Напоминание

"Системно-деятельностный подход при формировании коммуникативных учебных действий на уроках биологии"


Автор: Гайдук Наталья Павловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 р.п.Линёво"
Населённый пункт: р.п.Линёво Искитимский район Новосибирская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Системно-деятельностный подход при формировании коммуникативных учебных действий на уроках биологии"
Раздел: полное образование





Назад




МКОУ «средняя общеобразовательная школа № 3 р.п.Линёво»

Искитимского района Новосибирской области

«Системно-деятельностный подход при формировании

коммуникативных учебных действий на уроках

биологии».

Обобщение педагогического опыта

Учитель биологии - Гайдук Наталья Павловна

2017

Федеральный государственный образовательный стандарт приоритетным

направлением

образования

выделяет

развитие

личности,

которое

обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, в основе которых

лежит системно-деятельностный подход.

Конструировать

учебный

процесс,

осуществлять

подбор

материала,

подбирать

оптимальные

формы

и

методы

работы

с

обучающимися

необходимо

с

учетом

современных

требований.

Работая

шестой

год

по

ФГОС, я считаю, что в нынешних условиях важны практические выводы,

сделанные педагогом в новых условиях работы.

На среднюю ступень обучения приходят дети, которые уже обучались по

ФГОС, поэтому фундамент для изучения биологии – начальное естественно-

научное

образование

(предмет

«Окружающий

мир»)

создан.

В

основной

школе курс биологии является логическим продолжением формированием

целостной картины мира. Несмотря на то, что предмету отведено в БУП один

час, возрастают требования к процесск обучения, преподавание предмета в

хорошо оснащенной школе можно сделать интересным и результативным.

В подростковом возрасте ведущей становится деятельность, основанная на

межличностном общении, приоритетное значение в развитии УУД в этот

период, с моей точки зрения, приобретает работа над формированием и

развитием коммуникативных учебных действий. Для основной школы встает

задача – учить ученика учиться в общении.

Система работы, направленная на формирование коммуникативных УУД,

разработанная мною, имеет вид:

Этапы деятельности

Цель

Формы

1.Изучение

ФГОС

для

начальной

школы

по

предмету

«Окружающий мир»

Выяснить,

какие

УУД

сформированы,

каков

уровень

сформированности

в

каждом классе.

С о б е с е д о в а н и е

с

учителями,

выпустившими

учеников

из

начальной

школы.

2.Изучение

психолого-

педагогических

особенностей учащихся

Формирование

групп

д л я

р а б о т ы

с

минимальными рисками

возникновения

конфликтных ситуаций.

Изучение характеристик

к л а с с о в ,

б е с е д ы

с

классными

руководителями,

психологом школы.

3.Изучение ФГОС ООО

Выяснить,

какие

УУД

д о л ж н ы

б ы т ь

сформированы в разные

годы обучения.

Изучение литературы

4.В Рабочей программе

прописываются

результаты,

которые

д о л ж н ы

б ы т ь

д о с т и г н у т ы

п р и

формировании УУД

В и д е т ь

ч е т к и е

ориентиры

деятельности.

Определить

на

каких

уроках будет проходить

р а б о т а

п о

ф о р м и р о в а н и ю

и

развитию

коммуникативных УУД.

И з у ч е н и е

У М К ,

документов,

составление

Рабочей

программы по предмету.

5.Проведение стартовой

диагностики

(уровень

сформированности

коммуникативных

УУД

н е л ь з я

п р о в е р и т ь

обычными

метапредметными

работами)

Определить

уровень

сформированности

коммуникативных УУД.

Педагогическое

наблюдение

на

первых

уроках.

6.При

конструировании

урока, на котором будет

осуществляться

д е я т е л ь н о с т ь

п о

формированию

УУД,

определяются

формы

и

методы работы.

Планирование

оптимального

соотношения

в и д о в

деятельности

обучающихся,

н а п р а в л е н н ы х

н а

достижение результата.

Составление

технологической

карты

учебного

занятия

и

дополнительных

материалов

( п од б о р

т е к с т о в ,

з а д а н и й ,

л и с т к о в

у ч е т а

формирования умений и

т.п.)

инструментарий

урока.

7.Организация

деятельности учащихся.

Ф о р м и р о в а н и е

и

развитие

коммуникативных УУД.

Использование

технологий

деятельностного типа.

8.Регулярный

промежуточный

м о н и т о р и н г

з а

успешностью

деятельности.

Своевременная

коррекция

деятельности.

А н а л и з

л и с т к о в

педагогического

наблюдения. Заполнение

таблиц образовательных

результатов.

9.Диагностика

уровней

сформированности

действий по окончании

года.

Сравнить

начальные

и

итоговые показатели.

А н а л и з

т а б л и ц

образовательных

результатов.

Графическое

оформление результатов

для

более

наглядного

сравнения.

10.Планирование

д е я т е л ь н о с т и

н а

следующий учебный год

Работа

на

достижение

нового

образовательного

Самоанализ

собственной

д е я т е л ь н о с т и

п о

с

учетом

выявленных

плюсов и минусов.

результата.

обозначенному

направлению.

С

первых

уроков

ребята

знакомятся

с

основными правилами

учебного

сотрудничества.

1.

Уважаем мнение одноклассников.

2.

Учимся слушать и слышать.

3.

На занятии разговариваем биологическим языком.

4.

Для доказательства своей точки зрения используем собственный опыт,

научные

факты,

современные

данные,

которые

можно

получить,

используя различные источники информации.

5.

При

выполнении

групповых

заданий

совместно

добиваемся

общей

цели. Важна работа каждого в группе.

6.

Все

виды

выступлений

должны

быть

полными,

четкими,

аргументированными.

На

начальных

этапах

обучения

учащиеся

получают карточки-инструкции

«Этапы деятельности в группе»

1.

Обсудите полученное задание.

2.

Проговорите свои роли в группе.

3.

Выявите проблему, с которой вы столкнулись при чтении задания.

4.

Сформулируйте цель работы.

5.

Составьте краткий план выполнения задания.

6.

Приступайте к выполнению задания согласно составленного плана –

каждый выполняет свой элемент работы или работайте вместе.

7.

Обсудите – что у вас получилось. Достигли ли вы результата? Если нет

– попробуйте определить причины.

8.

Приготовьте представить результат своей деятельности.

9.

Оцените степень своего участия в работе группы и работу всей группы.

Правильно

выстроенная

и

системно

осуществляемая

деятельность

всегда

приносит

положительные

результаты.

Но

на

протяжении

нескольких

лет

наиболее

часто

встречаются

проблемы,

на

которые

приходится

уделять

особое внимание:

1.

Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.

2.

Ярко

выраженные

индивидуалистические

позиции

(упрямая

настойчивость на своем мнении, ничем не подкрепленная).

3.

Отрыв речи от реальной действительности.

4.

Восприятие групповой работы как игры, которая не требует результата.

Но,

работая

в

сотрудничестве

с

ребятами,

удается

преодолевать

и

эти

проблемы.



В раздел образования