Напоминание

" ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"


Автор: Педерсен Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 69"ДЮЙМОВОЧКА"
Населённый пункт: ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: " ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Признание приоритета семейного воспитания. Познавательные формы

организации общения».
В законе "Об образовании" записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая о суще ствляет ся с помощью общения. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями. Вовлечение семьи в образовательную деятельность это и одно из условий реализации ФГОС. Личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Основная цель - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Как у педагогов, так и у родителей настоящее время, особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Выделяют следующие нетрадиционные формы: информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей это отказ от критики и оценки партнера по общению, они призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Планируя работу с родителями на своей группе и учитывая принципы открытости ДОУ «внутрь», мы остановили выбор на познавательных нетрадиционных формах работы с родителями. Мы не игнорировали традиционные и другие не традиционные формы работы. Но упор сделали на вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, где родители, члены семьи могут не только значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, но и внести свой вклад в образовательную работу. Мы придумали такие мероприятия познавательной направленности, где родители могли бы быть не только гостями или зрителями, но и главными участниками, организаторами мероприятий, могли научиться методически грамотно и интересно дать детям необходимые новые знания и умения, развивать их познавательную активность, могли узнать и увидеть современные и традиционные методы и приемы обучения детей. Старшие дошкольники очень любознательный народ. Желание всё знать у них не оспоримо. Мы русские люди, живем в России, мы самобытны, имеем удивительную природу, свои традиции, свою историю, свою культуру, мы гордимся собой, своей страной, большой и малой родиной, своими родителями, своими профессиями и т.д. Никто не упрекнет нас в отсутствии актуальности выбранных тем. Цель своей работы мы видели в установлении доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, повышении педагогической культуры, формировании родителей как педагогов.
Через непосредственно – образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, традиции детского сада, традиции группы мы проводили эти мероприятия. Темы разнообразны. Например, мы провели несколько мероприятий в форме ток-шоу. «У каждого дела запах особый» или «Моя мама парикмахер», «На прививку первый класс, вы слыхали - это нас» или «Моя мама медсестра». Здесь каждая мама была единственной гостьей в телестудии и на глазах у аудитории демонстрировала свой мастер класс «Создание прически для девочки 5 лет с помощью шпилек» и «Наложение повязки на лучезапястный сустав». Итогом этих мероприятий стали полученные знания детьми о выше названных профессиях, которые они приобрели в непринужденной, интереснейшей форме и первый опыт оказания медицинской помощи. Все поставленные задачи и полученные результаты соответствовали ФГОС. Запланированы и проведены были утренние гимнастики силами родителей на тему «Сочи 2014.Олимпийские игры». Несколько недель подряд каждую среду мамы ребят группы приходили к 8 утра со своей программой утренней гимнастики. Безусловно, заранее обговаривалась и обосновывалась с нашей стороны методика проведения. Такое участие в жизни детского сада родителей вызвало восторг у детей, мамы как педагоги выросли в своих глазах и в глазах детей группы, повысился их авторитете, здоровье сберегающие цели достигнуты. Тема « Родной край мой северный». Все родители очень разные, особенные, и все они имеют свои интересы, хобби, таланты. Поддерживая контакт с семьей, мы знали особенности, привычки, желания и возможности не только своих воспитанников, но и родителей и учли их при работе. Так были запланированы следующие мероприятия: «Лешуконская вечеренька или поморы в гостях у лешуконской семьи», «Удивительное место на земле. Соловецкие острова», «Великое имя земли северной», «Михайло Ломоносов: детство земляка», «Моя семья: край наш северный».
Участие родителей было очным и заочным. Разучивание с детьми ролей, стихов, подбор иллюстрированных книг – это домашнее задание. А вот проведение самих поморских игр на «Лешуконской вечереньке», исполнение ролей в сценке «Рождественская вечеренька» - это непосредственное участие и ребят и их родителей. Очень интересным получилась встреча, где родители из личного опыта рассказывали о своем путешествии на Соловки и подкрепляли свой рассказ фотографиями из личного альбома. Благодаря им, все участники, а ими были и дети и родители, узнали и убедились в том, что Соловецкие острова – это действительно удивительное место на земле. На данном занятии дети создавали плоскостной макет Соловецкого Кремля. Познавательным для родителей было наблюдать и методику развития у детей конструктивных навыков. Михаил Васильевич Ломоносов - наша гордость и достояние. В память о великом ученом, изобретателе, поэте, нашем земляке мы провели несколько познавательных мероприятий. Одно из них игра – драматизация « Михайло Ломоносов: детство земляка». Здесь роли учили и исполняли и дети и родители. Другое - викторина с родителями «Великое имя земли северной». Цель: обогатить знания родителей о жизни и деятельности Ломоносова, повысить интерес к его достижениям, донести эти знания до своих детей. Наша задача как педагогов заключалась в том, чтобы тщательно на высоком уровне и интересно и познавательно, используя компьютерные технологии, подготовить викторину. Участниками и членами жюри были родители, дети- зрителями, воспитатели - организаторами и ведущими. Проведя викторину, мы расширили представления родителей о деятельности детского сада, познакомили с некоторыми приёмами развития познавательной активности детей, дали возможность прикоснуться к литературному таланту земляка через его оды и стихи, расширили представления о научной деятельности М.В. Ломоносова как учёного, помогли проникнуться чувством гордости за великого земляка, выработали эмоционально-положительное отношение к
изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова, научили технике «мозаика», необходимой для создания панно «Северное сияние», «Северная деревня», «Северная Двина». Спортивные праздники с родителями, утренники, конкурсы «Моя семья», традиции «Утро радостных встреч», «У нас в гостях», «Встречи с интересными людьми», «Уроки этикета». Эти не весь перечень мероприятий, которые учат сотрудничеству и взаимодействию детей и родителей и педагогов. Стоит отметить, отношения между детьми, родителями и педагогами не перешли на уровень фамильярности, а наоборот, исч е з ли раздражительность, напряженность, молчаливость, конфликтность, равнодушие, бестактность, появилась уверенность друг в друге, доверительность, беседы стали более откровенными, слова дружелюбными, улыбки теплыми, встречи долгожданными, и что не менее важно у детей вырос уровень и познавательной активности. В заключение хочется отметить, что из «зрителей» и «наблюдателей» родителям была дана возможность превратиться в активных участников встреч, мамы и папы погрузились в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.


В раздел образования