Автор: Педерсен Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 69"ДЮЙМОВОЧКА" Населённый пункт: ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: " ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ" Раздел: дошкольное образование
« Признание приоритета семейного воспитания. Познавательные формы
организации общения».
В законе "Об образовании" записано, что родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
"сотрудничество"
и
"взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать,
оценивать.
Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
о суще ствляет ся
с
помощью
общения. Термин
«взаимодействие»
предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями. Вовлечение семьи
в образовательную деятельность это и одно из условий реализации ФГОС.
Личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе
воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного
учреждения. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в
образовательный
процесс
детского
сада.
Основная
цель
-
установление
доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
педагогами,
объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с
другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы.
Существуют
традиционные
и
нетрадиционные
формы
общения
педагога
с
родителями
дошкольников,
суть
которых
-
обогатить
их
педагогическими знаниями. Как у педагогов, так и у родителей настоящее
время, особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с
родителями.
В
настоящее
время
практикой
накоплено
многообразие
нетрадиционных
форм,
но
они
еще
недостаточно
изучены
и
обобщены.
Выделяют
следующие
нетрадиционные
формы:
информационно-
аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей это
отказ от критики и оценки партнера по общению, они призваны выполнять
доминирующую
роль
в
повышении
психолого-педагогической
культуры
родителей,
а
значит,
способствуют
изменению
взглядов
родителей
на
воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Планируя работу с родителями на своей группе и учитывая принципы
открытости
ДОУ
«внутрь»,
мы
остановили
выбор
на
познавательных
нетрадиционных
формах
работы
с
родителями.
Мы
не
игнорировали
традиционные и другие не традиционные формы работы. Но упор сделали на
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
детского
сада,
где
родители, члены семьи могут не только значительно разнообразить жизнь
детей в дошкольном учреждении, но и внести свой вклад в образовательную
работу. Мы придумали такие мероприятия познавательной направленности,
где
родители
могли
бы
быть
не
только
гостями
или
зрителями,
но
и
главными участниками, организаторами мероприятий,
могли
научиться
методически грамотно и интересно дать детям необходимые новые знания и
умения, развивать их познавательную активность, могли узнать и увидеть
современные и традиционные методы и приемы обучения детей.
Старшие дошкольники очень любознательный народ. Желание всё
знать у них не оспоримо. Мы русские люди, живем в России, мы самобытны,
имеем удивительную природу, свои традиции, свою историю, свою культуру,
мы
гордимся
собой,
своей
страной,
большой
и
малой
родиной,
своими
родителями, своими профессиями и т.д. Никто не упрекнет нас в отсутствии
актуальности выбранных тем.
Цель своей работы мы видели в установлении доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
педагогами,
повышении
педагогической культуры, формировании родителей как педагогов.
Через непосредственно – образовательную деятельность, образовательную
деятельность в режимных моментах,
традиции детского сада, традиции
группы мы проводили эти мероприятия.
Темы разнообразны. Например, мы провели несколько мероприятий в
форме ток-шоу. «У каждого дела запах особый» или «Моя мама парикмахер»,
«На
прививку
первый
класс,
вы
слыхали
-
это
нас»
или
«Моя
мама
медсестра». Здесь каждая мама была единственной гостьей в телестудии и на
глазах у аудитории демонстрировала свой мастер класс «Создание прически
для
девочки
5
лет
с
помощью
шпилек»
и
«Наложение
повязки
на
лучезапястный сустав». Итогом этих мероприятий стали полученные знания
детьми
о
выше
названных
профессиях,
которые
они
приобрели
в
непринужденной,
интереснейшей
форме
и
первый
опыт
оказания
медицинской помощи. Все поставленные задачи и полученные результаты
соответствовали ФГОС.
Запланированы и проведены были
утренние гимнастики силами
родителей
на
тему
«Сочи
2014.Олимпийские
игры».
Несколько
недель
подряд каждую среду мамы ребят группы приходили к 8 утра со своей
программой утренней гимнастики. Безусловно, заранее обговаривалась
и
обосновывалась с нашей стороны методика проведения.
Такое участие в
жизни детского сада родителей вызвало восторг у детей, мамы как педагоги
выросли в своих глазах и в глазах детей группы, повысился их авторитете,
здоровье сберегающие цели достигнуты.
Тема « Родной край мой северный». Все родители очень разные,
особенные, и все они имеют свои интересы, хобби, таланты. Поддерживая
контакт с семьей, мы знали особенности, привычки, желания и возможности
не только своих воспитанников, но и родителей и учли их при работе. Так
были запланированы следующие мероприятия: «Лешуконская вечеренька или
поморы в гостях у лешуконской семьи», «Удивительное место на земле.
Соловецкие острова», «Великое имя земли северной», «Михайло Ломоносов:
детство земляка», «Моя семья: край наш северный».
Участие родителей было очным и заочным. Разучивание с детьми ролей,
стихов,
подбор
иллюстрированных
книг
–
это
домашнее
задание.
А
вот
проведение самих поморских игр на «Лешуконской вечереньке», исполнение
ролей в сценке «Рождественская вечеренька» - это непосредственное участие
и ребят и их родителей.
Очень интересным получилась встреча, где родители из личного опыта
рассказывали о своем путешествии на Соловки и подкрепляли свой рассказ
фотографиями из личного альбома. Благодаря им, все участники, а ими были
и дети и родители, узнали и убедились в том, что Соловецкие острова – это
действительно
удивительное
место
на
земле.
На
данном
занятии
дети
создавали
плоскостной
макет
Соловецкого
Кремля.
Познавательным
для
родителей было наблюдать и
методику развития у детей конструктивных
навыков.
Михаил Васильевич Ломоносов - наша гордость и достояние. В память
о великом ученом, изобретателе, поэте, нашем земляке мы провели несколько
познавательных мероприятий. Одно из них игра – драматизация « Михайло
Ломоносов:
детство
земляка».
Здесь
роли
учили
и
исполняли
и
дети
и
родители. Другое - викторина с родителями «Великое имя земли северной».
Цель:
обогатить
знания
родителей
о
жизни
и
деятельности
Ломоносова,
повысить интерес к его достижениям, донести эти знания до своих детей.
Наша задача как педагогов заключалась в том, чтобы тщательно на высоком
уровне и интересно и познавательно, используя компьютерные технологии,
подготовить викторину. Участниками и членами жюри были родители, дети-
зрителями, воспитатели - организаторами и ведущими. Проведя викторину,
мы
расширили
представления
родителей
о
деятельности
детского
сада,
познакомили с некоторыми приёмами развития познавательной активности
детей, дали возможность прикоснуться к литературному таланту земляка
через его оды и стихи, расширили представления о научной деятельности
М.В. Ломоносова как учёного, помогли проникнуться чувством гордости за
великого земляка, выработали эмоционально-положительное отношение к
изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова, научили технике «мозаика»,
необходимой для создания панно «Северное сияние», «Северная деревня»,
«Северная Двина».
Спортивные праздники с родителями, утренники, конкурсы «Моя
семья», традиции «Утро радостных встреч», «У нас в гостях», «Встречи с
интересными людьми», «Уроки этикета». Эти не весь перечень мероприятий,
которые
учат
сотрудничеству
и
взаимодействию
детей
и
родителей
и
педагогов.
Стоит отметить, отношения между детьми, родителями и педагогами
не
перешли
на
уровень
фамильярности,
а
наоборот,
исч е з ли
раздражительность,
напряженность,
молчаливость,
конфликтность,
равнодушие,
бестактность,
появилась
уверенность
друг
в
друге,
доверительность, беседы стали более откровенными, слова дружелюбными,
улыбки теплыми, встречи долгожданными, и что не менее важно у детей
вырос уровень и познавательной активности.
В заключение хочется отметить, что из «зрителей» и «наблюдателей»
родителям была дана возможность превратиться в
активных участников
встреч, мамы и папы погрузились в исследование собственного поведения,
обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более
компетентными в семейном воспитании.