Напоминание

"Понятие проектного обучения"


Автор: Домарева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия № 2"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Понятие проектного обучения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Понятие проектного обучения

Для того, чтобы разобраться с вопросом использования проектного метода в обучении в ДОУ,

необходимо определить в чём его суть, что же учёные и педагоги называют методом проектов.

Если мы разберём семантику этого слова и обратимся к толковым словарям, то найдём следующее.

Метод – это 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.

2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, приём.

Проект – это замысел, план.

Из этого следует, что метод проекта – это способ достижения какой-либо цели. Этот способ должен

иметь свой план, а, следовательно, и результат действий.

Если прочитать это определение с опорой на специфику нашего предмета исследования, то можно

будет получить определение, которое дают этому понятию многие исследователи в области педагогических

наук.

Профессор Е. С. Полат в своей работе «Метод проектов» пишет, что «это способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

На пути к такому пониманию этой технологии сам термин претерпевал различные изменения.

Основоположник,

как

принято

считать

в

мировой

педагогике,

Дж.

Дьюи

считал,

что

метод

проектов

основывается

на

наиболее

естественных

для

ребёнка

стихийных

поисков

необходимых

знаний

и

приобретения нужной информации. Педагог мог только отвечать на вопросы, возникающие у детей в ходе

процесса поиска.

Несмотря на то, что по мнению некоторых специалистов (например, Н. Ю. Пахомовой), недооценка

Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и

систематизирующих способностей у ребёнка были ошибочными, идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние

на систему образования XIX века.

Он указывал на необходимость формирования у ребёнка «критического мышления» и разработал

принципы и методику активного и сознательного усвоения учебного материала.

Эти исследования продолжил его ученик У. Х. Килпатрик.

По мнению У. Килпатрика, педагог должен ставить пред собой цель поддержать и использовать

присущую детям любовь к разработке планов. И это определило новую роль учителя (воспитателя) в

проектном методе. Где педагог должен был не спонтанно давать знания, а уделять особое внимание именно

проектным занятиям детей по плану. Дети должны были выполнять «проекты» самостоятельно. Это были

конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объём теоретических знаний был

сужен.

Сейчас уже понятно, что без учёта возрастных особенностей детей, без специальной программы

сделать процесс эффективным практически невозможно.

Современное переосмысление основных идей Л. Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном

подходе к воспитанию, который заключается в связи обучения с жизнью, развитии самостоятельности и

активности детей, развитии умения адаптироваться к действительности, умении общаться и сотрудничать с

людьми в различных видах деятельности.

Как уже говорилось выше в нашей работе, сперва этот метод проектов был разработан для учеников

и подразумевалось его применение в школе. И в трудах учёных периода становления данного метода мы

безусловно встречает школьную терминологию. Но время не стоит на месте. Всё меняется. К нам пришло

веяние использовать проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста. Рассмотрим суть метода

проектов и его структуру через призму дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.

Проект (в его общем понимании) – это совокупность определенных действий, документов, замысел

для создания реального объекта, теоретического продукта.

Суть

метода

проекта

стимулировать

интерес

учащихся

к

определенным

проблемам,

предполагающим

владение

определенной

суммой

знаний

и

через

проектную

деятельность,

предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие

рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель

мысли, а цель контролирует процесс мышления.

Суть

рефлекторного

мышления

вечный

поиск

фактов,

их

анализ,

размышления

над

их

достоверностью,

логическое

выстраивание

фактов

для

познания

нового,

для

нахождения

выхода

из

сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в

разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет

вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей

идет наобум.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом,

оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия

"проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или

иной

практически

или

теоретически

значимой

проблемы.

Этот

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,

использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает

необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники,

технологии,

творческих

областей.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть,

что

называется,

"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -

конкретный результат, готовый к использованию. Должна быть возможность применения результата на

занятии, в детском саду, в жизни.

Для

метода

проектов

очень

существенным

является

вопрос

практической,

теоретической

и

познавательной значимости предполагаемых результатов. Необходимо понимать, что проектное обучение

является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.

Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует

использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения

роста и в личностном смысле, и в академическом.

Целевой

установкой

проектного

обучения

являются

способы

деятельности,

а

не

накопление

фактических знаний.

Работа

с

проектами

занимает

особое

место

в

системе

общего

образования,

позволяя

детям

приобретать

знания,

которые

не

достигаются

при

традиционных

методах

обучения.

Это

становится

возможным потому, что они сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший

проект должен:

иметь практическую ценность;

предполагать проведение детьми самостоятельных исследований;

быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее

завершении;

быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность

решения актуальных проблем;

давать ребёнку возможность обучаться в соответствии с его способностями;

содействовать

проявлению

способностей

ребёнка

при

решении

задач

более

широкого

спектра;

способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает

совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод

проектов

-

педагогическая

технология,

ориентированная

не

только

на

интеграцию

фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Метод

проектов

становится

«интегрированным»

компонентом

вполне

разработанной

и

структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью

сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Сегодня

метод

проектов

является

одним

из

популярнейших

в

мире,

поскольку

позволяет

рационально

сочетать

теоретические

знания

и

их

практическое

применение

для

решения

конкретных

проблем

окружающей

действительности

в

совместной

деятельности

детей.

В

США,

Великобритании,

Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи

гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и

приобрели большую популярность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти

знания применить,” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает

многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и

прагматическими умениями.

Проектный метод в дошкольном образовании в наше время рассматривается как альтернативный

метод. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное

обучение отнюдь не должно вытеснить другие методы обучения.

Используя в своей профессиональной деятельности метод проектов, каждый педагог ставит перед

собой в первую очередь цели, которые характерны данной технологии в общем:

1.

Повышение

личной

уверенности

каждого

участника

проектной

деятельности,

его

самореализации и рефлексии.

2.

Развитие

осознания

значимости

коллективной

работы,

сотрудничества

для

получения

результатов процесса выполнения творческих заданий.

3.

Развитие исследовательских умений.

В

настоящее

время

проектный

метод

ещё

не

достаточно

изучен.

Считается,

что

из-за

этого

типология проектов оказалась очень запутанной. Различные типологии мы можем найти у А. С. Сиденко, А.

К. Раппопорта, Е.С. Поллат и других исследователей данной проблемы. На основе их работ постараемся

привести

типологию

проектов

к

некоторой

системе

и

выделить

основные

типы

метода

проектов,

используемые в настоящее время в системе дошкольного образования.

Исследователь Полат Е.С. в своей работе «Метод проектов» указывал, что в основу типологизации

проектов кладутся следующие признаки:

«доминирующая» в проекте деятельность;

предметно-содержательная область проекта;

характер координации проекта;

характер контактов;

количество участников проекта;

продолжительность проекта.

Типы проектов по распределению предметно содержательной области могут быть монопредметным,

межпредметным и надпредметным (или внепредметным).

Понятие монопредметного

проекта вполне

“вкладывается”

в

классно-урочную

систему

и

как

следствие мало применим для организации занятий в дошкольных учреждениях. Или применяется, но с

учётом возрастных потребностей и возможностей детей не нарушая основные требования ФГОС ДО. Другие

виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности. Межпредметные проекты

могут стать интегрирующими факторами в дошкольном учреждении, «преодолевающими традиционную

дробность и обрывочность нашего образования». Надпредметный (или внепредметный) проект охватывает

деятельность дошкольников в режимных моментах.

Можно выделить следующие типы проектов по доминирующей деятельности:

1)

исследовательские,

2)

информационные,

3)

практико-ориетированные,

4)

ролево-игровые,

5)

творческие.

Также типы проектов могут выделяться по количеству задействованных участников: личностные

парные групповые.

По продолжительности выполнения проекты могут быть:

- краткосрочные (до недели);

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Нужно отметить, что процесс работы над проектом проходит определённые этапы. На каждом этапе

реализации проекта есть определённые цели. Так метод проектов направлен прежде всего на:

1)

приобретение умения планировать свои действия:

-

ребёнок должен уметь определить свою цель;

-

описать основные шаги по достижению поставленной цели;

-

концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

2)

развитие критического мышления:

-

аналитическое;

-

ассоциативное;

-

логическое;

-

системное.

3)

развитие творческого мышления:

-

пространственное воображение;

-

самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;

-

комбинаторные умения;

-

прогностические умения.

4)

умения работать с информацией:

-

отбирать нужную;

-

анализировать;

-

систематизировать и обобщать;

-

выявлять проблемы;

-

выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

-

ставить эксперименты;

-

обрабатывать данные;

-

генерировать идеи;

5)

формирование коммуникативных компетенций:

- работать в коллективе;

-

владеть культурой коммуникации;

-

умение адаптироваться к действительности;

6)

формирование позитивного отношения к деятельности:

-

ребёнок должен проявлять инициативу, энтузиазм;

- стараться выполнить работу до конца.

Для достижения этих целей работа над проектом делится на несколько этапов:

выбор темы;

формулирование проблемы;

распределение задач по группам;

разработка проекта;

реализация проекта.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее педагогу

необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной

тематики. Сами же проблемы выдвигаются детьми с подачи воспитателя (наводящие вопросы, ситуации,

способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с

последующим

коллективным

обсуждением.

Распределение

задач

по

группам,

обсуждение

возможных

методов

исследования,

поиска

информации,

творческих

решений.

Самостоятельная

работа

участников

проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает

выражение своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие

личной

ответственности

за

продвижение

в

обучении. Она

способствует

формированию

ключевых

компетенций воспитанников:

коммуникативной – овладение речевой деятельностью в различных ситуациях;

информационной - освоение необходимых знаний;

интеллектуальной

умение

анализировать,

сравнивать

и

сопоставлять,

обобщать и синтезировать, давать оценку;

организационной

- умение

сформулировать

цель

своей

деятельности,

спланировать деятельность, осуществить её.

Вся

детская

деятельность

сосредоточивается

на

следующих

этапах:

подготовка,

исследование,

результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

Деятельность

педагога,

помогающая

детям,

будет

включать

в

себя

подготовку

к

проекту,

выдвижение гипотезы, постановку целей и задач, а также помощь в организации и выборе способов

исследования.

1) Подготовка:

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование:

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование:

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы:

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса:

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Для торо, чтобы результаты имели положительный результат, а проектная деятельность приносила

не

только

удовлетворение

и

приводила

к

успеху,

следует

при

построении

проекта

придерживаться

следующих принципов:

- проект должен быть посильным для выполнения;

-

создавать

необходимые

условия

для

успешного

выполнения

проектов

(формировать

соответствующую библиотеку, медиатеку);

- вести подготовку детей к выполнению проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана

работы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика

может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других -

инициативно выдвигаться педагогами с учетом естественных профессиональных интересов, интересов и

способностей

учащихся.

В-третьих,

тематика

проектов

может

предлагаться

и

самими

учащимися

(воспитанниками), которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только

чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Исследователями

отмечено,

что

реализация

метода

проектов

и

исследовательского

метода

на

практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора

познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в

группе, так как воспитателю приходится переориентировать свою образовательно-воспитательную работу и

работу воспитанников на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль независимого консультанта.

Педагог при этом выполняет следующие (задачи) функции:

- помогает детям в поисках источников информации;

- сам является источником информации;

- поддерживает и поощряет ребят;

- поддерживает непрерывную обратную связь».

Педагог может направить мысль ребёнка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в

результате воспитанники должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив

необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над

проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У

детей

при

выполнении

проекта

возникают

свои

специфические

сложности,

но

они

носят

объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере

неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как детям дошкольного возраста очень

трудно (а иногда и просто невозможно) намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения,

выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

Оценивание результатов проектной деятельности:

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого

члена группы;

- рефлексия и самооценка ребёнка (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного

выбора, так и результаты собственной деятельности);

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других

областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта.

В заключение описания метода проекта не лишним будет отметить, что метод проектов, как и любая

деятельность, имеет свои «плюсы» и «минусы».

Молодые педагоги, только начинающие применять данную технологию в своей профессиональной

деятельности часто просто не хватает мастерства, умения применять знания на практике. Поэтому нужно

помнить, что метод проектов используется прежде всего в том случае, когда в учебном процессе возникает

какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания

из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности

сопряжения

проектных

заданий

с

требованиями

образовательных

стандартов.

Практически

не

удается

сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения,

навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении этих заданий.

Минусы проектной деятельности:

1)

возрастает нагрузка на педагога;

2)

возможны технические накладки.

Не смотря на все сложности, технология проектного метода является самой естественной формой

интеграции,

а

процесс

реализации

проектов

способен

приносить

профессиональное

удовлетворение

педагогу и давать практический опыт ребёнку, который можно реально применить в жизни.

Плюсы проектной деятельности:

1)

навыки самообразования и самоконтроля;

2)

моделируется реальная технологическая цепочка – «задача-результат»;

3)

навыки групповой деятельности;

4)

индивидуальный подход;

5)

интерес к познавательной деятельности.



В раздел образования