Автор: Птицына Наталья Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Пушкино Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преподавание предмета "Музыка" в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
«Преподавание предмета «Музыка»
в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Составитель:
Птицына Наталья Ивановна,
Учитель музыки
МБОУ СОШ № 11
Московской области
2017
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………………………..3
2.
Моделирование урока музыки в начальной школе ……………………………5
3.
Моделирование урока музыки в основной школе…………………...................9
4.
Заключение……………………………………………………………………..15
5.
Список литературы……………………………………………………................16
6.
Приложение………………………………………………………………………17
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе - переход к иннова-
ционной экономике, внедрения профессионального стандарта, повлекли к педа-
гогу новые требования: становления новых подходов в содержание предмета и
методики их преподавания. Изменения в экономике бросают вызов традицион-
ной системе образования, которая должна формировать высококвалифицирован-
ных педагогов, способных соответствовать новому времени.
Перед образованием стоит из важных задач воспитания нового поколения
школьников не только хорошо образованных, но и демонстрирующих высокий
уровень культуры, способных проектировать, управлять, обеспечить устойчивое
развитие страны. Какими компетенциями должен обладать школьник, «завтраш-
ний» выпускник, чтобы стать успешным в области образования, науки, культуры
и бизнеса, смог интегрироваться в мировое деловое пространство с сохранением
национально-культурной
идентичности.
Какой
он,
социокультурный
портрет
современного школьника, «завтрашнего» выпускника? Поэтому возник феде-
ральный государственный образовательный стандарт.
В работах Сергеевой Г.П. отмечено, что система современного образова-
ния призвана достичь общей цели уникальными средствами каждого предмета, в
связи с этим появляются новые термины и понятия: универсальные учебные дей-
ствия, планируемые результаты, компетенция, портфель достижений. Это позво-
лило мне выбрать тему: «Сценарий урока с описанием планируемых результа-
тов».
Проведенный анализ работ позволяет нам выделить два основных подходов
в построении образовательной программы: системно - деятельностный и компе-
тетностный;
Фундаментальное ядро музыкального образования являются: базовые нацио-
нальные ценности; теории, концепции, идеи; учебно-универсальные действия;
планируемые результаты.
Мы подробно рассмотрим понятие «планируемые результаты», позволяю-
щие ребенку успешно адаптироваться к быстроменяющимся условиям мульти-
культурного мира. Основу планируемых результатов составляют: ведущие целе-
вые установки и основные ожидаемые результаты.
Опираясь, на примерную образовательную программу НОО и ООО, мы вы-
делили структуру планируемых результатов:
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
- достижение планируемых результатов.
Достижения планируемых и ожидаемых результатов освоения программы
имеет уровневый подход, направленный на освоение содержания учебного мате-
риала: базовый и повышенный.
Проблемный вопрос: к педагогу предъявляются новые требования в преподава-
нии предмета «Музыка» и индивидуализация обучения через малые формы орга-
низации детей.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства.
Исходя из поставленной цели, выделяем следующие задачи:
- проанализировать примерные общеобразовательные программы по музыке;
- овладеть современными педагогическими технологиями, направленные на фор-
мирование личностных, познавательных, коммуникативных, социальных компе-
тенций у школьников с 1по 8 классы;
- составлять сценарий урока, выделять её компоненты и линию драматургии;
- описывать планируемые результаты.
Рассмотрим два сценария урока в начальной и основной школе.
1.
Моделирование урока в начальной школе
В четвертом классе «А» обучаются 32 человека. Из них 5 человек обучаются
в музыкальной школе.
Раздел: В концертном зале
Тема урока: Счастье в сирени живёт….
Тип урока: комплексный
Жанр урока: урок-путешествие
Цель урока: сформировать представления о композиторе С.В.Рахманинове
Задачи урока:
- Личностные: развитие ассоциативно-образного и критического мышления;
- Познавательные: познакомить с историей романса «Сирень»;
- Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказыва-
ния в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и по-
нятий);
- Социальные: понимание жизненного содержания народной, религиозной, клас-
сической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отно-
шения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, Рос-
сии, мира, знаний о музыке и музыкантах.
Музыкальный материал, оборудование:
аудио романс «Сирень»;
видеофрагмент концерт №3 для фортепиано;
компьютер;
картинная галерея;
презентация «С.В.Рахманинов».
1.2. Завязка
Педагогические технологии:
-восприятие музыкального произведения и размышление о ней;
- описание музыкального образа;
- игровые приемы;
-создание ролевой установки;
Проблемный вопрос:
- Как вы понимаете высказывание: «Счастье в сирени живет….»
(чтение стихотворение «Сирень»)
Предлагаемые вопросы:
- Какое настроение данного стихотворения?
- Какие интонации вы услышали?
- Представьте, что вы композитор, какую музыку сочинили?
- Сделайте поэтическое описание?
Вывод: образ
1.3. Экспозиция
Педагогические технологии:
- работа с учебником и тетрадями;
- вокальное воспроизведение мелодии;
-пластическое проинтонирование;
- подбор ассоциативного ряда (изобразительное искусство, литература, музыка);
- ролевая установка;
(прослушивание романса «Сирень»)
Предлагаемые вопросы:
- Какой характер мелодии?
- Какое твое впечатление?
- Покажите образ жестами?
- Какому жанру вы отнесете?
- Подумайте и подберите стихотворения к романсу «Сирень»?
- Может ли кто-нибудь из вас пропеть мелодию?
Вывод: вокализ
(знакомство с композитором С.В.Рахманинов)
1.4. Разработка
Педагогические технологии:
- работа с учебником и тетрадями;
- вокальное воспроизведение мелодии;
- инсценирование музыкального произведения фрагмента;
- творческое музицирование;
- подбор ассоциативного ряда (изобразительное искусство, литература, музыка);
-сравнение исполнителей романса «Сирень»;
-ролевая установка;
- работа с учебником;
Предлагаемые вопросы:
-Какие средства выразительности подчеркивает характер мелодии?
- Определите тембр звучания?
- Послушай романс и спой его?
- Воспроизведите мелодию голосом?
- В каком регистре звучит мелодия?
- Составьте выразительные пластические композиции?
- С какими уже знакомыми произведениями можете сравнить?
- Представьте, что вы режиссер, постарайтесь воспроизвести в сценическом дей-
ствии?
(звучит романс в мужском исполнении)
- Определите характер мелодии?
- Сходство и различие в исполнении романса «Сирень»?
- Подберите картины к романсу?
(на доске схематично показано развитие мелодии)
- Выбрать из предлагаемой нотной записи ритмический рисунок прозвучавшему
музыкальному произведению?
(работа с учебником, стр.81)
- разучи мелодию?
- Как её будете исполнять?
Вывод: сопрано, романс.
1.5. Кульминация
Педагогические технологии:
- музицирование;
- ролевая установка;
- здоровьесбережающие и арт-терапия;
- ритмические упражнения;
Предлагаемые вопросы:
- Изобразите в цветовой гамме?
- Представьте себе, что вы аранжировщик, вам необходимо изменить звучания ро-
манса, какие музыкальные инструменты вы привлекли?
(учитель предлагает сыграть на ложках)
-
Как вы думаете, почему мелодию из романса мы сыграли на ложках?
Вывод: Ложки - русский народный инструмент, С.В.Рахманинов мечтал вернуться в
Россию, он ее очень любил.
1.6. Развязка
Педагогические технологии:
- работа с музыкальным словарем;
- выполнение диагностических тестов: синквейн
Предлагаемые вопросы:
- О чем с нами говорил С.В.Рахманинов?
- Какой вопрос вы бы задали ему?
1.7. Последействия
Педагогические технологии:
- обогащение эмоционально-эстетического словаря;
- становление ассоциативно-образное мышление.
Предлагаемые вопросы:
- Что нового для себя узнали?
- Что вызвало у вас большой интерес?
Планируемые результаты:
Личностные: понимание социальных функций музыки (познавательной, ком-
муникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в
жизни людей, общества, в своей жизни; понимание жизненного содержания
классической на основе эмоционального и осознанного отношения к разнооб-
разным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о
музыке и музыкантах, музицирования, усвоение единства деятельности компози-
тора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования.
Предметные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произ-
ведений жанров, стилей классической музыки; владение словарем музыкальных
терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музициро-
вания; поиск и использование в практической деятельности информации о му
зыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инстру-
ментах (в том числе, с применением компьютерных средств); владение умениями
и
навыками
самостоятельного
интонационно-образного
и
жанрово-стилевого
анализа музыкальных сочинений на основе понимания интонационной природы
музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельно-
сти; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия
музыки и музицирования.
Метапредметные: владение умением целеполагания в постановке учебных
задач при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и
стилей классической музыки; планирование собственных действий в процессе
восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, создания компо-
зиций,
совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развитие навы-
ков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о
музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования.
2.
Моделирование урока в шестом классе
Раздел: Мир музыкальных образов и инструментальной музыки
Тема урока: Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Тип урока: комплексный
Жанр урока: урок-кроссворд
Цель: формировать представление образа Ф. Шаляпина как мастер исполнения
Задачи:
Личностные: развитие познавательных процессов (мышление, воображение);
Познавательные: познакомить с творчеством Ф. И. Шаляпина и сравнивать му-
зыкальные образы, исполненные Ф.И. Шаляпиным;
Коммуникативные: формировать умения работать в малых группах;
Социальные: формировать эстетические вкусы.
Оборудование, музыкальный материал:
Видеофрагмент «Лица истории –Федор Шаляпин: 140 лет;
Видеофрагмент оперы «Иван Сусанин» ария «Ты взойдешь моя заря»;
Видеофрагмент оперы «Руслан и Людмила» Фарлаф;
Русская народная песня «Эй, ухнем» (минусовка);
Видео русской народной песни «Эй, ухнем»
Картина «Бурлаки на волге»;
Музыкальные инструменты: свирель, ксилофон, треугольник; колокольчик;
Учебники (стр.26).
Сценическое действие урока:
1.
Развязка – задумайся
2.
Экспозиция;
3.
Разработка
4.
Кульминация
5.
Развязка
6.
Последействие
В 6 «В» классе -32 человека. Из них 4 человека посещают музыкальную
школу.
При моделировании сценария урока важно использовать работу в малых груп-
пах от двух до пяти человек. Учащиеся выполняют задание в команде, догова-
риваются о том, кто будет из них отвечать.
2.1 Драматургия урока: завязка
Педагогические технологии:
- становление музыкально-образного восприятия;
-развитие ассоциативно-образное мышление;
- размышление о высказывании
- пластически интонирование;
Эпиграф: Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан? (А. Блок)
Предлагаемые вопросы:
- Как вы понимаете данное высказывание?
- О чем говорит поэт А. Блок потомкам?
- Какой характер мелодии вы услышали?
- Какой художественный образ вы представили?
- Покажите образ жестами?
(учитель записывает топорные слова на доске)
Проблемный вопрос:
- Кто-нибудь из вас догадался, о чем пойдет речь?
Вывод: важен исполнитель.
Планируемые результаты на данном этапе урока:
Предметные: вспомнить термины интонация – образ;
Метапредметные: подобрать звуковой ряд к данному высказыванию;
Личностные: осмысление высказывания, опираясь на свой жизненный опыт.
2.2. Экспозиция
Педагогические технологии:
- технологии здоровье сбережения и арт-терапия;
- технология становление ассоциативно-образного мышления;
- инсценирование;
- пение (вокалотерапия);
(звучит музыкальное произведение русская народная песня «Эй, эй ухнем) (без
слов)
Предлагаемые вопросы:
-Представьте, что вы художник, чтобы вы нарисовали?
- Какие интонации вы услышали?
-Что помогло вам определить образ?
-Придумай название этому музыкальному произведению?
- Какой образ вы себе представили?
(учитель записывает на доске)
-Представьте, что вы скульптор, изобразите жестами: уведающий цветок, море,
медведь, ручей, дождь?
- Определите и опишите портрет, возраст, телосложения человека?
- Сравним ваши словесные высказывания, фантазии с композитором и исполни-
телем?
(видео русской народной песни «Эй, эй, ухнем»)
-Послушайте музыкальное произведение, вспомните жанр?
- Благодаря каким приемам музыкального развития композитор рисует?
-Благодаря каким прием музыкального развития исполнитель рисует?
- Какие тембры инструментов способствуют этому?
-Какие тембры голоса способствуют раскрытию музыкального образа?
- Какое настроение вызывает песня?
Вывод: Шаляпин – великий певец.
Планируемые результаты на этом этапе урока:
Предметные: знакомство с русской народной песне «Эй, ухнем»
Метапредметные: формирование умения определять образы
Личностные: формирование интерес к русской культуре.
2.3. Разработка
Педагогические технологии:
- технология становление ассоциативно-образного мышления;
- диагностические тестирование: звуковой
- инсценирование фрагмента песни «Эй, ухнем»;
- сравнение музыкальных произведений;
- блиц-опрос;
- работа с учебником;
- оценивание выполнения домашнего задания.
(учитель раздает нотный материал)
Предлагаемые вопросы:
- Как, вы думаете это музыка?
- Что для этого нужно, чтобы ноты стали музыкой?
Проблемный вопрос:
-Кому принадлежит высказывание?
(слайд Ноты –это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор
(каждая команда по очереди называет букву, которая первая и правильно ответить на вопросы)
(см. приложение)
Ш
А
Л
Я
П
И
Н
Предлагаемые вопросы:
- Что заставило Шаляпина петь?
- Музыкальные произведения исполнял Ф.И.Шаляпин?
(видеофрагмент Лица истории - Ф.И. Шаляпина)
-Охарактеризуй образы, созданные певцом в опере?
- Может кто-то пропеть мелодию?
-Покажите художественный образ жестами?
- Пластически проинтонировать?
- Выявить сходства и различие в операх «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»?
- Продирижируйте, используйте выразительные движения?
- Сравните иллюстрации учебника, дайте словесную характеристику?
- Определите, каким музыкальным и литературным сочинениям созвучны изоб-
ражения на страницах учебника?
(видеофрагмент оперы «Иван Сусанин», ария «Ты взойдешь моя заря», оперы
«Руслан и Людмила», Фарлаф)
Вывод: мастер воплощения – певец Ф.И. Шаляпин
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с биографией Ф.И. Шаляпина
Метапредметные: формировать умения сравнивать музыкальные произведения
Личностные: формирование уважения к русской культуре
2.4.
Кульминация
Педагогические технологии:
-технология развития ассоциативно-образного мышления;
- музицирование;
- музыкальная импровизация;
- размышление и обсуждение о музыкальных инструментах
Предлагаемые вопросы:
- Как вы думаете может ли исполняться современными композиторами, певца-
ми?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
- Представьте себя создателям аранжировки русской народной песни, фрагмента
оперы?
2.5.
Развязка
Педагогические технологии:
- становление ассоциативно-образного мышления;
- работа с интернетом;
Предлагаемые вопросы:
- Каким вам представляется эмоциональное состояние героя?
- Подберите дополнительный материал о Ф.И.Шаляпине?
2.6.
Последействие
Педагогические технологии:
- становление ассоциативно-образного мышления;
Предлагаемые вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Что для вас самое яркое на уроке?
Планируемые результаты:
Личностные: формирование эмоционально-положительного отношения к изуче-
нию творчества Ф.И. Шаляпина его исполнений музыкальных образов; гармони-
зация личности школьника с окружающими миром; становление целостного
мировоззрения в процессе изучения образов исполненных Ф.И. Шаляпиным;
восприятие сценического образа как части мировой художественной культуры;
развитие эстетического сознания обучающихся на основе изучения музыки, ли-
тературы, художественных творений других видов искусства (изобразительное
искусство, кино, театр); использование информационно-коммуникационных ре-
сурсов в процессе накопления и расширения представлений о значении творче-
ства Ф.И. Шаляпина для современных слушателей и исполнителей.
Предметные:
характеризуют уровень сформированности универсальных учеб-
ных действий (далее – УУД) и отражают умения: самостоятельно формулировать
учебные задачи и выбирать эффективные способы их решения при анализе сце-
нических образов, оценивать правильность выполнения учебно-практических и
учебно-творческих задач, осуществлять контроль и коррекцию собственных дей-
ствий при восприятии и исполнении музыки, ответов на вопросы, высказываний,
устанавливать ассоциации, аналогии и классифицировать жанры исполненных
Ф.И.Шаляпиным; осознанно использовать речевые средства в процессе анализа
музыкальных образов, высказываний собственной точки зрения, выводов; приме-
нять ИКТ для поиска необходимой информации о жизни и творчестве Ф.И.Шаля-
пина.
Метапредметные: осознанное чтение информационных и литературных тек-
стов, выделение ключевых слов и выражений; определение средств выразитель-
ности; соотнесение содержания литературных источников с музыкальным и зри-
тельным рядами учебника; умение участвовать в дискуссии по поводу воздей-
ствия сценических образов Ф. Шаляпиным, на слушателей; проявление интереса
к выполнению творческих самостоятельных заданий, оцениванию их качества;
приобретение навыков самообразования в процессе изучения и закрепления
учебной темы.
Заключение
В процессе написания итогово-значимой работы была достигнута цель.
Нами были сформулированы основные выводы:
- уточнены понятие и структура планируемых результатов;
- проанализированы программы начального, основного образования и дополни-
тельный материал по темам: моделирование сценария урока, планируемые ре-
зультаты;
- освоены современные педагогические технологии;
- приобретен навык в моделировании сценария урока:
-
приобретен
опыт
в
совершенствовании
профессионально-педагогических
компетентностей:
Список литературы
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Вебинар «Развитие профессиональной компететности учителей музыки
3.
Вебинар «Урок-основная форма организации образовательного процесса при
предмету «Музыка» ОО». 2017
4.
Нормативные документы, регламентирующие деятельности учителей музы-
ки в ОО (лекция). 2017
5.
Примерная программа начального образования
6.
Примерная программа основного образования
7.
Особенности реализации примерных программ по предмету «Музыка» на-
чальногог и основного общего образования (лекция). 2017
8.
Сергеева Г.П. Планируемые результаты. Музыка 5-7 классы
9.
Сергеева Г.П. Формирование профессиональных компетентностей учителя
музыки в дополнительном профессиональном образовании (презентация)
10.Сергеева Г.П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка»
в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музы-
ки в образовательных учреждениях. – М.: ГОУ Педагогическая академия,
2010