Напоминание

"Жизнь дана на добрые дела"


Автор: Антюхова Анжелика Генадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: ПРОЕКТ по социально - коммуникативному развитию с учетом гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций
Тема: "Жизнь дана на добрые дела"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

по социально - коммуникативному развитию с учетом гендерного подхода,

индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Актуальность.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача

дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное

место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали,

регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок

начинает

активную

жизнь

в

человеческом

обществе,

он

сталкивается

с

множеством

проблем и трудностей. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся

нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить

детей

ради

сохранения

материальных

благ.

Мы

начинаем,

спокойно

относится

к

повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для

родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому

одной

из

задач

нашей

работы

является

воспитание

гуманного

эмоционально-

положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Все

это

способствовало

возникновению

идеи

создания

социа льно-

ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Жизнь дана на добрые дела»

в подготовительной группе «Воробышек».

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного

отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский отмечал, что дружба – это

школа

воспитания

человеческих

чувств.

Дошкольный

возраст

является

наиболее

благоприятным периодом для формирования дружбы. «…Добрые чувства должны уходить

своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не

воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с

познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием

тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную

школу – школу воспитания добрых чувств». Старший дошкольный возраст – период

формирования начальных представлений о доброте, дружбе и зарождения дружеских

взаимоотношений.

К старшему дошкольному возрасту происходит значительная перестройка дружеских

взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но пытаются объяснить само

слово

«дружба».

Старшие

дошкольники

придают

большое

значение

нравственным

качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам. Они проявляют

постоянство

в

дружбе,

испытывают

потребность

в

постоянном

общении,

совместной

деятельности. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже по двое. В

свое содружество они не допускают других детей и ревниво следят за этим. Задача

педагога – сохранять дружеские объединения, способствовать благотворному влиянию

дружбы на каждого ее члена. Но не допускать изолированности детей от всей группы.

Дружба,

как

наиболее

близкая

связь

между

детьми,

ускоряет

процесс

действенного

осознания социальных взаимоотношений. Качественной характеристикой уровня развития

любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. В

детском

коллективе

общественное

мнение

формируется

по

мере

осознания

детьми

принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по

мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом. В группе детей

дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде

одинаковых

представлений

о

нормах

взаимоотношений,

но

и

может

активно

использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива

и как основа коллективных взаимоотношений.

Дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых и сверстников. От этой

оценки

зависит

эмоциональное

благополучие

ребенка

в

группе.

Часто

причиной

нежелания ребенка идти в детский сад является несовпадение его мнения о самом себе с

мнением сверстников. Поэтому важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с

самого начала имело правильную нравственную направленность.

Педагогическое

влияние

должно

быть

ориентировано

на

во спитание

доброжелательного

и

требовательное

отношение

детей

друг

к

другу.

Исследования

показали, что решение данной проблемы наиболее продуктивно в условиях организации

совместной трудовой деятельности. При этом, чем яснее для дошкольников общественная

цель

деятельности,

тем

требовательнее

они

друг

к

другу,

чтобы

добиться

хороших

результатов. Необходимо также развивать у детей самокритичность и требовательность к

себе.

Детские

взаимоотношения

регулируются

нравственными

нормами

и

правилами.

Знание правил поведения облегчает ребенку процесс социализации.

И правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило

имеет частный и более узкий смысл. Норма носит более обобщенный характер, оно

характеризует

общую

направленность

отношений

и

поведения

и

конкретизируется

в

правилах.

Цель

проекта:

Нравственное

воспитание

старших

дошкольников

посредством

совершения добрых поступков.

Формирование нравственных основ личности у детей

дошкольного

возраста,

через

дружеские

взаимоотношения

между

детьми,

развитие

толерантности.

Задачи проекта:

Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми;

Развивать

эмоции

и

мотивы,

способствующие

формированию

коммуникативных

умений и навыков; уважения к окружающим людям;

Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру

природы и окружающего мира в целом;

Прививать

любовь

к

Отечеству,

воспитывать

чувства

гордости

за

историю

становления

страны

и

потребности

защищать

Родину.

Осваивать

и

наследовать

лучшие традиции отечественной культуры.

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать

для них добрые дела.

Уточнить

представление

детей

о

добрых

и

злых

поступках

и

их

последствии,

развивать умение высказывать суждения.

Воспитывать

уважение

к

людям

разных

национальностей

и желание

оставлять

“добрый след” о себе в душах людей.

Участники проекта

: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги МДОУ.

Тип проекта: общественно-полезный,

социально – ориентированный.

Срок реализации: 1 учебный год.

Практическая значимость

В

ходе

деятельности

дети

учатся

проводить

анализ

конкретных

случаев,

возникающих

в

жизни.

Детям

даётся

возможность

разобраться

в

сложном

мире

человеческих взаимоотношений, учатся различать плохие и хорошие поступки, а так же

выработать

такие

качества

характера

как,

отзывчивость,

доброжелательность,

сопереживание. В дальнейшем дети учатся переносить полученные знание и опыт в

обычную жизнь, что позволяет им лучше и успешнее адаптироваться к социальному миру.

Вид проекта

По количеству участников – коллективный

По контингенту участников – одновозрастной

По продолжительности – средней продолжительности

По приоритету – практико – ориентированный

Предполагаемые результаты реализации проекта.

1. Создание перспективного плана работы по данной теме.

2. Сокращение количества детей с проявлением гнева и недоброжелательности

3. Разработка рекомендаций для педагогов по применению игр для развития таких качеств

личности

как,

доброта,

отзывчивость,

неравнодушие

в

свободной

деятельности

с

дошкольниками.

Основные формы работы:

цикл этических бесед;

использование специально подобранных дидактических игр;

совместные занятия с родителями;

использование родителями рекомендаций педагогов, упражнений и игр в общении с

ребенком дома;

размещение информации в родительском уголке;

развлечения;

проведение акций;

рисование на нравственные темы;

чтение и обсуждение произведений художественной литературы;

решение проблемных ситуаций;

просмотр

телепередач,

мультфильмов

и

театрализованных

представлений,

с

последующим обсуждением;

рассматривание иллюстраций на нравственные темы;

составление детских проектов по исследованиям на различные нравственные темы.

знакомство

с

малыми

фольклорными

формами

(пословицы,

поговорки,

считалки,

дразнилки и т.п.)

использование игр — драматизаций.

Реализуемые мероприятия.

Цель: закрепление нравственных норм поведения, как в быту, так и на основе

народных литературных произведений;

НОД:

«Мы все разные, мы все равные»

Формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей;

понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры.

Международный день толерантности. (16.11)

Познакомить

с

понятием

«толерантность»

(терпимость).

Способствовать

развитию

положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для

приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Сказкотерапия «Зимовье зверей»

развитие

социального

прогнозирования;

развитие

связной

речи;

развитие

познавательного интереса; коррекция и развитие психомоторной сферы; коррекция и

развитие коммуникативных навыков; развивать умение видеть добрые поступки;

Игровое «Творить добро приятно»

способствовать осознанию того, что дружба играет важную роль в общем деле; создать

условия для проявления детьми дружеских чувств в различных ситуациях; создать

условия для проявления доброты к друг другу.

«Если добрый ты…»

осмысление и понимание слов “доброта, добрый”; ознакомление с устным русским

народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой

окраской; воспитание на доступных детскому восприятию ситуативных примерах и

образах

любимых

мультипликационных

персонажей

таких

положительных

качеств

личности,

как

доброта,

всепрощение,

искренность,

милосердие,

уважение

к

окружающим.

«Добро не умрет, а зло пропадет»

продолжать осмысление и понимание слов “доброта, добрый”; ознакомление с устным

русским

народным

творчеством

(пословицами

и

поговорками)

и

скрытой

в

них

смысловой окраской; воспитание на доступных детскому восприятию ситуативных

примерах и образах любимых мультипликационных персонажей таких положительных

качеств личности, как доброта, всепрощение, искренность, милосердие, уважение к

окружающим.

Творческое

закреплять понимание того, что дружба доставляет радость общения друг с другом;

развивать умение не допускать насмешек равнодушия, обидных прозвищ; показать о

то, что с помощью доброты можно многого добиться.

Ситуативные разговоры:

«К чему приводят ссоры».

«А как бы поступил ты?»

«Как решить проблему

Этические беседы.

«Что такое толерантность».

«Еще один секрет вежливости»;

«Глупые ссорятся, а умные договариваются»;

«Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»;

«Добрые дела»;

«Не сиди, сложа руки – так не будет и скуки»;

«Если с другом вышел в путь»;

«Дружат дети всей земли» (по статье Конвенции «Все дети равны, независимо от расы и

национальности»);

«Драться или договариваться»;

«Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»;

«Кнам гости пришли» - рассказы родителей о своих школьных друзьях;

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

Смешарики «Кто первый?»;

«Кот Леопольд»;

«Лунтик»;

«Зимняя сказка»;

«Мой друг зонтик»;

Инесса Ковалевская «Четверо с одного двора»;

«Малыш и Карлсон»;

«ДРУЖБА Барбарики»;

«Волшебник из страны Оз»;

«Ростик и Кеша»;

«Дружба врозь»;

«Пушок и Дружок»;

Мультфильм Винкс «Проверка для Блум»;

«Трое из Простоквашино»;

«Просто так»

Чтение художественной литературы:

«Вовка - добрая душа» А. Барто;

«Просто старушка», «Волшебное слово» В. Осеева;

«Два товарища», «Косточка» Л. Н.Толстой;

«Дружу с мальчишкой» Д. Ландонщиков;

«Дом с трубой и без трубы» А. Седугин;

«Жадина» Э. Мошковская;

«Подруги» А. Фомин;

«Дружба» И. Туринич;

«Подарок» Е. Благинина;

«Два друга» Л. Квитко;

«Необычная дружба», «Веронина макаронина»;

«Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского.

русская народная сказка «Лиса и журавль»;

эстонская сказка «Каждый свое получит»;

«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» С.Маршак;

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» В. Маяковский

Игры:

«Цветок желаний»;

«Если есть хороший друг», «Найди друга»;

«Хорошо – плохо»;

«Доскажи словечко», «Наши добрые слова»;

«Кулачки-ладошки»;

«Найди пару»;

«Кто первым поздоровается?»;

«Спиной друг к другу»;

«Где мы были, мы не скажем»;

«Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»;

«Подарки», «Позови ласково»;

«Слепой и поводырь»;

«Паутина»;

«Путаница»;

«Обруч»;

«Дорожка препятствий».

«Доброе животное»;

«Маленький остров»;

Фото – выставка

«А мы бываем вот такие»

Интервью - опрос «Что такое дружба? Какие добрые дела вы сделали? Какое добро

сделали для вас? А что больше всего вам запомнилось?»

Сюжетно – ролевая игра

«Семья»;

«Детский сад»;

«Поликлиника»;

Продуктивная деятельность

Рисование «Рисунок другу»;

Рисование портретов «Отгадай моего друга»;

Изготовление сувениров – подарков для малышей (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;

Рисование «Нарисую друга»;

Аппликация на тему «Хоровод дружбы»;

Выставка творческих работ «На пороге школы».

Акции

«Подари улыбку другу»

«Подари добро»

Работа с родителями:

Цель: вовлечение родителей в совместное с дошкольным учреждением

формирование нравственных норм поведения ребенка;

«Аллея выпускников» - субботник по озеленению и благоустройству участка

Творческая мастерская «Оденем кукол в национальные костюмы».

Благотворительная акция «Подари добро»

Совместная деятельность детей и родителей «Нарисуй пословицу о дружбе»;

Выпуск газеты «Наши джентльмены» (о мальчиках группы)

Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;

Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы);

Подготовка к выпускному балу, оформление музыкального зала, стенгазет и баннеров

«Я выпускник»;

Ожидаемые результаты:

Сформируются у детей уважение к окружающим людям и миру в целом, через развитие

эмоций и мотивов, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков,

а также нравственные основы личности:

толерантность;

терпимость;

сдержанность;

умение находить компромисс;

отзывчивость;

доброжелательность;

умение играть сообща.



В раздел образования