Автор: Хищенко Наталья Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей №6
Населённый пункт: Г.Шахты, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Инклюзивное образование"
Раздел: среднее образование
В настоящее время серьезное внимание уделяется многим педагогическим
проблемам, среди которых наиболее актуальной является проблема инклюзивного
образования. Поэтому в качестве эпиграфа я взяла слова Льва Николаевича
Толстого:
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя
соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.»
Не выделяя « особых детей» среди других детей в коллективе, мы делаем их
полноправными участниками школьной жизни.
Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались
изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные
учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью
общества. . Организация инклюзивного образования согласно ФГОС — процесс,
требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в
головах у людей.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных,
физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к
общему образованию, приобщение к жизни в социуме.
Статистические данные указывают на актуальные проблемы инклюзивного образования:
Во-первых: не разработаны специальные методики, отсутствует единая система действий.
Во- вторых: образовательные учреждения не достаточно обеспечены соответствующим
медицинским и тьютерским сопровождением.
Кроме того, присутствует психологический аспект в общении с «особенными детьми».
Специалисты испытывают страх, смогут ли они эффективно работать с ними.
Безусловно, еще одна проблема, которую нужно отметить- это отношение родителей
детей, развивающихся типичным образом, к инклюзивному образованию.
Что касается самих детей с ОВЗ, с раннего детства они сталкиваются с оценкой их
внешности, иногда даже с жестокостью.
Ник Вуйчич, , родившейся без рук и ног, ведущий активный образ жизни, говорит:
«Все мы можем найти друг в друге что-то плохое или несовершенное. Но я
предпочитаю искать крупицы золота.» Эти крупицы золота, а может даже и золотые
слитки, мы должны видеть и открывать в каждом ребенке без исключения.
По результатам тестирования, которое я провела в лицее№6, я выяснила. что 100% коллег
готовы работать в системе инклюзивного образования, считают возможным обучение
обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-
инвалидами
Кроме того в нашем лицее есть сенсорная комната или комната психологической
разгрузки, созданная, в основном, для работы с детьми с ОВЗ.
Комната достаточно просторна, чтобы в ней проводить групповые тренинговые занятия
различной направленности.
Дети – инвалиды- это не «дети с ограниченными возможностями», это «дети с
повышенными потребностями». Они такие же, как и все люди, только самые-самые!
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Я считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы мир каждого ребенка без
исключения стал ярким, открытым, интересным. И каждый из нас должен стать «своим»,
особенно, для «самых - самых».
Инклюзия- это не иллюзия, а вполне успешная и реальная система образования!