Автор: Юдина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Социализация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей дошкольного возраста.
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом
вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов
социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в
том, что именно там происходит активное формирование личности. Изучение
характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и
внутренних факторов, ее затрудняющих,-это возможность ответить на основной
вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к
полноценной интеграции в обществе.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи
ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным
миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности,
формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает
содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его
социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из
важнейших функций которых является социализация личности, относятся
дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения,
детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним
факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные
особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе
переживаний социальных отношений и формировании картины мира.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как
«воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это
процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием
воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к
жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития
психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития
представляет собой исходный момент для всех динамических изменений,
происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те
формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства
личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития,
тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения
индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок,
образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной
группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как
активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует
сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы.
Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих
условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и
стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни
личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным
условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее
активная работа над своим социальным совершенствованием.
Старший дошкольный возраст
- конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного
учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его
жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких
составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в
новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-
дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в
установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение
определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать
собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П.
Печенко и др.).. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка,
которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только
выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу,
реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое
соразмерные место в противоречивом мире »(А.Л. Кононко).
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации
ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут
способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в
обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом
ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и
свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит
процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека,
поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых
шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом
мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды,
а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает
социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный
нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует
социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в
данном обществе.
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами
изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение,
ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок
переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс
адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и
завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в
работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям,
поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть
конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.