Напоминание

Этапы рефлексии учебной деятельности на уроке


Автор: Тукачева Алла Альбертовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Этапы рефлексии учебной деятельности на уроке
Раздел: начальное образование





Назад




Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка

учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и

границ применения нового способа действия

является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими

результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной}

деятельности

Для реализации этой цели:

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на

уроке

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют

степень их соответствия

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

(домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Для реализации этой цели учащиеся:

1)уточняют алгоритм исправления ошибок;

2)называют способы действий, вызвавшие затруднение;

3)фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4)оценивают собственную деятельность на уроке;

5)намечают цели последующей деятельности;

6)в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание

(с элементами выбора, творчества

Приемы

"Райтинг"

Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в

переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с

учеником.

Формирует:

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель.

Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно

использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий

творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

"Верные - неверные утверждения"

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача

ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс»

или «минус».

Пример. Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить

такой список утверждений: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. 2.

Салтыков – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил

прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Ему не удалось

сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения

могут быть самыми неожиданными и нелогичными. В эту игру можно играть накануне

знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы

подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя

электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед

учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный

(Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно

проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и

посчитает свои «плюсы» и «минусы».

"Лови ошибку"

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество

ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя

к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю

или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не

затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил.

Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют,

в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

"З-Х-У"

Описание: Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986

г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее

графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии

развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

умение определять уровень собственных знаний;

умение анализировать информацию;

умение соотносить новую информацию со своими установившимися

представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют

список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную

деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно

добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать,

пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят

новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием

стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в

знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой

для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют

третью графу таблицы «Узнал».

Пример

"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

"Хочу узнать"

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

"Узнал"

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

"Связи"

Описание: универсальный прием-игра формирует:

умение находить связи между объектами в системе;

умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных

надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;

умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные

между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с

помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так,

чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее

заканчивалось вторым объектом.

Пример1.

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с

этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со

всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два наиболее различных, далеких

друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти

два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной

тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую

связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке

воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был

ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Пример 2.

У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На

каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т.

Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом –

птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому

переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

Алгоритм конструирования урока рефлексии .

1.

Составить список знаний – понятий, алгоритмов, правил, способов действий

и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие

эталоны.

2.

Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы

учащимися на данном уроке.

3.

Подобрать задания для этапа самостоятельной работы на применение

перечисленных знаний.

4.

Определить способы организации самопроверки самостоятельной работы.

5.

Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.

6.

Подобрать задания для актуализации знаний. Продумать формы

организации повторения и способ фиксации эталонов.

7.

Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при

необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.

8.

Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие

затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности,

продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их

включения в консультационную работу и пр.)

9.

Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.

10. Продумать форму организации этапа мотивации и рефлексии.

11. Сконструировать диалоги для организации коллективной работы на всех

этапах урока (обратить особое внимание на этапы локализации затруднений

и построения проекта).

12. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и

способы организации обратной связи по результатам работы групп.

13. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора

этих заданий для учащихся.

14. Составить технологическую карту урока.

15. Провести анализ технологической карты.



В раздел образования