Автор: Григорьева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
Российского
общества
является
образование.
Политика
государства
направлена,
прежде
всего,
на
обновление
и
повышение
качества
дошкольного
образования,
на
повышение
статуса педагогических работников, а также на максимальное улучшение качества
предоставляемых образовательных услуг. О чем свидетельствуют вступившие в
силу
новые
нормативно-правовые
документах
в
области
дошкольного
образования.
В
связи
с
чем,
перед
руководителями
каждого
дошкольного
образовательного учреждения встает задача - повышение конкурентоспособности
на рынке образовательных услуг, формирование положительного отношения к
образовательному учреждению, которое невозможно без определения своих целей
и ценностей, стратегии организации педагогического процесса и оказываемых
услуг,
правил
поведения
и
нравственных
принципов
педагогов,
поддержания
высокой репутации ДОУ в системе образования. Все это составляет единую
систему организационной культуры.
Целью
работы
дошкольного
учреждения
по
ф о рм и р о ва н и ю
организационной культуры является:
Создание
системы
по
формированию
организационной
культуры
дошкольного
образовательного
учреждения
для
построения
инновационной
модели образовательного пространства, обеспечивающую доступность и новое
качество образования.
В процессе работы решаются следующие задачи:
1. Создать условия для формирования организационной культуры МБДОУ.
2. Создать систему привязки марочной индивидуальности образовательного
учреждения,
через
разработку
марочных
атрибутов
(логотип,
эмблему
и
т.д.,
имидж БДОУ).
3. Формировать
сплоченный
коллектив
единомышленников,
способный
эффективно осуществлять цели, стоящие перед БДОУ.
Участниками
являются
заведующий
ДОУ,
заместитель
заведующего
по
ВМР,
воспитатели,
специалисты,
сотрудники
образовательного
учреждения,
потребители услуг (дети, посещающие детский сад и их родители).
Механизм
работы
по
формированию
организационной
культуры,
осуществляются
с помощью организации работы творческих групп педагогов:
«Имидж ДОУ»;
«Наш коллектив»; «Инновационный детский сад»; «Создание
информационного пространства ДОУ».
В рамках работы творческой группы «Имидж ДОУ»
создали систему
фирменного стиля, через разработку марочных атрибутов:
Определи
фирменные
цвета
детского
сада;
разработаны
следующие
марочные атрибуты: бейдж сотрудника, фирменный шарф, фирменные футболки с
эмблемой учреждения, эмблема ДОУ, флаг, талисманы, летописи детского сада,
книга отзывов для родителей и гостей, фотоальбомы; фирменное оформление
методических разработок.
Для
повышения
профессионального
мастерства
педагогов
были
организованы
семинары-практикумы:
«Коммуникативная культура педагога»;
«Профессиональное мастерство педагога»;
«Деловой этикет»;
«Воспитание
внутренней культуры»; «Имидж внешнего вида сотрудников» и т.п..
Большое внимание в данном направлении педагоги уделяют организации
совместных мероприятий детей и родителей, что позволяет не только повысить
качество
образовательной
деятельности,
но
и
формировать
привлекательный
имидж дошкольного учреждения: дни открытых дверей, гость группы, семейные
конкурсы, праздники, творческие мастерские: Конкурс на лучшую рекламную
визитную карточку БДОУ; конкурс творческих работ «Детский сад глазами детей
и родителей»; открытый конкурс на лучшую рекламную акцию БДОУ – девиз,
слоган, логотип (все желающие на районном уровне); конкурс среди родителей –
изготовление коллажей «Наш детский сад».
С целью формирования традиций в
нашем дошкольном учреждении,
улучшения психологического микроклимата в коллективе проводятся праздники,
корпоративные
мероприятия:
«Новогодний
огонек»,
«День
дошкольного
работника», «Посвящение в пенсионеры», празднование «Юбилеев сотрудников»,
«День рождение детского сада», «Посвящение в воспитатели».
Сплоченный, заинтересованный коллектив ДОУ – необходимый элемент в
профессиональном и психологическом благополучии
развития ДОУ. В рамках
работы творческой группы «Наш коллектив» действует система наставничества,
школа молодого педагога, организуются открытые занятия, происходит обмен
опытом,
реализуются
творческие
проекты,
конкурсы.
ДОУ
обязательно
поддерживает творчески работающих педагогов через благодарности, грамоты,
поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» по итогам года.
Педагоги БДОУ организует тренинги, деловые игры, упражнения целью
которых является сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков,
умения разрешать конфликты, создание в педагогическом коллективе ситуации
успеха: «Раскрытие индивидуальности педагогов и сплочение педагогического
коллектива»;
«Профилактика
конфликтов
в
педагогическом
коллективе»;
«Командообразование; «Мечта об отпуске» и т.д.
Работа проблемной группы «Инновационный детский сад» строится в
режиме
постоянного
поиска
актуальных
и
эффективных
форм
и
методов
повышения
профессионального
мастерства
педагогов,
помогает
им
обрести
индивидуальный стиль профессиональной деятельности:
Организация выставок, презентаций, смотров и конкурсов «Готовность групп к
новому учебному году», «Лучшее портфолио педагога» и другие;
разработка
и
внедрение
в
практику
коллективных
и
индивидуальных
педагогических проектов;
курсы
повышения
квалификации,
Трансляция
опыта
с
курсов
повышения
квалификации: «Новости ДОУ», «Вооружись новинками!»;
составление информационных карт: «У нас идея!»; «Идея в деле!»;
консультации-тренинги, консультации-мультимедиа для педагогов.
Важным
элементом
создания
организационной
культуры
нашего
дошкольного учреждения является создание условий для максимально открытого
информационного пространства. Поэтому работа творческой группы «Создание
информационного пространства ДОУ» направлена в первую очередь на создание
официального сайта ДОУ. Творческая группа педагогов работает над созданием
стиля сайта, подбирает информацию для ее размещения.
Параллельно создают средства визуальной информации в детском саду:
Издание газеты для родителей - «Детский сад «Одуванчик».
Фотостенд
«Странички счастливого детства», где педагоги
представляют
свою группу.
Выпуск брошюр, буклетов, сборников, рекламных проспектов.
Также в дошкольном учреждении проводятся РR-мероприятия:
Фестиваль открытых дверей в ДОУ.
Конференции для родителей.
Организованна адаптационная группа
кратковременного пребывания детей
«Солнечные зайчики», ее посещают неорганизованные дети с года до двух и
их родители.
Выстроена система сотрудничества с социальными партнерами: заключены
договора, составлены планы работы.
На
заключительном
этапе
работы
–
планируется
провести
анализ
результатов реализации проекта в ДОУ, итоговый мониторинг организационной
культуры ДОУ, корректировку содержания, подведение итогов, обобщение опыта
работы
педагогов,
разработку
технологии
формирования
организационной
культуры в ДОУ, методические рекомендации.
Практическая
значимость
заключается:
разработанная
технология
может
быть
использована
при построении организационной культуры в
дошкольных
образовательных учреждениях.
Литература:
1 . Аралова
М.А.
Формирование
коллектива
ДОУ:
психологическое
сопровождение. -М., 2005.-125 с.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.,
2005, - 70 с.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на
предприятии. – М.: ГАУ, 1999. – 292 с.
4.
Камерон
К.,
Куинн
Р.
Диагностика
и
изменение
организационной
культуры. - СПб.: Питер, 2001. – 141 с.
5.
Менеджмент
организации.
/Под
ред.
З.П.
Румянцевой,
Н.А.
Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 418 с.