Автор: Исаева Елена Ильинична
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Красногорский колледж
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: "Деепричастие как часть речи"
Раздел: среднее профессиональное
Конспект
открытого урока русского языка в группе 16/2
Тема: Деепричастие.
Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.
Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые,
сотрудничать в группе.
Задачи:
-Сформировать представление о деепричастии как части речи.
-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять
полученные знания на практике.
-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.
Планируемый результат - обучающиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста,
организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное,
обосновывать свои ответы.
Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки,
синтаксическая роль.
Ресурсы: Учебник
Формы работы: Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
1
Цели урока:
Деятельностная:
Формирование
у
учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием
результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной
и коммуникативной.
Содержательная:
Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности
использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
Планируемые результаты.
Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.
Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.
Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.
Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной
личности.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
Метапредметне результаты :
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
2
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль.
Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы.
Возможность перегрузки в ходе занятия
исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы
возможно выполнить в классе. После уроков
может быть
рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению
(выбор предметов в этих случаях осуществляется обучающимися самостоятельно).
Результаты занятия.
Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
Овладение техникой построения текста;
Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;
Овладение основными ресурсами аргументации;
Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;
Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по
заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;
3
Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в
процессе публичной речи;
Повышение мотивации детей к обучению.
Ход урока
4
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.Организацион-
ный.
Приветствие.
Проверяет готовность группы к уроку.
Проверяют наличие
принадлежностей
Рассаживаются по
группам.
РегулУУД:
умение управлять
своей деятельностью
2. Актуализация
ранее
полученных
знаний
Начнем мы наш с вами урок с орф. разминки. На прошлом уроке мы
знакомились темой «Глагол» и « Правописание глаголов». Проверим, как вы
усвоили этот материал.
Выполняем задание, списываем с экрана, проверяем
На экране высвечивается высказывание А.М. Пешковского «У каждой части речи
свои достоинства».
Как вы понимаете данное высказывание?
В чём особенности каждой части речи?
Выполняют задания,
взаимопроверка ,
сравнивают с
правильным ответом,
выставляют оценки
Каждая часть речи
имеет свои
особенности.
Особенности каждой
части речи в его
грамматических
признаках.
Личн.УУД:
понимание значения
получаемых знаний
в дальнейшем.
РегулУУД:
умение выявлять
известное и
неизвестное.
КоммУУД:
умение сотрудничать
в группе, слушать,
участвовать в
диалоге,создавать
различные тексты в
зависимости от
ситуации на уроке.
Познав УУД:
умение сравнивать,
классифицировать,
5
Создаю проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне
знаний) задание.
Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части
речи в предложении
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и,
подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами.
- Сколько в данном предложении имён существительных, имён
прилагательных, глаголов, причастий? Совсем недавно мы о них говорили,
но здесь есть слова, которые вы знаете, их изучали, но мы с вами эту часть
речи не повторяли. Что это за слова, какая часть речи?
– Запишите тему урока: «Деепричастие как глагольная форма»
Слово учителя: «Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших
времен. Исследованиями в этой области в русской лингвистике занимались Лев
Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей
Александрович Шахматов. Вопрос о времени возникновения деепричастий в
русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно
существовало уже в 14 веке. По мнению Алексея Александровича Шахматова,
Выявляют слов
незнакомой части речи
Записывают тему урока
доказывать,
анализировать.
При обсуждении
докладов-
РегулУУД:
умение вносить
коррективы в свою
деятельность и
критически
относиться к
выступлениям
других групп.
6
3.
Целеполагание.
формирование деепричастия относится к 18 веку. Сходные глагольные формы
существуют в русском, латинском, французском языках. Древние учёные,
изучающие мифологию, считают, что деепричастие существовало ещё с далёких
времён. Но как бы там не было, эта часть речи интересна, и она заслуживает того,
чтобы о ней говорить».
– Определите направления нашей работы по этой теме на уроке. Что нам
предстоит узнать о деепричастии?
План записывается на доске:
– Грамматическое значение.
– Морфологические признаки.
– Образование деепричастия.
– Синтаксическая роль в предложении.
– Употребление деепричастия в речи.
- Правописание деепричастий
–Зачем нам это нужно знать?
– Все правильно. А теперь приступим к работе. На примере деепричастия
гремя сможем вывести ряд закономерностей, свойственных деепричастиям.
Формулируют цели и
задачи работы
Отвечают: «Чтобы
правильно писать
деепричастия,
использовать их в
речи»
7
4. Знакомство с
теоретическим
материалом.
Первичное
закрепление
материала.
1. Значение деепричастия.
–От какого слова в предложении зависит деепричастие? (От глагола-
сказуемого)
– Что означает глагол? (Основное действие.)
– Какой вопрос задаем к деепричастию? (Как? Каким образом?)
– Какой дополнительный вопрос мы можем также задать к
деепричастию? (Что делая?)
( Что сделав?)
– Какое же действие обозначает деепричастие? (Второстепенное, добавочное,
дополнительное.)
2. Морфологические признаки деепричастия.
– К деепричастию мы можем поставить ряд вопросов. Вопросы как? каким
образом? мы задаем так же к какой части речи?
(К наречию.)
– Вопрос что сделав? напоминает нам о глаголе.
– Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? (В нем
совмещаются признаки наречия и глагола.)
– Назовите их.
Признаки глагола:
– Вид.
– Возвратность.
– Переходность.
– Значение.
Отвечают на
поставленные вопросы
8
Признаки наречия:
– Не изменяется.
– Вопросы.
– Примыкает к глаголу.
– В предложении – обстоятельство.
– Итак, признаки каких частей речи свойственны деепричастиям?
- Мы с вами разобрали деепричастие, назвали признаки глагола и наречия,
свойственные этой части речи. Таким образом, мы сформулировали
определение деепричастия. Сравним наш вывод с определением в ваших
учебниках стр.211
Задание:
Из
данных
однокоренных
слов
выпишите
только
деепричастия,
обозначьте
в
них
суффиксы.
Укажите
у
деепричастий
вид,
переходность
и
возвратность.
Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав.
Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший, крепчайший, крепкий, крепя.
3. Образование деепричастий
-А сейчас предлагаю вам проработать в парах вопрос, связанный с
образованием деепричастия.
Гремя
Сравнивают с
учебником
Выполняют задания с
экрана
Работают в тетрадях и
у доски
9
Дополнительные вопросы по морфемному разбору:
– Почему нет окончания? (Неизменное слово.)
Гремя ← греметь
(суффиксальный способ)
– Итак, от чего и с помощью чего образуется деепричастие?
– Какие еще суффиксы, кроме -в, принимают участие в образовании
деепричастий?
Заполните таблицу «Суффиксы деепричастий», используя материал §
Образование деепричастий
Основа
Суффикс
Деепричастие несов.в.
гл. наст. вр
-а-, -я-
Деепричастие сов.в
инфинитив
-в-, -вши-, -ши-
4. Выполним задания на формообразование.
– От глаголов, записанных на доске, образуйте деепричастия. Определите их
вид, выделите формообразующий суффикс.
Услышать → услышав.
Глядеть→ глядя.
Свалиться → свалившись.
Быть → будучи.
Учащиеся записывают
слова и ставят в них
ударение.
10
Обезуметь → обезумев.
– Обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм в глаголе и
деепричастии обезуметь и обезумев. А также следует запомнить ударение в
деепричастиях (слова записаны на обратной стороне доски):
ржа́
вея
че́
рпая
балу́
ясь
волоча́
5. Синтаксическая функция деепричастия.
– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Оно является
обстоятельством.)
– Как называется деепричастие с зависимыми словами? (Деепричастный
оборот.)
– Каким членом предложения является деепричастный оборот?
(Обособленным обстоятельством.)
– Почему одиночное деепричастие и деепричастный оборот называются
обособленным обстоятельством? (Выделяется запятыми.)
6. Конструирование предложений с деепричастием и деепричастным
оборотом.
–Выполните задание (См. распечатки.)
11
5.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
Менделеев (являться) гениальным химиком первоклассным физиком
плодотворным исследователем оригинальным мыслителем умел быть философом
в химии физике и других областях естествознания. Мысль Менделеева
(развиваться) неудержимо увлекала его далеко за пределы избранной темы.
Менделеев (быть) горячим проповедником науки и культуры часто выступал
перед аудиторией преподавал в университете писал статьи.
Выдающиеся открытия великого русского ученого сыграли огромную роль в
развитии важнейших научных направлений.
– Проверка выполненного задания. Какие знаки препинания ставятся при
деепричастии и деепричастном обороте?
7. Знакомство с понятием адвербиализации
– Деепричастия могут утрачивать значение действия и переходить в разряд
наречий. Этот процесс называется адвербиализацией.
Одним из характерных признаков перехода деепричастия в наречие является
отсутствие зависимых слов. Адвербиализации обычно подвергаются деепричастия
несовершенного вида, которые размещаются после глагола-сказуемого и являются
деепричастиями образа действия. В том случае, когда произошла адвербиализация,
наречие не обособляется.
– Выполните задание №3 в распечатках, отметив лишь номера предложений с
одиночным деепричастием и наречием.
Работают с
распечатками
Проверяют
выполненное задание
Учащиеся записывают
слово в тетрадь.
12
6. Включение
новых знаний в
систему знания
и повторения
(В столбик на доске) один ученик
(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила
рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец
похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись.
(7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда
читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом
пылал дымясь огонь большого костра.
(Ответ: одиночные деепричастия: №1,2,4,7,9,10.
Наречия: №3,5,6,8.)
8. Развитие речи. Употребление деепричастий в речи.
-А сейчас поговорим об том, как используются деепричастия в речи и с какой
целью это делается.
Упражнения творческого характера.
«Воображалочки». Послушай стихотворение замечательного английского
писателя Роберта Саунти.
Кипя, Шипя, Журча, Ворча,
Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь,
Устно работают с
распечатками
Слушают
стихотворение
13
Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взрываясь, вертясь, клокоча, Взрываясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шутя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Какую картину вы вообразили, представили себе?
- Как вы думаете, почему для изображения водопада было использовано так
много деепричастий? Для чего они нужны в речи? / для
экспрессии(выразительности) и динамизма /
- И у нас остался один открытым один вопрос: правописание деепричастий.
Самостоятельно проработайте этот материал в учебнике стр. 214.
-Выполним небольшое упражнение на закрепление этого материала
(у доски).
Диктовка:
Отвечают на вопросы
Самостоятельно
работают с учебником
Работают с текстом,
14
7. Закрепление
Гром грохотал не переставая.
Дождь барабанил по крыше точно сердясь и негодуя.
В саду за окнами не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.
Алексей полз не жалея сил.
Сразу невзлюбив своего жильца, хозяйка квартиры изменила мнение о нём
в дальнейшем
Не помня себя от восторга я побежал домой.
- Мы разобрали все вопросы, связанные с интересной темой «Деепричастия».
Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшой тест по этой теме, чтобы
проверить, как вы поняли эту тему
Раздаю тест на листах
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
Вариант 1
1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
один у доске,
остальные - в тетрадях
Работают с
распечатками
15
2.Найдите деепричастия:
а) увидел;
б) шлёпая;
в) поднявши;
г) спеша;
д) принявший;
е) свежо.
3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не
расставлены).
А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.
Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.
4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
А. Открывая книгу, из неё выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.
5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?
(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.
Он ушёл, (не) довыполнив задания.
Выберите правильный ответ.
А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.
Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.
В. В обоих случаях слитно.
16
8. Рефлексия.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия совершенного вида:
А) глядя;
Б) сложив;
В) отнявши;
Г) прочитав;
Д) улыбаясь;
Е) балуясь.
7. Каким членом предложения является деепричастный оборот?
1) Определением 2) Сказуемым
3) Обстоятельством 4) Дополнением
8. Выберите правильный ответ.
Укажите столбик: а), б), в) или г),
в котором последовательно расположенные буквы
соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
г_лерея о а а о
к_мбинация а а о о
с_ять и е и е
д_станция е е и и
ба...ейн сс с сс с
- Проверим, выставим оценки
ОЦЕНКИ
Проверяют по образцу,
17
9. Домашнее
задание
За 8 правильных ответов – «5», за 6-7 – «4»,
за 4-5 – «3», меньше 4 – «2».
– Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком
«+» (да) или знаком «–» (не) на мои вопросы.
Я знаю…
Что такое деепричастие?
Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Как образуются деепричастия?
Что такое адвербиализация?
Что такое деепричастный оборот и какова его синтаксическая роль?
– У кого все «+»? Молодцы!
Выберите себе задание сами:
- написать небольшое эссе « Зачем нужно изучать деепричастие»
- составить орфографический диктант на правописание деепричастий или
составить вопросы к параграфу
- выполнить упр.127 стр.213 (учебник)
выставляют оценки
Оценивают свою
деятельность на уроке
Выбирают д.з. по
своему уровню
18
19