Автор: Горбунова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классрв
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: Город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность на уроках в системе РО."
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность на уроках в системе РО.
Исследование по словарю Ожегова процесс действия ,научный труд.
Целью РО является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. В
самом общем смысле быть субъектом- значит быть хозяином своей деятельности, своей
жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта –
умение учиться, т.е. учить себя.
Одним из принципов этой цели в РО является принцип исследования и поиска- знания не
даются в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами
обнаруживают в процессе решения учебных задач.
Исследовательская деятельность осуществляется на всех типов уроков в РО. Например, на
ПУЗ на математике во 2 классе, при изучении таблицы умножения на 9, учащиеся находят
принципы построения её(сумма цифр числа равна 9:1+8,2+7 и т. Д.; произведение
начинается на единицу меньше второго множителя…..) и благодаря этим принципам
учащиеся запоминают таблицу быстрее.
Или на уроках РПЗ по математике в 4 классе, при изучении темы: «деление многозначных
чисел на однозначное», учащимся предлагается решить примеры типа : 2406:2, 4086:2,
280:2,при решении которых учащиеся допускают ошибки не обращая внимания на нуль. У
них получаются такие результаты :123, 243,14, что не правильно. Путём исследования в
парах, они используя алгоритм действия деления ,сделав проверку , учащиеся понимают,
что в каждом частном должно получиться число большее по количеству цифр ,значит нуль
нужно делить на делимое.
Даже на уроках контроля и оцени учащимся предлагается исследовать деление и по нему
найти результат умножения( математика 4 класс «деление многозначных чисел на
однозначное»)
:З =
На уроках окружающего мира учащиеся тоже занимаются исследовательской
деятельностью. На этих уроках они ставят гипотезы, проводят различные эксперименты и
опыты ,решая таким образом задачи урока.
Например.4 класс. Тема: «Форма Земли»
В группах учащиеся, чтобы ответить на вопрос урока, занимались исследованием: одна
группа, с помощью снимков из космоса, решала эту задачу; другая- путешествовала с
помощью кораблика по парте и мячу; третья группа- рассматривали тени от различных
предметов и последняя группа смотрели на предметы с разной точки( под разным углом).
И при отчёте групп о своём исследовании, все пришли к единому мнению, что Земля
имеет форму шара.
Открытие с которым ученик сталкивается на уроке самостоятельно, приводит к прочным и
осознанным знаниям, нежели те , которые выдаёт ему учитель.
Горбунова Т.В.