Напоминание

"Инновационный подход в методике тренировки юных спортсменов конькобежцев"


Автор: Тарасов Сергей Витальевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ№6"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный подход в методике тренировки юных спортсменов конькобежцев"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Инновационный подход в методике тренировки юных спортсменов

конькобежцев

Тарасов С.В..
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений совершенствования системы спортивной подготовки является приведение в соответствие оздоровительных, обучающих, тренирующих, воспитательных и образовательных воздействий ритмам возрастного развития основных анатомо- физиологических систем и психики детей и подростков. Выделяя в структуре многолетней подготовки начальный этап (далее НП), я считаю его приоритетным на данный момент в решении комплекса задач для дальнейшего повышения спортивного мастерства. К числу ключевых следует отнести: повышение резервов здоровья; гармонизацию физического развития; выявление одаренных детей для достижения высокого уровня мастерства; формирование интереса к спортивным занятиям; развитие основных двигательных качеств и способностей; овладение элементарными общими и специальными двигательными умениями и навыками; обеспечение социальной адаптации. Целью разработки методики спортивной подготовки на начальном этапе в с ко р о с т н ом бе ге н а ко н ь ка х я вл я е т с я р а зр е ше н и е ко м п л е к с а противоречиймежду: – возрастающими требованиями к кинезиологическому потенциалу юных конькобежцев и ограниченными адаптационными возможностями детей и подростков в условиях постоянного снижения резервов здоровья; – увеличением объема ледовой подготовки, соревновательной деятельности и опасностью ранней специализации и интенсификации тренировочного процесса юных конькобежцев, связанных с использованием высоких нагрузок и применением значительного объема специальных средств; – необходимостью разносторонней физической и технической подготовки с учетом сенситивных периодов развития двигательной функции на начальном этапе тренировки и недостаточным обоснованием структуры и содержания методики спортивной подготовки в условиях крытых катков. В настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счет постоянного увеличения значений основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает адаптационные возможности организма человека. Эта проблема приобретает особую остроту на начальных этапах многолетней спортивной подготовки, когда адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются на естественный рост и развитие. Возникает противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма. Это противоречие усиливается в условиях ухудшения физического и психического состояния детей и подростков, ранней специализации и интенсификации тренировочного процесса, активного использования допинга и других средств стимуляции работоспособности.
Эффективность спортивной подготовки юных конькобежцев может быть более успешной при соблюдении следующих условий: – использование программы НП с выделением оздоровительно- корригирующей стадии в первый год обучения (9-10 лет) и стадии разносторонней подготовки во второй и третий года обучения (10-12 лет); – разработка методики спортивной подготовки, ориентированной на р а ц и о н а л ь н о е п р и м е н е н и е и у в е л и ч е н и е у д е л ь н о г о в е с а общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, выполняемых на льду игровым методом с повышающейся координационной сложностью; – обеспечение педагогических воздействий на основе сопряженности в реализации различных видов подготовки (шорт-трек, велосипед, аквааэробика, плавание, роллер спорт). Методика спортивной подготовки юных конькобежцев на НП, основанная на учете сенситивных периодов развития организма, увеличении доли и рациональном использовании упражнений с постепенно повышающейся координационной сложностью, позволяет сформировать необходимые резервы здоровья, потенциал физической подготовленности и овладеть широким набором разнообразных двигательных действий. При этом, спортивное достижение следует рассматривать как сложное многофакторное явление, динамика которого определяется комплексным влиянием социально-экономических, биологических, с порт ивно- педагогических, технологических и других факторов. По мере повышения спортивного мастерства увеличивается число факторов спортивного достижения, возрастает уровень требований в отношении двигательных, функциональных и психических возможностей спортсмена. Так в скоростном беге на коньках спортивный результат зависит от эффективности старта, скорости стартового разгона, уровня дистанционной скорости, способности удержать высокую скорость на финише. Высокая скорость, наличие скольжения, малая опорная поверхность коньков, наклонное положение корпуса спортсмена, сложность прохождения виражей значительно усложняют двигательную деятельность конькобежцев. В последнее время дальнейший рост спортивных результатов и, следовательно, повышение соревновательных скоростей связан с появлением крытых катков и коньков новой конструкции «слейп-скейт», которые позволяют лучше использовать возможности человеческого тела. Все это существенно изменило скоростной бег на коньках как вид спорта. Неоспоримым является тот факт, что спортсмены демонстрируют наилучшее время на дорожках крытых катков. Но для этапа НП, при отсутствии крытого катка в Иркутской области, нецелесообразно проводить длительные учебно-тренировочные сборы «на выезде» (Челябинск, Москва, Коломна). Важно построить тренировочный процесс, учитывая несовершенство материально-технической базы конькобежного спорта в Иркутской области. В структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства весьма значимыми оказываются компоненты, которые
на ранних этапах многолетней подготовки часто выпадают из поля зрения тренеров и спортсменов. Поэтому при формировании функционального фундамента следует обращать внимание на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Допущенные ошибки очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальной возможностей. Вместе с тем, в спортивных школах и клубах идет «активная селекция чемпионов и рекордсменов», дети с раннего возраста включаются в изнуряющий «производственный труд». В этой ситуации очевидной становится необходимость в поиске эффективных форм, средств и методов спортивной подготовки, рациональных подходов к дозированию задаваемых нагрузок, обеспечивающих как формирование достаточного двигательного и психического потенциала для дальнейшего роста спортивного мастерства, так и оздоровительную направленность начального этапа многолетней подготовки. Этап НП предусматривает, в качестве одной из ключевых задач, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Однако в примерном учебном плане на 52 недели занятий для учащихся ДЮСШ, специализирующихся в скоростном беге на коньках, техническая подготовка, равно как и психологическая, отсутствуют. А как раз на этане НП следует уделить особое внимание словестным и наглядным методам педагогического воздействия. Существующее выделение различных видов подготовки, недостаточно обоснованное и систематизированное, является весьма условным. В реальном учебно-тренировочном процессе ни одно педагогическое воздействие не оказывает изолированного влияния на какой-либо вид подготовки, поскольку осуществляется одновременное совершенствование нескольких видов подготовки и параллельное использование практических, словесных и наглядных методов подготовки. Оздоровительно-корригирующий раздела программы НП, обеспечивающей увеличение резервов здоровья и сокращение возможности развития заболеваний (своевременное формирование мышечной массы и скелета ребенка, что позволило предотвратить дисбалансы в их развитии, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата и позвоночника, создающие условия для бытового и спортивного травматизма; закаливание организма; личная гигиена и гигиена при занятиях спортом). При этом используем как словесные методы (рассказы и беседы о здоровом образе жизни, о воздействии физических упражнений и занятий конькобежным спортом на состояние здоровья человека, функции отдельных, функции отдельных органов и систем), так наглядные и практические методы (овладение и выполнение упражнений для укрепления мышечного корсета позвоночника, закаливающих процедур, соблюдение рационального режима тренировок, учебы и отдыха, полноценного питания, наличие педагогического, медико- биологического контроля и самоконтроля).
В целом этап начальной подготовки – это стадия, предшествующая половому созреванию (9-10 лет), характеризуется завершением формирования анатомо-физиологических систем, обеспечивающих двигательную активность в данном возрасте. Однако анаэробные возможности ограничены, поскольку на этой стадии развития организма низка способность перено сить неблагоприятное воздействие к накоплению молочной кислоты. Ткани организма подвержены травматизму. Связки становятся прочнее, но кости еще не отвердели. Поэтому рекомендуются кросс-походы до 75 минут (чередование бега и ходьбы). Почти все двигательные качества и способности демонстрируют высокие темпы прироста. При этом в первую очередь, выделяется предрасположенность к наиболее выраженному повышению координационных способностей. Рекомендуется использование координационной лесенки (лесенка представляет собой две стропы, соединенные перемычками из пластмассы или другого материала,оптимальный размер квадратиков 40Х40 см, длина лесенки - от 16 до 20 «квадратов» ) и скакалки. Способность к освоению техники движений настолько велика, что многие двигательные умения приобретаются без специального инструктажа и обучения. Обучение целостному упражнению имеет больший успех, чем разучивание его по элементам, путем осознанного, освоения деталей техники. Понятной становится способность «с ходу» воспроизвести достаточно сложное движение, овладеть каким-либо способом действий. Именно поэтому юные спортсмены почти самостоятельно, только понаблюдав, «как это делается», могут освоить передвижение на коньках, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить другие спортивно-игровые способности. Рекомендуется обучение технике и тактике различных спортивных игр. Стадия полового созревания (11-12 лет) характеризуется завершением биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку, наблюдается предрасположенность к интенсивному развитию скоростных и скоростно- силовых способностей. В сфере психики происходит сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей и вкусов. Данный возрастной период – время максимальных темпов роста всего организма, биологического созревания и социального становления личности юного спортсмена. В этом возрасте успешно развиваются те компоненты двигательного потенциала, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом всего двигательного потенциала является быстрота. Быстрота и быстрая сила наиболее интенсивно развиваются именно в данный возрастной период, что дает основание считать его критическим, или сенситивным для развития скоростных способностей юных спортсменов. Подготовка юных конькобежцев характеризуется широким использованием игрового метода. На данном этапе не должны планироваться занятия с высокими физическими и психическими нагрузками, предполагающие
применение однообразного монотонного дидактического материала. Незавершенный процесс формирования опорно-двигательного аппарата обусловливают необходимость обоснованного дозирования физических нагрузок. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий. В частности, чрезмерные мышечные напряжения, как факторы ускорения процесса окостенения, могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность ритма роста юных спортсменов. Развитие силы и силовой выносливости осуществляется за счет рационально и грамотно подобранных статических и статодинамических упражнений без отягощения. А так же за счет упражнений на балансировочной подушке или полусфере (выпады, приседания, статика). В это время закладывается техническая база, позволяющая юным спортсменам овладеть комплексом разнообразных двигательных навыков. Такой подход – основа последующего технического совершенствования. Тренировочные занятия на этапе начальной подготовки целесообразно проводить не чаще трех- четырех раз в неделю, продолжительность каждого из них до 60-75 минут. Р е ко м е н д у е т с я и с п о л ь з о в а т ь к а к о б щ е п р и н я т ы е к о м п л е к с ы общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений, так и специально разработанные. Последние выполняются на льду, преимущественно игровым методом, с повышенными требованиями координационного и скоростного характера, широким применением средств шорт-трека. Таким образом, не используя отягощений и тренировок форсирующей направленности, достигается качественный рост спортивной формы конькобежца и на этапе НП закладывается база для дальнейшего спортивного роста и совершенствования. Список источников: 1. Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет.-М.: Физкультура и спорт, 1982.с.138- 141 2. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика.-М.: Медицина,1981.- 276с. 3. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам.-М.: Медицина,1988.-256с. 4. Железков Ц. Спортивное достижение как достижение биосоциальный феномен.-Библиография.:с.48 5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.-Киев: Олимпийская литература,1997.


В раздел образования