Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Багаутдинова Альбина Талгатовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ СМК с. Стерлибашево
Населённый пункт: с. Стерлибашево
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

в

настоящий

момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

дошкольного

образования. Информатизация

системы

образования

предъявляет

новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно

актуально

в

условиях

введения

ФГОС

и

реализации

Стратегии

развития

информационного

общества.

Мы

видим,

какие

значительные

перемены

происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано

с обновлением

научной,

методической

и

материальной

базы

обучения

и

воспитания. Одним из важных условий обновления является использование

новых

информационных

технологий.

На

сегодняшний

день

воспитателю

доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер,

использование

сети

интернет,

телевизор,

видео,

DVD,

различного

рода

мультимедиа

-

и

аудио-визуальное

оборудование.

Воспитатели

стали

для

ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование

ИКТ

является

одним

из

приоритетов

образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из

инновационных

направлений

являются

компьютерные

и

мультимедийные

технологии. Применение

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

т ак

как позволяет с р ед с т ва ми

мультимед иа ,

в

на иб оле е

д о с ту пно й

и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить

творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос

организации

предметно-пространственной

развивающей

среды

(ППРС)

ДОУ

на

сегодняшний

день

наиболее

актуален,

так

как

важным

критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является

созданная предметно-пространственная среда. ППРС должна быть вариативной

и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания

– техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача

ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры,

игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это

должно

стать

отправной

точкой

для

работы

над

целым

направлением

создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование

педагогами

ИКТ,

в

виде

инструмента

развития

мотивации

образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с

вербальных

методов

образования

на

методы

поисковой

и

творческой

деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в

большей

степени,

становится

соучастником,

помощником.

Использование

компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

-

реализовать

личностно-ориентированные,

дифференцированные

подходы

в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

-

оформление

групповой

документации

(списки

детей,

диагностика

развития, планирование,

мониторинг

выполнения

программ,

составление

отчетов).

-

подбор

познавательного

и

иллюстративного

материала

к

занятиям,

к совместной

образовательной

деятельности,

оформление

стендов,

групп,

кабинетов.

-

создание

презентаций

в

программе Microsoft Рower

Рoint в

различных

образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое

развитие», «Познавательное развитие» и др. Презентация помогает объединить

огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого

объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео

аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:

просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку

как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре.

Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный

мир один на один с компьютером.

- обучающие

программы. Выполняя

задания,

ребенок

учится

планировать,

выстраивать

логику

элемента

конкретных

событий,

представлений,

у

него

развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает

думать

прежде,

чем

делать.

Это

означает

начало

овладения

основами

теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование

сети

интернет

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного

процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его

использование

в

учебно-

воспитательных

целях

в

дошкольных

учреждениях

требует

тщательной

организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с

возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится

от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10

минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений

зрения

и

снятия

напряжения

с

глаз

необходимо

выполнить

несложную

гимнастику для глаз.

Использование

компьютерных

технологий

в

деятельности

воспитателя

позволяет

внедрять

инновационные

процессы

в

дошкольное

образование.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в

развитии

всех

сфер

личности

дошкольника,

взаимодействии

с

родителями

воспитанников,

организации

деятельности

воспитателя,

значительно

способствует повышению качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1.

Инновационные

технологии

вовлекают

воспитанников

в

учебный

процесс,

способствуя

наиболее

широкому

раскрытию

их

способностей,

активизации

умственной

деятельности,

а

также

раскрытию

их

творческого

потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат

своих

действий,

выявить

достижения

в

процессе

работы,

зафиксировать

моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков

работы

с

ними

позволяет

педагогу

намного

эффективнее

выполнять

поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило

качество

проводимых

организационно-методических

мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало

и

стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;

расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его

«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,

которые

невозможно

продемонстрировать

иными

способами.

Повышается

и

собственно

качество

наглядности,

и

ее

содержательное

наполнение.

В

частно сти,

прекрасные

возможно сти

создает

систематизация

и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации

больших

объемов

демонстрационного

материала

из

разных

источников,

представленных

в

разных

формах,

оптимально

выбранных

и

скомпонованных

педагогом

в

зависимости

от

потребностей

детей

и

особенностей программы.



В раздел образования