Формирование познавательной активности младших школьников
Автор: Герасимова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Школа №176" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательной активности младших школьников Раздел: начальное образование
Формирование познавательной активности младших школьников
Проблема формирования познавательной активности младших школьников в
процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к.
от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация
обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Познавательную
активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование
рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема
интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что
позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и
развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к
жизни. Познавательная активность – это активная направленность, связанная с
положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью
познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся
личности (И.В.Метельский). Познавательная активность – это избирательная
направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и
самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).
Уровни познавательной активности учащихся.
Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не
проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со
стороны педагога.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания,
овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью
волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний,
отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания,
стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами
применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в
том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не
отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность
явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В основе структуры общего интеллектуального развития детей младшего школьного
возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации познавательной
активности:
- принцип субъектности - максимальное содействие педагога развитию способности
ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с другими субъектами
сообщества и миром в целом;
- принцип самостоятельности, обусловленный формой активного отношения к изучаемому
материалу. Познавательная самостоятельность младшего школьника представляет собой
комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-
волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать
и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой
ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.;
- принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися
учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому
преображению.
- принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического
комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный
опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности;
индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций
учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой
самостоятельности и др.
- принцип педагогической поддержки - особая система педагогической деятельности,
раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с
ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей
преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в
обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
младших школьников формированию и развитию познавательной активности
благоприятствуют следующие условия: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного
материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями,
частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного
поиска, решение задач проблемного характера и др.
Под познавательной активностью традиционно понимаются все виды активного
отношения к учению как к познанию; наличие значимости для ребенка учения как
познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, средствам их
приобретения, влечение к самообразованию); реализующие эти познавательные мотивы и
обслуживающие их эмоции цели.
Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в
учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на
практике, мы убедились в том,что данная проблема является актуальной в современной
школе. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной
активности являются занимательные упражнения. Познавательная активность при
правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и
целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой
личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на
результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением
трудностей, с волевым напряжением и усилием. познавательная активность – не враг
волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые
процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При
учете педагогом типа темперамента у школьника более развивается познавательная
активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала.