Авторы: Волкова Жанна Александровна, Кондращенко Марина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №16 Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "МУЗЕЙ "ЧУКОВИНОК"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «МУЗЕЙ «ЧУКОВИНОК»
авторы: старший воспитатель Ж.А. Волкова
воспитатель М.Н. Кондращенко
Задачи:
1.
Продолжать знакомить детей с биографией и творчеством К.И.Чуковского.
2.
Развитие воображения и чувства юмора.
3.
Работа над образом с помощью пантомимических средств выразительности.
4.
Продолжать знакомить детей с различными видами театров для
дошкольников: навыки кукловождения в театре больших «топотушек».
Материал:
1.
Портреты К.И.Чуковского в молодости и старости.
2.
Портреты детей и внуков К.И.Чуковского.
3.
Книги с иллюстрациями для сопровождения рассказа о невыдуманных
«чуковинках».
4.
Дерево с карточками на липучках для игры «обувь»
5.
Музыкальное сопровождение для танца больших «топотушек»
Ход занятия.
1.
Невыдуманные «чуковинки»
Главная «чуковинка» нашего музея – это, конечно, сам Корней Иванович
Чуковский. Обычно, он предстает на всех фотографиях и портретах бодрым,
высоким и стройным старичком, во всем благополучным, который когда-то
спокойно жил в своем Переделкине под Москвой и писал чудесные сказки.
И это неудивительно. Чуковский придерживался правила: автор должен
непременно быть счастлив, когда пишет для детей. И он был счастлив в эти
моменты.
Вот
как
К.И.Чуковский
рассказывал
о
замысле
создания
«Мухи-
Цокотухи»:
«У меня часто бывали приливы радости и веселья, идешь по улице и
бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов
расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню…
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив какой-то запыленный
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о
Мухиной свадьбе, причем чувствуя себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке сразу два праздника… Я всей душой отпраздновал оба».
Ребята,
а
вы
можете
вспомнить,
какие
праздники
имел
в
виду
К.И.Чуковский?
На самом деле этому веселому человеку выпала нелегкая судьба. Он
успел пожить во времена, когда нашей страной управляли цари, и при советской
власти.
От
царей
ему
доставалось
за
злобные
статьи,
которые
оскорбляли
«величество». Однажды его за это чуть не посадили в тюрьму.
Советская власть ругала Чуковского за его… сказки. Да, да, за те сказки,
которые мы так любим и которые обзывали «чуковщиной».
В
детстве
Корнею
Ивановичу
тоже
досталось.
Николай
Васильевич
Корнейчуков,
а
это
настоящее
имя
Чуковского,
был
незаконнорожденным
сыном прислуги одного петербургского барина. Его отец не мог и не хотел
признавать своего сына, поскольку матерью Чуковского была простая служанка,
то есть человек «низшего звания». За этого Корнея Ивановича даже выгнали из
5-го класса гимназии. В то время расти без отца, считалось унизительным.
Может быть, именно поэтому сам Чуковский был замечательным папой.
У него было четверо
детей: два мальчика и две девочки. Николай, Лидия,
Борис, Мария. (Показать портреты детей К.И.Чуковского) Лидия и Николай,
когда
выросли,
тоже
стали
писателями.
К
сожалению,
Корнею
Ивановичу
пришлось пережить смерть
младшей дочки Марии, которая рано умерла от
такой неизлечимой по тем временам болезни как туберкулез, и младшего сына
Бориса, который погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Но имена
детей Чуковского, так же, как имена внучек и имена детей друзей, остались
надолго жить в стихах и сказках, которые мы так любим. Давайте, вместе
вспомним. Я начну, а вы заканчивайте. (Сопровождать показом иллюстраций
В.Конашевича из детских книг)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это – елочка мохнатая.
Это – козочка рогатая.
Это – дядя с бородой.
Это – дом с трубой»
«Ну, а это что такое,
непонятное, чудное,
с десятью ногами,
с десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка кусачая,
я сама из головы ее выдумала».-
«Что же ты бросила тетрадь,
перестала рисовать?»
«Я ее боюсь!» («Закаляка»)
+ «Бутерброд», «Головастики»
Му р оч ка
–
М а р и я
Ко р н е е в н а
Ч у к о в с к а я ,
м л а д ш а я
д о ч ь
К.И.Чуковского
«Так или не так»
Боба – Борис Корнеевич Чуковский,
младший сын К.И.Чуковского
«Приключения
Б и б и г о н а » ,
«Поросенок»
Тата и Лена – Наталья Николаевна
Чуковская
и
Елена
Николаевна
Чуковская, внучки К.И.Чуковского
«Крокодил», «Мойодыр»
К о к о ш е н ь к а ,
Т о т о ш е н ь к а ,
Лелешенька – дети
Лялечка
Портреты людей, ставших героями сказок К.И.Чуковского, - это тоже
невыдуманные «чуковинки» нашего музея.
2.
Выдуманные «чуковинки».
Воспитатель: - А теперь я вам покажу очень даже выдуманную «чуковинку». А
вы мне скажите, как она называется.
Воспитатель
достает
дерево
с
различными
видами
обуви.
Дети
догадываются, что это чудо-дерево.
Воспитатель: - Все правильно, это чудо-дерево. А раз оно – чудо, то с ним
можно поиграть. Каждый из вас с закрытыми глазами подойдет к дереву и
снимет карточку с изображением обуви. После чего глаза можно открыть и
попытать представить, как же в этой обуви ходят. Я включу музыку, и вы по
кругу отправитесь на прогулку в той воображаемой обуви, которая изображена
на карточке.
По окончании музыки можно предложить детям отгадать, кто в какой
воображаемой обуви ходил.
Игра на снятие возбуждения «Расти дерево»
Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что сделала Мурочка, когда ей прочли
сказку
«Чудо-дерево»?
Правильно,
она
посадила
свою
туфельку.
Давайте
представим, как из нее выросло дерево. Сначала из земли появился бутончик
(руки сложить перед грудью «бутончиком») Бутончик разросся в росточек
(Медленно поднимать руки «бутончиком» вверх) У росточка стали появляться
веточки (Скрестить кисти рук над головой ладонями наружу) И получилось
дерево. (Напрячь пальцы)
Музыкальная импровизация «Танец больших «топотушек»
Воспитатель: - Интересно, какие башмачки выросли на ваших деревьях? А я
знаю, какие. Посмотрите на свои ножки. Мало того, я уверена, что ваши
башмачки умеют танцевать. надо лишь немножко их потренировать. Знаете как?
Воспитатель предлагает детям снять обувь и надеть ее на руки. Далее
вспоминаются
танцевальные
движения
в
ЛлеткеЕеньке»,
которые
выполняются
руками.
Затем
все
вместе
исполняют
танец
больших
«топотушек».
Воспитатель:
-
Ну,
вот,
наша
первая
экскурсия
по
музею
«чуковинок»
закончилась. Думаю, что мы сможем продолжить в следующий раз.