Напоминание

"Социализация детей дошкольного возраста"


Автор: Юдина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Социализация детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей дошкольного возраста.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом

вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов

социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в

том, что именно там происходит активное формирование личности. Изучение

характера процесса социальной адаптации дошкольников, анализа внешних и

внутренних факторов, ее затрудняющих,-это возможность ответить на основной

вопрос психолого-педагогической практики: как подготовить детей к

полноценной интеграции в обществе.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи

ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным

миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности,

формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает

содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его

социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из

важнейших функций которых является социализация личности, относятся

дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения,

детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним

факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные

особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе

переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как

«воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это

процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием

воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к

жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития

психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития

представляет собой исходный момент для всех динамических изменений,

происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те

формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства

личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития,

тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения

индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок,

образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной

группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как

активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует

сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих

условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и

стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни

личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным

условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее

активная работа над своим социальным совершенствованием.

Старший дошкольный возраст

- конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного

учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его

жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких

составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в

новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-

дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в

установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение

определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать

собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П.

Печенко и др.).. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка,

которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только

выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу,

реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое

соразмерные место в противоречивом мире »(А.Л. Кононко).

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации

ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут

способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в

обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом

ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и

свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит

процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека,

поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых

шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом

мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды,

а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает

социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный

нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует

социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в

данном обществе.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами

изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение,

ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок

переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс

адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и

завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в

работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям,

поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть

конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.



В раздел образования