Автор: Багаутдинова Альбина Талгатовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ СМК с. Стерлибашево
Населённый пункт: с. Стерлибашево
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования. Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС
и
реализации
Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано
с обновлением
научной,
методической
и
материальной
базы
обучения
и
воспитания. Одним из важных условий обновления является использование
новых
информационных
технологий.
На
сегодняшний
день
воспитателю
доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,
использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели
стали
для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование
ИКТ
является
одним
из
приоритетов
образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из
инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии. Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
т ак
как позволяет с р ед с т ва ми
мультимед иа ,
в
на иб оле е
д о с ту пно й
и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды
(ППРС)
ДОУ
на
сегодняшний
день
наиболее
актуален,
так
как
важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является
созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной
и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания
– техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача
ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры,
игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это
должно
стать
отправной
точкой
для
работы
над
целым
направлением
—
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование
педагогами
ИКТ,
в
виде
инструмента
развития
мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей
степени,
становится
соучастником,
помощником.
Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
-
реализовать
личностно-ориентированные,
дифференцированные
подходы
в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
-
оформление
групповой
документации
(списки
детей,
диагностика
развития, планирование,
мониторинг
выполнения
программ,
составление
отчетов).
-
подбор
познавательного
и
иллюстративного
материала
к
занятиям,
к совместной
образовательной
деятельности,
оформление
стендов,
групп,
кабинетов.
-
создание
презентаций
в
программе Microsoft Рower
Рoint в
различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает объединить
огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого
объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео
аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:
просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку
как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре.
Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный
мир один на один с компьютером.
- обучающие
программы. Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений,
у
него
развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает
думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование
в
учебно-
воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях
требует
тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится
от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10
минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо
выполнить
несложную
гимнастику для глаз.
Использование
компьютерных
технологий
в
деятельности
воспитателя
позволяет
внедрять
инновационные
процессы
в
дошкольное
образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии
всех
сфер
личности
дошкольника,
взаимодействии
с
родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1.
Инновационные
технологии
вовлекают
воспитанников
в
учебный
процесс,
способствуя
наиболее
широкому
раскрытию
их
способностей,
активизации
умственной
деятельности,
а
также
раскрытию
их
творческого
потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих
действий,
выявить
достижения
в
процессе
работы,
зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило
качество
проводимых
организационно-методических
мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало
и
стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые
невозможно
продемонстрировать
иными
способами.
Повышается
и
собственно
качество
наглядности,
и
ее
содержательное
наполнение.
В
частно сти,
прекрасные
возможно сти
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного
материала
из
разных
источников,
представленных
в
разных
формах,
оптимально
выбранных
и
скомпонованных
педагогом
в
зависимости
от
потребностей
детей
и
особенностей программы.