Автор: Паньшина Наталья Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Куськинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Мантуровского района, с.Куськино
Наименование материала: статья
Тема: "Применение кейс-технологий на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Применение
кейс
-
технологии
в
групповой
работе
,
направленное
на
формирование
универсальных
учебных
действий
учащихся
в
рамках
реализации
ФГОС
второго
поколения
Разработка
и
введение
стандартов
образования
,
совершенствование
образовательных
систем
–
глобальная
проблема
педагогического
сообщества
передовых
стран
нашей
планеты
.
Приоритетной
целью
образования
становится
развитие
у
школьников
способности
самостоятельно
ставить
учебные
цели
,
проектировать
пути
их
реализации
,
контролировать
и
оценивать
свои
достижения
.
Достижение
данной
цели
становится
возможным
благодаря
формированию
системы
универсальных
учебных
действий
:
личностных
,
регулятивных
,
познавательных
и
коммуникативных
.
Для
формирования
универсальных
учебных
действий
необходимы
новые
технологии
,
в
том
числе кейс
–
технология
,
применение
которой
формирует
у
учащихся
умение
слышать
,
слушать
и
понимать
партнёра
,
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность
,
распределять
роли
,
уметь
договариваться
,
вести
дискуссию
,
правильно
выражать
свои
мысли
в
речи
,
оказывать
поддержку
друг
другу
.
Почему
так
важно
апробировать
кейс
-
технологию
?
Она
способствует
формированию
у
школьников
универсальных
учебных
действий
,
что
является
составляющей
фундаментального
ядра
содержания
образования
младших
школьников
.
Кейс
-
технология
достаточно
сложное
явление
в
методике
преподавания
.
Данная
технология
состоит
из
различных
методов
:
а
)
Метод
инцидентов
.
Цель
метода
–
поиск
информации
самим
учеником
,
и
как
следствие
–
обучение
его
работе
с
необходимой
информацией
,
её
сбором
,
систематизацией
и
анализом
.
Данная
форма
работы
требует
много
времени
.
Может
применяться
в
старшей
школе
.
б
)
Ситуационно
-
ролевая
игра
.
Цель
–
в
виде
инсценировки
создать
в
классе
правдивую
ситуацию
и
затем
дать
возможность
оценить
поступки
и
поведение
участников
игры
.
Часто
используется
в
начальной
школе
.
в
)
Метод
разбора
деловой
корреспонденции
.
Метод
основан
на
работе
с
документами
и
бумагами
,
относящимися
к
той
или
иной
ситуации
,
проблеме
.
Не
возможен
в
начальной
школе
,
однако
в
младших
классах
даются
основы
работы
с
деловой
статьёй
на
уроках
окружающего
мира
,
что
имеет
огромное
значение
для
дальнейшей
работы
в
средней
школе
.
г
)
Метод
дискуссии
.
Дискуссия
–
обмен
мнениями
,
по
какому
–
либо
вопросу
в
соответствии
с
более
или
менее
определёнными
правилами
процедуры
.
д
)
Метод
кейс
-
стади
Метод
основан
на
разборе
конкретных
ситуаций
.
е
)
Игровое
проектирование
.
Цель
-
процесс
создания
или
совершенствования
проектов
.
Широко
используется
в
начальной
школе
.
Любой
кейс
дает
возможность
преподавателю
использовать
его
на
различных
этапах
образовательного
процесса
:
на
стадии
обучения
,
на
стадии
проверки
результатов
обучения
.
Какие
же
формируются
навыки
у
учащихся
или
как
записано
в
ФГОС
второго
поколения
универсальные
учебные
действия
?
Формируемые
навыки
:
аналитические
практические
творческие
коммуникативные
социальные
самоанализ
Именно
они
обеспечивают
реализацию
УВП
в
технологии
сотрудничества
учителя
и
уч
-
ся
,
а
не
командной
формы
обучения
.
При
создании
кейса
следует
учитывать
:
1)
Для
кого
и
с
какой
целью
пишется
кейс
?
2)
Чему
должны
научиться
дети
?
3)
Какие
уроки
они
из
этого
извлекут
?
Представляю
этапы
,
которые
отражают
классическую
форму
работы
учащихся
с
кейсом
:
I
этап
–
знакомство
с
ситуацией
,
её
особенностями
;
II
этап
–
выделение
основной
проблемы
;
III
этап
–
предложение
тем
для
«
мозгового
штурма
»;
IV
этап
–
анализ
последствий
принятия
решения
;
V
этап
–
решение
кейса
Учитель
в
свою
очередь
:
даёт
«
ключи
»
к
разгадке
в
форме
дополнительных
вопросов
,
сам
даёт
ответ
или
ничего
не
предпринимает
,
пока
учащиеся
работают
над
проблемой
.
По
тестовым
методикам
было
выявлено
отношение
учащихся
к
использованию
кейс
-
технологи
.
Критерии
,
отобранные
для
исследования
результатов
использования
новой
организации
и
технологии
обучения
,
определяли
:
эмоциональное
состояние
учащихся
на
уроке
;
степень
восприятия
учащимися
новой
организации
учебной
деятельности
;
освоение
учащимися
учебного
материала
;
формирование
умений
учебной
деятельности
и
коллективной
работы
.
Учащимся
была
предложена
анкета
«
Твоё
отношение
к
использованию
на
уроках
технологии
кейс
–
обучение
»
и
даны
варианты
ответов
:
а
)
нравится
,
б
)
равнодушен
,
в
)
не
нравится
.
Были
получены
следующие
результаты
:
нравится
– 66%,
не
нравится
– 11%,
равнодушны
– 23%.
Итоги
анкетирования
позволяют
сделать
вывод
о
том
,
что
большинство
учащихся
положительно
относятся
к
применению
на
уроках
технологии
кейс
-
обучения
.
Можно
предположить
,
что
кейс
-
обучение
в
групповой
форме
повышает
интерес
к
предмету
,
позволяет
детям
самим
включаться
в
процесс
исследования
,
самим
получать
знания
,
добиваться
поставленной
цели
,
самим
искать
ответы
на
поставленные
вопросы
.
Анализ
диагностических
работ
в
классах
,
где
проводились
уроки
с
использованием
технологии
кейс
-
обучение
в
групповой
форме
и
в
классах
,
где
кейс
-
обучение
не
применялось
,
показал
,
что
результаты
их
не
очень
отличаются
.
Однако
точно
можно
отметить
изменения
в
учебных
умениях
учащихся
.
Было
установлено
,
что
:
-
выделять
главное
в
тексте
могут
– 62%
-
уверенно
работать
со
справочной
литературой
– 40%
-
находить
нужную
информацию
в
учебнике
– 60%.
Таким
образом
,
можно
отметить
,
что
учащиеся
более
уверенно
находят
необходимую
для
них
информацию
,
ставят
вопросы
к
тексту
.
В
итоге
дети
учатся
получать
знания
самостоятельно
.
В
результате
работы
я
пришла
к
выводу
,
что
использование
технологии
кейс
-
обучение
в
групповой
форме
:
-
формирует
у
учащихся
умение
высказывать
свои
мысли
,
ставить
вопросы
к
тексту
-
развивает
мыслительную
деятельность
учащихся
-
способствует
применению
на
практике
полученных
знаний
-
учит
предлагать
собственный
(
или
групповой
)
взгляд
на
проблему
.
Метод
кейс
-
обучение
в
групповой
форме
способствует
:
-
активизации
деятельности
учащихся
на
уроках
-
развитию
познавательной
деятельности
-
лучшему
запоминанию
изученного
материала
-
развитию
коммуникативных
действий
(
умению
слышать
,
слушать
и
понимать
партнёра
,
согласованно
выполнять
совместную
деятельность
,
вести
дискуссию
,
оказывать
поддержку
друг
другу
).
Данные
качества
необходимы
не
только
в
учебной
деятельности
,
но
и
в
жизни
.