Автор: Ленская Елена Михайловна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Парфеново
Населённый пункт: с. Парфеново, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО"
Раздел: среднее образование
Ленская Елена Михайловна,
учитель физики и математики
МКОУ СОШ с. Парфеново
«Система оценки достижения планируемых предметных
результатов по математике в контексте требований
ФГОС ОО».
Одним
из
направлений
оценочной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями
Стандарта
является
оценка
образовательных
достижений
обучающимися.
Система оценки достижения планируемых результатов по математике
направлена
на
обеспечение
качества
математического
образования.
Она
должна
позволять
отслеживать
индивидуальную
динамику
развития
обучающихся, обеспечивать обратную связь для учителя, обучающихся и
родителей.
Основным объектом оценки предметных результатов по математике в
соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению
учебно-познавательных
и
учебно-практических
задач,
основанных
на
изучаемом
учебном
материале,
с
использованием
способов
действий,
соответствующих
содержанию
учебных
предметов,
в
том
числе
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных)
действий.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и
саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Сущность
системно
-
деятельностного
подхода проявляется
в
формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда,
когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной
деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Оценка не отметка (учитель отмечает вслух или жестом каждый успех
ученика). Успех – главный стимул для движения к познанию. Нужно хвалить
учеников,
оценивать
их
действия.
Но
не
просто
одним
только
словом
«хорошо», язык наш богат – нужно использовать его щедро. При оценивании
необходимо
сравнивать
ученика
только
с
самим
собой,
отмечая
его
личностный рост, его достижения. (слайд 4).
Чтобы
проследить
динамику
индивидуальных
образовательных
достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, учителю
необходимо знать, как работал ученик на уроке, понял ли он тему, научился
ли он на уроке чему – либо новому, какие испытал трудности, в чем их
причина.
Когда обучающимся в конце урока учитель задаёт два-три вопроса
о результативности их работы на уроке, о трудностях и о том, что хорошо
получилось выполнить сегодня на уроке, очень часто, отвечает лишь часть
учеников,
а
остальные
либо
просто
отмалчиваются,
либо
даже
не
задумываются об этом. Чтобы включить в процесс рефлексии всех учеников,
надо сделать этот процесс как можно более индивидуальным, конкретным
для каждого. Тогда ребенок начнет думать о себе, о своей работе на уроке, о
приобретенных новых знаниях и умениях, о своих победах или неудачах, о
путях преодоления препятствий, если такие возникают.
Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных
методик. Инструменты критериального оценивания можно считать во многом
универсальными, они могут вводиться в практику учителей, работающих на
разных школьных ступенях, и не ограничены рамками тех или иных пред-
метов. Инструменты самооценивания можно выделить в качестве отдельного
блока.
В
этот
перечень
входит
широкий
набор
методик:
от
простейших
сигнальных,
таких,
как
светофор
или
цветовые
дорожки,
до
достаточно
точных и разнообразных оценочных рубрик, в том числе для сложной и
тонкой самодиагностики. (слайд 5).
На
этапе
рефлексии
я
предлагаю
обучающимся
ответить
на
вопросы,
которые оформлены в виде таблицы. На
данном
этапе фиксируется новое
содержание,
изученное
на
уроке,
организуется
самооценка
учениками
собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель
и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и
намечаются дальнейшие цели деятельности.
В
т аблице
т акже
можно,
пользуясь
цветными
карандашами,
самостоятельно
оценить,
насколько
ученик
понял
материал,
может
ли
выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав
один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих таблицах: красный
цвет
—
это
сигнал
тревоги:
я
этого
не
могу,
мне
трудно,
жёлтый
—
неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне
всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв таблицы учеников, видит, кто из
них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Естественно,
что
ответить
на
предложенные
вопросы
для
многих
обучающихся
оказалось
очень
трудным
делом.
Гораздо
проще
сказать
учителю, что «Я не понял», чем ответить на вопрос, что именно ты не понял,
какое учебное действие оказалось выполнить наиболее сложно и почему.
Некоторые обучающиеся даже не хотят задуматься, а что же нового я узнал
сегодня на уроке, чему научился, а кто-то просто не может записать, то, что
от него требуется. Учитель осознает необходимость научить обучающихся
принципам
самооценки
и
способам
улучшения
собственных
результатов.
Учителю предстоит трудная, кропотливая, каждодневная работа по обучению
учащихся
алгоритму
самооценки,
прежде
чем
дети
научатся
правильно
формулировать свои мысли, начнут осмысленно подходить к своей учебной
деятельности на уроке.
Сейчас мы работаем под девизом «На каждом уроке я должен узнать что-
то новое, чему-то научиться». Иначе день прошёл зря.
Положительная динамика по данному вопросу начала прослеживаться.
Дети перестали ставить прочерк или оставлять графу незаполненной. Всё
реже стало слышно от учеников «Я не понял».
Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других
техник
формирующего
оценивания,
заключается
в
том,
что
в
процессе
познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только
результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но
и процесс работы, приводящей к этому результату.
Немаловажную
роль
в
системе
оценки
качества
образования
играет
рейтинговая
оценка.
Рейтинг
отражает
участие
школьников
в
любых
интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в
школе, так и за её пределами.
Рейтинговая
оценка
способствует:
повышению
учебной
мотивации
и
ответственности,
росту
социальной
активности,
ориентации
на
успех,
ф о р м и р о в а н и ю
б о л е е
а д е к в а т н о й
с а м о о ц е н к и .
Система
оценивания
должна
выстраиваться
таким
образом,
чтобы
обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая
навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Электронный
дневник
позволяет
узнать
средний
балл
ученика
по
предметам. Чтобы была возможность контролировать и фиксировать этот
средний балл, я завела таблицы среднего балла по математике по итогам
четверти в каждом классе. В конце четверти каждый ученик в дневник
записывает свой средний балл, затем определяем рейтинг каждого ученика по
предмету
в
классе.
В
конце
каждой
четверти
ученики
сравнивают
свои
результаты, делают выводы. Это помогает приучить учеников к регулярному
оцениванию своего труда и согласовать выставление отметки.
Если проанализировать результаты одного класса, то в 2013/2014 учебном
году (6 класс) средний балл по классу был 3,70, в 2014/2015 учебном году (7
класс) – 3,71. Средний балл практически остался на прежнем уровне, даже
чуть вырос. В другом классе средний балл становился ниже. Это повод для
размышления и коррекции в работе. Можно сравнивать средний балл по
различным классам и параллелям.
И ещё один момент, который я активно использую в своей работе – это
«Портфель достижения ученика».
«Портфель
достижений
ученика»
–
это
сборник
работ
и
результатов,
которые
показывают
усилия,
прогресс
и
достижения
ученика
в
разных
областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.),
а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих
самому
определять
цели
своего
дальнейшего
развития.
Основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами,
хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).
Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном
виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных таблиц
результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять
ученик.
В
нашей
школе
было
разработано
и
принято
на
заседании
педагогического
совета
Положение
о
портфеле
достижений
(портфолио)
учащихся основной и средней ступени обучения. Портфолио способствует
формированию
самостоятельности
мышления
обучающихся.
Основные
задачи портфолио: поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию
школьников, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельно сти
школьников,
выявлять
суще ствующий
у р о в е н ь
сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекции
в учебный процесс.