Напоминание

Урок по теме "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные"


Автор: Бондаренко Оксана Вячеславовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Мирновская школа" Джанкойского района Республики Крым
Населённый пункт: с.Мирновка Джанкойский район Республика Крым
Наименование материала: конспект
Тема: Урок по теме "Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные"
Раздел: среднее образование





Назад





Бондаренко Оксана Вячеславовна
учитель биологии МОУ «Мирновская школа» Джанкойского р-на Республики Крым ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»
Задачи

Образовательная:
Познакомить учащихся с характерными признаками семейства крестоцветные, повторить признаки класса Двудольные.
Развивающая:
развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.
Воспитательная:
Раскрыть значение семейства и важность его изучения.
Тип урока:
изучение нового материала.
Вид урока:
постановка и решение учебной задачи.
Формы работы:
индивидуальная, групповая, в парах. Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки.
Методы
и методические
приемы:
рассказ, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма.
Ход урока
I.
Оргмомент.

II.

Актуализация опорных знаний
- Ребята назовите какой отдел растений мы с вами изучаем? - А какие отделы мы уже изучили? На гербарных экземплярах найдите эти отделы и покажите - Почему покрытосеменные получили такое название? Назовите их второе название. Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие? (Однодольные и Двудольные) Давайте с вами сравним признаки Однодольных и Двудольных растений. - Ребята, объясните о чем предупреждает этот слайд?
(
Определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно. Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли. Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.) - Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений? - Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
III. Мотивация учебной деятельности
- Мы видим, что класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на сегодняшнем уроке мы остановимся на первом – КРЕСТОЦВЕТНЫЕ. Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные». Семейство Крестоцветные имеет второе название. Ребята отгадайте загадку. О каком растении здесь говорится?
Какой всем известный овощ является кладом витаминов? Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость? Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам. О каком овоще говорится? На плечах игнашки Сорок три рубашки. Все из ткани тобеленной А поверх – пиджак зеленый (Правильно капуста.) Второе название крестоцветных- семейство капустные Что бы вы хотели узнать о семействе капустные? Составляем план урока
IV.. Изучение нового материалла
 Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?  По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?  Какие растения к ним относятся?  Какое значение имеют семейство крестоцветные в природе и для человека
Общее представление о семействе:
Насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы. Чтобы представить себе крестоцветные, следует вспомнить такие хорошо известные всем растения, как редис, капуста, пастушья сумка, сурепка. Это более хорошо вам известные растения, но мне бы хотелось остановиться с вами на менее известном растении представителе семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ Горчице белой.
Задания:

На основании рисунка перечислить органы представленного растения.

Ответить на предложенные вопросы: (на доске вывешиваются соответствующие

рисунки в два столбика: признаки класса и семейства, но уч-ся об этом не

сообщается)

Рассмотрите строение данного Вам растения.

К какому типу относится его корневая система? Почему?

Какой стебель у растения?

Какие у него листья?

Как листья расположены на стебле?

Какое жилкование листьев?

Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого

расскажите строение семени этого растения.
- Ребята, а все ли органы мы рассмотрели? (Нет, мы забыли о цветке.) Этим мы сейчас с вами и займемся.
«Строение цветка семейства крестоцветные»
 По модели цветка предложить ребятам самостоятельно рассказать о строении цветка. Если возникнут затруднения, то учитель сделает это сам. (Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).  - А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.
«Формула цветка».
- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). (Предложить зарисовать соцветие кисть.)
.«Соцветие кисть».
- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Жёлтого или белого.) А для чего мелкие и невзрачные цветки собираются в соцветия? (для привлечения насекомых). - Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.
И только декоративные растения (их вывел человек) имеют сиреневый цвет, например мотиола. - Сейчас за окном зима, а мы с вами давайте представим себе самое прекрасное время года – весну. Кругом цветут сады. Для чего они это делают? (из цветов образуются плоды). - Вы молодцы, цветы, действительно, нужны для образования плодов. А как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки - Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у стручка 3:1. - Каждый из вас летом был на поле с горохом, а вот как называется плод у гороха? (боб) - Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена). - Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется? (по расположению лепестков в цветке). На доске вывешены изображения цветков растений разных семейств, попросить уч-ся выбрать только те, которые относятся к семейству крестоцветные. - По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»? -Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями, а теперь мы с вами немножко отдохнём, а поможет нам в этом всё то же семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ». Вы спросите как? Да очень просто, я буду вам перечислять признаки, если они подходят к нашему семейству, то вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – то закрыть своё лицо руками. - Итак, мы с вами немножко отдохнули, теперь снова приступим к работе. Признаки семейства мы с вами изучили, а теперь давайте с вами познакомимся с представителями семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.
«Представители семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»
Прочитать в учебнике и заполнить таблицу
V/ Закрепление изученного материала.
1 По рисунку найти «лишнее» растение 2 Заполнить таблицу VI/
Рефлексия
Микрофон : Что понравилось на уроке?
Д\з
§
Задание для трудолюбивых и самостоятельных:
 Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные, занесенных в Красную книгу.


В раздел образования