Напоминание

Преподавание предмета "Музыка" в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО"


Автор: Птицына Наталья Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Пушкино Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преподавание предмета "Музыка" в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




«Преподавание предмета «Музыка»

в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Составитель:

Птицына Наталья Ивановна,

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 11

Московской области

2017

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………………………..3

2.

Моделирование урока музыки в начальной школе ……………………………5

3.

Моделирование урока музыки в основной школе…………………...................9

4.

Заключение……………………………………………………………………..15

5.

Список литературы……………………………………………………................16

6.

Приложение………………………………………………………………………17

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе - переход к иннова-

ционной экономике, внедрения профессионального стандарта, повлекли к педа-

гогу новые требования: становления новых подходов в содержание предмета и

методики их преподавания. Изменения в экономике бросают вызов традицион-

ной системе образования, которая должна формировать высококвалифицирован-

ных педагогов, способных соответствовать новому времени.

Перед образованием стоит из важных задач воспитания нового поколения

школьников не только хорошо образованных, но и демонстрирующих высокий

уровень культуры, способных проектировать, управлять, обеспечить устойчивое

развитие страны. Какими компетенциями должен обладать школьник, «завтраш-

ний» выпускник, чтобы стать успешным в области образования, науки, культуры

и бизнеса, смог интегрироваться в мировое деловое пространство с сохранением

национально-культурной

идентичности.

Какой

он,

социокультурный

портрет

современного школьника, «завтрашнего» выпускника? Поэтому возник феде-

ральный государственный образовательный стандарт.

В работах Сергеевой Г.П. отмечено, что система современного образова-

ния призвана достичь общей цели уникальными средствами каждого предмета, в

связи с этим появляются новые термины и понятия: универсальные учебные дей-

ствия, планируемые результаты, компетенция, портфель достижений. Это позво-

лило мне выбрать тему: «Сценарий урока с описанием планируемых результа-

тов».

Проведенный анализ работ позволяет нам выделить два основных подходов

в построении образовательной программы: системно - деятельностный и компе-

тетностный;

Фундаментальное ядро музыкального образования являются: базовые нацио-

нальные ценности; теории, концепции, идеи; учебно-универсальные действия;

планируемые результаты.

Мы подробно рассмотрим понятие «планируемые результаты», позволяю-

щие ребенку успешно адаптироваться к быстроменяющимся условиям мульти-

культурного мира. Основу планируемых результатов составляют: ведущие целе-

вые установки и основные ожидаемые результаты.

Опираясь, на примерную образовательную программу НОО и ООО, мы вы-

делили структуру планируемых результатов:

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

- достижение планируемых результатов.

Достижения планируемых и ожидаемых результатов освоения программы

имеет уровневый подход, направленный на освоение содержания учебного мате-

риала: базовый и повышенный.

Проблемный вопрос: к педагогу предъявляются новые требования в преподава-

нии предмета «Музыка» и индивидуализация обучения через малые формы орга-

низации детей.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства.

Исходя из поставленной цели, выделяем следующие задачи:

- проанализировать примерные общеобразовательные программы по музыке;

- овладеть современными педагогическими технологиями, направленные на фор-

мирование личностных, познавательных, коммуникативных, социальных компе-

тенций у школьников с 1по 8 классы;

- составлять сценарий урока, выделять её компоненты и линию драматургии;

- описывать планируемые результаты.

Рассмотрим два сценария урока в начальной и основной школе.

1.

Моделирование урока в начальной школе

В четвертом классе «А» обучаются 32 человека. Из них 5 человек обучаются

в музыкальной школе.

Раздел: В концертном зале

Тема урока: Счастье в сирени живёт….

Тип урока: комплексный

Жанр урока: урок-путешествие

Цель урока: сформировать представления о композиторе С.В.Рахманинове

Задачи урока:

- Личностные: развитие ассоциативно-образного и критического мышления;

- Познавательные: познакомить с историей романса «Сирень»;

- Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказыва-

ния в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и по-

нятий);

- Социальные: понимание жизненного содержания народной, религиозной, клас-

сической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отно-

шения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, Рос-

сии, мира, знаний о музыке и музыкантах.

Музыкальный материал, оборудование:

аудио романс «Сирень»;

видеофрагмент концерт №3 для фортепиано;

компьютер;

картинная галерея;

презентация «С.В.Рахманинов».

1.2. Завязка

Педагогические технологии:

-восприятие музыкального произведения и размышление о ней;

- описание музыкального образа;

- игровые приемы;

-создание ролевой установки;

Проблемный вопрос:

- Как вы понимаете высказывание: «Счастье в сирени живет….»

(чтение стихотворение «Сирень»)

Предлагаемые вопросы:

- Какое настроение данного стихотворения?

- Какие интонации вы услышали?

- Представьте, что вы композитор, какую музыку сочинили?

- Сделайте поэтическое описание?

Вывод: образ

1.3. Экспозиция

Педагогические технологии:

- работа с учебником и тетрадями;

- вокальное воспроизведение мелодии;

-пластическое проинтонирование;

- подбор ассоциативного ряда (изобразительное искусство, литература, музыка);

- ролевая установка;

(прослушивание романса «Сирень»)

Предлагаемые вопросы:

- Какой характер мелодии?

- Какое твое впечатление?

- Покажите образ жестами?

- Какому жанру вы отнесете?

- Подумайте и подберите стихотворения к романсу «Сирень»?

- Может ли кто-нибудь из вас пропеть мелодию?

Вывод: вокализ

(знакомство с композитором С.В.Рахманинов)

1.4. Разработка

Педагогические технологии:

- работа с учебником и тетрадями;

- вокальное воспроизведение мелодии;

- инсценирование музыкального произведения фрагмента;

- творческое музицирование;

- подбор ассоциативного ряда (изобразительное искусство, литература, музыка);

-сравнение исполнителей романса «Сирень»;

-ролевая установка;

- работа с учебником;

Предлагаемые вопросы:

-Какие средства выразительности подчеркивает характер мелодии?

- Определите тембр звучания?

- Послушай романс и спой его?

- Воспроизведите мелодию голосом?

- В каком регистре звучит мелодия?

- Составьте выразительные пластические композиции?

- С какими уже знакомыми произведениями можете сравнить?

- Представьте, что вы режиссер, постарайтесь воспроизвести в сценическом дей-

ствии?

(звучит романс в мужском исполнении)

- Определите характер мелодии?

- Сходство и различие в исполнении романса «Сирень»?

- Подберите картины к романсу?

(на доске схематично показано развитие мелодии)

- Выбрать из предлагаемой нотной записи ритмический рисунок прозвучавшему

музыкальному произведению?

(работа с учебником, стр.81)

- разучи мелодию?

- Как её будете исполнять?

Вывод: сопрано, романс.

1.5. Кульминация

Педагогические технологии:

- музицирование;

- ролевая установка;

- здоровьесбережающие и арт-терапия;

- ритмические упражнения;

Предлагаемые вопросы:

- Изобразите в цветовой гамме?

- Представьте себе, что вы аранжировщик, вам необходимо изменить звучания ро-

манса, какие музыкальные инструменты вы привлекли?

(учитель предлагает сыграть на ложках)

-

Как вы думаете, почему мелодию из романса мы сыграли на ложках?

Вывод: Ложки - русский народный инструмент, С.В.Рахманинов мечтал вернуться в

Россию, он ее очень любил.

1.6. Развязка

Педагогические технологии:

- работа с музыкальным словарем;

- выполнение диагностических тестов: синквейн

Предлагаемые вопросы:

- О чем с нами говорил С.В.Рахманинов?

- Какой вопрос вы бы задали ему?

1.7. Последействия

Педагогические технологии:

- обогащение эмоционально-эстетического словаря;

- становление ассоциативно-образное мышление.

Предлагаемые вопросы:

- Что нового для себя узнали?

- Что вызвало у вас большой интерес?

Планируемые результаты:

Личностные: понимание социальных функций музыки (познавательной, ком-

муникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в

жизни людей, общества, в своей жизни; понимание жизненного содержания

классической на основе эмоционального и осознанного отношения к разнооб-

разным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о

музыке и музыкантах, музицирования, усвоение единства деятельности компози-

тора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования.

Предметные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произ-

ведений жанров, стилей классической музыки; владение словарем музыкальных

терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музициро-

вания; поиск и использование в практической деятельности информации о му

зыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инстру-

ментах (в том числе, с применением компьютерных средств); владение умениями

и

навыками

самостоятельного

интонационно-образного

и

жанрово-стилевого

анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы

музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельно-

сти; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия

музыки и музицирования.

Метапредметные: владение умением целеполагания в постановке учебных

задач при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и

стилей классической музыки; планирование собственных действий в процессе

восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, создания компо-

зиций,

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развитие навы-

ков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о

музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования.

2.

Моделирование урока в шестом классе

Раздел: Мир музыкальных образов и инструментальной музыки

Тема урока: Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Тип урока: комплексный

Жанр урока: урок-кроссворд

Цель: формировать представление образа Ф. Шаляпина как мастер исполнения

Задачи:

Личностные: развитие познавательных процессов (мышление, воображение);

Познавательные: познакомить с творчеством Ф. И. Шаляпина и сравнивать му-

зыкальные образы, исполненные Ф.И. Шаляпиным;

Коммуникативные: формировать умения работать в малых группах;

Социальные: формировать эстетические вкусы.

Оборудование, музыкальный материал:

Видеофрагмент «Лица истории –Федор Шаляпин: 140 лет;

Видеофрагмент оперы «Иван Сусанин» ария «Ты взойдешь моя заря»;

Видеофрагмент оперы «Руслан и Людмила» Фарлаф;

Русская народная песня «Эй, ухнем» (минусовка);

Видео русской народной песни «Эй, ухнем»

Картина «Бурлаки на волге»;

Музыкальные инструменты: свирель, ксилофон, треугольник; колокольчик;

Учебники (стр.26).

Сценическое действие урока:

1.

Развязка – задумайся

2.

Экспозиция;

3.

Разработка

4.

Кульминация

5.

Развязка

6.

Последействие

В 6 «В» классе -32 человека. Из них 4 человека посещают музыкальную

школу.

При моделировании сценария урока важно использовать работу в малых груп-

пах от двух до пяти человек. Учащиеся выполняют задание в команде, догова-

риваются о том, кто будет из них отвечать.

2.1 Драматургия урока: завязка

Педагогические технологии:

- становление музыкально-образного восприятия;

-развитие ассоциативно-образное мышление;

- размышление о высказывании

- пластически интонирование;

Эпиграф: Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан? (А. Блок)

Предлагаемые вопросы:

- Как вы понимаете данное высказывание?

- О чем говорит поэт А. Блок потомкам?

- Какой характер мелодии вы услышали?

- Какой художественный образ вы представили?

- Покажите образ жестами?

(учитель записывает топорные слова на доске)

Проблемный вопрос:

- Кто-нибудь из вас догадался, о чем пойдет речь?

Вывод: важен исполнитель.

Планируемые результаты на данном этапе урока:

Предметные: вспомнить термины интонация – образ;

Метапредметные: подобрать звуковой ряд к данному высказыванию;

Личностные: осмысление высказывания, опираясь на свой жизненный опыт.

2.2. Экспозиция

Педагогические технологии:

- технологии здоровье сбережения и арт-терапия;

- технология становление ассоциативно-образного мышления;

- инсценирование;

- пение (вокалотерапия);

(звучит музыкальное произведение русская народная песня «Эй, эй ухнем) (без

слов)

Предлагаемые вопросы:

-Представьте, что вы художник, чтобы вы нарисовали?

- Какие интонации вы услышали?

-Что помогло вам определить образ?

-Придумай название этому музыкальному произведению?

- Какой образ вы себе представили?

(учитель записывает на доске)

-Представьте, что вы скульптор, изобразите жестами: уведающий цветок, море,

медведь, ручей, дождь?

- Определите и опишите портрет, возраст, телосложения человека?

- Сравним ваши словесные высказывания, фантазии с композитором и исполни-

телем?

(видео русской народной песни «Эй, эй, ухнем»)

-Послушайте музыкальное произведение, вспомните жанр?

- Благодаря каким приемам музыкального развития композитор рисует?

-Благодаря каким прием музыкального развития исполнитель рисует?

- Какие тембры инструментов способствуют этому?

-Какие тембры голоса способствуют раскрытию музыкального образа?

- Какое настроение вызывает песня?

Вывод: Шаляпин – великий певец.

Планируемые результаты на этом этапе урока:

Предметные: знакомство с русской народной песне «Эй, ухнем»

Метапредметные: формирование умения определять образы

Личностные: формирование интерес к русской культуре.

2.3. Разработка

Педагогические технологии:

- технология становление ассоциативно-образного мышления;

- диагностические тестирование: звуковой

- инсценирование фрагмента песни «Эй, ухнем»;

- сравнение музыкальных произведений;

- блиц-опрос;

- работа с учебником;

- оценивание выполнения домашнего задания.

(учитель раздает нотный материал)

Предлагаемые вопросы:

- Как, вы думаете это музыка?

- Что для этого нужно, чтобы ноты стали музыкой?

Проблемный вопрос:

-Кому принадлежит высказывание?

(слайд Ноты –это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор

(каждая команда по очереди называет букву, которая первая и правильно ответить на вопросы)

(см. приложение)

Ш

А

Л

Я

П

И

Н

Предлагаемые вопросы:

- Что заставило Шаляпина петь?

- Музыкальные произведения исполнял Ф.И.Шаляпин?

(видеофрагмент Лица истории - Ф.И. Шаляпина)

-Охарактеризуй образы, созданные певцом в опере?

- Может кто-то пропеть мелодию?

-Покажите художественный образ жестами?

- Пластически проинтонировать?

- Выявить сходства и различие в операх «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»?

- Продирижируйте, используйте выразительные движения?

- Сравните иллюстрации учебника, дайте словесную характеристику?

- Определите, каким музыкальным и литературным сочинениям созвучны изоб-

ражения на страницах учебника?

(видеофрагмент оперы «Иван Сусанин», ария «Ты взойдешь моя заря», оперы

«Руслан и Людмила», Фарлаф)

Вывод: мастер воплощения – певец Ф.И. Шаляпин

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с биографией Ф.И. Шаляпина

Метапредметные: формировать умения сравнивать музыкальные произведения

Личностные: формирование уважения к русской культуре

2.4.

Кульминация

Педагогические технологии:

-технология развития ассоциативно-образного мышления;

- музицирование;

- музыкальная импровизация;

- размышление и обсуждение о музыкальных инструментах

Предлагаемые вопросы:

- Как вы думаете может ли исполняться современными композиторами, певца-

ми?

- Какие музыкальные инструменты звучали?

- Представьте себя создателям аранжировки русской народной песни, фрагмента

оперы?

2.5.

Развязка

Педагогические технологии:

- становление ассоциативно-образного мышления;

- работа с интернетом;

Предлагаемые вопросы:

- Каким вам представляется эмоциональное состояние героя?

- Подберите дополнительный материал о Ф.И.Шаляпине?

2.6.

Последействие

Педагогические технологии:

- становление ассоциативно-образного мышления;

Предлагаемые вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Что для вас самое яркое на уроке?

Планируемые результаты:

Личностные: формирование эмоционально-положительного отношения к изуче-

нию творчества Ф.И. Шаляпина его исполнений музыкальных образов; гармони-

зация личности школьника с окружающими миром; становление целостного

мировоззрения в процессе изучения образов исполненных Ф.И. Шаляпиным;

восприятие сценического образа как части мировой художественной культуры;

развитие эстетического сознания обучающихся на основе изучения музыки, ли-

тературы, художественных творений других видов искусства (изобразительное

искусство, кино, театр); использование информационно-коммуникационных ре-

сурсов в процессе накопления и расширения представлений о значении творче-

ства Ф.И. Шаляпина для современных слушателей и исполнителей.

Предметные:

характеризуют уровень сформированности универсальных учеб-

ных действий (далее – УУД) и отражают умения: самостоятельно формулировать

учебные задачи и выбирать эффективные способы их решения при анализе сце-

нических образов, оценивать правильность выполнения учебно-практических и

учебно-творческих задач, осуществлять контроль и коррекцию собственных дей-

ствий при восприятии и исполнении музыки, ответов на вопросы, высказываний,

устанавливать ассоциации, аналогии и классифицировать жанры исполненных

Ф.И.Шаляпиным; осознанно использовать речевые средства в процессе анализа

музыкальных образов, высказываний собственной точки зрения, выводов; приме-

нять ИКТ для поиска необходимой информации о жизни и творчестве Ф.И.Шаля-

пина.

Метапредметные: осознанное чтение информационных и литературных тек-

стов, выделение ключевых слов и выражений; определение средств выразитель-

ности; соотнесение содержания литературных источников с музыкальным и зри-

тельным рядами учебника; умение участвовать в дискуссии по поводу воздей-

ствия сценических образов Ф. Шаляпиным, на слушателей; проявление интереса

к выполнению творческих самостоятельных заданий, оцениванию их качества;

приобретение навыков самообразования в процессе изучения и закрепления

учебной темы.

Заключение

В процессе написания итогово-значимой работы была достигнута цель.

Нами были сформулированы основные выводы:

- уточнены понятие и структура планируемых результатов;

- проанализированы программы начального, основного образования и дополни-

тельный материал по темам: моделирование сценария урока, планируемые ре-

зультаты;

- освоены современные педагогические технологии;

- приобретен навык в моделировании сценария урока:

-

приобретен

опыт

в

совершенствовании

профессионально-педагогических

компетентностей:

Список литературы

1.

Закон «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Вебинар «Развитие профессиональной компететности учителей музыки

3.

Вебинар «Урок-основная форма организации образовательного процесса при

предмету «Музыка» ОО». 2017

4.

Нормативные документы, регламентирующие деятельности учителей музы-

ки в ОО (лекция). 2017

5.

Примерная программа начального образования

6.

Примерная программа основного образования

7.

Особенности реализации примерных программ по предмету «Музыка» на-

чальногог и основного общего образования (лекция). 2017

8.

Сергеева Г.П. Планируемые результаты. Музыка 5-7 классы

9.

Сергеева Г.П. Формирование профессиональных компетентностей учителя

музыки в дополнительном профессиональном образовании (презентация)

10.Сергеева Г.П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка»

в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музы-

ки в образовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия,

2010



В раздел образования