Lego,

трансформаторы,

коллекционные куклы), технические устройства и компьютерные приложения

(электронные и робототехнические игрушки, компьютерные игры), а также

изменение

способа

предоставления

информации

в

средствах

массовой

информации коренным образом отличается от традиционной и характерной

для 60-90-х годов прошлого века.

Виртуальная

среда

зачастую

намного

более

привлекательна

для

современных

дошкольников.

Поэтому

необходимо

создать

пространство,

23

интересное

для

современных

детей,

разработанное

в

соответствии

с

их

интересами и субкультурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким

образом,

анализ

литературы

показал,

что

организация

предметно-развивающей

среды

в

ДОУ

является

важным

моментом,

на

который

старшему

преподавателю

и

преподавательскому

составу

следует

уделять особое внимание.

При

организации

предметно-развивающей

среды

в

групповом

помещении,

перегородках,

коридорах,

залах

в

детском

саду

необходимо

иметь необходимые навыки, которые будут способствовать возникновению

основных характеристик личности каждого ребенка: моделей умственного

развития, показатели здоровья дошкольного возраста, психофизиологические

и коммуникативные особенности, а также развитие речи и др.

Важно,

чтобы

предметно-развивающая

среда

соответствовала

всем

требованиям нормативных документов.

По

меньшей

мере

50%

родителей

могут

участвовать

в

создании

предметной среды, что поможет установить с ними взаимодействие.

Правильно созданная предметная среда позволяет вовлечь всех детей в

активную

самостоятельную

деятельность.

Каждый

ребенок

выбирает

занятие, вызывающее интерес, что обеспечивает разнообразный предметный

контент, доступность и простоту размещения материалов.

Дошкольники меньше будут конфликтовать друг с другом: они редко

ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, потому что они

увлекаются

интересной

деятельностью.

Позитивное

эмоциональное

24

настроение

дошкольников

свидетельствует

об

их

бодрости,

открытости,

желании посещать детский сад.

При создании предметно-развивающей среды необходимо помнить:

1. Окружающая среда должна нести просветительскую, развивающую,

обучающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию.

Но самое главное, она должна работать для развития самостоятельности и

самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и разнообразное использование пространства.

Окружающая среда должна удовлетворять потребности и интересы ребенка.

3. Форма и дизайн объектов ориентированы на безопасность и возраст

детей.

4. Элементы декора должны быть легко заменяемы.

5.

В

каждой

группе

должно

быть

место

для

экспериментальной

деятельности детей.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо

учитывать

законы

психического

развития,

их

показатели

здоровья,

психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого

развития,

а

также

показатели

эмоционального-потребностной

сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными

тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой активности.

9.

Предметно-развивающая

среда

группы

должна

варьироваться

в

зависимости

от

возрастных

характеристик

детей,

периода

обучения,

образовательной программы.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой

системы, способной к адаптации и развитию. Другими словами, окружающая

среда не только развиваемая, но и развивающая. При любых обстоятельствах

предметный мир, окружающий ребенка, должен пополняться и обновляться,

адаптируясь к новообразованиям в определенном возрасте.

Таким

образом,

создавая

предметно-развивающую

среду

любой

возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы

конструктивного

взаимодействия

участников

образовательного

процесса,

25

дизайн

и

эргономику

современной

среды

дошкольного

учреждения

и

психологические характеристики возрастной группы, на которую нацелена

данная среда.

Специально

организованная

окружающая

среда

оказывает

положительное влияние на развитие способности ребенка учиться. Такая

среда способствует установлению, подтверждению чувства уверенности в

себе, и именно это определяет особенности личностного развития на этапе

дошкольного детства. Развивающаяся среда дает дошкольнику возможность

испытать

и

использовать

свои

способности,

позволяет

ему

проявлять

независимость, утверждать себя как активную фигуру. Дошкольный ребенок

имеет три основные потребности: в движении, коммуникации, познании.

Предметно-развивающая

среда

позволяет

обогатить

опыт

эмоционально-

практического

взаимодействия

ребенка

со

сверстниками

и

воспитателем,

включить

всех

детей

группы

в

активную

познавательную

деятельность.

Среда стимулирует развитие независимости, инициативы, в которой дети

реализуют свои способности.

Цель нашей работы достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Материалы

нашего

исследования

будут

интересны

преподавателям

дошкольных учреждений при построении развивающей среды ДОО.

Список литературы:

26

1.

Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной

среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. –

№5

2.

Глушкова,

Г.

Предметная

среда

действительно

развивающая?

/

Г.

Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С.

107-112.

3.

Глушкова, Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной

среды в групповых помещениях / Г. В. Глушкова // Ребенок в детском

саду. - 2008. - № 5. - С. 76-84

4.

Грашин

А.

А.

Дизайн

детской

предметной

развивающей

среды;

Архитектура-С - Москва, 2008. - 194 c.

5.

Доронина

Т.Н.,

Короткова

Н.А.

Материалы

и

оборудования

для

детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003 – 112 с.

6.

Доронова Т.Н. Игра дошкольника: учебное пособие / Т.Н. Доронова,

С.Г. Доронов – М.: Детям XXI века, 2005. – 62 с.

7.

Кирьянова

Р.

А.

Проектирование

предметно-развивающей

среды

в

дошкольном

образовательном

учреждении

компенсирующего

вида;

Каро - Москва, 2007. - 196 c.

8.

Коломийченко Л.В., Организация предметно-развивающей среды по

«Программе

социального

развития»:

методическое

пособие

/

Л.В.

Коломийченко [и др.]. – Пермь, 2003. – 143 с.

9.

Короткова

Н.

А.

Предметная

развивающая

среда:

подход

к

взаимодействию детского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. –

2004. - № 2

10.Нищева

Н.

В.

Предметно-пространственная

развивающая

среда

в

детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Н. В.

Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 - 128 с.

11.Новоселова

С.Л.

Развивающая

предметно-игровая

среда.

/ /

Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – 76с.

27

12.Новоселова

С.

Развивающая

предметная

среда:

Методические

рекомендации

по

проектированию

вариативных

дизайн

проектов

развивающей

предметной

среды

в

детских

садах

и

учебно-

воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс,

2007. – 119 с.

13.Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной

среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11

14.Предметно-пространственная

среда

детского

сада:

старший

дошкольный возраст : пособие для воспитателей / под ред. Н. А.

Коротковой. - Москва : Линка-Пресс, 2010.

15.Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца,

Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003 – 112 с.

16.Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта

работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.

28



В раздел образования