Напоминание

"Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников".


Автор: Галкина Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ Чувашской Республики "Калининская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашии_________________________________________________________
Населённый пункт: Чувашская Республика, Вурнарский район, с. Калинино, ул. Советская-20
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Создание условий для социализации и профессионального

самоопределения воспитанников».
Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Для нашей страны актуальна проблема так называемого «сиротства при живых родителях». Наиболее тяжелые последствия социального сиротства – это различные деформации психического и умственного развития ребенка. Психологические изменения могут привести к широкому спектру симптомов: от задержки психического развития до разных нарушений умственной деятельности. При этом у детей наблюдается полное расстройство процессов общения, неадекватное социальное поведение, трудности в учебной деятельности и при формировании эмоциональных контактов с окружающими. В с е э т о з а т р у д н я е т с о ц и а л ь н у ю а д а п т а ц и ю . Социальная адаптация ребенка является многогранным процессом, предполагающим усвоение культурных и нравственных форм поведения, личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми и взрослыми, осознание своего места в о б щ е с т в е , в т р у д о в о й д е я т е л ь н о с т и . Процесс коррекции отклонений в развитии должен пониматься, как путь овладения социальным опытом и нормами поведения. Наличие такого отклонения, как умственная отсталость, значительно усложняет адаптацию учащихся в обществе. Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо это обнаруживается в сфере познавательных процессов. А так как познавательные процессы нарушены, то это накладывает отпечаток и на поведение, и на познание окружаещего мира, и на социально- т р у д о в у ю а д а п т а ц и ю , и л и с о ц и а л и з а ц и ю у ч а щ и х с я . Социализация – это процесс усвоения учащимися социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые для нормальной жизни. Поэтому социальная адаптация является одной из главных задач коррекционной школы. Это находит отражение в разработке форм и методов коррекционно - педагогической работы, направленной на преодоление трудностей адаптации учащихся. Сразу при поступлении в нашу школу проводятся мероприятия, способствующие успешной адаптации ребенка к новым социальным условиям. Сюда входят: психолого- педагогическое обследование ребенка; наблюдение за поведением и адаптацией в коллективе детей; за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, беседы с воспитателями и педагогами о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке. В ходе такого наблюдения определяется уровень социального, познавательного, физического и психического развития. Особое внимание уделяется изучению поведения ученика и его эмоционально-волевой сфере, умению переключаться с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса.
Социальная адаптация детей-сирот – это показ им нормальных межличностных отношений в разных сферах: в быту, на работе, в семье. Имея такой опыт, ребенок с большей вероятностью справится со сложной задачей создания своей семьи и работой. Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. А наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение этих задач, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Кроме нарушений интеллектуальной сферы есть и другие факторы, затрудняющие процесс социализации. Это следующие факторы: 1. Социальный статус «ничейного ребенка». 2. Дети-сироты в условиях образовательного учреждения вынуждены ориентироваться на различные нормативные акты. 3. Проявление дефицита индивидуализированного общения со взрослыми. 4. Ограничение социальной активности ребенка. 5. Общение со сверстниками имеет принудительный характер. 6. Регламентация жизнедеятельности. 7 . Н е о б х о д и м о с т ь а д а п т а ц и и к б о л ь ш о м у ч и с л у с в е р с т н и к о в . Несмотря на эти факторы, работа по социальной адаптации должна представлять один из важнейших задач воспитательной работы. Оптимальные условия для социального воспитания представляют все виды деятельности детей: трудовая, учебная, игровая. В них осуществляется полноценное общение учащихся как со сверстниками, так и со взрослыми. У детей формируются необходимые нравственные нормы поведения, формируются система ценностей, принципы построения взаимоотношений в обществе. Одним из главных направлений является социально-бытовая ориентация учащихся. Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из различных источников. Дети - сироты с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей их развития самостоятельно не могут приобретать умения и навыки, так необходимые в быту. Поэтому воспитательные занятия по социально-бытовой ориентировке должны способствовать накоплению жизненного опыта. Критериями такого опыта является: знание своего адреса; знание условий быта и умения в них ориентироваться; ориентация в окружающей жизни, в умении пользоваться всеми бытовыми приборами; умение разбираться в экономическо-бытовых проблемах; усвоение многих социальных норм и правил поведения; умение в приготовлении еды себе и членам семьи; умение переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию. Для того, чтобы дети овладели таким опытом, требуется много внимания уделять практической работе. Так же необходимо вовлекать их в кружки, проводить различные конкурсы, экскурсии, воспитательные занятия, сюжетно-ролевые игры с соответствующей тематикой.
Очень важной частью является автоматизация умений и навыков по самообслуживающему труду. Уход за одеждой, обувью; уборка и содержание жилища в порядке; умение приготовить еду, накрыть на стол – все это является важной частью социально- бытовой адаптации. Приоритетной задачей является воспитание готовности к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовка их к выбору профессии; формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные силы. Основой социальной адаптации является гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает реализацию следующих идей: Идея субъективности социального воспитания, предполагающая учет интересов и потребностей воспитанника, создание условий для определения каждым ребенком своего способа самореализации, раскрытие его потенциала. Идея расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, которая предполагает вступление ребенка в разнообразные отношения с окружающим миром. Идея социального закаливания, то есть формирование у детей готовности к преодолению жизненных трудностей. Выше предложенные идеи предполагают следующие принципы организации воспитательной работы: 1) Принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. 2) Принцип вариативности организации работы с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для пробуждения новых интересов, для выбора участия в жизни детского дома. 3) Принцип организации личностного пространства ребенка требует создания условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. 4) Принцип сочетания взаимной работы и требовательности предусматривает формирование такого стиля отношений в группе воспитанников, при котором каждый чувствует себя защищенным и признает правила общежития. 5) Принцип развития самодеятельности и инициативы требует от каждого воспитанника участия в жизни группы. 6) Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнь детей общечеловеческих ценностей. Обогащение нравственного опыта. Обобщая свой доклад, считаю, что социальная адаптация сирот, как понятие – это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. При этом ребенок должен видеть примеры для подражания как в коллективе, где он находится круглые сутки, так и в окружающем мире.
Список литературы: «Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии. 2003г.№4. В.Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе». «Дефектология».№2, 2004г. Романов К.М., Щанкина Н.С. «Проблемы социальной адаптации у людей с проблемами в интеллектуальном развитии ».


В раздел образования