Напоминание

"Нетрадиционные формы работы с семьей"


Автор: Авкельгина Ольга Пятиримовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с № 7 " Звездочка"
Населённый пункт: г.Олекминск Олекминский район Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №7 «ЗВЕЗДОЧКА»

г. ОЛЕКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН»

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

678103 г. Олекминск, ул. Филатова 4а, тел. 4-18-56, факс (411- 38) 4 -18-56

Е-mail: zvezdaolekma@mail.

ru

Воспитатель высшей категории Авкельгина О.П.

Нетрадиционные формы общения педагога с родителями.

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми

педагогами.

Они

обязаны

заложить

первые

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Подрастающее

поколение

будет

таким,

какой

будет

семья.

Но

как

писал

А.С.

Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья

воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего

будущего, но зачастую им

не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы

услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью

ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребёнка

в семье ДОУ и сделать родителей

активными участниками воспитательного процесса?

Для этого я в своей работе стараюсь использовать разные нетрадиционные формы

общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения

родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные.

Информационно-аналитические формы

направлены

на

выявление

интересов,

запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и

детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт;

«почтовый ящик

доверия» и л и «телефон

доверия»,тетрадь

отзывов

и

предложений,

куда

родители

могут

помещать волнующие их вопросы и дать советы другим родителям и сотрудникам д/с. Цель

анкетирования:

изучение

семьи,

выявление

образовательных

потребностей

родителей,

установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных

данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка,

специфику

семьи

и

семейного

воспитания

дошкольника

и

выработать

тактику

своего

общения

с

каждым

родителем.

Это

поможет

лучше

ориентироваться

в

педагогической

потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы

совместные

досуги,

праздники,

выставки

призваны

устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты

между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся

более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром,

сплачивающим родителей - единомышленников.

К досуговым формам относятся:

Праздники: «Осеннины»,«Встреча

Нового

года»,

«Масленица»,

«Колядки»,

«23

февраля»,

«Праздник

воинов

Отечества»,

«Посиделки»,

«Папа

может

всё,

что

угодно»,

«Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы»,

«9 мая»,«Кафе

«Мамина улыбка», спортивные соревнования «Вместе дружная семья», «Весёлые старты».

Марофон

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Мама, папа, я – кулинарная семья»

«Мама, папа, я – музыкальная семья»

«Мама, папа, я – рукодельная семья»

Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети

смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на

музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции,

предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «По

дорогам

сказки»,

«Поле

чудес»,

«Угадай

мелодию»,

«Что,

где,

когда?» , конкурс

кулинаров «Пальчики оближишь».

Папы

и

мамы

вместе

с

детьми

выполняя

творческие

задания: «Юный

мастер»,

«Хорошая хозяйка», «Золотые руки не знают скуки».

Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-

педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и

психологическими

особенностями

детей

дошкольного

возраста,

формирование

практических навыков воспитания детей.

Основная

роль

принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные!

Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы,

которые

активизируют

внимание

уставших

родителей,

способствуют

более

лёгкому

запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный

разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно

увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в

том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их

опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний могут быть:

Педагогическая мастерская

Деловая, ролевая игра

Конференции

Диспуты

Диалоги

Дискуссии

Практикумы

Тренинги

Круглый стол

Вечер – встреч

КВН

Конкурсы

Праздники

Посиделки

Семинары

Педагогический всеобуч

Педагогические гостиные

Школа заботливых родителей

Примерные темы родительских собраний и конференций, где может быть

использована нетрадиционная методика

1 младшая группа

«За здоровьем- матушке природе»

«Зачем детям нужна мама?»

«Об упрямстве и капризах»

«Детская игра - не забава»

2 младшая группа

« Детская игрушка»

«Здоровье и гигиена»

« Осторожно -дорога!»

«Истоки доброты»

Средняя группа

«Мужская рука» - собрание отцов

«Я здоровье сберегу-сам себе я помогу!»

«Пока не поздно» - о воспитании любви к природе

« Воспитываем ребенка лидера»

Старшая группа

«Гиперактивный ребенок»

«Семейные традиции»

«Азы воспитанности»

«Детские страхи»

Подготовительная группа

«Помочь учится»

«О воспитании интереса к чтению»

«Искусство хвалить»

Собрание бабушек и дедушек

Клубы для родителей

«Дружная семейка»,

«Почитай-ка»

«Семейная академия»

«Молодая семья»

«Художники в пампирсах»

«Родительский университет отцов»

«Здоровичок»

Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

«Красота и здоровье»

«В поход всей семьёй»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Семейные игротеки

Развитие мелкой моторики «Умелые пальчики», 2 мл. гр.

Развитие речи « Весёлый язычок», ср. гр.

Знакомимся с буквами «АБВГДейка», стр. гр.

Развитие логики «Логичесий лабиринт», подг.гр.

Групповые консультации

Их можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи:

«Педагогическое поле чудес»

«Педагогический случай»

«Что, где, когда?»

«Ток - шоу»

«Брей-ринг»

«Устный педагогический журнал»

Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам

воспитания соответственно возрасту детей.

Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить

деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например,

открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотокалажи, выставки детских

работ.

Открытые занятия

Провидение

открытых

занятий

в

ДОУ

может

быть

организовано

по-разному.

Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается

их

поверхностное

суждение

об

обучении

в

д/с,

профессии

воспитателя.

Они

видят

собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении

детей в семье.

В

другом

случае

родители

могут

быть

активными

участниками

педагогического

процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют,

рисуют, выполняют задания педагога и т.д.

Здесь

папы

и

мамы

выступают

в

качестве

партнёров

воспитателя.

также

можно

подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

Например, организовать занятия: по изодеятельности - «Семейная птица счастья»,

«Герб семьи», «Моя малая Родина» ; физкультурное

- «Мы со спортом дружим никогда не

тужим» ; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где

родители выступают в роле тренера.

Родительские уголки

Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной,

помогала активизировать родителей, можно использовать:

Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики

.

Игротеки: «Игры детей» и д.р.

Информационные листы

Листы активности

Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в

детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Мероприятия по обмену опытом среди родителей

Фотовидео конкурсы

«Лучший семейный спортивный уголок »

«Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых

Фотомонтажи

«Я расту»

«Посмотрите как мы умеем...»

«Я и моя семья»

«Мамина помощница»

Информационные

листы

с

развёрнутой

информацией

о

каждом

ребёнке

оформленные

родителями совместно с детьми.

Выставки, оформленные с родителями

«Наши любимцы» - фото любимых животных

«Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в

разное время года

Стенды, оформленные совместно с родителями

«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап

«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах

ребёнка

«Устами младенца» - юмористические высказывания детей

Создание родителями альбома после каждого праздника

«Поделюсь опытом» или «А я делаю так!» Рубрика, где родители делятся своим

опытом по воспитанию ребенка.

Семейные газеты

«Под крышей дома моего»

«А это моё солнышко»

«Зимняя мозаика»

«Семейные праздники »

Создание семейных книжек – малышек из рисунков детей иродителей.

Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий

Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных

городков на территории детского сада, построек

и поделок, так же принимать участие в

смотрах – конкурсах.

Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.

«Игры руками родителей »

«Забавная новогодняя игрушка»

« Оригинальная упаковка для новогоднего подарка»

«Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/

«Огород на окне»

Участие родителей в проектной деятельности:

«Я Здоровье сберегу -сам себе я помогу»

«Цветик

-

Семицветик»

/телесно

-

ориентированные

тренинги,

тренинг

общения,

коррекционная гимнастика/

«Здоровячок» (русские народные и подвижные игры)

«В гостях у Айболита»

«Пальчики

оближешь!»

(Изготовление

и

дегустация

вкусных

и

полезных

из

овощей

и

фруктов)

«Папа, мама я -спортивная семья»

Патриотическое воспитание детей

«Моё имя»

«Моя родословная»

«Семейные традиции» /Семёйные праздники, древо семьи, герб семьи/

«Моя малая Родина»

Можно

отдельно

выделить

и

такие

формы,

которые

направлены

на

формирование

родительской позиции:

Рисование на тему, «Какай я родитель ?»

Предложить родителям поделиться своей концепцией воспитания

Анализ собственных педагогических навыков, неудачи

Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет

детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе

работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке

своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала

полезна

хотя

бы

потому,

что

укрепляет

нас

в

доброжелательных

измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте

хвалить

родителей с которыми

вы

работаете. На каждом собрании можно выражать

благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в

совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали

грамоты или благодарности.

Можно благодарить родителей и через средства массовой информации.

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт

ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные

условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный

процесс, долгий и кропотливый труд, требующий

терпеливого неуклонного следования к

цели.

Главное,

не

останавливаться

на

достигнутом,

продолжать

искать

новые

пути

сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей

жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Из опыта работы с родителями

воспитатель 1 категории МБДОУ

«Звездочка» Авкельгина О.П.

Домашний адрес;г.Олекминск.

ул. Садовая 54

тел: 8(411) 4-38-84

8-924-466-5005



В раздел образования