Напоминание

Творческая работа учителя на уроках. Эффективные формы обучения.


Автор: Шпыркова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г Астрахани "Гимназия №3"
Населённый пункт: г Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Творческая работа учителя на уроках. Эффективные формы обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности. Эффективность современного урока основывается на применении эффективных форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Творческая деятельность – понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность, научная эрудиция и искусство общения. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. Нестандартный урок принимается в качестве одного из ведущих средств обучения. Виды нетрадиционных уроков: урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок- конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок- соревнование, урок-суд, урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник,
урок-путешествие, урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок- отчет и т. д. Так же важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением. Именно поэтому возникла необходимость применения во время преподавания школьных предметов таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощенности, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс. При подготовки к уроку необходимо продумать цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативные - его частей/эпизодов, отдельных заданий и т.д. Регулярно сообщать цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершать их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держать цели в поле зрения, ссылаться на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников. Доводить плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации. Формирования у детей «чувства» реального времени. Больше внимания уделять формированию и развитию у детей общеучебных «надпредметных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознано и выразительно читать, используя современные педагогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляционное, громким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивать память учащихся, использовать технологии эйдотехники. Обеспечить более глубокую работу с текстами. Использовать максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный). Обращать внимание учащихся на особенности текста, учить их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы. Давать детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставить учебные вопросы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучать детей формулировать вопросы. Не допускать собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекать учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д. Систематически использовать пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями. Много работать над развитием речи учащихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом. Создавать/применять на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различать и использовать различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индивидуальный, групповой, общий). Научиться говорить негромко и шёпотом.
Создать для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, т.ч. позади класса. Стараться меньше времени проводить у доски. Чаще исполнять роль эксперта, консультанта. Работать в командах с детьми. Необходимо программировать динамику урока (как в прямом, так и в переносном смысле) и управляйте ею. Обеспечивать в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении». Проводить в ходе урока несколько динамических пауз с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.). Наличие эмоциональных разрядок (шутка, поговорка, загадка, ребус, небольшое стихотворение, звуки природы и др.) создают благоприятный климат для усвоения учебного материала. Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.


В раздел образования