Напоминание

"Применение кейс-технологий на уроках географии"


Автор: Паньшина Наталья Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Куськинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Мантуровского района, с.Куськино
Наименование материала: статья
Тема: "Применение кейс-технологий на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Применение

кейс

-

технологии

в

групповой

работе

,

направленное

на

формирование

универсальных

учебных

действий

учащихся

в

рамках

реализации

ФГОС

второго

поколения

Разработка

и

введение

стандартов

образования

,

совершенствование

образовательных

систем

глобальная

проблема

педагогического

сообщества

передовых

стран

нашей

планеты

.

Приоритетной

целью

образования

становится

развитие

у

школьников

способности

самостоятельно

ставить

учебные

цели

,

проектировать

пути

их

реализации

,

контролировать

и

оценивать

свои

достижения

.

Достижение

данной

цели

становится

возможным

благодаря

формированию

системы

универсальных

учебных

действий

:

личностных

,

регулятивных

,

познавательных

и

коммуникативных

.

Для

формирования

универсальных

учебных

действий

необходимы

новые

технологии

,

в

том

числе кейс

технология

,

применение

которой

формирует

у

учащихся

умение

слышать

,

слушать

и

понимать

партнёра

,

планировать

и

согласованно

выполнять

совместную

деятельность

,

распределять

роли

,

уметь

договариваться

,

вести

дискуссию

,

правильно

выражать

свои

мысли

в

речи

,

оказывать

поддержку

друг

другу

.

Почему

так

важно

апробировать

кейс

-

технологию

?

Она

способствует

формированию

у

школьников

универсальных

учебных

действий

,

что

является

составляющей

фундаментального

ядра

содержания

образования

младших

школьников

.

Кейс

-

технология

достаточно

сложное

явление

в

методике

преподавания

.

Данная

технология

состоит

из

различных

методов

:

а

)

Метод

инцидентов

.

Цель

метода

поиск

информации

самим

учеником

,

и

как

следствие

обучение

его

работе

с

необходимой

информацией

,

её

сбором

,

систематизацией

и

анализом

.

Данная

форма

работы

требует

много

времени

.

Может

применяться

в

старшей

школе

.

б

)

Ситуационно

-

ролевая

игра

.

Цель

в

виде

инсценировки

создать

в

классе

правдивую

ситуацию

и

затем

дать

возможность

оценить

поступки

и

поведение

участников

игры

.

Часто

используется

в

начальной

школе

.

в

)

Метод

разбора

деловой

корреспонденции

.

Метод

основан

на

работе

с

документами

и

бумагами

,

относящимися

к

той

или

иной

ситуации

,

проблеме

.

Не

возможен

в

начальной

школе

,

однако

в

младших

классах

даются

основы

работы

с

деловой

статьёй

на

уроках

окружающего

мира

,

что

имеет

огромное

значение

для

дальнейшей

работы

в

средней

школе

.

г

)

Метод

дискуссии

.

Дискуссия

обмен

мнениями

,

по

какому

либо

вопросу

в

соответствии

с

более

или

менее

определёнными

правилами

процедуры

.

д

)

Метод

кейс

-

стади

Метод

основан

на

разборе

конкретных

ситуаций

.

е

)

Игровое

проектирование

.

Цель

-

процесс

создания

или

совершенствования

проектов

.

Широко

используется

в

начальной

школе

.

Любой

кейс

дает

возможность

преподавателю

использовать

его

на

различных

этапах

образовательного

процесса

:

на

стадии

обучения

,

на

стадии

проверки

результатов

обучения

.

Какие

же

формируются

навыки

у

учащихся

или

как

записано

в

ФГОС

второго

поколения

универсальные

учебные

действия

?

Формируемые

навыки

:

аналитические

практические

творческие

коммуникативные

социальные

самоанализ

Именно

они

обеспечивают

реализацию

УВП

в

технологии

сотрудничества

учителя

и

уч

-

ся

,

а

не

командной

формы

обучения

.

При

создании

кейса

следует

учитывать

:

1)

Для

кого

и

с

какой

целью

пишется

кейс

?

2)

Чему

должны

научиться

дети

?

3)

Какие

уроки

они

из

этого

извлекут

?

Представляю

этапы

,

которые

отражают

классическую

форму

работы

учащихся

с

кейсом

:

I

этап

знакомство

с

ситуацией

,

её

особенностями

;

II

этап

выделение

основной

проблемы

;

III

этап

предложение

тем

для

«

мозгового

штурма

»;

IV

этап

анализ

последствий

принятия

решения

;

V

этап

решение

кейса

Учитель

в

свою

очередь

:

даёт

«

ключи

»

к

разгадке

в

форме

дополнительных

вопросов

,

сам

даёт

ответ

или

ничего

не

предпринимает

,

пока

учащиеся

работают

над

проблемой

.

По

тестовым

методикам

было

выявлено

отношение

учащихся

к

использованию

кейс

-

технологи

.

Критерии

,

отобранные

для

исследования

результатов

использования

новой

организации

и

технологии

обучения

,

определяли

:

эмоциональное

состояние

учащихся

на

уроке

;

степень

восприятия

учащимися

новой

организации

учебной

деятельности

;

освоение

учащимися

учебного

материала

;

формирование

умений

учебной

деятельности

и

коллективной

работы

.

Учащимся

была

предложена

анкета

«

Твоё

отношение

к

использованию

на

уроках

технологии

кейс

обучение

»

и

даны

варианты

ответов

:

а

)

нравится

,

б

)

равнодушен

,

в

)

не

нравится

.

Были

получены

следующие

результаты

:

нравится

– 66%,

не

нравится

– 11%,

равнодушны

– 23%.

Итоги

анкетирования

позволяют

сделать

вывод

о

том

,

что

большинство

учащихся

положительно

относятся

к

применению

на

уроках

технологии

кейс

-

обучения

.

Можно

предположить

,

что

кейс

-

обучение

в

групповой

форме

повышает

интерес

к

предмету

,

позволяет

детям

самим

включаться

в

процесс

исследования

,

самим

получать

знания

,

добиваться

поставленной

цели

,

самим

искать

ответы

на

поставленные

вопросы

.

Анализ

диагностических

работ

в

классах

,

где

проводились

уроки

с

использованием

технологии

кейс

-

обучение

в

групповой

форме

и

в

классах

,

где

кейс

-

обучение

не

применялось

,

показал

,

что

результаты

их

не

очень

отличаются

.

Однако

точно

можно

отметить

изменения

в

учебных

умениях

учащихся

.

Было

установлено

,

что

:

-

выделять

главное

в

тексте

могут

– 62%

-

уверенно

работать

со

справочной

литературой

– 40%

-

находить

нужную

информацию

в

учебнике

– 60%.

Таким

образом

,

можно

отметить

,

что

учащиеся

более

уверенно

находят

необходимую

для

них

информацию

,

ставят

вопросы

к

тексту

.

В

итоге

дети

учатся

получать

знания

самостоятельно

.

В

результате

работы

я

пришла

к

выводу

,

что

использование

технологии

кейс

-

обучение

в

групповой

форме

:

-

формирует

у

учащихся

умение

высказывать

свои

мысли

,

ставить

вопросы

к

тексту

-

развивает

мыслительную

деятельность

учащихся

-

способствует

применению

на

практике

полученных

знаний

-

учит

предлагать

собственный

(

или

групповой

)

взгляд

на

проблему

.

Метод

кейс

-

обучение

в

групповой

форме

способствует

:

-

активизации

деятельности

учащихся

на

уроках

-

развитию

познавательной

деятельности

-

лучшему

запоминанию

изученного

материала

-

развитию

коммуникативных

действий

(

умению

слышать

,

слушать

и

понимать

партнёра

,

согласованно

выполнять

совместную

деятельность

,

вести

дискуссию

,

оказывать

поддержку

друг

другу

).

Данные

качества

необходимы

не

только

в

учебной

деятельности

,

но

и

в

жизни

.



В раздел образования