Напоминание

опытно-экспериментальная работа


Автор: Иванова Сахаяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33 "Чуораанчык" с.Усун-Кюель" Усть-Алданский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Населённый пункт: с.Усун-Кюель, Усть-Алданский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья "Формирование предпосылок исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы кружка "Юный исследователь""
Тема: опытно-экспериментальная работа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное дошкольное учреждения

«Детский сад №33 «Чуораанчык» с. Усун-Кюель»

Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»

Республика Саха (Якутия)

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: Формирование предпосылок исследовательской деятельности у детей

старшего дошкольного возраста в процессе работы кружка «Юный исследователь»

Выполнила: Иванова Сахаяна Ивановна

воспитатель первой категории

2016г.

Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего

дошкольного возраста предпосылок исследовательской деятельности

Одним из эффективных способов развития основ исследовательской деятельности

старших дошкольников это кружковая работа.

Кружковая

работа

это

одна

из

форм

дополнительного

образования

детей.

Кружковая

работа

стала

сферой

освоения

детьми

личностно-значимого,

ценностно-

наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Кружковая

работа

обеспечивает

возможность

решения

значимых

для

личности

проблем:

- выбор взглядов, позиций, ценностей;

-

развитие

познавательных

сил

и

способностей,

оценка

своих

познавательных

возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных

интересов;

- выбор среды развития, среды общения.

Организация

кружковой

работы

это

дело

не

простое.

Прежде

всего,

следует

обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база

детского сада, интересы детей и родителей.

В

настоящее

время

подготовка

дошкольников

к

обучению

в

школе

не

может

проходить

без

специальных

занятий

по

развитию

интеллектуально-творческих

способностей.

Так как уровень интеллектуально-творческих способностей и темы их развития

существенно различается у разных детей, то требуется индивидуальный подход.

В

нашем

детском

саду

воспитательно-образовательный

процесс

строится

в

рамках

образовательной

программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой,

и

дополнительной

программы

по

реализации

национально-регионального

компонента

«Тосхол»,

утвержденная

учебно-методическим

советом МО РС(Я) 2009г. Используя при этом комплекс парциальных программ «Мин

киьибин»

М.С.Павловой,

программа

по

физическому

воспитанию

«Кэнчээри»

под

редакцией М.Н.Захаровой.

Проводя

занятии

по

познавательному

развитию

детей

(образовательная

облать

«Познание») заметили, как правило, проходят в форме рассказа воспитателя и вопросов к

детям, направленных на закреплению знаний. Дети на этих занятиях обычно лишены

возможности

проявить

инициативу,

они

находятся

в

роли

пассивного

получателя

информации.

Изменить

эту

ситуацию

решили

путем

организации

исследовательского

кружка

«Юный исследователь», где в опытной форме изучаем с детьми связи и зависимости

окружающего мира и природы.

Природа

является

важным

факторам

в

формировании

личности,

она

постоянно

окружает ребенка. У детей появляется стремление к активному познанию природы. Чем

больше органов чувств

участвуют в таком познании, тем больше свойств выделяет

ребенок

в

исследуемом

объекте.

Следственно,

расширяются

его

представления

об

окружающем, позволяющие ему сравнивать предметы и явления, различать их свойства и

качества, активно размышлять и искать решения.

Содержанием работы кружка «Юный исследователь» является опытническая работа

с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми старшего дошкольного

возраста

можно

проводить

не

сложные

опыты

экспериментирование

с

различными

объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации, в

отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства,

стороны

объекта

природы.

Через

опыты

можно

ярко

продемонстрировать

свойства,

качество явлений, их взаимосвязи. Опыты и эксперименты побуждают детей сравнивать,

сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Процесс познания на кружковых занятиях окрашен положительными эмоциями, дети

испытывают удовольствие от открытий, сделанных в процессе исследований. Занятия

развивают личность, способствуют более быстрому и легкому формированию личностного

отношения к природе и ее явлениям.

Для организации кружковой деятельности в группе оформили соответствующую

предметно-развивающую

среду

исследовательский

уголок

«Юные

исследователи»,

в

котором размещаются различные пособии и материалы. Приборы: посуды для проведения

опытов, весы, объекты неживой природы, емкости для игр с водой разного объема и

формы; микроскоп; условно-символические знаки состояния природы (почва, снег, песок,

вода

и

др.);

увеличительное

стекло;

схемы

развития

растений;

гербарии;

муляжи

насекомых; папки с демонстрациями иллюстраций и др.; Природный материал: камешки,

глина,

песок,

ракушки,

мох,

семена;

Утилизированный

материал:

ткани,

пуговицы,

проволоки,

кусочки

кожи,

меха;

Медицинские

материалы:

резиновые

груши,

мерные

ложки, пипетки; Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Для организации кружка в начале учебного года разработали перспективный план. В

плане

учитывали

по

требованию

ФГОС

обязательную

часть

и

часть

формирующего

регионального компонента.

месяц

тема

Цели и задачи

Форма работы

Октябрь

«По дороге в

детский сад»

-

вызвать

у

детей

желание

п о с е щ а т ь

д е т с к и й

с а д ,

встречаться с друзьями

Рисование

на

тему

«Наш детский сад»

«Двор детского

сада»

-

знакомить

детей

с

участком

детского сада;

- учить бережному отношению к

о б о р у д о в а н и ю

у ч а с т к а ,

ухаживать за растением;

Беседа, наблюдение,

«Экологические

т р о п и н к и

н а

территории детского

сада»

«Красное пятно»

(опыт)

Продемонстрировать

движения

в

«красном

пятне»

Юпитера.

Большая

банка

с

широким

отверстием,

щепотка

чая,

карандаш

«Кто живет в

нашем аквариуме»

(наблюдение)

Уточнить

с

детьми,

что

аквариум

это

маленький

водоем, в котором живут рыбы разных видов

Ноябрь

«Место работы

родителей»

-

прививать

уважение

к

труду

родителей

Сюжетно-ролевые,

дидактические

игры, беседа,

составление

рассказов о

будущей

профессии.

«Интересное в

нашем доме»

-

учить

детей

внимательнее

относиться, к событиям в доме;

-

и н т е р е с о в ат ь с я

д е л а м и ,

традициями семьи

Беседы

на

темы:

« М о я

л ю б и м а я

игрушка»,

«Самая

интересная

книга»,

« Ж и в о т н ы е

в

доме»,

«Домашние

праздники»

«Тонет, не тонет»

(опыт)

Учить

детей

проверить

какие

из

окружающих

вас

предметов тонут в воде.

Столовая ложка, пробки, зубочистки, бусины, кусочки

пластилина.

«Что и как едят

рыбки?»

(наблюдение)

Уточнить

и

расширить

представления

детей

о

различных кормах рыб (сухой, живой), о том, как рыбы

ведут себя во время кормления.

Декабрь

«Балаган – жилище

предков»

- познакомить детей с жилищем

предков - с балаганом;

-

вызвать

интерес

к

якутским

традициям: помощь, уважение к

старшим;

- воспитывать доброту и любовь

друг к другу.

Л е п к а

п е ч к и

камелька, экскурсия

в мини-музей

«Якутская посуда и

игрушки»

-

ф о р м и р о в ат ь

и н т е р е с

к

я к у т с к о м у

п р и к л а д н о м у

и с к у с с т в у,

б е р е с т я н о й

и

деревянной посуде и игрушке;

-

дать

возможно сть

д е т я м

ощутить радость и любовь.

Занятия,

бе с еды,

сюжетно-ролевая

и г р а

« С е м ь я » ;

дидактическая

игра

«Якутское лото»

«Полярное сияние»

(опыт)

Воспроизвести и описать движения заряженных частиц

к зеленым полюсам

Дырокол, салфетка, стол, круглый воздушный шар

«Цветные льдинки»

(наблюдение)

Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь

нее

видны

предметы,

что

вода

может

разноцветной,

красивой если нее добавить краску, что из воды можно

делать украшения на елку

Январь

«Чем человек

отличается от

животных»

-

Формировать

первоначальное представление о

строение тела человека;

-

учить детей определять и

различать чем отличается человек

от животных

Беседы,

рассматривание

иллюстраций

фотоснимков,

наблюдения

«Спирали»

(опыт)

Показать движение спиральной галактики.

Литровая

банка,

лист

бумаги

из

тетради,

дырокол,

карандаш .

«Получаем талую

воду»

(наблюдение)

Показать и рассказать детям, что снег принесенный в

теплое помещение, постепенно тает, из него образуется

талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег

брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать

комнатные растения

Показать и рассказать детям, что снег принесенный в

теплое помещение, постепенно тает, из него образуется

талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег

брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать

комнатные растения

Февраль

«Для чего нам

скелет и как он

двигается»

-

П р од о л ж ат ь

у ч и т ь

о

строение тела человека;

-

дать представления о роли

скелет

человека

для

строение

тела

Беседы,

рассматривание

иллюстраций

фотоснимков,

наблюдение

«Проверим слух»

(опыт)

Показать как мы слышим звук.

Металлическая ложка, толстая крепкая бечевка

«Замораживаем

воду» (наблюдение)

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое

состояние – превращается в твердый лед (а не снег)

Март

«Сила воды»

- дать детям понятие о силе воды,

о том, что без воды все живое

погибает, растения засыхают.

Б е с е д ы ,

ч т е н и е

художественной

литературы,

рисование,

рассматривание

альбомов

«Снег»

- Закрепить знание свойств снега:

он лепится, из него можно скатать

комок; в теплых руках снег тает и

превращается в воду

Б е с е д ы ,

ч т е н и е

художественной

литературы,

рисование,

рассматривание

альбомов

Опыт,

наблюдение,

игры

«Тесная бутылка»

(опыт)

Попытаться надуть шарик в бутылке.

Бутылка из-под газировки, воздушный шар.

«Пар – это вода»

(наблюдение)

Познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие

легкие

капельки

воды;

соприкасаясь

холодным

предметом, пар превращается в воду.

Апрель

«Дикие животные»

-

Формировать

у

д е т е й

п р е д с т а в л е н и я

о

д и к и х

животных,

их

внешнем

виде,

образе жизни;

-

р а з в и в а т ь

у м е н и е

ориентироваться в пространстве.

Беседы,

наблюдения,

рассматривание

картинок, книг, …

«Насекомые»

-

Расширять

представления

Беседы,

детей о разнообразии насекомых;

-

закреплять

знания

о

строении насекомых;

-

формировать

бережное

от н о ш е н и е

к

о к р у ж а ю щ е й

природе.

рассматривание

картинок,

муляжей

насекомых,

наблюдение…

«Плавающие

палочки» (опыт)

Продемонстрировать

что

молекулы

воды

обладают

сильным притяжением.

Три зубочистки, жидкость для мытья посуды, литровая

стеклянная вода.

«Комнатное

растение»

(наблюдение)

Учить детей понаблюдать за какими-нибудь комнатными

растением. Как выглядит растение, если его долго не

поливали? Как оно выглядит после полива

Май

«Растительный

мир»

- знакомить детей с растительным

миром

поселка,

с

исчезающими

видами растений;

-

в о с п и т ы в а т ь

б е р е ж н о е

отношение к природе

Опыты,

рассматривание

картин,

слайдов

о

природе, рисование,

беседы

«Потрескивания»

(опыт)

Посмотреть как статическое электричество может быть

применено для определения уровня влажности.

Чистые

и

сухие,

нежирные

волосы,

пластмассовая

расческа

«Приборы и

инструменты»

(наблюдение)

Познакомить исследовательских приборов и уточнить

для чего используют приборы

Планирование

работы

на

занятиях

кружка

дает

возможность

организовать

специально-организованное

обучение

детей

экспериментированию,

знакомству

с

различными свойствами веществ.

Таким

образом,

правильно

распланированная

работа

по

организации

исследовательской

деятельности

способствуют

овладения

детьми

средствами

познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.

Кружок

«Юный

исследователь»

направлен на развитие исследовательской

деятельности детей. Воспитывает интерес и любовь к природе, животным. Используя

разные

наглядные

материалы

развивать

желание

и

ухаживать.

Проявлять

желание

общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

Проблемная тема кружка:

Формирование

представлений

у

детей

старшего

дошкольного возраста об окружающем мире и природе через игру.

Цель: Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста за

счет

приобретения

жизненно

необходимых

представлений

об

окружающем

мире

и

природе через игру.

Задачи:

- Учить детей оценивать воздействия человека на природу;

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром;

- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы

и бережного отношения к природе.

Формы работы кружка: Занятия; Экскурсии; Проведения опытов; Игры; Совместная

и самостоятельная деятельность.

Методические приемы обучения:

- Информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, сравнение, вопросы,

ответы хоровые и индивидуальные;

- Игровой: создание игровых ситуаций, словесные игры, дидактические игры, игры

малой подвижности.

- Наглядный: иллюстрации, показ. Оборудование для проведения экспериментальной

работы.

- Практический: выполнение практических действий детьми.

Принципы обучения:

- доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе.

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Типы исследования:

- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа).

Опыты и коллекционирование доступные и интересные, позволяющие им знать

активную исследовательскую позицию.

При обучении детей большое значение имеет развитие познавательного интереса.

Для

того

чтобы

поддержать

любознательность,

стремление

н а бл юд ат ь ,

экспериментировать, необходимо привлекать ребенка к познавательно-исследовательской

деятельности. Это один из важнейших источников получения ребенком представлений об

окружающем мире и природе.

Дети старшего дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию,

главное, помочь ему освоиться в окружающем мире. Ребенок стремится к знаниям через

многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей

природе,

прочны

те

знания,

которые

добыты

самостоятельно,

в

ходе

творческих

изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде.

Выявление базовых уровней развития основ исследовательской деятельности у

детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная

работа

проводилась

на

базе

детского

сада

МБДОУ

«Детский

сад

№33

«Чуораанчык»

с.Усун

Кюель»

МР

«Усть

Алданского

улуса

(района)» РС (Я).

МБДОУ

«Чуораанчык»

является

детским

садом

общеобразовательного

вида

с

приоритетным осуществлением деятельности по речевому развитию детей на основе

сказок, пословиц и эпоса-олонхо народа Саха.

Основные направления работы детского сада:

- создание условий, содействующих укреплению здоровья детей, формированию

здорового образа жизни и повышению качества образования;

- обеспечение преемственности и начального образования;

- исследовательское развитие ребенка.

В

данной

опытно-экспериментальной

работе

мы

раскрыли

содержание

и

практический

опыт

исследовательских

предпосылок

у

детей

старшего

дошкольного

возраста в процессе работы кружка «Юный исследователь».

В

эксперименте

выявления

базовых

уровня

развитии

основ

исследовательской

деятельности у детей старшего дошкольного возраста принимали участие 11 старших

дошкольников: 3 детей старшей группы (5-6 лет) и 8 детей подготовительной группы (6-7

лет). Все эти 11 детей посещают кружок «Юный исследователь».

Диагностику выявление исследовательских предпосылок проводили дважды в год: в

начале учебного года и в конце учебного года.

Гипотеза

эксперимента:

после

обучения

в

кружке

«Юный

исследователь»

с

использованием

предлагаемой

системы

упражнений

и

методик

у

детей

будут

сформированы основы исследовательской деятельности.

Уровень

знаний

воспитанников

кружка

«Юный

исследователь»

исследовали

с

помощью методики О.А. Соломенниковой.

1 этап эксперимента мы проводили в начале учебного года. Выявление базовых

уровней развития детей.

Цель:

выявления

уровня

развития

исследовательских

навыков

у

старших

дошкольников.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1.

Разработать критерии уровня развития исследовательских навыков.

2.

Разработать методику по выявлению уровня развития исследовательских

навыков.

3.

Проанализировать итоги эксперимента.

В эксперименте мы установили критерии уровней развития основ исследовательской

деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Маленькому исследователю для

решения

исследовательских

задач

необходимы

следующие

инструментальные

предпосылки и умения: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать

определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. На

основании этих предпосылок были разработаны следующие критерии уровней.

Высокий уровень ( 13-15 баллов): выявляет проблему, но нуждается в моральном

поощрении

со

стороны

педагога;

самостоятельно

выдвигает

гипотезы,

строит

предложения;

размышляя

задает

правильные

вопросы,

способен

давать

определения

понятиям;

умеет

проводить

собственные

эксперименты;

самостоятельно

высказывает

суждения.

Средний уровень (8-12 баллов): выявляет проблему при поддержке со стороны

педагога; выдвигает гипотезы, строит предложения только с помощью взрослого; иногда

задает ненужные вопросы; дает определение понятиям поощрении со стороны педагога;

проводит

эксперименты,

предложенные

или

подсказанные

педагогам,

высказывает

суждения.

Низкий уровень (5-7): не умеет выявлять проблему даже при помощи педагога; не

умеет выдвигать гипотезы, строить предположения; не размышляет, не задает вопросы; не

умеет определить понятия без постоянной подсказки педагога; не способен непрерывно

наблюдать,

не

высказывает

желания

проводить

эксперименты;

не

умеет

высказывать

суждения.

Задание «Определяем плавучесть предметов»

Цель: выявление у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения

экспериментов.

Содержание методики: Детям предлагается собрать несколько разных предметов,

например:

деревянный

брусок,

чайную

ложку,

маленький

резиновый

мячик,

пластмассовую игрушку и др.

Когда предметы собраны, выстраивается гипотеза надо проверить.

После того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эту гипотезу надо

проверить.

После

того,

как

первый

опыт

закончен,

эксперимент

продолжается.

Необходимо изучить сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково

хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? А что

произойдет, если мы соединим плавающие и неплавающие предметы? Они будут плавать

или оба утонут? При каких условиях возможно и то и другое?

Таблица и№1

Показатели уровней знаний детей по заданию

на начало учебного года

Коды детей

Умение

видеть

проблему

Самостоят

выдвигать

гипотезу

Умение

проводить

эксперим

Оценка

в балл

Уров.

Разв

(01)

2

2

3

7

Низк

(02)

2

2

2

7

Низк

(03)

2

2

2

6

Низк

(04)

3

2

3

8

Сред

(05)

2

2

3

7

Низк

(06)

3

2

3

8

Сред

(07)

3

3

3

9

Сред

(08)

2

2

2

6

Низк

(09)

2

2

3

7

Низк

(010)

2

2

2

6

Низк

(011)

3

2

3

8

Сред

Данные

таблицы

1

показывает,

что

большинство

детей

не

умеют

экспериментировать. Дети не могут без помощи педагога выдвинуть проблему, гипотезу.

Но

у

детей

развит

интерес

к

экспериментированию,

но

нет

навыков

проведения

экспериментов. Дети не показали высокого уровня, средний уровень 36%, низкий уровень

63%.

Для

определения

исследовательских

предпосылок

детей

мы

проводили

исследование уровень экологических знаний детей.

Уровень экологических знаний дошкольников исследовали с помощью методики

О.А. Соломенниковой. С целью определение уровня экологических знаний воспитанников

кружка.

Критерии сформированности экологических знаний:

1.Знание о мире животных;

2.Знание о растительном мире;

3.Знание о неживой природе;

4.Знания о временах года.

Задание №1

Определение

характерных

особенностей

представителей

о

мире

животных

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей о мире

животных.

Оборудование: Три большие карты. Первая разделена на три части (хозяйственный

двор,

лес,

пейзаж

жарких

стран);

На

второй

карте

изображены

голубое

небо,

ветви

деревьев и земля; на третей карте изображено небо и луг. Фигурки животных: лошади,

коровы, свиньи, козы, бараны, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, тигра, слона и жирафа.

Фигурки птиц: воробей, ворона, снегирь. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, стрекоза,

паука.

Инструкция

к

проведению:

Педагог

предлагает

взять

первую

карту,

из

всех

фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом место их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить

их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся

картинок выбрать насекомых и разместить их на карте. Если на столе остались какие-

нибудь

фигурки,

можно

предложить

ребенку

еще

раз

подумать

и

разместить

их

в

соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на

картах. После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два

изображения

насекомых

и

затем

ответить

на

следующие

вопросы

в

соответствии

с

выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним?

Оценка результатов деятельности.

Высокий

уровень

(13-15

баллов): Ребенок

без

особого

труда

распределяет

представителей

животного

мира

по

видам,

аргументирует

свой

выбор;

Соотносить

представителей фауны со сферой обитания; Знает характерные признаки; Без особого

труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы; Проявляет интерес и

эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8-12 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки

при распределении представителей животного мира по видам; Не всегда аргументирует

свой выбор; В основном соотносит представителей фауны со средой обитания;

Знает

характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах;

На поставленные

вопросы

отвечает

последовательно,

но

иногда

ответы

бывают

слишком

краткими;

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и

насекомым.

Низкий уровень (5-7 баллов): Ребенок часто допускает ошибки при распределении

представителей животного мира по видам; Не всегда аргументирует свой выбор; Не

всегда

соотносит

представителей

фауны

со

средой

обитания;

Затрудняется

назвать

характерные

признаки;

На

поставленные

вопросы

отвечать

затрудняется,

а

если

и

отвечает, то в основном неверно; Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к

животным, птицам и насекомым.

Таблица 2

Показатели уровней знаний детей по заданию № 1

на начало учебного года

Коды детей

.

Распред

предст

живот

мира

Предс

фауны

со

средой

Хар

призн

Актив

Участ

Инт

к жив

О

оцен

в

бал

Ур.

раз

01

3

2

1

3

2

11

Ср

02

3

3

2

3

3

14

Выс

03

3

3

1

2

3

12

Ср

04

3

3

2

3

3

14

Выс

05

3

3

2

3

3

14

Выс

06

3

2

2

3

3

13

Выс

07

3

3

1

2

3

12

Ср

08

3

2

2

2

3

12

Ср

09

3

2

2

2

3

12

Ср

010

2

2

1

1

1

7

Низ

011

3

3

1

2

3

12

Ср

Воспитанники в целом показали средний уровень сформированности

экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

Задание №2

Определение

характерных

особенностей

растительного

мира

(проводится

индивидуально с каждым ребенком)

Цель: определение уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения: традесканция, бегония, хлорафитиум, фиалка,

алое; лейка для полива комнатных растений, распылитель воды, палочка для рыхлении и

тряпочки.

Инструкция

для

проведения: Педагог

называет

пять

комнатных

растений,

предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения)?

- Для чего нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает выбрать картинки:

- Сначала деревья, потом кустарники.

- Лиственные и хвойные деревья (ель сосна, осина и др).

- Ягоды и грибы (земляника, масленок, клубника, подберезовик).

- Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, тюльпан, лилия)

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (13-15 баллов): Ребенок самостоятельно называет разные виды

растений: деревья, кустарники, цветы; Без труда выделяет группы предлагаемых растений;

Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития

комнатных растений; Рассказывает, как правильно ухаживать за ними; Проявляет интерес

и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8-12 баллов): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки

в названии видов растений:

деревьев, кустарников и цветов; В основном правильно

выделяет

группы

предлагаемых

растений,

иногда

затрудняется

аргументировать

свой

выбор;

Без

помощи

взрослого

называет

условия,

необходимые

для

жизни,

роста

и

развития

комнатных

растений;

Рассказывает,

как

правильно

ухаживать

за

ними;

Практические

умения

и

навыки

ухода

за

комнатными

растениями

сформированы

недостаточно; Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным

растениям.

Низкий

уровень

(5-7

баллов): Ребенок

затрудняется

называть

виды

растений:

деревья, кустарники и цветы; Не всегда может выделить группы предлагаемых растений,

не

может

аргументировать

свой

выбор;

Затрудняется

рассказывать,

как

правильно

ухаживать

за

комнатными

растениями;

Практические

умения

и

навыки

ухода

за

комнатными

растениями

не

сформированы;

В

процессе

практической

деятельности

постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое

отношение к растениям.

Таблица 3

Показатели уровней знаний детей по заданию №2

на начало учебного года

Коды детей

Виды

растен

Груп

растен

Усл,

Рост

и разв

к. р

Ухаж

за

раст

Интер

к раст

оцен

в бал

Ур

раз

01

2

1

1

1

1

6

Низ

02

2

2

2

3

3

12

Ср

03

3

2

2

3

2

12

Ср

04

3

2

3

3

3

14

Выс

05

3

2

2

2

3

12

Ср

06

3

2

3

2

3

13

Выс

07

2

2

2

3

3

12

Ср

08

3

2

2

2

3

12

Ср

09

3

2

2

2

3

12

Ср

010

2

1

2

1

1

7

Низ

011

2

2

2

3

3

12

Ср

Воспитанники

в целом показали средний уровень к определению характерных

особенностей растительного мира.

Задание №3

Определение характерных особенностей неживой природы (проводится

индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: три баночки (с песком, с камнями и с водой).

Инструкция к проведению: Педагог предлагает определить содержимое баночки.

После

того

как

ребенок

назовет

объекты

неживой

природы,

предлагает

отвечать

следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

- Какие свойства камней ты знаешь?

- Где и для чего использует камни?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

Высокий

уровень

(13-15

баллов): Ребенок

без

труда

определяет

содержимое

баночек; Правильно называет отличительные характеристики объектов не живой природы;

Самостоятельно

рассказывает

о

том,

для

чего

люди

используют

объекты

не

живой

природы; При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний

уровень

(8-12

баллов): Ребенок

в

основном

правильно

определяет

содержимое баночек; Называет основные отличительные характеристики объектов не

живой природы; После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как

люди используют объекты неживой природы;

Низкий

уровень

(5-7

баллов): Ребенок

допускает

значительные

ошибки

при

определении

содержимого

баночек;

Не

всегда

правильно

называет

отличительные

характеристики объектов неживой природы; Затрудняется при ответе на вопрос, для чего

они используются;

Таблица №4

Показатели уровней знаний детей по задании №3

на начало учебного года

Коды детей

Опред

содер

баноч

Отлич

харак

объек

не ж. пр

Акт

учас

Прояв

твор

Оцен

в бал

Ур

разв

01

3

2

2

2

9

Ср

02

3

2

3

2

10

Ср

03

3

3

3

2

11

Ср

04

4

3

4

3

14

Выс

05

4

3

3

2

12

Ср

06

4

3

4

3

14

Выс

07

4

3

4

3

14

Выс

08

4

3

3

2

12

Ср

09

3

3

3

2

11

Ср

010

3

2

2

2

9

Ср

011

3

2

2

2

9

Ср

Воспитанники в целом показали средний уровень к определению знаний

характерных особенностей неживой природы. Низкий уровень не выделялся.

Задание №4

Знания времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень знания времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция к проведению: Педагог.

- Какое время года тебе нравится больше всего и почему?

- Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.

- Назови время года, которое наступает после твоего любимого времени года, скажи,

что последует за ним?

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?».

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежник.

Оценка результатов деятельности:

Высокий

уровень

(

13-15

баллов): Ребенок правильно называет времена года.

Перечисляет

их

в

нужной

последовательности.

Знает

характерные

признаки

каждого

времени года; Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года

тебе нравится больше и почему?»; По памяти воспроизводит сезонные особенности того

или иного времени года; Комментирует свой рисунок; Выражает эстетическое отношение

к природе.

Средний уровень (8-12 баллов): Ребенок правильно называет времена года. Иногда

затрудняется назвать их в нужной последовательности; В основном знает характерные

признака каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки; На вопрос

«Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно; В рисунке

отражает существенные признаки того или иного времени года; Выражает эстетическое

отношение к природе.

Низкий уровень (5-7 баллов): Ребенок не всегда правильно называет времена года.

Затрудняется назвать их в нужной последовательности; Не знает характерных признаков

разных времени года; Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и

почему?», называет только времена года; В рисунке может отразить характерные признаки

того или иного времени года.

Таблица №5

Показатели уровней знаний детей по задании №4

на начало учебного года

Коды детей

Времена

года

Пос-

ледов

Харак

призн

Рисун

Прояв

творч

оцен

в

бал

Ур

раз

01

3

2

2

2

2

11

Ср

02

3

2

2

2

2

11

Ср

03

3

3

2

2

2

12

Ср

04

3

3

2

3

2

13

Выс

05

3

3

2

2

2

12

Ср

06

3

3

2

2

2

12

Ср

07

3

3

2

3

2

13

Выс

08

3

2

2

2

2

11

ср

09

3

2

2

2

2

11

Ср

010

3

2

2

1

2

10

Ср

011

3

2

2

2

2

11

Ср

Воспитанники

в целом показали средний уровень к определению знаний времен

года. Низкий уровень не выделялся. В основном дети затрудняются отвечать на вопросы

характерные

признаки

каждого

времени

года.

Некоторые

дети

затрудняются

назвать

последовательность времени года.

Диаграмма показателей уровня исследовательских предпосылок

на начало учебного года

экспер-ие

Зн-е о жив

зн-е о рас.м зн-е о неж.пр зн-е о вр.г

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

низкий

средний

высокий

Таким образом, был проведен эксперимент выявляющий базовый уровень развития

основ исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В целом, по результатам эксперимента средний уровень по развитию основ

исследовательской

деятельности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

МБДОУ

«Чуораанчык» невысок. Довольно средние результаты дети показали по экологическому

знанию, а самый низкий уровень знаний показали в экспериментировании.

Была

поставлена

задача,

что

с

детьми,

участвовавшими

в

эксперименте,

заниматься в кружке «Юный исследователь» по системе обучения исследовательской

деятельности в течении года. И в конце учебного года достичь более высоких результатов.

Выявление динамики развития основ исследовательской деятельности у детей

старшего дошкольного возраста в процессе работы кружка.

Контрольный эксперимент

Цель:

выявлять

эффективность

занятий,

упражнений,

призванных

развить

исследовательские навыки у старших дошкольников.

Задачи контрольного эксперимента:

1.

Провести контрольный эксперимент у воспитанников кружка «Юный исследователь».

2.

Провести сравнительный анализ результатов эксперимента, проведенный в первом

этапе (начало учебного года) и во втором этапе (в конце учебного года) и сделать

выводы.

На данном этапе старшим дошкольникам контрольный эксперимент проведен по

методике, проведенной в первом эксперименте (см. 2.1)

Таблица №1

Показатели уровня знаний детей по эксперименту в конце учебного года

Коды детей

Умение

Видеть

пробл

Самос

выдвиг

гипотезу

Умение

провод

экспер

Оценка в

баллах

Уровень

развития

01

3

3

3

9

Ср

02

5

3

3

11

Ср

03

3

3

5

11

Ср

04

5

5

5

15

Выс

05

5

3

3

11

Ср

06

5

3

5

13

Выс

07

5

5

5

15

Выс

08

3

3

3

9

Ср

09

3

3

3

9

Ср

010

3

2

2

7

Ср

011

5

3

5

13

Выс

Данные таблицы 1 показывают, что показатели детей стали намного выше. Они уже

умеют экспериментировать, знакомы с этим методом исследования. Дети смогли пройти

все этапы эксперимента и правильно ответить на поставленные вопросы, выдвинуть

гипотезу.

Таблица №2

Показатели уровня знаний детей по заданию №1

в конце учебного года

Коды детей

Распред

представ

живот

мира

Предст

фауны

со

средой

Харак

призн

Актив

участ

Интер

к живот

Оц

в бал

Ур

раз

01

3

2

2

3

2

12

ср

02

3

3

3

3

3

15

выс

03

3

3

2

2

2

12

Ср

04

3

3

3

3

3

15

Выс

05

3

3

2

3

3

14

Выс

06

3

3

2

3

3

14

Выс

07

3

3

2

2

3

13

Выс

08

3

2

3

2

3

13

Выс

09

3

2

2

2

3

12

Ср

010

3

2

2

2

2

11

Ср

011

3

3

2

2

3

13

Выс

Воспитанники в целом показали высокий уровень сформированности экологических

знаний

и

экологически

правильного

отношения

к

миру

природы.

Средний

уровень

показали 2 детей. Они затрудняются назвать характерные признаки, но в целом есть

повышения уровень качество знаний, чем в начале учебного года.

Таблица №3

Показатели уровня знаний детей по заданию №2

в конце учебного года

Коды детей

Виды

растен

Груп

растен

Усл,

Рост

и разв

к. р

Ухаж

за

раст

Интер

к раст

Оц

в бал

Ур

раз

01

3

2

2

2

2

11

Ср

02

3

2

2

3

3

13

Выс

03

3

2

2

3

3

13

Выс

04

3

3

3

3

3

15

Выс

05

3

3

3

2

3

14

Выс

06

3

3

3

3

3

15

Выс

07

3

3

2

3

3

14

Выс

08

3

3

2

2

3

13

Выс

09

3

3

2

2

3

13

Выс

010

3

2

2

2

2

11

Ср

011

3

2

2

3

3

13

Выс

Большинство воспитанников в конце учебного года показали высокий уровень к

определению

характерных

особенностей

растительного

мира.

Дети

которые

показали

средний уровень знаний затрудняются аргументировать свой выбор. Низкий уровень не

выделялся.

Таблица №4

Показатели уровня знаний детей по заданию №3

в конце учебного года

Коды детей

Опред

содер

баноч

Отлич

харак

объек

не ж. пр

Акт

учас

Прояв

твор

Оцен

в бал

Ур

разв

01

4

2

3

2

11

Ср

02

4

3

3

3

13

Выс

03

3

3

3

3

12

Ср

04

4

4

4

3

15

Выс

05

4

4

3

3

14

Выс

06

4

4

4

3

15

Выс

07

4

4

4

3

15

Выс

08

4

3

3

2

12

Ср

09

4

3

3

2

12

Ср

010

4

3

2

2

11

Ср

011

4

3

3

3

13

Выс

Воспитанники

в

конце

учебного

года

показали

более

высокий

уровень

к

определению знаний характерных особенностей неживой природы. Низкий уровень не

выделялся. Дети,

которые показали средний уровень знаний, затрудняются называть

отличительные характеристики объектов неживой природы.

Таблица №5

Показатели уровня знаний детей по заданию №4

в конце учебного года

Коды детей

Времена

года

Пос-

ледов

Харак

призн

Рисун

Прояв

творч

оцен

в бал

Ур

раз

01

3

3

2

2

2

12

ср

02

3

3

3

2

3

14

Выс

03

3

3

2

3

3

14

Выс

04

3

3

3

3

3

15

Выс

05

3

3

3

2

3

14

Выс

06

3

3

2

3

3

14

Выс

07

3

3

2

3

2

13

Выс

08

3

2

2

3

2

12

Ср

09

3

3

2

2

2

12

Ср

010

3

2

2

2

2

11

Ср

011

3

3

2

3

2

13

Выс

Воспитанники

в конце учебного года показали более высокий уровень к

определению знаний времен года. Низкий уровень не выделялся. Дети, которые показали

средний уровень знаний,

затрудняются отвечать на вопросы характерные признаки

каждого времени года и комментировать свой рисунок.

Диаграмма показателей уровня основ исследовательской деятельности в конце

учебного года

экспер-ние

зн-е и жив

зн-е о рас.м

зн-е о неж.пр

зн-е о вр.год

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

низкий

средний

высокий

Диаграмма по методикам выявления знаний воспитанников кружка

показывают, что уровень стал выше. Это говорит о том, что дети, в течение учебного года,

посещавшие кружок «Юный исследователь», научились выявлять проблемы, выдвигать

обоснованные гипотезы, строить предположения, размышлять и задавать правильные

вопрос.

Анализ результатов до и после эксперимента

высокий ур

средний ур

низкий уровень

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

нач уч.г

в конц уг

На данной диаграмме мы видим, что у детей показатель изменился. На диаграмме у

детей показатель высокого уровня знания из 100% воспитанников в начале учебного года

составлял 18%, а в конце учебного года повысился на 36%. Средний уровень знаний из

100% воспитанников в начале учебного года составлял 36%, а в конце учебного года

повысился 45%. Низкий уровень знаний из 100% воспитанников кружка в начале учебного

года составлял 45%, а в конце учебного года понизился на 27% и показатель стал 18%.

Таким

образом,

результат

эксперимента

проведенного

воспитанниками

кружка

«Юный исследователь» есть повышения уровня знаний исследовательских предпосылок.

Вывод:

По

итогам

проведенного

эксперимента

можно

прийти

к

выводу,

что

старшие

дошкольники,

посещавшие

кружок,

овладели

необходимыми

исследовательскими

предпосылками, получили много новых интересных, полезных знаний и умений, которые,

несомненно, будут полезны им в дальнейшем развитии.

В ходе обучения наблюдалось, что у детей возник огромный живой интерес к

исследовательской деятельности. Дети были активны, многие научились самостоятельно,

последовательно, логично обосновывать свои мысли, Намного вырос познавательный

интерес.

На

наш

взгляд,

проведенная

нами

работа

по

развитию

исследовательских

навыков

старших

дошкольников

эффективно

повлияло

не

только

на

формирование

исследовательской деятельности детей, но и заметно улучшило взаимоотношения детей,

раскрыло

и

другие

способности.

Она

помогла

самоутверждению

и

самовосприятию

дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами была предпринята попытка изучения теоретических основ

развития

исследовательской

деятельности

старших

дошкольников

путем

кружковой

работы, а также была проведена опытно- экспериментальная работа по развитию основ

исследовательской деятельности

у детей старшего дошкольного возраста в процессе

работе кружка «Юный исследователь» МБДОУ «Детский сад №33 «Чуораанчык» с. Усун

– Кюель» МР «Усть - Алданского улуса (район)» РС (Я).

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие обобщения и выводы:

1. Изучение и анализ научно-теоретических основ поставленной проблемы выявили,

что

исследовательская

деятельность в

педагогической

литературе

рассматривается

с

позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией

исследовательской работы детей понимается, прежде всего, использование педагогами

определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских

умений и предпосылок обучающихся.

Исследовательская

деятельность

характеризуется

собственной

познавательной

потребностью

детей,

самоконтролем

и

представляет

собой

высшее

проявление

их

самостоятельности.

Ведущей

же

ее

характеристикой

является

творческая

активность,

которая

заключается

в

инициативном,

преобразующем

отношении

к

внешней

действительности, другим людям, самому себе.

2. Развитие основ исследовательских деятельностей у старших дошкольников – один

из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Подготовка ребенка

к

исследовательской

деятельности,

обучение

его

умениям

и

предпосылками

исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Главным

инструментом

развития

основ

исследовательской

деятельности

в

образовании выступает исследовательский метод обучения.

Исследовательский

метод

следует

рассматривать

как

один

из

основных

путей

познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам

обучения.

Его

основные

составляющие: выявление проблем, выработка и постановка

гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения

и умозаключения, защита проекта.

3. Кружковая работа в ДОУ проводится с целью улучшения качеств образовательного

процесса, для реализации всестороннего развития личности, максимального раскрытия

творческого исследовательского потенциала воспитанников.

Большим плюсом в кружковой работе является то, что можно использовать самые

различные методы. Так, в ходе развития основ исследовательской деятельности у старших

дошкольников можно использовать такие методы, как экспериментирование.

4

. В

эксперименте

основное

внимание

нами

обращалось

на

развитие

исследовательской,

поисковой

деятельности,

интеллектуальной

инициативы,

способов

экспериментирования; на формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение,

выбирать из имеющихся

способов

наиболее

адекватный

и

продуктивно

использовать

его,

самостоятельно

анализировать полученные результаты.

Исследование

подтвердило

о

правомерности

такого

подхода

к

развитию

детей

старшего дошкольного возраста.

5

. Результаты

опытно-экспериментальной

работы

свидетельствуют

об эффективности проведенной работы, что подтверждается положительной динамикой

развития всех показателей исследовательских предпосылок у старших дошкольников.

Таким

образом,

проведенное

исследование

доказало

со стоятельно сть

предусмотренных

нами

педагогических

условий

и

целесообразность

выдвинутой

гипотезы.



В раздел образования