Автор: Цыбанова Раджана Нимаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО " РСРЦН"
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Улан-Удэ
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Раздел: среднее профессиональное
«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед»
Аристотель
Нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-
реабилитационного центра
В современной России проблема нравственного воспитания является одной
из
самых
актуальных.
На
сегодняшний
день
наблюдается
высокий
рост
насилия,
преступности
и
жестокости
по
отношению
друг
к
другу.
В
большинстве случаев, понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» стало
относительным, нравственные ценности утрачиваются, обесцениваются. В
связи с этим возникает острая необходимость в воспитании нравственности у
подрастающего поколения, подростков.
Подростковый возраст – возраст, когда залаживается основа, фундамент
для формирования нравственного сознания, воспитания нравственных чувств
и нравственного поведения.
Именно поэтому, я считаю, что, основным и
приоритетным
направлением
в
воспитании
подрастающего
поколения
является
воспитание
нравственности. Нравственное
воспитание
личности
ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних. В связи с этим для формирования и воспитания
нравственности у детей мы разработали программу «Человек среди людей»,
основная
цель
которой сформировать
у
детей
представления
об
определенных
нравственных
понятиях,
которые
в
дальнейшем
станут
ориентиром
в
различных
жизненных
ситуациях.
Задачами
программы
являются:
1.
Формирование
нравственных
представлений
и
ценностей
(совесть,
вежливость, честь и пр)
2.
Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям и
желание поступать в соответствии с ними
Программа рассчитана на 1 год, с детьми в возрасте от 12 до 18 лет.
Интересным моментом в реализации программы является, то, что занятия
проводятся
в
форме
интерактивных
методов
обучения,
где
ребята
взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом.
Занятия разделены на 2 блока: «Я – гражданин России» и «Я - человек».
«Я – гражданин России»
Название
Мероприятия
Сроки
Форма
проведения
«Российское государство – какое оно?»
Права и обязанности гражданина РФ
Сентябрь
1час
Интерактивный
урок
Цикл воспитательских часов по
темам:
- «Символы Родины»,
- «Улан – Удэ – Бурятии моей
звезда»
Символы республики
Сентябрь
2 часа
Воспитательский
час, экскурсия по
городу
Цикл воспитательских часов о важных
исторических событиях России
- «Славные правители Российской
Империи. Их значение в становлении
Российской Империи»
- Вхождение Республики Бурятии в
состав Российской Федерации
Октябрь
3часа
Ноябрь
2 часа
Воспитательский
час. Просмотр док
фильмов.
Обсуждение
Урок .
Презентация.
«Мы – многонациональный народ.
Учимся уважать людей любой
национальности и веры»»
Ноябрь
1 час
тренинг
Цикл воспитательских часов о героях
России
Декабрь
1 час
Воспитательский
час
«Наш великий могучий русский язык»
Декабрь
1 час
Воспитательский
час
Мировые религии
Январь
3 часа
Воспитательский
час. Защита
проектов
Экскурсии в Дацан,
В Церковь
«Как подрасту, то стану я военным,
защитником Отчизны буду я!»
Краткая военная история
«Непобедимый русский народ »
Февраль
1час
Февраль
2 часа
экскурсия 5
танковая бригада.
Встреча с
военнослужащими
Воспитательский
час. Презентация
«Я - человек»
Название
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Цикл воспитательских часов по
теме «Нравственность»:
«Благодарность»
«Правда всегда лучше»
«Отзывчивость»
«Милосердие»
«Дружба»
«Совесть»
«Справедливость»
«Все, что нужно, это - любовь»
Март
4 часа
Апрель
4 часа
Тренинги, просмотр
худ. Фильмов, чтение
литературы, анализ,
case-метод, групповые
дискуссии, мозговой
штурм
Цикл нравственных
воспитательских часов по теме «Я
- Человек»:
«Мое имя», «мои хорошие и
Май
4 часа
Тренинги с
элементами
арттерапии
плохие чувства», «Я -
человек», «Мой портрет»
Результатом работы по программе нравственного воспитания «Человек
среди людей» должно стать:
1.
ценностное отношение к России, своему народу, своей республике,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
2.
элементарные представления: об институтах гражданского общества,
государственном
устройстве
и
социальной
структуре
российского
общества,
о
наиболее
значимых
страницах
истории
страны,
об
этнических традициях и культурном достоянии своей республики; о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3.
нравственно-этический
опыт
взаимодействия
со
сверстниками,
старшими
и
младшими
детьми,
взрослыми
в
соответствии
с
общепринятыми нравственными нормами;
4.
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
5.
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и поступков других людей;
6.
уважительное
отношение
к
родителям,
к
старшим,
заботливое
отношение к младшим;