Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий при создании портфолио обучающегося"


Автор: Клюнина Вера Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоручейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Депо Вытегорский район Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий при создании портфолио обучающегося"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Белоручейская средняя общеобразовательная школа»

Вытегорский район Вологодская область

Тема статьи:

«Формирование универсальных учебных

действий при создании портфолио

обучающегося»

Автор:

Клюнина Вера Вячеславовна,

учитель начальных классов

квалификационная категория: высшая

МБОУ «Белоручейская средняя

общеобразовательная школа»

Вытегорский район Вологодская область

2017 год

1

слайд.

Статья

«Формирование

универсальных

учебных

действий

при

создании портфолио обучающегося».

В статье в большей степени я затрону вопросы внеурочной деятельности.

Результаты

учебной

деятельности

фиксируются

отметкой,

выраженной

в

баллах в классном журнале. Результаты внеурочной деятельности в лучшем

случае отмечены грамотами, дипломами, свидетельствами.

С введением новых стандартов система оценки достижения планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего образования должна:

2 слайд. Система оценки достижений.

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования, позволяющий

вести

оценку

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов

начального общего образования;

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности

деятельности образовательного учреждения;

-

позволять

осуществлять

оценку

динамики

учебных

достижений

обучающихся.

Ещё в недавнем прошлом учителя начальной школы бережно собирали и

хранили первые работы своих учеников и учениц в папках, чтобы вручить их

выпускникам и выпускницам школы. Первые прописи, рисунки, аппликации,

мини-сочинения, творческие работы показывали развитие ребёнка.

Учителя предметники, например, учителя русского языка и литературы

хранили лучшие сочинения, творческие работы, стихи.

Педагоги

дополнительного

образования

так

же

качественные

работы

старались хранить у себя в качестве образца.

Результаты

были

видны,

но

педагогу

отдельно,

п е д а го г у

дополнительного образования отдельно.

А

сейчас

совместная

работа

педагога,

педагога

дополнительного

образования,

родителей,

их

взаимодействие

позволяют

видеть

ребёнка

в

целом.

3 слайд. Демонстрация и оценка индивидуальных достижений.

Портфолио,

как

новая

и

актуальная

форма

внеклассной

работы,

позволяет проследить индивидуальный маршрут развития личности в течение

всех лет обучения в различных областях деятельности, что позволяет оценить

динамику развития успехов и глубину интересов.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения

ученика

в

различных

областях

деятельности:

учебной,

творческой,

социальной, коммуникативной.

4 слайд. Функции родителей

В практике нашей школы с родителя будущих первоклассников мы в мае

проводили собрание на тему «Организация внеурочной деятельности», где

рассматривали вопросы портфолио.

В

1

полугодии

1

класса

проводили

классное

родительское

собрание

«Портфолио ученика начальной школы»

На итоговом собрании конце 1 класса демонстрировали портфолио.

Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения

самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того,

какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Родители помогают ребенку в оформлении Портфолио.

5 слайд. Функции учителей.

Классный руководитель направляет всю работу учащихся по ведению

Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям;

объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.

Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над

Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами

дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное

сотрудничество и взаимодействие.

6 слайд. Функции педагогов дополнительного образования.

Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования тесно

сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному

руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях

учащихся

!!!Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в

конкурсе,

также

необходимо

дать

информацию

об

этом

мероприятии:

название,

когда,

где

и

кем

проводилось.

Хорошо

бы

дополнить

эту

информацию фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете -

надо найти эту информацию.

7 слайд. Функции обучающихся.

Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.

Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) заносит в Портфолио

необходимые записи, в большей степени самостоятельно.

Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы,

отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по

желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие

общей структуре и правилам оформления Портфолио), отражающие его

индивидуальность.

Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою

дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию

При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному

руководителю, родителям и т.д.)

8 слайд. Формируемые УУД. Мой мир.

1 класс – портфолио Коллектор. Ребёнок только начинает работать над

составлением портфолио.

Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью

его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных

особенностях, чертах характера, интересах и склонностях.

2 класс – педагог с самого начала строит работу таким образом, чтобы

ребёнок сам прикладывал определённые условия к формированию портфолио.

Во

время

работы

неизбежно

происходит

процесс

осмысления

своих

достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и

осознание своих возможностей.

При

оформлении

страничек

этого

раздела

можно

использовать

программу

«Воспитание

на

социокультурном

опыте»:

«Моё

имя»,

«Моя

семья», «Мои родители» и т. д.

Нами

разработана

серия

занятий

по

формированию

универсальных

учебных действий:

«Моя классная семья», «Бабушка рядышком с дедушкой» «Диалог о

главном», где используем разные формы работы: встречи с родственниками,

экскурсии по улицам посёлка, праздники дружбы, чтение книг.

9 слайд. Формируемые УУД. Моя школа.

Этот раздел ориентирован на формирование личностных ууд:

готовность и способность учащихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно

смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально – личностные позиции,

социальные компетенции, личные качества.

10 слайд. Формируемые УУД. Мои успехи. Моя учёба.

Это самый большой раздел «Портфолио». За счёт основных компонентов

образовательного

процесса

обеспечивается

достижение

метапредметных

результатов.

Основным

объектом

оценки

этих

результатов

служит

сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных

универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые

направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

11 слайд. Формируемые УУД. Моё творчество.

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по разным

предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее

фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу

ребенку при наполнении этого раздела!

12 слайд. Формируемые УУД. Отзывы и пожелания.

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка

педагогом его стараний. В личном деле обучающегося только 4 строки, не

распишешь

много.

К

сожалению,

в

дневниках

школьников

мы

пишем

замечания типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающая похвала

«Молодец!».

А

что

если

вместо

слова

«Молодец!»

написать

отзыв

в

портфолио?

Например:

«Принял

активное

участие

в

подготовке

к

внеклассному

мероприятию

«День

именинника».

Выучил

и

великолепно

рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом

привлёк к оформлению своих товарищей.

Возможны

отзывы

и

пожелания

со

стороны

родителей,

педагогов

системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого

школьника своей конкретной деятельности и её результатов.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания

ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки

личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя,

которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова,

А. Прутченков).

Составление портфолио – это творческий процесс, который помогает

ребенку раскрыть свои творческие способности, а также провести самоанализ

своей школьной жизни за определенный промежуток. Мотивирует ребенка

принимать участие в учебной деятельности и творческой работе. Повышает

самооценку и уверенность в своих возможностях.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует

повышению

с амооценки

ученика,

максимальному

р а с к р ы т и ю

индивидуальных

возможностей

каждого

ребенка,

развитию

мотивации

дальнейшего

творческого

роста

и

формированию

универсальных

учебных

действий.

Наши пожелания, рекомендации:

Чтобы не было перегрузки, чтобы не было формального подхода по

составлению портфеля достижений и деятельность находилась под контролем.

Предлагаем 1 час ВУД отдать на формирование портфолио.



В раздел образования