Автор: Чумакова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Загривский детский сад №21"
Населённый пункт: деревня Загривье Сланцевского района Ленинградской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«
«
О
О
Т
Т
З
З
Е
Е
Р
Р
Н
Н
А
А
Д
Д
О
О
К
К
А
А
Р
Р
А
А
В
В
А
А
Я
Я
»
»
.
2016 г.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся
друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и
ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец
остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали
вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого
свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без
исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной
перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей
встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить,
самому отведать
и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб
соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и
отношении к нему этот проект.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Основными
методом в осуществлении проекта является исследовательская работа, в ходе которой
дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и
представляют их в виде рисунков, фотографий. В ходе работы над проектом формируются
коммуникативные навыки, умение работать в команде.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая
пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы
представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб.
Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на
столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки
испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей,
выращивающих хлеб.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с хлебом.
ЗАДАЧИ:
Расширить представления детей об окружающим миром;
Способствовать развитию умственных способностей: анализ ,синтез,
классификация, сравнение, обобщение;
Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей;
Развивать у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении
экспериментов;
Обогащать словарный запас;
Формировать социально-личностные качества: коммуникативность,
любознательность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и
саморегуляция своих действий;
Разнообразить формы взаимодействия родителей и детей;
ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный с 01.03.2016 г. по 01.04.2016 г.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский
МЕТОДЫ:
обследование
наблюдение
чтение художественной литературы
рассматривание произведений искусства
беседы
опытно-эксперементальная деятельность
проведение диагностики
конструктивно-продуктивная деятельность
работа с родителями
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В итоге нашей работы мы ожидаем получить следующие результаты:
Дети узнают весь процесс получения хлеба.
Дети будут понимать, и уважать труд хлеборобов.
Научаться ценить хлеб
I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Обогащение среды: подбор художественной литературы по теме «Хлеб»;
Подбор репродукций русских художников на заданную тему;
Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
Диагностика.
Взаимодействие с родителями:
- совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе;
- совместное инсценирование сказки «Колобок»;
- изготовление «Книги интересных рецептов».
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ:
1.
Проведение цикла тематических занятий.
2.
Проведение экспериментальной деятельности.
3.
Взаимодействие с родителями: организация совместной деятельности детей и
родителей по предложенной теме.
4.
Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.
I
I
I
I
I
I
Э
Э
Т
Т
А
А
П
П
–
–
З
З
А
А
К
К
Л
Л
Ю
Ю
Ч
Ч
И
И
Т
Т
Е
Е
Л
Л
Ь
Ь
Н
Н
Ы
Ы
Й
Й
:
:
Диагностика детей
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Изменилась познавательная активность детей;
Расширили представления детей об окружающем мире;
Систематизировали знания о производстве хлеба;
Научились бережно относиться к хлебу;
Познакомились с видами хлебоуборочной техники;
Закрепили знания о труде взрослых;
Научились анализировать, сравнивать и обобщать;
Обогатили речь новыми словами;
Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в
группе;
Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.
Продукт проектной деятельности:
1
.Диагностика детей старшего дошкольного
возраста по теме.
2.Перспективный план работы по заданной теме.
3.Картотека дидактических игр по заданной теме:
4.Конспекты занятий по заданной теме.
5. Продукты детской деятельности.
6. Схемы, зарисовки.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА:
Замесили тесто и испекли сами булочки-«жаворонки»;
Булочки испеченные своими руками особенно вкусны и аппетитны!
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
ПОЗНАНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ
ТРУД
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
О
О
Б
Б
Е
Е
С
С
П
П
Е
Е
Ч
Ч
Е
Е
Н
Н
И
И
Е
Е
П
П
Р
Р
О
О
Е
Е
К
К
Т
Т
Н
Н
О
О
Й
Й
Д
Д
Е
Е
Я
Я
Т
Т
Е
Е
Л
Л
Ь
Ь
Н
Н
О
О
С
С
Т
Т
И
И
:
:
Lenagold
Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
Журнал "Воспитатель" №4 2009 год
Блинов Г. «Что узнал Стобед о хлебе?»
Дацкевич В. От зерна до каравая. Фотокнижка. – М: «Детская литература», 1985.
– С.24.
Мархоцкий Я.Л. «Его величество хлеб»
Савватева И. «Испекли мы каравай»
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
ПЕРСПЕКТИВА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ РАБОТУ:
Познакомить детей как в старину люди растили хлеб ;
Как называется хлеб у других народов;
Хлеб блокадного Ленинграда.