Авторы: Миннигалина Юлия Александровна, Лактионова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №6 "СВЕТЛЯЧОК"
Населённый пункт: г.Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка годового календарно-тематическое планирование творческой мастерской. Возраст воспитанников 5 – 6 лет.
Тема: План работы творческой мастерской "Конструирование" с детьми старшего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок»
План работы творческой мастерской
«Конструирование»
Возраст воспитанников 5 – 6 лет.
Воспитатели:
Лактионова И.С.
Миннигалина Ю.А.
Г. Гаджиево
Введение
Данная
программа
актуальна
тем,
что
раскрывает
для
старшего
дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды
деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей
детей.
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием,
а,
следовательно,
активизирует
мыслительно-
речевую
деятельность
дошкольников,
развивает
конструкторские
способности
и
техническое
мышление,
воображение
и
навыки
общения,
способствует
интерпретации
и
самовыражению,
расширяет
кругозор,
позволяет
поднять
на
более
высокий
уровень
развитие
познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством
для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию
различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер
и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста интереса к техническому
творчеству, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи:
Обучающие
- обучать сборке моделей по схеме, образцу, замыслу;
- обучать умению анализировать конструкции и их части.
Развивающие
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
-
развивать
образное,
техническое
мышление
и
умение
выразить
свой
замысел;
-
формировать
умение
излагать
мысли
в
четкой
логиче ской
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и
самостоятельно
находить
ответы
на
вопросы
путем
логических
рассуждений.
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие и старание, доводить начатое дело до конца;
- формировать навыки сотрудничества в коллективе, в команде, малой группе
(в паре).
Форма работы:
- работа проводится вне занятий во вторую половину дня;
- длительность занятий 25 минут;
- категория обучаемых: 5 – 6 лет;
- режим работы: 16.00 – 16.25 ;
- сетка занятий: 1 занятие в неделю.
Для
обучения
детей
LEGO-конст руированию
и с п ол ь зу ю
разнообразные методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание
на
занятиях
готовых
построек,
демонстрация
способов
крепления,
приемов
подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в
руке или на столе.
Информационно-
рецептивный
Обследование
LEGO
деталей,
которое
предполагает
подключение
различных
анализаторов
(зрительных
и
тактильных)
для
знакомства
с
формой,
определения
пространственных
соотношений
между
ними
(на,
под,
слева,
справа.
Совместная
деятельность
педагога
и
ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание
моделей
и
конструкций
по
образцу,
беседа,
упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение
и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка
проблемы
и
поиск
решения.
Творческое
ис пользо ва ние
гото в ы х
за д а ний
( п р е д м е т о в ) ,
самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование
сюжета
игр
для
организации
детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-
поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Форма работы с детьми:
- самостоятельная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя с детьми.
Формы организации:
- подгрупповая;
- индивидуальная;
- парная.
Принципы построения образовательной деятельности:
- от простого к сложному;
- научность;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Оборудование:
- конструктор BAUER Mechanic Колесо обозрения;
- конструктор BAUER Mechanic Мельница;
- конструктор Горки;
- конструктор Техно;
- проектор;
- схемы.
Педагогический
мониторинг проводится
в
форме
наблюдений
и
заносится в таблицу 1. Оценка проводить по 3 бальной системе.
1 балл – не выполняет действие.
2 балла – выполняет действие с частичной помощью взрослого.
3 балла – выполняет действие самостоятельно, без помощи взрослого.
Годовое календарно-тематическое планирование занятий:
Сентябрь
1. Введение в конструирование. Знакомство со значение
конструктора,
с
понятием
проектирования
и
ко н с т ру и р о ва н и я .
И н с т ру к ц и я
п о
т е х н и к е
безопасности.
2. Знакомство
с
конструктором
«Горки»,
порядком
работы с ним. Знакомство с названиями и функциями
деталей.
3. Конструирование
по
схеме.
Развиваем
воображение,
про ст ранственно е
во сприя тие.
О бъ я с н е н и е
последовательности работы.
4. Конструирование
по
замыслу.
Развитие
творческой
инициативы,
самостоятельности,
умение
работать
в
команде.
Октябрь
1. Знакомство
с
конструктором BAUER
Mechanic,
с
деталями, их названием и функциями.
2. Постройка домика, арки по схеме.
3. Постройка дерева по схеме.
4. Сборка человечка.
Ноябрь
1. Сборка простой машины. Схема № 1.
2. Сборка простого вертолета. Схема № 2.
3. Сборка трактора. Схема № 3.
4. Сборка робота. Схема № 4.
Декабрь
1. Сборка самолета с пилотом. Схема № 5.
2. Сборка паровоза. Схема № 6.
3. Сборка техники. Схема № № 7.
4. Сборка вертолета. Схема № 8.
Январь
1. Сборка
городка
с
колесом
обозрения,
мельницей,
машинами, домиков. Схемы 9, 10.
2. Мониторинг.
3. Подготовка презентации.
Февраль
1. Знакомство с конструктором «Техно», его деталями, их
функциями и названиями.
2. Изучение соединение деталей.
3. Соединение деталей, сборка по замыслу с помощью
воспитателя.
4. Конструирование по замыслу самостоятельно.
Март
1. Сборка модели «Тачка».
2. Сборка модели по замыслу.
3. Сборка модели «Грузовик».
4. Сборка модели по замыслу.
Апрель
1. Сборка модели «Бульдозер».
2. Сборка модели по замыслу.
3. Сборка модели «Подъемник».
4. Сборка модели по замыслу.
Май
1. Сборка модели «Кран».
2. Сборка модели по замыслу.
3. Мониторинг.
4. Подготовка презентации.
Список литературы:
1. Н.Е.
Веракса,
Т.С.
Комарова,
М.А.
Васильева.
П р и м е р н а я
общеобразовательная
программа
ДО
«От
рождения
до
школы».
–
М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 160 с.
3. Л.Р. Садыкова. «Критерии оценки усвоения программного материала». –
Наб. челны, 2009.
4. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием
конструктора ЛЕГО. Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.:
Гардарики, 2008. – 118 с.
6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-
ПРЕСС, 2001.
7.
Таблица 1
Мониторинговая карта по конструированию в старшей группе _____________ уч. г.
Воспитатели______________________________
№ Фамилия,
имя
ребенка
Умеет
скреплять
детали
конструктора
Работает
по схемам
Строит
сложные
постройки
Строит по
творческо
му
замыслу
Строит
по
образцу
Строит по
инструкци
и
Умеет
рассказывать о
постройке
Итог
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
Н. г.
К. г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Высокий –
Средний –
Низкий –