Напоминание

"Детский альбом" Чайковского


Автор: Куликова Вера Павловна
Должность: преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4" Города Томска
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детский альбом" Чайковского
Раздел: дополнительное образование





Назад




Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч.89, написан П. И. Чайковским в мае 1 8 7 8 года, посвящён любимому племяннику Володе Давыдову и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. Широко известна любовь Чайковского к детям. Он мог часами с ними возиться, принимать участие в играх, наслаждаться их непосредственностью. Дети платили композитору искренней привязанностью и любовью. Светлый, радостный мир ребёнка нашёл отражение в творчестве Чайковского. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала. В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанных единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы- «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей- «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок- «Нянина сказка», «Баба яга», русского народного творчества- «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов- «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». В цикле имеются элементы выразительности- «Шарманщик поёт» и звукоподражания- «Песня жаворонка». Чайковский, не прибегая к упрощенству, рисует богатый внутренний мир ребёнка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая грёза» и «В церкви». В основе песен различных народов- подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка».Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поёт». Тема «Старинной французской песенки» также подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева». Хотя фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация «Детского альбома» подчас и сложны, но учитывают уровень развития детей, их исполнительские возможности. Интересно, что Чайковский, никогда не преподававший детям, мало соприкасавшийся с вопросами обучения игре на фортепиано, проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам. Во всём сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьесе мы не найдём одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр ( контр- и субконтроктава) вообще не используется, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань этих произведений. Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких
песенок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка» «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поёт», то есть для таких музыкальных картинок, где певучий характер в партии правой руки поддерживается сопровождением, чётко выявляющим гармоническую основу. Другой тип фортепианного изложения- почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках. Такой рисунок мы видим в «Утренней молитве», пьесах «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка» и т. п. Особенно плотная аккордовая ткань встречается в пьеске «Мужик на гармонике играет», где имитируется звучание гармоники остроумным приёмом использования доминантсептаккорда в тесном расположении, довольно пронзительно и резко звучащего в среднем регистре фортепиано. Особо следует отметить артикуляцию и динамику. Композитор находит точные интонации, которые передают иногда даже еле заметные, тончайшие оттенки выразительности человеческой речи. Изучение «Детского альбома» может стать отличной школой артикуляции. Так же тщательно обозначена и динамика. Композитор пользуется как постепенным её развитием, так и внезапными сменами тонких градаций звучностей. Но нигде в цикле не обозначено ff- автор предписывает шкалу динамику ppp- f. Пьесы фортепианного цикла Чайковского являются бесценным педагогическим и художественным материалом. Для создания образов исполнителю придётся пользоваться всем арсеналом музыкальных средств выразительности. Разберём подробнее некоторые пьесы цикла.
Марш деревянных солдатиков
Для воплощения образа юный пианист должен достичь лёгкости, звонкости staccato, «игрушечной» звучности «Марша деревянных солдатиков», под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком. Необходима работа над упругостью и точностью ритма. В одном случае (такты 2-4) в первой половине такта обозначенный пунктир- восьмая с точкой и шестнадцатая произносятся под лигой, а во второй половине такта точка заменена паузой. В другом случае (такты 7, 15) паузы проставлены и в первой, и во второй половине тактов. Эти тонкие подробности следует точно выполнять. В пианистических приёмах необходимы короткие, быстрые, точные движения нацеленных закругленных кончиков пальцев. Важно поработать над чеканностью аккордов и пунктирного ритма, обратить внимание на аппликатуру; например, репетиции в 8, 16, 40 тактах лучше исполнить разными пальцами (иногда для облегчения их можно перенести в партию правой руки. Пьеса нигде не выходит за пределы p и pp. Акценты не должны нарушать динамику, они ещё больше подчёркивают «игрушечность» музыки. Короткая педаль помогает лучше услышать точное звучание фактуры, сильные доли акцентов, акцентировку аккордов.
Нужно предостеречь учеников от ускорения темпа, точно выполняя авторское указание автора Moderato (умеренно).
Болезнь куклы
Пьеса одна из самых лёгких в «Детском альбоме», но и она таит в себе определённые трудности. Ученики обычно хорошо передают её характер- кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Распространённая ошибка- слышание только вертикали. Между тем, юный пианист должен ощутить в развитии по горизонтали три звучащих слоя- мелодию, бас и гармонию. Каждый из этих элементов композиции имеет свою выразительность. Сливаясь вместе, они образуют гармонию. Проведите работу над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями, следующими одна за другой. При сочетании слоёв нужно обратить внимание на то, чтобы каждый из них был самостоятелен и, в то же время, на их соподчинение, помогите найти соотношение звука. Ученики, например, обычно «усаживаются» на мелодическую ноту и не чувствуют небходимости продолжительности мелодической линии. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз, в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали соберите в аккорд: так легче будет их услышать. В работе над звуком помогут пальцы, как бы сросшиеся с клавишами, берущие их «близко, тепло», мягко. Отметим большую постепенность динамического развития, например. Подход к кульминации f в 21- 24 тактах, с последующим диминуэндо, небольшие динамические наплывы в 31- 34 тактах и, наконец, завершающую «вилочку», в конце которой можно замедлить темп. Недопустим излишне медленный темп, при котором все элементы пьесы неминуемо распадутся- необходимо нахождение плавной текучей пульсации. «Болезнь куклы» может стать хорошей школой педализации.В каждом такте, кроме 9-16, мягко взять запаздывающую педаль на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять, когда приходит новый бас. То же самое и в каждом следующем такте. Во втором восьмитакте также взять педаль на четверть с точкой в партии правой руки и присоединить гармонию к мелодической ноте следующего такта. Педагог должен проследить за техникой педализации, чтобы педаль бралась плавно, не нажималась до дна и не вызывала большого числа обертонов. Что находилось бы в противоречии с прозрачным характером музыки. Нужно также обратить внимание на дисциплину пальцев.Если онибудут передерживать бас или гармонию, то в следующей гармонии будут призвуки предыдущей.
Мазурка
Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «Мазур»- названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным ритмом с
частым смещением акцентов на вторую и третью долю тактов. Эти особенности должны быть учтены исполнителем. В среднем разделе танца с 19 такта подчёркивается сначала акцент, а затем в 32 и 33 тактах и sf на третьей доле. Часто отмечается вторая доля- tenuto на половинных (такты 1-4 и далее в аналогичных местах), а также короткая лига (такты 5, 13, 15). В некоторых случаях могут акцентироваться как вторая, так и третья доля: например, в 19 и 23 тактах надо мягко показать вторую долю в партии правой руки, а затем и акцент в левой на третью. При этом не следует забывать и о сильных долях, найти их «баланс» с синкопами. Необходима скрупулёзная работа над произношением короткой лиги и staccato в 5 такте, staccato в 7 такте, пунктира в 16- 18 тактах, сочетанием staccato в партии правой руки и tenuto в левой (первая доля тактов 1- 4 и далее в аналогичных фрагментах). Динамика меняется в связи со сменой исполнительских ситуаций: она постепенно нагнетается в 21- 23, 23- 26, 28- 31 тактах, а в 5, 19, 23, 27 и 31 тактах связана с внезапной сменой mf-p. Сочетание живой ритмики, чёткой артикуляции и динамики может привести к интересному прочтению мазурки, грациозного изящного танца. Отчётливое, точное прикосновение подобранных кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, тщательно подобранная аппликатура, а также педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу, завершит работу над интересной пьесой.
Старинная французская песня
Нет ребёнка, который не играл бы её в начале обучения. Мелодия распевная, элегическая, требующая владения legato, умения тщательно фразировать каждый мотив, не потеряв целого. Здесь можно говорить о полифоническом складе первой части: бас- органный пункт, средний голос- достаточно выразительный. Необходимо и работать, как над полифонией: поиграть отдельно верхний и средний голоса, затем вместе. Середина- меняется фактура, левая рука как бы подражает старинным инструментам, возможно- клавикорду, возможно- лютне. В середине наступает лирическая кульминация. При исполнении последних тактов следует помнить, что ремарка calando означает не только уход, но и небольшое ritenuto (замедляя, затихая).
Сладкая грёза
«Сладкая грёза»- пьеса, пользуящаяся любовью и учеников и педагогов. Мелодия- вокального характера, эмоционально наполненная. Необходимо уделять много внимания работе над звуком: не только над глубоким legato, но и над фразировкой. Приходилось сталкиваться с неправильным прочтением лиги. Короткие полутактовые лиги не являются артикуляционными. Руку не надо снимать и делать люфт-паузу. Вокальный характер мелодии подчёркивается
характерным романсовым сопровождением, в котором линия баса это- самостоятельный полифонический голос, который полезно поиграть отдельно вместе с мелодией. Полифоническая составляющая отчётливо прослушивается в кульминации.
Немецкая песенка
По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни. Трёхдольный размер в данном случае больше ассоциируется с Ленлером, чем с Вальсом (который П.Чайковский очень любил). Эта пьеса, как и большинство номеров «Детского альбома», написана в трёхчастной форме.
Баба яга
Эта пьеса образует с окружающими её соседними пьесами ещё один мини- цикл внутри «Детского альбома». Его условно можно характеризовать как сказочно- мечтательный мир ребёнка. Внутри же всего «Детского альбома», если его рассматривать как своеобразный музыкальный дневник путешествия. Этот мини- цикл знаменует приятное и радостное возвращение ребёнка домой. Многие композиторы обращались к сказочным образам. Баба яга П.Чайковского не столь свирепа, как у других.
Заключение
«Детский альбом»- это превосходный учебный и методический материал для работы с детьми. Конечно, при выборе интерпретации «Детского альбома» педагогу необходимо отталкиваться от музыкальных способностей ученика, это очевидно. Но, кроме того, ещё необходимо исходить из тех целей, которые поставлены перед ребёнком: если общее знакомство- цели одни, если произведение готовится на конкурс- цели уже будут несколько другие. Ведь цикл имеет как бы два смысловых уровня- «детский» и взрослый (более глубокий). В этом соединении есть понятный детям текст. Но есть и подтекст, который способен заметить далеко не каждый ребёнок. Здесь небходимо учитывать и степень сформированности мировоззрения ребёнка, и индивидуальные особенности психофизиологического склада, его вкус, общее культурное развитие.


В раздел образования