Автор: Тасина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоручейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Вологодская обл. Вытегорский район п. Депо
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС на уроке литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Вводная часть
Ф.И.О.: Тасина Е. С.
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Школа России»
Тема урока: Сельма Оттилия Лувиса Лагерлеф «Святая ночь»
Тип урока: УКИЗ
Место урока в системе уроков: раздел 12 «Зарубежная литература»
№ урока 98 (1)
Цель:
- формирование умения анализировать текст, обобщать, делать выводы
(понимание текста - вычленение фактуальной, подтекстовой, концептуальной
информаций)
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД:
Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
- организовать деятельность учащихся с произведением С. Лагерлеф;
- развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного
произведения;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об
окружающем мире
- читать произведение с соблюдением норм литературного произношения;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать ее своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы
изложения текста с помощью учителя;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно
выражено;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Предметные в области ИКТ:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
- умение отвечать на вопросы;
- умение вести диалог;
- умение формулировать главную мысль;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться в группе и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию4
- строить речевые высказывания, рассуждения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать разные виды работ с текстом;
- выделять существенную информацию из текста;
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- пользоваться разными видами чтения текста;
- осуществлять расширенный поиск информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков твоих и
окружающих людей
- читать осознанно и выразительно;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;
- определять жанр литературного произведения;
- определять отношение автора к героям;
- умение выступать перед классом с небольшими сообщениями;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-
следственных связей;
- структурирование знаний по содержанию прочитанного произведения путем
анализа объектов (персонажей) с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов (авторская и
читательская характеристика героя и событий);
- составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений
(сравнение сюжета произведений);
- анализ истинных утверждений путем сравнения с эталоном;
Основные понятия:
Межпредметные связи:
Ресурсы:
Основные:
Дополнительные:
- освоение правил групповой работы;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- нахождение средств художественной выразительности в описании героев;
- воспитание художественного вкуса;
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- формирование интересов к чтению;
- умение воспринимать красоту природы;
- формирование у детей положительных мотивов учебно-познавательной
деятельности, творческой инициативы и активности деятельности
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- высказывание своей точки зрения и умение слушать собеседника
- сказание, портрет,
автор-рассказчик, авторская позиция, композиция (структура текста),
интерпретация, фактуальная, подтекстовая, концептуальная
- МХК, история России, изобразительное искусство
- учебник УМК «Школа России», часть2, с.203-208; папка-уголок со справочным
материалом для учащихся (маршрутный лист, толковый словарик, алгоритм),
презентация;
- ИД
Основная часть
Дидактическая структура
урока (этапы урока)
Планируемые результаты
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет
к достижению
запланированных результатов
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Самоопределение к
деятельности.
Психологический настрой.
1.Вводно мотивационный.
Создание проблемной
ситуации.
Предметные:
- осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание
Метапредметные
Регулятивные:
- Прочитать эпиграф урока.
Читают стихотворение:
Что такое счастье?
Солнце и ненастье.
Дружба и участье…
Счастье как подарок –
От добра мир ярок.
(Слайд №1)
Речевая разминка.
2.Дискуссия.
3.Работа с ИД (создание и
заполнение таблицы
совместно с учителем).
4.Обобщение.
Актуализация опорных
знаний.
1.Антиципация
(предвосхищение,
предугадывание
предстоящего чтения).
Создание ситуации
совместных переживаний.
2.Лексическая минутка
(работа с раздаточными
- готовность слушать
собеседника и вести диалог;
- вносить коррективы в
действие после его
завершения, анализа
результатов и их оценки
Познавательные:
- устанавливать причинно-
следственные связи между
словами, чувствами
Коммуникативные:
- аргументировать
собственную позицию и
координировать ее с
позицией партнеров при
выработке решения
Личностные:
- умение осознавать и
определять свои эмоции
Предметные в области ИКТ:
Понимать – создавать
значения на базе учебных
материалов (опыта):
обобщения, умозаключения.
Фиксировать опыт на ИД.
Создавать «продукт».
Предметные:
- составлять сложный план
изложения текста с помощью
учителя;
- выражать личное мнение о
литературном произведении
и авторе на доступном уровне
в устной речи
Подумать и ответить на
вопрос:
«В чем заключается счастье?»
Составляем и заполняем
таблицу
В чем может
заключаться
счастье?
Да или нет
Счастье – в
воспоминаниях
Счастье – в мечтах
Счастье – в
удовольствиях
Счастье – в
будущем
Счастье – в
гармонии с
окружающими
Счастье – в
Счастье - в
Счастье - в
а) Прослушаем аудиозапись.
- По звуковому фрагменту
определить, из какого
произведения взят звучащий
отрывок.
(«Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»)
б) Работаем с маршрутными
Размышляют, высказывают
предположения.
Работают на ИД
Слушают, отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
(Слайд №2)
Выводит на экран
проблемный вопрос.
Работает на ИД
Обозначает выводы детей на
аудиторию
- Каждый человек имеет свое
представление о счастье.
Может быть, поэтому за
многие века так и не нашлось
мудреца, сумевшего
объяснить всем, как и когда
нужно чувствовать себя
счастливым.
Ребенок счастлив уже потому,
что рядом есть любящая
семья, а мир готов открыть
перед ним все свои чудеса.
Сегодня на уроке мы
соприкоснемся с одним из
таких чудес и познакомимся с
великим волшебником в
области литературы.
(Слайд №3)
Осуществляет работу у
экрана.
(Слайд №4)
материалами).
Маршрутные листы
(текстовые носители у детей
на партах). –
3.Сообщение учащегося об
авторе.
Объяснительно-
иллюстративный метод.
Прием слушания,
рассматривания.
Метод стимулирования
занимательного содержания.
Демонстрация и наблюдение.
4.Работа над заглавием
(словари, маршрутные листы)
Целеполагание.
1.Определить тему урока,
поставить цель, наметить план
Метапредметные
Регулятивные:
- учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия при освоении
нового художественного
текста
Познавательные:
- выделять существенную
информацию из текстов
разных видов;
- осуществлять поиск нужной
информации, используя
учебные пособия, фонды
библиотек, Интернет
Коммуникативные:
- точно и последовательно
передавать партнеру
необходимую информацию;
- владеть диалогической
формой речи
Личностные:
- эстетическое чувство на
основе знакомства с
художественной культурой
Предметные в области ИКТ:
- использование информации,
полученной из сетевых
ресурсов и ее интерпретация
(фактуальная)
Предметные:
- высказывать свое суждение
листами.
Маршрутный лист. Урок литературного
чтения
Раздел: Зарубежная литература. Жанр:
Библейские сказания
Опорные слова: Библия. Христианство.
Христиане. Израиль. Вифлеем. Иосиф.
Пресвятая Дева Мария.
Тема урока: Сельма Лувиса Лагерлеф.
«Святая ночь».
Опорные слова: Сельма Лувиса Лагерлеф.
Усадьба Морбакка. Книга «Сказания о
Христе».
в) – Заслушаем сообщение о
писательнице.
- Дополните рассказ
одноклассника известными
вам фактами.
г) Работа с портретами
писательницы.
- Сравните. Расскажите, какой
художники представляют
зрителям писательницу.
д) Можно ли по заголовку
определить, о чем пойдет речь
в произведении?
- Обратимся к справочной
литературе (словари –
«святая», «сочельник»).
- Определите тему урока.
- Сформулируйте цель.
- Какая 1 задача стоит перед
нами?
- Какую 2 задачу поставим?
- История России тесно
связана с Христианством.
Дополняют.
Сравнивают, объясняют.
Анализируют – вычленяют из
понятия несколько частей и
описывают то, как части
соотносятся с целым.
Находят значения слов в
словарных статьях.
Осмысливают
предположительное
содержание.
Выдвигают гипотезу.
Устанавливают причинно-
следственные связи (слово-
понятие-образ).
Фиксация в устной речи
выделенных ориентиров
действий при работе с
учебным материалом.
(Слайд №5)
Осуществляет работу у
экрана.
- В каком разделе мы
работаем? С каким жанром?
- С произведением , какого
автора мы будем работать?
- Почему произведения этого
жанра помещены в раздел
учебника?
(Слайд №6)
Контроль. Дифференциация.
(Слайд №7)
Организует обсуждение.
Обращает учащихся к
иллюстративному материалу.
Выстраивает работу по
соотнесению видения
персонажа с читательским
представлением.
(Слайд №8)
Выводит на экран вопросы,
выслушивает и фиксирует
ответы учащихся на экране,
комментирует результат.
Организует деятельность
учебных действий
(маршрутные листы) –
2.Словарная работа.
3.Физкультминутка.
Здоровьесберегающий метод.
4.Комбинированное чтение.
Выявление первичного
восприятия текста.
Фронтальная беседа.
Частично-поисковый метод.
Словесное иллюстрирование с
опорой на знание текста.
а) Определение
концептуальной основы
произведения через
портретную характеристику
персонажей.
б) Подведение итогов
словарной работы (анализ
работы в парах).
Открытие новых знаний.
об эстетической и
нравственной ценностях
художественного текста;
- прогнозировать содержание
произведения по его
заглавию
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать собственные
действия и соотносить их с
поставленной целью;
- ставить новые задачи для
освоения художественного
текста в сотрудничестве с
учителем
Предметные:
- выказывать свое отношение
к героям и к авторской
позиции в устной форме;
- соотносить поступки героев
с нравственными нормами.
- Как продуктивнее будет
работать?
- Зачитайте, как начинается
произведение.
- От чьего имени идет
повествование?
- Какое настроение автора вы
почувствовали?
- Что было настоящим счастьем
для детей?
- Зачитайте, как пишет об этом
автор.
- Прочитайте, какой образ
бабушки навсегда сохранила
Сельма Лагерлеф в своей
памяти.
- Какие слова любила
приговаривать бабушка?
- Как вы думаете, зачем она это
делала?
Незнакомые слова в тексте.
- Что они обозначают?
С. 202
С. 203
С. 207
С. 208
Молит
ва
Псалма
Сказа
ние
Сочель
ник
Цер
ковь
Хрис
тос
Песно
пение
Ангел
Славо
Славие
Мило
сердие
Очи
Лице
зреть
(На маршрутных листах
представлено):
С. Лагерлеф
«Святая ночь»
(обозначение –
наименование
частей во время
анализа)
- В парах.
Работают по учебнику.
Вычленяют подтекстовую
информацию.
Выразительное чтение.
Соотносят читательскую
интерпретацию
(истолкование, оценку)
произведения с авторской
позицией.
Обращаются к тексту,
зачитывают портретную
характеристику героини.
Выдвигают предположения,
суммируют ответы.
Меняются с соседом по парте
тетрадями, проверяют работу
партнера, контролируют
правильность работы при
помощи экрана.
учащихся в парах.
Дает задания для
индивидуальной работы на
маршрутных листах.
Постановка к тексту
обобщающих вопросов.
Проводит параллель между
детскими годами
писательницы и
повествователя.
(Слайд №9)
Выводит на экран вывод.
- Бабушка хотела, чтобы дети
верили в чудеса, росли
добрыми и отзывчивыми.
(Слайд №10)
Организует взаимопроверку в
парах при помощи экрана.
Учиться выделять
существенные признаки на
основе умения вычленять
фактуальную, подтекстовую и
концептуальную информации
(интерпретация авторского
замысла).
1.Индивидуальное творческое
проектирование в виде
иллюстрированного
диафильма.
2.Аналитическое чтение
(фрагментов) текста.
а) Работа над композицией
произведения (составление
плана).
Коллективно. Эксперты –
творческая группа, учитель.
Предметные:
- создавать иллюстрации к
произведениям;
- создавать в группе проекты;
- делать элементарный
анализ произведения,
используя некоторые понятия
(структура текста, автор,
герой).
Предметные:
- выделить выразительные
средства языка и на
доступном уровне объяснить
их эмоционально-смысловые
значения;
- выделять слова автора,
действующих лиц, описание
пейзажа, внешности героев,
их поступков
Метапредметные
Регулятивные:
- вносить коррективы в
действие после его
завершения, анализа
План:
1 Вступление
(с.201)
2 Предыстория
(с.203-208)
3 Основная часть
(с.203-208)
а) с.202
б) с.204
в) с.205
г) с.207
д) с.207-208
3 Заключение
- Соотнесите с работой
творческой группы.
- Отвечаем на вопросы по
тексту с целью определения
последовательности событий.
(с.203)
- Когда происходило действие,
наиболее запомнившееся
рассказчику?
- Для чего человеку
понадобился огонь?
- Подтвердите словами текста.
- Удалось ли ему увидеть
огонь? Зачитайте.
(с. 204)
- Кто помогал пастуху охранять
стадо?
- Кто мешал человеку подойти
к огню? Как человек преодолел
препятствие?
(с. 205)
- А как пастух отнесся к
появлению незнакомца?
(с. 204)
- Каким человеком был пастух?
Творческая группа защищает
свои проекты.
Учащиеся анализируют работу
одноклассников.
Определяют главную мысль
каждой части и всего текста.
Составляют план (в виде
назывных предложений из
текста).
Выбирают слова, выражения в
тексте, позволяющие
составлять описание места
действия.
(с. 204)
Генерация. До изучения
сказания дает задание
прочитать текст, спланировать
работу над композицией с
целью составления плана.
Производство. Представить
иллюстрированный проект в
виде диафильма.
Проверка. Комментирование
результата.
Ставит уточняющие вопросы к
каждой смысловой части.
Определяет фрагмент текста.
Оценивает работу.
(Слайд №11)
б) Анализ (с помощью
учителя) поступков
персонажей и их мотивов.
3.Формирование первичных
умений на основе
самоконтроля.
Установление причинно-
следственных связей с целью
подведения итога по 1 задаче
через контрольные вопросы.
результатов и их оценки.
- Найдите имена
прилагательные, которые
характеризуют его.
- Подберите синонимы.
(с. 205)
- Определите глаголы –
действия, характеризующие
поступок пастуха.
- Какие чудеса происходили с
человеком, отправившимся на
поиски огня?
- Почему животные и
предметы оказывали
милосердие?
- Как вы думаете, зачем
Господь пришел к людям на
Землю?
- Изменилось ли ваше мнение
по проблемному вопросу «В
чем может заключаться
счастье?»
- Какой поступок показал, что
пастух может быть
милосердным?
(с. 207)
- Прочитайте, что произошло с
пастухом, когда он проявил
- Старый, угрюмый, жестокий,
суровый.
- Черствый, злой.
Характеризуют героев
произведения с
использованием
художественно-
выразительных средств
текста, через поступки и
мотивы (по контрасту).
Коллективно, через
дискуссию выявляют
авторское отношение к герою
(портрет, характер, речь,
имена героев, авторские
пометы).
Отвечают на вопросы.
Организует работу учащихся
на основе алгоритма (плана-
характеристики персонажа).
Фиксирует в обобщения и
выводы умозаключения
учащихся.
Оценивает работу.
Формулирует и задает
контрольные вопросы.
Оценивает правильность
ответов.
4.Сопоставление сюжетов
двух произведений по
общности ситуаций,
эмоциональной окраске,
характеру поступков героев.
Сельма Оттилия Лувиса
Лагерлеф. «Святая ночь». –
Детская Библия. «Рождество
Христово».
Предметные:
- определить отношение
автора к персонажам,
рассказать, как оно
выражено.
Метапредметные
Познавательные:
- сравнивать и анализировать
типы литературных
произведений, героев,
милосердие.
- О чем повествуется в 3 части
сказания?
- Что побудило писательницу
рассказать нам эту историю?
- Зачитайте 1 задачу.
- Справились мы с ней?
- Вернитесь к цели урока.
- Прочитайте ее. Можем ли мы
сказать, что достигли ее?
- Почему?
- Озвучьте ее.
- «Рождение Иисуса Христа»
мы с вами читали.
- Вспомним сюжет
произведения. Время
действия. Место действия.
Героев. События.
- Из представленных планов
один не соответствует
действительности развития
сюжета.
- Сопоставьте. Внесите
коррективы.
- С какими задачами
- Собирала легенды о Христе.
- Отложились в памяти
истории, услышанные в
детстве от бабушки.
- Да.
- Нет.
- Не выполнили 2 задачу.
- Определить степень
соответствия сказания
библейскому сюжету.
Зачитывают представленные
планы.
Учащиеся анализируют по
параметрам:
- время действия;
- место действия;
- персонажи;
- последовательность
событий.
Читают, анализируют,
проговаривая.
Корректируют под
руководством учителя.
Дает задание, организует
работу у экрана, сам
комментирует или просит
прокомментировать кого-то
из учащихся.
Организует и контролирует
процесс.
Итог урока.
Рефлексия.
Алгоритм работы с ИД.
1. Нажмите инструмент
Фигуры, выберите доступную
фигуру.
2. Создайте фигуру, нажав то
место, где вы хотите
поместить фигуру и тащите ее
границу, пока фигура не
приобретет нужный размер.
3. Выделите фигуру,
отредактируйте ее свойства.
4. Выберите цвет, толщину и
тип линии для контура
фигуры.
5. Нажмите кнопку Эффекты
заливки.
6. Укажите прозрачность и
эффекты заливки или фигуры.
Домашнее задание.
выбирая основания для
классификации.
Метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно оценивать
правильность выполненных
действий как по ходу их
выполнения, так и в
результате проведенной
работы.
Предметные:
-сопоставлять сказание и
стихотворение;
- анализировать композицию,
справились?
- Как вы думаете, в чем смысл
произведения?
- Может быть, вы дадите ответ
строчками из произведения?
- Удалось ли нам достичь цели?
- Прочитать произведение Б.
Пастернака «Стояла зима…»
- Чья интерпретация ближе? По
каким критериям вы
определялись?
(с. 208- последний абзац).
Анализируют меру своего
участия путем построения
устного высказывания типа:
«Сегодня мне удалось…»
«Я научился…»
«На уроке было интересно…»
«Я узнал новое…»
Аргументируют собственное
мнение и представляют на
следующем уроке.
Фиксирует в речи учащихся
обобщения, прогнозирует
выводы.
Анализирует работу учащихся
(индивидуальную, парную,
групповую, коллективную).
- Давайте оценим свои успехи
на лесенке успеха.
Все хорошо понял (а)
Есть над, чем поработать
Я в начале пути
Генерация. До изучения
стихотворения дает задание
прочитать текст, спланировать
работу над композицией с
изобразительные средства,
использованные авторами;
- анализировать собственную
эмоционально-эстетическую
реакцию на произведения;
- описывать приемы,
используемые авторами для
передачи настроения и
авторского отношения к
изображаемому.
целью сопоставления.
Производство. Представить в
письменной форме
сопоставительный анализ
произведений или аннотацию
наиболее понравившегося (по
выбору).