Автор: Авкельгина Ольга Пятиримовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с № 7 " Звездочка"
Населённый пункт: г.Олекминск Олекминский район Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Нетрадиционные формы работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №7 «ЗВЕЗДОЧКА»
г. ОЛЕКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН»
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
678103 г. Олекминск, ул. Филатова 4а, тел. 4-18-56, факс (411- 38) 4 -18-56
Е-mail: zvezdaolekma@mail.
ru
Воспитатель высшей категории Авкельгина О.П.
Нетрадиционные формы общения педагога с родителями.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее
поколение
будет
таким,
какой
будет
семья.
Но
как
писал
А.С.
Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья
воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, но зачастую им
не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы
услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью
ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка
в семье ДОУ и сделать родителей
активными участниками воспитательного процесса?
Для этого я в своей работе стараюсь использовать разные нетрадиционные формы
общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения
родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные.
Информационно-аналитические формы
направлены
на
выявление
интересов,
запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и
детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт;
«почтовый ящик
доверия» и л и «телефон
доверия»,тетрадь
отзывов
и
предложений,
куда
родители
могут
помещать волнующие их вопросы и дать советы другим родителям и сотрудникам д/с. Цель
анкетирования:
изучение
семьи,
выявление
образовательных
потребностей
родителей,
установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных
данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка,
специфику
семьи
и
семейного
воспитания
дошкольника
и
выработать
тактику
своего
общения
с
каждым
родителем.
Это
поможет
лучше
ориентироваться
в
педагогической
потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы
–
совместные
досуги,
праздники,
выставки
–
призваны
устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты
между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся
более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром,
сплачивающим родителей - единомышленников.
К досуговым формам относятся:
Праздники: «Осеннины»,«Встреча
Нового
года»,
«Масленица»,
«Колядки»,
«23
февраля»,
«Праздник
воинов
Отечества»,
«Посиделки»,
«Папа
может
всё,
что
угодно»,
«Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы»,
«9 мая»,«Кафе
«Мамина улыбка», спортивные соревнования «Вместе дружная семья», «Весёлые старты».
Марофон
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Мама, папа, я – кулинарная семья»
«Мама, папа, я – музыкальная семья»
«Мама, папа, я – рукодельная семья»
Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети
смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на
музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции,
предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «По
дорогам
сказки»,
«Поле
чудес»,
«Угадай
мелодию»,
«Что,
где,
когда?» , конкурс
кулинаров «Пальчики оближишь».
Папы
и
мамы
вместе
с
детьми
выполняя
творческие
задания: «Юный
мастер»,
«Хорошая хозяйка», «Золотые руки не знают скуки».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-
педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и
психологическими
особенностями
детей
дошкольного
возраста,
формирование
практических навыков воспитания детей.
Основная
роль
принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные!
Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы,
которые
активизируют
внимание
уставших
родителей,
способствуют
более
лёгкому
запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный
разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно
увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в
том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их
опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний могут быть:
Педагогическая мастерская
Деловая, ролевая игра
Конференции
Диспуты
Диалоги
Дискуссии
Практикумы
Тренинги
Круглый стол
Вечер – встреч
КВН
Конкурсы
Праздники
Посиделки
Семинары
Педагогический всеобуч
Педагогические гостиные
Школа заботливых родителей
Примерные темы родительских собраний и конференций, где может быть
использована нетрадиционная методика
1 младшая группа
«За здоровьем- матушке природе»
«Зачем детям нужна мама?»
«Об упрямстве и капризах»
«Детская игра - не забава»
2 младшая группа
« Детская игрушка»
«Здоровье и гигиена»
« Осторожно -дорога!»
«Истоки доброты»
Средняя группа
«Мужская рука» - собрание отцов
«Я здоровье сберегу-сам себе я помогу!»
«Пока не поздно» - о воспитании любви к природе
« Воспитываем ребенка лидера»
Старшая группа
«Гиперактивный ребенок»
«Семейные традиции»
«Азы воспитанности»
«Детские страхи»
Подготовительная группа
«Помочь учится»
«О воспитании интереса к чтению»
«Искусство хвалить»
Собрание бабушек и дедушек
Клубы для родителей
«Дружная семейка»,
«Почитай-ка»
«Семейная академия»
«Молодая семья»
«Художники в пампирсах»
«Родительский университет отцов»
«Здоровичок»
Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
«Красота и здоровье»
«В поход всей семьёй»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Семейные игротеки
Развитие мелкой моторики «Умелые пальчики», 2 мл. гр.
Развитие речи « Весёлый язычок», ср. гр.
Знакомимся с буквами «АБВГДейка», стр. гр.
Развитие логики «Логичесий лабиринт», подг.гр.
Групповые консультации
Их можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи:
«Педагогическое поле чудес»
«Педагогический случай»
«Что, где, когда?»
«Ток - шоу»
«Брей-ринг»
«Устный педагогический журнал»
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам
воспитания соответственно возрасту детей.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить
деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например,
открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотокалажи, выставки детских
работ.
Открытые занятия
Провидение
открытых
занятий
в
ДОУ
может
быть
организовано
по-разному.
Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается
их
поверхностное
суждение
об
обучении
в
д/с,
профессии
воспитателя.
Они
видят
собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении
детей в семье.
В
другом
случае
родители
могут
быть
активными
участниками
педагогического
процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют,
рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Здесь
папы
и
мамы
выступают
в
качестве
партнёров
воспитателя.
также
можно
подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
Например, организовать занятия: по изодеятельности - «Семейная птица счастья»,
«Герб семьи», «Моя малая Родина» ; физкультурное
- «Мы со спортом дружим никогда не
тужим» ; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где
родители выступают в роле тренера.
Родительские уголки
Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной,
помогала активизировать родителей, можно использовать:
Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики
.
Игротеки: «Игры детей» и д.р.
Информационные листы
Листы активности
Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в
детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мероприятия по обмену опытом среди родителей
Фотовидео конкурсы
«Лучший семейный спортивный уголок »
«Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых
Фотомонтажи
«Я расту»
«Посмотрите как мы умеем...»
«Я и моя семья»
«Мамина помощница»
Информационные
листы
с
развёрнутой
информацией
о
каждом
ребёнке
оформленные
родителями совместно с детьми.
Выставки, оформленные с родителями
«Наши любимцы» - фото любимых животных
«Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в
разное время года
Стенды, оформленные совместно с родителями
«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап
«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах
ребёнка
«Устами младенца» - юмористические высказывания детей
Создание родителями альбома после каждого праздника
«Поделюсь опытом» или «А я делаю так!» Рубрика, где родители делятся своим
опытом по воспитанию ребенка.
Семейные газеты
«Под крышей дома моего»
«А это моё солнышко»
«Зимняя мозаика»
«Семейные праздники »
Создание семейных книжек – малышек из рисунков детей иродителей.
Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий
Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных
городков на территории детского сада, построек
и поделок, так же принимать участие в
смотрах – конкурсах.
Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.
«Игры руками родителей »
«Забавная новогодняя игрушка»
« Оригинальная упаковка для новогоднего подарка»
«Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/
«Огород на окне»
Участие родителей в проектной деятельности:
«Я Здоровье сберегу -сам себе я помогу»
«Цветик
-
Семицветик»
/телесно
-
ориентированные
тренинги,
тренинг
общения,
коррекционная гимнастика/
«Здоровячок» (русские народные и подвижные игры)
«В гостях у Айболита»
«Пальчики
оближешь!»
(Изготовление
и
дегустация
вкусных
и
полезных
из
овощей
и
фруктов)
«Папа, мама я -спортивная семья»
Патриотическое воспитание детей
«Моё имя»
«Моя родословная»
«Семейные традиции» /Семёйные праздники, древо семьи, герб семьи/
«Моя малая Родина»
Можно
отдельно
выделить
и
такие
формы,
которые
направлены
на
формирование
родительской позиции:
Рисование на тему, «Какай я родитель ?»
Предложить родителям поделиться своей концепцией воспитания
Анализ собственных педагогических навыков, неудачи
Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет
детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе
работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке
своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала
полезна
хотя
бы
потому,
что
укрепляет
нас
в
доброжелательных
измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте
хвалить
родителей с которыми
вы
работаете. На каждом собрании можно выражать
благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в
совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали
грамоты или благодарности.
Можно благодарить родителей и через средства массовой информации.
Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт
ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий
терпеливого неуклонного следования к
цели.
Главное,
не
останавливаться
на
достигнутом,
продолжать
искать
новые
пути
сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей
жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Из опыта работы с родителями
воспитатель 1 категории МБДОУ
«Звездочка» Авкельгина О.П.
Домашний адрес;г.Олекминск.
ул. Садовая 54
тел: 8(411) 4-38-84
8-924-466-5005