Автор: Пензина Ксения Вячеславовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Касли, Челябинская область
Наименование материала: Формы методической работы и их роль в повышении качества образования
Тема: Формы методической работы и их роль в повышении качества образования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Касли
Каслинского муниципального района
Методическое сообщение
на тему:
«Формы методической работы и их роль в
повышении качества образования»
подготовила педагог-организатор: К.В.Пензина
Касли, 2017
1
Сл. 2 Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение в развитии
системы
образования.
Сегодня
чрезвычайно
востребован
педагог,
личностные
и
профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед
обществом задач, а проблема повышения качества образования на сегодня является одной из
самых обсуждаемых в научной среде и в педагогических коллективах. Несмотря на то, что,
не разработаны критерии и показатели качества, конкретные измерители; не предлагается
схема управления качеством образования; не обозначены четко пути обеспечения качества,
очевидно, что ключевой фигурой современной структуры образования является педагог,
поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде
педагогов. Качественным можно считать образование, если определенные достижения
имеют не только воспитанники, но и педагоги как участники образовательного процесса.
Сл.3
Именно поэтому, в современном
процессе Модернизации Российского
образования растет планка требований к педагогам. Сегодня педагог должен уметь на
высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а
именно:
диагностировать уровень развития учащихся, выстраивать реальные цели и
задачи своей деятельности и деятельности обучающихся;
разрабатывать и реализовывать вариативные образовательные программы,
творчески
применять
известные
и
разрабатывать
авторские
образовательные
идеи,
технологии, методические приемы;
организовывать познавательную деятельность, быть проводником в огромном
«море» информации в условиях современности;
хорошо разбираться в психологии ребенка, анализировать и понимать его
поведение, оказывать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных
кризисов;
эффективно взаимодействовать с семьями обучающихся;
быть авторитетным в профессиональном и личностном плане для детей,
родителей и коллег.
Сл. 4 Решение всех задач возможно лишь в том случае, если педагог постоянно
обучается и ведет инновационную деятельность, следовательно, происходит модернизация
современного профессионального образования; меняется качество образования и меняется
подход к организации методического пространства.
Сл.5
Ранее,
традиционная
методическая
работа
предполагала
повышение
качества
профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых
2
методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.
Сл. 6
Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели:
подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни,
субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим,
повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов
рассматривается не только как процесс накопления знаний, но и прежде всего, как процесс
углубленного проникновения в сущность новых технологий.
Чтобы педагог быстрее стал тем, что предписано новой целью образования:
субъектом своей профессиональной деятельности, ему необходимо предложить как можно
больше организационных форм методической работы. Помочь ему в профессионально-
личностном росте, в своей самоорганизации - главная функция методической службы
учреждения. Рассмотрим основные группы форм методической работы, разбитых по
основной цели.
Сл. 7 1. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и
профессионального мастерства:
курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
авторские лекции и семинары;
обучающие семинары;
теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках
деятельности структурных подразделений методической службы);
методическая подготовка педагогов (повышение квалификации по актуальным
вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного
процесса школы в форме серии занятий);
участие в работе сетевых сообществ Интернета;
мастер-классы;
самообразовательная деятельность по индивидуальной методической теме;
наставничество;
индивидуальная методическая помощь;
выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных
программ и др.);
опытно-экспериментальная работа;
диагностика затруднений.
Сл.8 2. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и
распространение опыта инновационной деятельности:
3
научно-практические конференции;
практические семинары по направлениям деятельности образовательного
учреждения;
фестивали (например, педагогических технологий);
открытые уроки;
мастер-классы;
творческие отчёты;
конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ,
элективных курсов);
публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов
уроков, сценариев мероприятий и др.;
печатные издания организации, в том числе на электронных носителях.
Сл.9 3. Формы информационно-методической работы:
формирование библиотечного фонда программно-методических материалов,
научно - методической литературы;
обеспечение
периодическими
научно-методическими
и
специальными
изданиями;
создание банков программ, авторских разработок;
создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных
ресурсов
разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и
управленческой деятельности по различным направлениям;
работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника
информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах,
конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);
размещение информации на сайте;
освещение деятельности педагогов в СМИ.
Сл.10 Существует еще одна классификация форм методической работы по форме
организации.
Коллективные формы:
проблемно-стратегические педсоветы (по актуальным проблемам учебно-
воспитательного процесса);
«фестиваль педагогических находок»;
педагогические чтения;
4
семинары (психолого-педагогические, теоретические, семинары-практикумы,
методические);
педагогическая мастерская;
круглые столы;
презентации опыта работы, представление портфолио педагогов;
заседания школы молодого педагога;
представление самоанализа деятельности за 3 года;
открытые занятия и презентации кружков;
научно-практические конференции;
методические совещания;
методические уроки и недели;
предметные недели как форма творческого отчёта учителя;
работа творческих групп.
Индивидуальные:
индивидуальные консультации;
наставничество;
разработка учителем авторских программ;
работа по самообразованию.
Все многообразие форм методической работы позволяют педагогу не стоять на месте,
позволяют постоянно обучаться и развиваться, повышать уровень своего профессионализма,
соответственно меняется качество подачи материала педагогом обучающегося, повышается
качество образования. Но, несмотря на педагогическую привлекательность некоторых форм
методической работы, у некоторых педагогов могут возникнуть проблемы в работе с
некоторыми из них. Рассмотрим некоторые проблемные формы методической работы.
Сл. 11 Несомненно одной из таких форм является самообразование. Для некоторых
педагогов такая форма работы является проблемной т.к. она подразумевает изучение и
накопление материала педагогом самостоятельно. Сл. 12 Каждый педагог сам определяет
проблемную область в собственной практике, изучает литературу, опыт педагогов по
данному вопросу, осваивает новые подходу к решению данного вопроса, корректирует
собственную
практику
и
оценивает
результаты.
Сл.
13
Чтобы
процесс
стал
структурированным и последовательным необходимо обязательно следовать плану работы.
Сл. 14 Такую форму можно считать педагогическим исследованием. Педагоги не
ограничены временными рамками, работа над одной темой может длиться до трех лет, но
обязательно
с
ознакомлениями
своих
коллег
с
промежуточными
или
конечными
результатами работы на заседаниях методических объединений.
5
Работая над темой самообразования, педагоги неохотно прибегают к помощи
методической службы, а зря, потому что методист в образовательном учреждении имеет
функцию ознакомления и выдачи необходимой информации для педагогов.
Сл. 15 Еще одной проблемной формой методической работы у педагогов является
педагогические мастерские, которые находят применение на разных уровнях:
как педагогическая технология в процессе обучения учащихся;
как модель для изучения практического значения и теоретических основ
мастерской;
как форма повышения квалификации в курсовой переподготовке педагогов;
как способ принятия управленческих решений на этапе перехода учреждения в
режим развития.
Сл.16 Педагогическая мастерская может быть представлена и как интегративная
технология, соединяющая игровые, исследовательские и проблемные виды деятельности.
Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия,
обобщения и обмена информацией, которая всегда заканчивается рефлексией.
Цель педагогической мастерской – обучить педагога моделировать собственный
педагогический
опыт,
экспериментально
проверять
эффективность
своей
модели,
разрабатывать методические рекомендации из опыта работы, организовывать проведение и
анализ демонстрационных уроков, т.е. создавать условия для заинтересованных учителей
повышать свой методический уровень внутри учебного заведения. Используя в своей работе
такой метод, как педагогическая мастерская, педагог должен сотрудничать с методической
службой учреждения, именно тогда желаемый результат будет не просто достигнут, он будет
педагогически целесообразен, методически грамотно выстроен и изложен и станет полезным
как для самого педагога, так и для его коллег.
Сл. 17 Еще одной проблемной и редкой, но эффективной формой методической
работы является тренинг. Тренинг — форма работы, направленная на отработку
определенных профессиональных умений и навыков. Тренинг может использоваться и как
самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении
семинара. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации,
технические средства обучения, раздаточный материал. Его целесообразно проводить в
небольших группах (от 5 до 10 человек).
Сл. 18 Обучение в тренинге предполагает
циклическое прохождение группой четырех этапов: опыт, осмысление, концептуализация,
экспериментирование.
6
Опыт
-
участие
в
ролевых
играх,
упражнениях,
видеопробах,
дискуссиях,
неструктурированных взаимодействиях с другими участниками, тренером и группой в
целом.
Рефлексия - осмысление собственного опыта, то есть подробный ответ на вопрос «как
это было». Если в упражнении или игре действия педагога были неэффективными, вероятно
он почувствует неудовлетворенность собой, которая может стать источником мотивации к
его самосовершенствованию. Но возможно, наоборот, что педагог убедится в том, что
определенный навык у него сформирован, и педагог обретет уверенность в своих силах.
Рефлексия способствует осознанию имеющихся ресурсов и зон компетентности, требующих
развития, что ведет к росту самопонимания и развитию эффективности.
Концептуализация
подразумевает
выводы,
которые
вы
делаете
относительно
собственной эффективности, а также рекомендации, полученные от тренера о том, как
можно ее повысить. «Вкрапления» теории происходит чаще всего на этом этапе.
Экспериментирование - действия, направленные на тестирование сделанных выводов
и полученных рекомендаций, то есть проверка, действительно ли это работает. Также
важный момент, присущий этапу экспериментирования, — практическая отработка
рекомендаций,
полученных
на
этапе
концептуализации
вплоть
до
формирования
соответствующих умений.
Использование такой формы методической работы как тренинг возможен во многих
видах педагогической деятельности, например при проведении семинаров, на заседаниях
районного методического объединения и даже на еженедельных планерках.
Сл. 19 Особо интересны для педагогов дополнительного образования такие формы
работы как творческие и проблемные группы, круглый стол, представление портфолио,
открытые занятия, научно-практические конференции, методические уроки и недели и
наставничество.
Использование различных форм методической работы помогает педагогу:
Повысить свою квалификационную категорию не только на курсах ЧИППКРО,
но и самостоятельно, используя, в том числе, дистанционное обучение;
Распространять свой опыт работы на различных уровнях;
Активно принимать участие в работе профессиональных Интернет сообществ;
Разрабатывать различные авторские элективные курсы.
Сл. 20 Благодаря оптимально организованной методической работе, личность
педагога постоянно находится в развитии. Это не может не влиять на развитие личности и
самого обучающегося. Отмечается рост познавательной и творческой активности ребенка,
стремление к самореализации в различных видах деятельности, успешность выпускников
7
после окончания учреждения, положительные отзывы родителей и социального окружения о
результатах деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что правильно выбранные формы методической
работы позволяют организовать деятельность педагога так, что объектом деятельности
становится уже не сам обучающийся, а содержание, которое опосредованно влияет на
формирование его потребностей в мотивации, критичности, рефлексии по отношению к
сообщаемым знаниям. Соответственно у самого педагога виден его профессиональный рост,
видна результативность его деятельности, качество образования повышается.
Сл. 21 В настоящее время, педагоги-организаторы ЦДТ г.Касли используют в своей
работе следующие формы методической работы:
курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
обучающие семинары;
самообразовательная деятельность по индивидуальной методической теме;
индивидуальная методическая помощь;
выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных
программ и др.);
заседания школы молодого педагога;
научно-практические конференции;
открытые занятия;
конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
публикация авторских разработок, статей, конспектов уроков, сценариев
мероприятий и др.
Сл. 22 Перспективными методическими формами в организации работы педагогов-
организаторов считаю:
опытно-экспериментальная работа;
работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника
информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах,
конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);
размещение информации на сайте;
круглые столы;
педагогическая мастерская;
освещение деятельности педагогов в СМИ;
наставничество. Сл.23
8
Список использованной литературы
1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно – методической
работы / Р. В. Бессолицина // Методист. – 2006. – № 1. – С. 25–27.
2.
Волченкова
Г.И.
Научно-методическая
работа
как
способ
формирования
современного педагогического мышления. Завуч.2005.-№5.-С.58.
3. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных
учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. – 2005. – № 4. – С. 17–21.
4. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы /
Т. Т. Федорова // Методист. – 2005. – № 5. – С. 24–26.
5. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. –
М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
9
Приложение 1
Мультимедийная презентация к сообщению
Слайд 1
Слайд 2
10
Слайд 3
Слайд 4
11
Слайд 5
Слайд 6
12
Слайд 7
Слайд 8
13
Слайд 9
Слайд 10
14
Слайд 11
Слайд 12
15
Слайд 13
Слайд 14
16
Слайд 15
Слайд 16
17
Слайд 17
Слайд 18
18
Слайд 19
Слайд 20
19
Слайд 21
Слайд 22
20
Слайд 23
21