Урок по теме "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные"
Автор: Бондаренко Оксана Вячеславовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ "Мирновская школа" Джанкойского района Республики Крым Населённый пункт: с.Мирновка Джанкойский район Республика Крым Наименование материала: конспект Тема: Урок по теме "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные" Раздел: среднее образование
Бондаренко Оксана Вячеславовна
учитель биологии
МОУ «Мирновская школа» Джанкойского р-на
Республики Крым
ТЕМА: «Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные»
Задачи
Образовательная:
Познакомить
учащихся
с
характерными
признаками
семейства
крестоцветные, повторить признаки класса Двудольные.
Развивающая:
развивать
умения
анализировать,
синтезировать,
делать
выводы,
сравнивать;
совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках
необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.
Воспитательная: Раскрыть значение семейства и важность его изучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: постановка и решение учебной задачи.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки.
Методы
и
методические приемы: рассказ,
применение
знаний,
решение
проблем
методом мозгового штурма.
Ход урока
I.
Оргмомент.
II.
Актуализация опорных знаний
- Ребята назовите какой отдел растений мы с вами изучаем?
- А какие отделы мы уже изучили?
На гербарных экземплярах найдите эти отделы и покажите
- Почему покрытосеменные получили такое название? Назовите их второе название.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на
2 класса. Какие? (Однодольные и Двудольные) Давайте с вами сравним признаки
Однодольных и Двудольных растений.
- Ребята, объясните о чем предупреждает этот слайд? ( Определить, к какому классу
следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно.
Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей,
поэтому его считают однодольным растением.
У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят
к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.
Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из
классов необходимо знать все признаки данного растения.)
- Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие
семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?
- Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
III. Мотивация учебной деятельности
- Мы видим, что класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на
сегодняшнем уроке мы остановимся на первом – КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.
Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные». Семейство
Крестоцветные имеет второе название.
Ребята отгадайте загадку. О каком растении здесь говорится?
Какой всем известный овощ является кладом витаминов? Этим овощем приказывал
кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что
он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?
Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни
из тела и спасает жизни морякам. О каком овоще говорится?
На плечах игнашки
Сорок три рубашки.
Все из ткани тобеленной
А поверх – пиджак зеленый
(Правильно капуста.)
Второе название крестоцветных- семейство капустные
Что бы вы хотели узнать о семействе капустные?
Составляем план урока
IV.. Изучение нового материалла
Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?
По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?
Какие растения к ним относятся?
Какое значение имеют семейство крестоцветные в природе и для человека
Общее представление о семействе:
Насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы. Чтобы
представить себе крестоцветные, следует вспомнить такие хорошо известные всем
растения, как редис, капуста, пастушья сумка, сурепка. Это более хорошо вам известные
растения, но мне бы хотелось остановиться с вами на менее известном растении
представителе семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ Горчице белой.
Задания:
На основании рисунка перечислить органы представленного растения.
Ответить на предложенные вопросы: (на доске вывешиваются соответствующие
рисунки в два столбика: признаки класса и семейства, но уч-ся об этом не
сообщается)
Рассмотрите строение данного Вам растения.
К какому типу относится его корневая система? Почему?
Какой стебель у растения?
Какие у него листья?
Как листья расположены на стебле?
Какое жилкование листьев?
Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого
расскажите строение семени этого растения.
- Ребята, а все ли органы мы рассмотрели? (Нет, мы забыли о цветке.) Этим мы сейчас с
вами и займемся.
«Строение цветка семейства крестоцветные»
По модели цветка предложить ребятам самостоятельно рассказать о строении
цветка. Если возникнут затруднения, то учитель сделает это сам. (Цветок
правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков,
тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).
- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.
«Формула цветка».
- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие?
(соцветие). Какое? (кисть). (Предложить зарисовать соцветие кисть.)
.«Соцветие кисть».
- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Жёлтого или белого.) А для
чего мелкие и невзрачные цветки собираются в соцветия? (для привлечения насекомых).
- Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.
И только декоративные растения (их вывел человек) имеют сиреневый цвет, например
мотиола.
- Сейчас за окном зима, а мы с вами давайте представим себе самое прекрасное время года
– весну. Кругом цветут сады. Для чего они это делают? (из цветов образуются плоды).
- Вы молодцы, цветы, действительно, нужны для образования плодов. А как называется
плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у
ярутки, пастушьей сумки
- Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у
стручка 3:1.
- Каждый из вас летом был на поле с горохом, а вот как называется плод у гороха?
(боб)
- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой
располагаются семена).
- Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется? (по расположению
лепестков в цветке).
На доске вывешены изображения цветков растений разных семейств, попросить уч-ся
выбрать только те, которые относятся к семейству крестоцветные.
- По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?
-Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями, а теперь мы с вами немножко
отдохнём, а поможет нам в этом всё то же семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ». Вы спросите
как? Да очень просто, я буду вам перечислять признаки, если они подходят к нашему
семейству, то вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – то закрыть своё лицо руками.
- Итак, мы с вами немножко отдохнули, теперь снова приступим к работе. Признаки
семейства мы с вами изучили, а теперь давайте с вами познакомимся с представителями
семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.
«Представители семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»
Прочитать в учебнике и заполнить таблицу
V/ Закрепление изученного материала.
1 По рисунку найти «лишнее» растение
2 Заполнить таблицу
VI/ Рефлексия
Микрофон : Что понравилось на уроке?
Д\з §
Задание для трудолюбивых и самостоятельных:
Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные,
занесенных в Красную книгу.