Напоминание

"Путешествие по экологической тропе"


Автор: Коновалова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: сп-"Детский сад"Берёзка"ГБОУ СОШ "ОЦ" С. Августовка
Населённый пункт: с. Августовка Самарская область Большечерниговский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие по экологической тропе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




План – конспект непосредственно образовательной деятельности с

детьми подготовительной группы.

Тема: «Путешествие по экологической тропе».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи.

Познавательное развитие:

- развивать интерес к природе родного края;

- обогащать представления о многообразии лекарственных растений

Самарской области.

Речевое развитие:

- развивать монологическую речь, умение участвовать в коллективных

разговорах;

- пополнить словарь за счёт расширения представлений о природе.

Физическое развитие:

- развивать координацию движений.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

- привлекать к посеву семян календулы.

Художественно-эстетическое развитие:

- обогащать детей музыкальными впечатлениями;

- вызвать яркий эмоциональный отклик на прослушивание аудиозаписи.

Методы и приёмы.

Практические: ритмические и танцевальные движения, передвижения

согласно НОД, дидактические игры и упражнения.

Наглядные: рассматривание атрибутов, карточек, картинок, презентации.

Словесные: беседа, вопросы, загадки, рассказывание.

Оборудование: Карта Самарской области, листочки разных деревьев, книги

«Лекарственные растения нашего края», раздаточный материал к Д/игре

"Разрезные картинки", карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное

сопровождение: А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса", семена

лекарственных растений (календула), контейнеры с землей для посадки,

лейка с водой. Игрушка Айболит. Гербарий растений или растения.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы организации совместной деятельности

Двигательная

Передвижение под музыку согласно содержанию

НОД. Ритмические и танцевальные движения.

Коммуникативная

Беседы, вопросы, загадки, дидактическая игра,

рассказы о растениях.

Игровая

Дидактическая игра «Собери картинку».

Восприятие

художественной

литературы

Чтение стихов.

Познавательно -

исследовательская

Изучение свойств лекарственных растений.

Дегустация чая с мятой.

Музыкальная

Слушание, ритмика, танцевальные движения.

Элементарный труд

Посев семян.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность

воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые

результаты

1.

Воспитатель обращает

внимание на игрушку

Айболита и дальше ведёт

диалог с детьми от его

лица. ( Можно самому

педагогу принять образ

Доктора, надев халат,

колпак и очки).

Айболит: Здравствуйте,

дорогие друзья! Я тоже

очень рад нашей встрече.

Сегодня я хочу

пригласить вас в

увлекательное

путешествие - по

Экологической тропе

нашего края. Предлагает

вспомнить, как

называются край (место,

Здороваются с

Айболитом.

Соглашаются

отправиться в

путешествие.

Сформирован

интерес к

предстоящей

деятельности.

Мотивация на

коммуникативную

деятельность.

Закреплены

область, село), где мы с

вами живем.

Показывает карту

Самарской области,

уточняя у детей её

название.

Спрашивает, без

растений существовала

бы жизнь на планете

Земля? Какую пользу

приносят растения?

Рассказывает, что

природа предлагает

человеку огромное

разнообразие даров,

среди них – лекарства от

многих болезней. Надо

только знать и уметь ими

пользоваться. Еще

давным-давно люди

заметили, что все звери

лечатся травами. Как они

это делают? Разные

растения помогают от

разных болезней. Много

лет подряд люди

передавали своим

потомкам знания о

лечебных растениях.

Составляли толстые

книги: «Травники»,

«Цветники». По

названиям этих книг

можно догадаться об их

содержании. Вы

догадались?

За много лет народные

лекари накопили

множество знаний о

полезных свойствах

растений. Где можно

увидеть разнообразные

Самарская область, село

Августовка.

Карта Самарской

области.

Растения не только дают

красоту, помогают всем

живым существам

дышать, но также

помогают им лечиться от

разнообразных болезней.

Рассказывают, что звери

выбирают нужную

травку и съедают её.

Отвечают, что лечиться

можно травами и

цветами.

Всё это можно увидеть и

приобрести в аптеке.

знания о названии

нашего села,

области.

Развитие

мыслительных

операций.

Активизирована

мыслительная

деятельность.

Развитие речевой

активности,

травы, настойки,

таблетки и микстуры из

трав? Часто люди сами

собирают травы и

готовят себя лекарства,

только нужно знать, как

правильно это делать.

Кого из вас лечили с

помощью трав? От каких

болезней? Какими

травами?

Рассказывают, приводят

примеры из личного

опыта, называют

знакомые травы.

умения делиться

своими знаниями.

2.

Маршрут нашего

путешествия называется

«Лекарственные

растения Самарского

края». Во время

путешествия вы узнаете

много нового и

интересного. Вы готовы?

Тогда в путь! Включается

музыка «Звуки леса».

Остановка. Лесная

поляна. На ковре

разложены листья

деревьев, вырезанные из

картона, под ними

задания для детей.

Обращает внимание, что

на лесной поляне растет

множество растений, а

среди них есть и

лекарственные. Только

они от нас спрятались

под этими листьями.

Предлагает собрать их с

помощью разрезных

картинок.

Проводится Д/игра

«Собери картинку».

На альбомных листах

Дети под музыку идут за

воспитателем и

выполняют ритмические

движения.

Останавливаются и

рассматривают поляну.

Делятся на подгруппы по

2-3 человека.

Собирают изображение

Сформирован

интерес к

предстоящей

деятельности.

Обеспечена

потребность в

движении.

Развитие

мыслительных

операций.

наклеены изображения

ромашки, подорожника,

мяты, одуванчика,

календулы. Затем эти

изображения

разрезаются на 8 равных

частей.

Уточняет, что это все

лекарственные растения.

Спрашивает, какие из

них знакомы детям.

Предлагает подробнее

поговорить о каждом из

этих лекарственных

растений.

лекарственных растений

из разрезных картинок.

Рассматривают, какие

изображения у них

получились.

Называют знакомые и

показывают незнакомые

растения.

Соглашаются.

Активизация

словаря.

3.

Включается музыка.

Путешествие

продолжается. Говорит,

что растение на этой

поляне всем хорошо

известно. Загадка

подскажет его название:

Желтые глазки в белых

ресничках,

Людям на радость,

пчёлкам и птичкам.

Землю собою они

украшают, На лепестках

их порою гадают.

Бабочки любят их, любят

букашки. Эти цветочки

зовутся… (ромашки).

Показывает книгу о

ромашках, сделанную

детьми.

Рассказывает:

Ромашка аптечная - одно

из самых популярных

лекарственных растений.

Выполняют ритмические

движения.

Приходят на поляну

ромашек.

Отгадывают загадку.

Находят изображение

ромашки в сложенных

картинках.

Рассматривают книгу и

слушают рассказ о

ромашке.

Рассказ продолжает

ребёнок, который с

родителями составлял

книгу:

Ромашка поможет

Обеспечена

потребность в

движении.

Развитие

мыслительной

деятельности.

Развитие

монологической

речи.

Цветы ромашки входят в

состав успокоительных

сборов, свежими

отварами из цветков

ромашки пользуются для

промывания ран.

Предлагает ребёнку

продолжить рассказ.

больному животику.

Отвары из ромашки

используют при

простудных заболеваниях

для полоскания горла. В

парфюмерии её

используют при

изготовлении

питательных кремов,

лосьонов, шампуней.

4.

Включается музыка.

Путешествие

продолжается.

Предлагает угадать

следующее растение:

Вдоль дорожек его

встретишь,

Ранки, ссадины

излечишь. Сорвёшь

листочек осторожно. Кто

нас излечит?

(подорожник).

Показывает книгу о

подорожнике, сделанную

детьми.

Предлагает догадаться,

почему подорожник так

называется.

Рассказывает, что

подорожник люди

используют с давних пор

для заживления ран.

Сок из свежих листьев

растения эффективен при

болезни желудка.

Кто из вас пользовался

подорожником? Что

необходимо сделать?

Предлагает ребёнку

продолжить рассказ.

Выполняют ритмические

движения.

Приходят на поляну

подорожника.

Отгадывают загадку.

Находят изображение

подорожника на своих

картинках.

Рассматривают книгу и

слушают рассказ о

подорожнике.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о личном

опыте использования

подорожника.

Рассказ продолжает

Обеспечена

потребность в

движении.

Развитие

мыслительной

деятельности.

Развитие

внимания.

Развитие умения

рассказывать,

опираясь на

личный опыт.

Закреплены

знания о

подорожнике.

.

ребёнок, который с

родителями составлял

книгу о подорожнике:

настой и отвар листьев

подорожника

применяется при лечении

кашля. Отваром листьев

растения промывают

глаза при их воспалениях

и полощут полость рта

при зубной боли и

воспалении десен.

5.

Включается музыка.

Путешествие

продолжается. Чтобы

узнать следующее

лекарственное растение,

вам нужно выполнить

задание.

Детям раздаются

карточки с цифрами на

одной стороне и с

буквами на другой.

Предлагает встать по

порядку от 1 до 9.

Показывает книгу об

одуванчике, сделанную

детьми. Рассказывает:

Одуванчик -

лекарственное растение,

служит для улучшения

аппетита. Наружно

настой корней

одуванчика советуют при

разных кожных болезнях.

Свежий сок растения

используется как

косметическое средство.

Предлагает почитать

стихи об одуванчике.

Выполняют любые

движения под музыку.

Приходят на поляну

одуванчиков.

Встают по порядку: 1-

о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-

ч, 8-и, 9-к.

Читают: одуванчик.

Рассматривают книгу,

слушают рассказ.

Читают стихи.

1-й ребенок:

Знаю я, знаешь ты: на

лугу растут цветы. Но

один из них чудак, что-

то у него не так.

Стильный и кудрявый

Развитие

двигательных

навыков.

Развитие умения

принять задачу и

разрешить её.

Закреплены

знания в счёте до

9 и чтении слова

по звукам.

Реализовано

самостоятельное

художественное

чтение.

мальчик. Кто же это?

(Одуванчик).

2-й ребёнок:

Одуванчик, одуванчик,

ты такой один обманщик.

То ты жёлтый и

душистый, то кудрявый и

пушистый. Знает

белка, знает зайчик:

любит ветер одуванчик.

На глазах у всех ребят

парашутики летят.

Развитие умения

читать

выразительно.

6.

Включается музыка.

Путешествие

продолжается. Растение

на этой поляне очень

хорошо пахнет.

Предлагает по запаху

узнать это растение.

Показывает книгу о мяте,

которую сделали дети.

Рассказывает:

Полезные свойства мяты,

известны давно. Это

растение широко

используется в медицине

для лечения различных

заболеваний. Полезные

свойства мяты

объясняются в первую

очередь высоким

содержанием ментола -

эфирного масла,

придающего ей

характерный узнаваемый

запах. Полезные

свойства мяты позволяют

принимать ее как

внутренне, так и

наружно.

Кружатся под музыку.

Приходят на поляну

мяты.

Нюхают мяту и называют

её.

Рассматривают книгу и

слушают рассказ.

Рассказ продолжает

ребёнок, который

составлял книгу с

родителями:

Мята обладает

противовоспалительным

Развитие

танцевальных

движений.

Закреплены

знания о мяте.

Развитие органов

обоняния.

Развитие

мыслительных

операций.

Развитие умения

Предлагает ребёнку

продолжить рассказ.

Для лечения этим

растением чаще всего

используют мятный чай

и настой мяты. Хотите

попробовать такой чай?

Тогда присаживайтесь на

поляне, Приятного

чаепития! Включается

музыкальное

сопровождение.

и свойствами

позволяющими

использовать ее при

лечении ангины,

бронхита и насморка,

полезна она и для

пищеварительной

системы. Также мята,

эффективна при головной

боли, ее свойства

благоприятны для

успокоения нервной

системы.

Садятся на поляне (на

ковре) и пьют чай,

нюхают его, отмечают

вкусовые качества.

рассказывать о

знакомом

растении.

Сформировано

чувство

эмоционального,

положительного

состояния,

расслабленности.

Получают

положительные

эмоции.

7.

Отдохнули, набрались

сил, продолжаем наше

путешествие. Что за

растение на этой поляне?

Отгадайте!

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают, кто

же их не знает!

(Календула).

Показывает книгу о

календуле, которую

сделали дети.

Рассказывает:

Календула лекарственная

хорошо известна как

декоративное растение,

его выращивают на

клумбах и цветниках. С

лекарственной целью

Приходят на поляну с

календулами.

Отгадывают загадку.

Рассматривают книгу и

слушают рассказ.

Развитие

мыслительной

деятельности.

Сформирован

интерес к книге.

используются цветочные

корзинки и цветки.

Препараты календулы

успокаивают нервы,

снижают давление.

Предлагает ребёнку

продолжить рассказ.

Показывает семена

разных сортов

календулы.

Предлагает посеять

семена календулы, а в

дальнейшем

понаблюдать за их

ростом и цветением.

Включается музыкальное

сопровождение.

Рассказ продолжает

ребёнок, который с

родителями составлял

книгу:

Календула улучшает

работу сердца, ее

используют для лечения

ран, ожогов, настоем

календулы полощут рот и

горло при ангине, так же

лечат желудок и печень.

Из календулы

лекарственной готовят

настои и мази. Это

растение не прихотливое

Проводится посев семян

с показом и объяснением

( в контейнеры с землёй).

Развитие умения

делиться своими

знаниями.

Сформирован

интерес к

процессу посева

семян.

Развитие

тактильных

ощущений.

Реализована

трудовая

деятельность.

8.

Подводит итог:

животные, птицы, люди

могут найти помощь у

природы, ведь это самая

лучшая аптека.

Лекарственные растения

можно найти и на лугу, и

в лесу, и в поле. Только

изучай, люби, знай! На

каждую болезнь есть

свое лекарственное

растение.

Природа щедро отдает

человеку свои богатства,

и за все просит только

одно: беречь ее!

Слушают и участвуют в

подведении итога.

Закреплены

знания о

богатствах

природы.



В раздел образования