Автор: Будникова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГСУВОУ "Кемеровская специальная общеобразовательная школа" имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде
Населённый пункт: с. Верхотомское, Кемеровская область, Кемеровский район
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по письму и развитию речи для 7- 8 классов
Раздел: среднее образование
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7- 8 классов
разработана
на
основе
примерной
программы
для
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида (5-9кл.) под
редакцией В. В. Воронковой М.: «ВЛАДОС», 2012.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
развитие устной и письменной речи;
формирование практически значимых орфографических и
пунктуационных навыков;
воспитание интереса к родному языку
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших
психических функций учащихся с целью более успешного осуществления
их умственного и речевого развития.
Программа
обеспечивает
необходимую
систематизацию
знаний.
Программный
материал
расположен
концентрически:
темы
по
классам
повторяются с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.
Распределение учебной нагрузки по классам представлено в таблице:
7 класс
8 класс
Недельная нагрузка
4
4
Годовая нагрузка
136
136
Содержание учебного предмета
7класс
Повторение.
Простое
и
сложное
предложения.
Простые
предложения
с
однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.
Сложные предложения с союзами а, но. Сложные предложения с союзами и,
а, но
Слово
Состав
слова. Корень,
приставка,
суффикс,
окончание.
Единообразное
написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слов.
Сложные
слова.
Простейшие
случаи
написания
сложных
слов
с
соединительными гласными о и е.
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
именисуществительного
–род,
число,
падеж,
склонение.
Правописание
падежных
окончаний
имён
существительных
в
единственном
и
множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование
имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание
родовых
падежных
окончаний
имён
прилагательных
в
единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1,2,3 –е лицо местоимений.
Склонение
и
правописание
личных
местоимений
единственного
и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие
о
глаголе.
Изменение
глагола
по
временам(настоящее,
прошедшее, будущее) и числам.
Неопределённая частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописаниеокончаний глаголов 2-го лица –
шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на –ся (сь)
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные
члены предложений в качестве однородных. Распространённые однородные
члены
предложений.
Бессоюзное
перечисление
однородных
членов,
с
одиночнымисоюзом и, союзами и,а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложения(с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение
по
личным
наблюдениям,
на
основе
экскурсий,
практической
деятельности, имеющихся знаний ( «История нашей улицы», «Исторические
места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо:
объявление
(выбор
профессии
по
объявлению),
Заявление
(о
приёме
на
работу),
телеграмма,
заполнение
бланков
по
платежам
за
коммунальные
услуги (кварплата, плата за телефон, свет, газ и др.)
Повторение пройденного за год
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7класса
Учащиеся должны знать:
части речи, их значение;
наиболее распространённые правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания
слов.
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов.
Различать части речи.
Строить простое распространённое предложение, простое предложение
с однородными членами, сложное предложение.
Писать изложение и сочинение.
Оформлять деловые бумаги.
Пользоваться словарём.
8класс
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном
предложениях.
Простое
предложение
с
однородными
членами.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово
С о с т а в
с л о в а . Однокоренные
слова;
подбор
однокоренных
слов,
относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное
написание
звонких
и
глухих
согласных,
ударных
и
безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-,
единообразное
написание
приставок
на
согласные
вне
зависимости
от
произношения(с-, в-, над-, под-, от-)
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и
без соединительных гласных.
Имя
существительное.
Основные
грамматические
категории
имени
существительного. Склонение имён существительных.
Правописание
падежных
окончаний
существительных
единственного
и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя
прилагательное.
Согласование
имени
прилагательного
с
именем
существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных имён
прилагательных
в
единственном
и
множественном
числе.
Имена
прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений
Склонение
местоимений.
Правописание
личных
местоимений.
Род
местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале
общеупотребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание глаголов с –ться и тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
П р о с т о е
п р е д л о ж е н и е .
П р е д л о ж е н и я
р а с п р о с т р а н ё н н ы е
и
нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений.
Простое
предложение
с
однородными
членами.
Знаки
препинания
при
однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без
союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому
что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников( в связи с
прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям на материале экскурсий,практической
деятельности,основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила
меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое
письмо;
заметка
в
стенгазету(об
участии
в
общешкольных
мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.),
Заявление ( о приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной
помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространённые правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания
слов.
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов.
Различать части речи.
Строить простое распространённое предложение, простое предложение
с однородными членами, сложное предложение.
Писать изложение и сочинение.
Оформлять деловые бумаги.
Пользоваться словарём.
Реализация программы осуществляется в рамках учебников:
Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 7 класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида.
Москва «Просвещение» 2016 год);
Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. «Русский язык» учебник для 8 класса
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.-
М.: «Просвещение», 2016.)
Тематический план
№
п/п
Раздел программы
Кол-во
часов
7кл.
В том
числе
р/р
Кол-во
часов
8 кл.
В том
числе
р/р
1.
Повторение
11
2
9
1
Слово
67
12
65
13
2.
Состав слова
22
3
18
4
3.
Имя существительное
18
3
17
3
4.
Имя прилагательное
21
4
15
4
5.
Местоимение. Личные
местоимения(в 8-ом
кл.)
16
2
15
2
6.
Глагол
25
3
29
4
7.
Предложение
17
4
24
1
8.
Повторение
6
-
8
3
Итого
136
21
136
22