Автор: Чижова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Использование нетрадиционных методов закаливания с целью укрепления здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных методов закаливания с
целью укрепления здоровья детей.
Сообщение из опыта работы
Выполнила: воспитатель
МДОУ «Детский сад № 85»
Чижова Н.И.
Использование нетрадиционных методов закаливания с
целью укрепления здоровья детей.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых
самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Изменения, происходящие в нашей жизни, касаются и работы в дошкольном
учреждении. Руководствуясь такими документами как «Типовое положение о
дошкольном
учреждении»,
«Закон
об
Образовании»,
«Инструктивно-
методическое
письмо»,
«Временные
государственные
стандарты»,
новыми
«СанПин», - ведется систематическая работа по оздоровлению детей в ДОУ.
Уже в младшей группе в учебно-воспитательном процессе мы поставили
приоритетную
задачу:
укрепление
здоровья
детей.
Работа
основывалась
на
анализе наблюдений за детьми во время игр, физкультурных занятий, свободной
самостоятельной
деятельности.
В
ходе
наблюдения
выяснилось,
что
большинство детей любят игры с бегом, чаще играют в подвижные игры. Но есть
и такие дети, которых необходимо стимулировать в двигательной деятельности:
Ксюша, Илья, Даниил, Максим, Лера. В процессе наблюдения также выяснилось,
что у большинства детей не сформирован навык правильного дыхания во время
выполнения физических упражнений и в процессе подвижных игр.
Также, проанализировав личные медицинские карты детей мы выяснили, что
дети в нашей группе достаточно часто болеют. Поэтому перед нами встала задача
выбора способов оздоровления организма детей.
Одним из способов оздоровления детского организма является закаливание.
Закаливание
–
это
система
мероприятий,
направленных
на
повышение
устойчивости
организма
к
воздействию
различных
факторов,
то
есть
это
укрепление приспособительных возможностей организма. Под влиянием резких
изменений погоды, неблагоприятных природных условий у детей простудные
заболевания возникают чаще, чем у взрослых, из-за несовершенства иммунной
системы организма. Поэтому закаливающие мероприятия необходимо начинать
уже с раннего возраста.
Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только
при строгом соблюдении следующих основных принципов:
1.
Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2.
Постепенность увеличения силы раздражения.
3.
Систематичность и постоянство закаливания.
4.
Учет
эмоционального
состояния
ребенка
в
момент
проведения
закаливающей процедуры.
Традиционно
в
качестве
средств
закаливания
широко
используются
естественные факторы: вода, воздух и солнечная энергия.
Проанализировав традиционные средства закаливания, мы пришли к выводу,
что в условиях нашей группы эти способы не могут быть реализованы в полной
мере с большой эффективностью. Это объясняется следующими факторами:
недостаточная организация среды (недостаточно высокая температура воздуха в
группе в связи с перебоями в отоплении), нарушение принципа систематичности
(не все родители готовы дома осуществлять с детьми традиционные способы
закаливания), а также сложность в организации индивидуального подхода (после
болезни с ребенком необходимо снова повышать температуру воды до начальной,
снижать продолжительность приема воздушных ванн).
Таким
образом,
перед
нами
встала
проблема
поиска
нетрадиционных
способов
закаливания,
которые
будут
более
доступны
в
организации
и
эффективны в процессе оздоровления детей.
К нетрадиционным способам закаливания относятся:
1. Носовое закаливающее дыхание.
2. Активная гимнастика после дневного сна.
3. Босоножье.
4. Обширное умывание.
5. Полоскание горла водой комнатной температуры.
Здоровье ребенка зависит не только от его общего физического развития, но
и
от
правильного
дыхания.
Развитие
дыхательной
системы
в
этом
случае
выступает
в
качестве
метода
закаливания
ребенка
с
целью
укрепления
его
здоровья. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через
левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Тренированность
дыхательной
мускулатуры
определяет
физическую
работоспособность
и
выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим
заболеваниям, то есть является закаливающим фактором.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им
нужны специальные дыхательные упражнения. Общеразвивающие упражнения
являются
прекрасным
средством
для
развития
органов
дыхания.
Общеразвивающие
упражнения
и
упражнения
для
дыхания
–
это
важные
элементы в системе по оздоровлению организма. Такие упражнения учат детей
сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных
заболеваний.
В младшей группе основным способом оздоровления мы избрали носовое
закаливающее
дыхание.
Комплекс
дыхательной
гимнастики
проводился
ежедневно после дневного сна, а также перед общеразвивающими упражнениями
в ходе физкультурных занятий. Носовое закаливающее дыхание мы сочетали с
комплексом точечного массажа и общеукрепляющими упражнениями.
Упражнения
подобирались
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
особенностей их физического развития. Мы поставили цель (то есть то, чего мы
хотим
достичь
посредством
использования
дыхательных
упражнений)
и
определили круг задач (каким образом мы будем добиваться поставленной цели).
Цель: укрепление здоровья детей путем развития дыхательной системы.
Задачи:
1)
формирование
навыка
рационального
дыхания,
его
естественности, непроизвольности, ритмичности;
2)
повышение
защитных
сил
организма
посредством
совершенствования процесса дыхания;
3) воспитание у детей потребности в охране и укреплении своего
здоровья.
На начальных этапах освоения дыхательных упражнений для детей было
сложно ориентироваться в понятиях «вдох» и «выдох», поэтому на данном этапе
мы старались использовать не зрительный и слуховой, а речевой контроль за
выдохом.
В последующем дети свободно принимали и понимали наши установки
«сделали глубокий вдох носом», «долгий выдох ртом» и так далее. В начале
работы
по
объединению
дыхательных
и
общеукрепляющих
упражнений
основной
трудностью
было
единовременное
выполнение
дыхательных
и
физических движений. В последующем дети научились соотносить физические
упражнения с актом дыхания (примеры комплексов дыхательной гимнастики см.
в приложении 1).
В летний период мы добавили такой способ нетрадиционного закаливания
как босоножье. Детям предлагалось босиком ходить по траве, теплому асфальту,
песку.
Это
также
способствовало
повышению
эффективности
в
работе
по
укреплению здоровья детей.
В средней группе мы начали включили в оздоровительную работу новые
способы закаливания -
полоскание горла водой комнатной температуры и
обширное
умывание
(методика
проведения
умывания
см.
приложение
2).
Полоскание горла мы совмещаем с гигиеническим полосканием полости рта
после
приёма
пищи.
Данный
способ
закаливания
позволяет
повысить
устойчивость детского организма к простудным заболеваниям.
Таким
образом,
систематическое
применение
нетрадиционных
способов
закаливания, позволило нам добиться следующих результатов:
- улучшить общее физическое состояние детей;
- сформировать у детей с низким уровнем двигательной активности интерес
к физическим упражнениям и подвижным играм, к закаливающим процедурам,
потребность в укреплении своего здоровья.
- снизить заболеваемость детей в группе.
Динамика
общей
заболеваемости
детей
в
группе
представлена
в
виде
диаграммы. Для сравнения мы взяли 3 года (сентябрь месяц) посещения детьми
детского сада: 2003 (возраст детей 2-3 года), 2004(3-4 года), 2005 (4-5 лет). При
анализе количества дней, пропущенных детьми, и коэффициентом пропусков,
приходящихся на 1 ребенка, мы получили следующие результаты:
Год
Пропущено дней
Пропущено 1 ребенком
2003
64
4,2
2004
60
3,1
2005
44
2,3
Согласно данных таблицы мы составили диаграмму.
На основании дынных диаграммы можно сделать следующие выводы:
1.
Снизилось общее количество пропущенных дней по причине болезни;
2.
Уменьшилась
длительность
заболевания,
так
как
снизился
общий
коэффициент пропущенных дней на 1 ребенка.
Такая
динамика
объясняется
тем,
что
по
мере
взросления
у
ребенка
повышается уровень иммунитета и его организм становится более устойчивым к
различным заболеваниям. Немалую роль в укреплении иммунитета играют и
закаливающие
процедуры.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
об
эффективности
выбранных
и
применяемых
нами
нетрадиционных
методов
закаливания организма детей. Нетрадиционные методы закаливания на практике
оказались не только простыми в организации, но и не менее эффективными в
решении задачи оздоровления детей.
Литература:
1.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
2.
Кудрявцев
В.Т.,
Егоров
Б.Б.
Развивающая
педагогика
оздоровления
(дошкольный возраст). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
3.
Кузнецова М.Н. Система комплексных занятий по оздоровлению детей в
ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.
4.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5
лет. – М.: Гном и Д, 2004. – 104 с.
5.
Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Приложение 1
Комплекс дыхательной гимнастики № 1
№
Упражнения
Особенности дыхания
Указания
1
«Разминка»
И.п.
–
стоя,
ноги
на
ширине
плеч,
туловище
прямое,
руки
полусогнуты в локтях, пальцы
с л е г к а
с ж а т ы
в
к у л а к и ,
повернутые друг к другу.
Прис е сть,
скре стив
р у к и
навстречу друг другу.
Вернуться в И.п.
Вдох носом (активный,
быстрый, ясно слышимый).
Выдох произвольный (без
контроля.)
Повторить
упражнение 6
раз без пауз.
Темп 1-2 вдоха
в секунду,
двигаться
строго
ритмично.
2
И.п. – сидя на стуле.
Руки сгибаются в локтевых
суставах, кисти – к плечам.
Круговые движения в плечевых
суставах.
Пауза (5-7 секунд).
Вдох (носом, ясно слышимый
на счет 1,2).
Выдох (удлиненный на счет
3,4,5,6).
6-7 раз
3
И.п. – сидя на стуле, руки на
поясе.
Отвести левую руку в сторону,
вернуться в И.п.
Повторить то же правой рукой.
Вдох через нос (шумный,
глубокий).
Выдох через рот
(удлиненный).
5-6 раз в
каждую
сторону
4
И.п. – сидя на стуле, руки на
коленях, ноги вытянуты вперед.
Попеременное
сгибание
и
разгибание стоп.
Дыхание произвольное.
5-6 полных
циклов
5
И.п.
–
сидя
на
стуле,
ноги
вместе, согнутые в локтях руки
держатся
за
верхнюю
часть
спинки стула.
Выпрямить ноги вперед и вверх
(насколько возможно).
Опустить ноги на пол.
Вдох носом.
Выдох (с произнесением
«Ух!»).
6-7 раз
6
И.п.
–
сидя,
откинувшись
на
спинку стула.
Спокойное
неконтролируемое дыхание.
1-1,5 минуты
7
И.п. – сидя, поза «боксера».
Имитация боксирования двумя
руками попеременно.
Дыхание произвольное.
1 минута
Темп быстрый,
движения рук
резкие,
энергичные.
8
И.п.
–
сидя,
откинувшись
на
спинку стула.
Спокойное
неконтролируемое дыхание.
1-1,5 минуты
9
«Заминка»
Игра «Паровозик»
Дети строятся около стульев в
колонну
по
одному,
руки
согнуты
в
локтях
(имитируют
движение колес паровоза). Идут
друг за другом вокруг стульев.
Перед
началом
движения
–
глубокий,
ясно
слышимый
в д о х
н о с о м ,
в о
в р е м я
движения
плавный
выдох
с
проговариванием
«Чух-чух-
чух» (имитация шума колес
паровоза).
Игра
повторяется
3-4 раза
Комплекс дыхательной гимнастики № 2
№
Упражнения
Особенности дыхания
Указания
1.
«Разминка»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч,
руки на поясе.
Отвести левую руку в сторону,
вернуться в И.п.
Повторить то же правой рукой.
Вдох через нос (шумный,
глубокий).
Выдох через рот (удлиненный).
5-6 раз в
каждую
сторону
2.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
Руки сгибаются в локтевых
суставах, кисти – к плечам.
Круговые движения в плечевых
суставах.
Пауза (5-7 секунд).
Вдох (носом, ясно слышимый
на счет 1,2).
Выдох (удлиненный на счет
3,4,5,6).
6-7 раз
3.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
Отвести левую руку в сторону и
вверх.
Наклониться вниз, достать рукой
пол у правого (противоположного)
носка.
Аналогичное движение другой
рукой.
Вдох носом (глубокий).
Выдох (с громким
произнесением «Ух!»)
5-6 раз
каждой
рукой
4.
И.п. – стоя, ноги вместе.
Спокойное нижнегрудное
дыхание.
6-7 полных
актов
5.
Ходьба на месте.
На счет: 2 шага (1,2) – вдох; 3
шага (3,4,5).
1-1,5
минуты
6.
И.п. – стоя, ноги вместе.
Подняться на носки, руки вверх.
Полное приседание, руки отвести
назад.
Вдох носом (глубокий,
шумный).
Выдох (глубокий, полный).
5-6 раз
7.
«Заминка»
Игра «Куры»
Ребенок стоит прямо, затем
поднимает руки и плечи.
Наклоняется, свободно свесив
руки-«крылья» и опустив голову.
Произносит «Так-так-так»,
одновременно похлопывая себя по
коленям.
Вдох (носом).
Выдох (произносимые детьми
слова помогают
контролировать длину и силу
выдоха).
Повторить
игру 3-5 раз
Приложение 2
Методика обширного умывания.
1.
Ребенок открывает кран с водой, мочит правую ладошку и проводит
ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, произносит: «Раз». То же
повторяет с правой ладошкой.
2.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими
одновременно к подбородку, сказать: «Два».
3.
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней
части груди, сказать: «Три».
4.
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
5.
Ополоснуться, «отжать» руки, вытереться насухо.